Словосочетание. Урок для обучающихся 6 классов.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Разработка урока по русскому языку. Материал для обучающихся 6 класса. Тема урока: "Словосочетание".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku._6_klass.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Словосочетание»
( 6 класс )
Ход урока.
1. Организационный момент.
2 Активизация и систематизация знаний.
На доске записаны слова:
Пос…дить, чу?ствительное, пор…жаться, (в)т…плице, сер…дце, вс…гда.
-Прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющиеся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары слов запишите. (Дается время на выполнение задания).
- Назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
- Первая пара слов – посадить в теплице. (Орфограммы в словах объясняются, приводятся проверочные слова, выделяется корень).
- Какие еще слова можно объединить?
- Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова.
- Назовите третью пару слов.
- Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова. (Объясняется написание слов).
3. Формирование обучающимися темы и цели урока.
- Назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Посадить в теплице, чувствительное сердце, поражать всегда – это словосочетания.
Учитель записывает тему урока, а ученики в тетрадь.
- Отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске:
Цель:
повторить все, что … о .
развивать умения …… отличать от ….. и .
- Цель нашего урока: повторить все, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отличать словосочетание от слова и предложения.
4. Повторение теории.
Беседа:
- Скажите, из скольких и каких частей состоит словосочетание?
- Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
- Как связывается главное слово с зависимым?
- С помощью чего устанавливается смысловая связь?
- С помощью чего выражается грамматическая связь?
- Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
- Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях.
5. Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске:
1) маленький р..сток, …
2) пахнет ар..матно, …
3) прил..гать усилия,…
Справка: предл..жить решение, выглядит вел..колепно, красивое р..стение.
- Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней свое задание.
- Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
- По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для рядов?
- Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющихся в корне слов орфограммам.
- Какие словосочетания нужно включить в первый ряд?
- В первый ряд можно включить словосочетания маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил. + сущ.». Второй признак - одинаковая орфограмма: чередующаяся гласная в корне слова раст – рос – ращ.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ:
Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: приглагать усилия, предложить решение
Учитель: Назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
Физкультминутка.
Словарно-орфографическая работа.
- Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: летать в небе, идти далеко, генная инженерия ( объясняется значение последнего словосочетания ).
А теперь будьте особенно внимательны.
Первая часть нашего слова является слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
- Первая часть – ле, так как является первым слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражается с помощью предлога в и окончания –е.
- Вторая часть слова – ген, так как это первый слог зависимого слова генная в словосочетании генная инженерия, которое имеет состав «существительное + прилагательное».
- Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.
- Третья часть слова – да, так как является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.
- Какое слово у вас получилось?
- Это слово легенда.
- Ребята, что же такое легенда?
- Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
- Ребята, у слова легенда есть еще одно значение. Слышали ли вы выражение легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, т. е. о том, кто выполняет секретное задание.
Учитель: Послушайте легенду о прекрасном цветке ландыше. Из легенды выберите словосочетания.
С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как – то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в нее и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с ее красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
Запись на доске:
Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Славяне создали свою («прил.+сущ.») о ландыше.
Водяная царевна Волхова («гл.+сущ.»)
На свою беду она («гл.+сущ.»). Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать («сущ. +гл.»), но не нашла его на берегу.
(«Нар.+гл.») Волхова, («сущ.+ гл.») среди трав, превратившись в («прил.+Сущ.») с изумительным ароматом.
Итог урока.
- Скажите, о каком языковом явлении мы сегодня говорим на уроке?
- Расскажите все, что вы знаете о словосочетании.
- Является ли грамматическая основа предложения словосочетанием?
Дается задание на дом (на выбор учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе
Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой...
Методическая разработка урока в 8 классе "Строение и значение словосочетаний"
Тема: "Строение и значение словосочетаний".Цели: познакомить со строением и значением словосочетаний, научить выделять их в тексте, конструировать новые....
Конспект урока для 8 класса по теме "Словосочетание"
Цель урока: обобщить знания, умения, навыки по теме «Словосочетание»; уметь находить словосочетания в предложении, определять вид синтаксической связи, повторить морфемный разбор слов; формирование мо...
Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")
Презентация является частью урока-игры по теме "Словосочетание" для 8 класса...
Презентация к уроку для 8 класса по теме "Словосочетание" ("Пираты Карибского моря")
Приложение к уроку в 8 классе по теме "Словосочетание"...
Урок на тему: «Вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения» в 11 классе
Урок-презентация, исследование омонимичных явлений, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ, развитие культуры речи...
Урок ФГСР 3 класс Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения
Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения...