Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Гаврилова Елена Станиславовна

     Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка

                    урока русского языка

                           в  5 классе

                                   

                                     Разработала: учитель русского

языка и литературы ГБОУ СОШ № 164 Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

Гаврилова

Елена Станиславовна

             Тема урока  "Распространенные и       нераспространенные предложения"

Класс: 5

Предмет - русский язык

Учебник - «Русский язык. 5 класс», С.И.Львова, В.В.Львов, Москва, «Мнемозина», 2012г.

Название раздела, темы – Синтаксис. Пунктуация.

Тема урока «Распространенные и нераспространенные предложения»

Цель урока – Дать понятие о распространенных и нераспространенных предложениях.

Задачи:

       1.Образовательные:

учить характеризовать предложения по наличию второстепенных членов;

выполнять синтаксический разбор предложений;

распространять предложения.

2.  Практические: совершенствовать умения находить и выделять главные и второстепенные члены предложения.

3.   Воспитательные: воспитывать аккуратность; любовь к родному языку.

4. Развивающие: развивать связную речь учащихся; умение применять орфографические и пунктуационные правила; творческие способности учащихся.

Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий

                         

                        Планируемые результаты:

познавательные УУД:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  учебник,  видеопроектор, компьютер.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература:

  1. «Уроки русского языка в 5 классе» Поурочные разработки, С.И.Львова, Москва, «Мнемозина», 2011
  2. «Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богданова, Москва, Просвещение, 2007
  3. «Тематические зачеты по русскому языку 5 класс» А.Б.Малюшкин, Е.Ю.Рогачева, Москва, «Сфера», 2010

Межпредметные связи:  литература                

               Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (  http://www.testsoch.com

                                                     

                                                     СТРУКТУРА. Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организация начала занятия

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Постановка цели деятельности («Открытие» детьми нового знания)

Организация познавательной деятельности

Физкультминутка

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Включение в систему знаний и повторение

Рефлексия деятельности

Задание на дом

коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

 личностные:

самоопределение, установление связи  между целю учения и  ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание

личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Выбор способов решений в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации  и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

постановка и решение проблемы:   формулирование задач и целей урока;

познавательные: применение методов информационного поиска

коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

регулятивные:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

познавательные: структурирование знаний,

выбор наиболее эффективных способов решения задач,

логические: анализ объектов  с  целью выделения признаков,

регулятивные: саморегуляция, 

контроль (сличение знаний с эталоном)

регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

регулятивные:  оценка результатов работы.

коммуникативные: управление поведением партнера

познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов,

логические: выведение следствий,

коммуникативные:

владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли,

логические: анализ истинности утверждений,

регулятивные: оценка результатов работы

Учитель:  - Приготовьтесь к уроку. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Учитель:  - Начнем урок с проверки домашнего задания. Что нужно было сделать в упр.169? (Заменить предложения близкими по смыслу, чтобы подлежащее и сказуемое были выражены именами существительными в Именительном падеже).

- Прочитай предложение, назови основу.

- Какой частью речи выражены ---- и ==== ?

- Какой знак препинания необходимо поставить? Почему?

1. Подготовительная работа – анализ предложений из фрагмента текста А. Милна

- Кто написал историю о Винни-Пухе?

- Чем она закончилась?

- Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

2. Проверка

- Подчеркнуть основы, обозначить части речи.

3. Новый материал

- В этих предложениях много слов. Я сокращу и оставлю только по одному слову из каждого предложения. (Винни-Пух. Он)

- Что я оставила? Понятно о чем речь? Почему?

- Сравните с первым вариантом. Чем отличается?

- Чего лишились главные члены предложения?

- Кто догадался, как называются такие предложения?

4. Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.66, прочитайте правило.

- Предложения какого варианта распространенные?

- Почему?

- Как называются предложения второго варианта?

1. Работа с учебником. Упр.171(1)

- Списать предложения, подчеркнуть основу, дать характеристику по наличию второстепенных членов.

2. Устная работа – проверка усвоения материала.

- Послушайте предложения. Назовите основу. Дайте хар-ку по наличию второстепенных членов

Светает. Рано светает.

Плыли по небу тучки.

Прохлада освежает и бодрит.

Опять шумит, бушует непогода.

3. Выполнение работы по алгоритму.

- Распространите предложения.

Гром грохочет. (Весенний, первый, весело, звонко)

Лес удивляет. (Осенний, нас, красками, яркими)

Солнце село (Багровое, медленно, за море, синее)

В сильном классе (сильным ученикам) дополнительное задание – Сделать первое предложение вопросительным по цели высказывания, второе – восклицательным по интонации.

- Какими бывают предложения по цели высказывания, интонации, наличию второстепенных членов?

- Для чего нужны второстепенные члены?

- Какие члены предложения могут быть пояснены второстепенными?

- Насколько активно работали на уроке, какие ответы давали(полные, правильные, развернутые и т.д.)

 

Включение детей в деятельность.

Включение в работу, самоопределение

Самоанализ, самоконтроль, исправление ошибок

Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях

Коллективная проверка

Сравнительно-сопоставительный анализ

Рассуждения учащихся

Первичный вывод

Работа с предложениями, поиск цели урока, формулирование темы.

Предположения, самостоятельная работа с правилом в учебнике

Выполнение с доской, проверка

Самостоятельная  работа с алгоритмом, комментарии.

Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль, после анализа образца выполнения учителем.

Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.

Самооценка, рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Методическая разработка урока русского языка "Стили речи", 5 класс

Данный конспект  предназначен для проведения урока русского языка в 5 классе, ФГОС....

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...