Русский язык. Урок-игра в 5 классе "Цветок знаний". Повторение по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.
Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока с дидактическим материалом | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка
Класс: 5.
Структура урока: четырехтактная.
Тема: Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.
Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний».
Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших данные темы:
Знать/понимать:
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-. Буквы ы и и после ц.
Уметь:
- употреблять слова с разными приставками и суффиксами,
- пользоваться орфографическими и морфемными словарями
Цели урока:
- закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»,
- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; ответственность за себя и каждого в группе,
- развивать внимание; абстрактное мышление; речь; усидчивость,
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Ход урока:
- Организационная часть урока.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка. Объявление задач урока.
- Сегодня на уроке мы повторим изученные темы и вырастим вместе «цветок знаний». Для этого нужно пройти некоторые совсем нелегкие испытания. Вы готовы к работе? Не боитесь трудностей? Я верю, что вместе у нас все получится!
Хочу напомнить, что после выполнения каждого задания нужно оценить свою работу. Начинаем!
II. Основная часть урока.
- Фронтальная работа (опрос)
- Чтобы начать подготовить почву для выращивания цветка нужно правильно ответить на вопросы № 1, 2, 3, 4 учебника на странице 183.
(Ответы учащихся)
- Работа в парах постоянного состава. (Тема «Чередующиеся гласные в корне слова»)
- Чтобы вырос стебелек, нужно выполнить задание № 1. (Карточка № 1.)
(Проверка – сверить с номером правильного ответа на закрытой доске)
- Работа в парах сменного состава. (Тема «Правописание приставок с буквами з и с на конце»)
- Листочки на стебельке покажутся, когда сделаем задание № 2. (Карточка № 2.)
- Работа в группах. (Тема «Буквы о – а в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-»)
- Чтобы расцвел цветок, вы должны дружно выполнить задание № 3. (Карточка № 3)
(Ответ сверяют с записанным на второй закрытой доске ответом)
- – Внимание! Пришло время немного отдохнуть. Отгадайте загадку:
Эта книга не проста,
Слов в ней много – больше ста.
Не учебник, не букварь.
Как называется? (Словарь)
- Удобрением для нашего цветка станет сообщение Бескоровайной Кати о словарях.
(Выступление ученицы)
- Индивидуальная работа учащихся.
Учебник, с. 184-185, упр. 454. Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют письменную работу в тетрадях.
- Заключительная часть урока.
- Подведение итогов работы на уроке.
- Мы с вами хорошо потрудились и вырастили с помощью своих знаний красивый цветок.
Оцените, пожалуйста, свою работу, работу напарника, группы и всего класса известными вам знаками.
- Рефлексия «Глаголом жги сердца людей!».
- Расскажите о нашем уроке, используя различные глагольные формы при описании работы в парах, группе, самостоятельно. Например:
Я хотел(а)…. хочу…. и захочу…. (Примеры записаны на доске)
Я знал(а)…. знаю…. и узнаю….
Карточка № 1 Ф. И. _____________________
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) прор..сти, проск..чить
2) сл..гаемое, жук-пл..вунец
3) выр..щенный, вым..кнуть
4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение
Карточка № 2 А. Ф. И. _____________________
1. Прочитай задание.
2. Вставь пропущенные буквы. Ответник
Номер карточки | Правильный ответ |
2 Б | 1 |
2 В | 4 |
2 Г | 4 |
3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.
4. Обозначь крестиком правильный ответ.
5. Проверь ответ у учителя.
6. Найди напарника.
7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.
8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 6 и 7.
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву З?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) ра..чихался, ..делал
2) бе..душный, ра..пелся
3) ра..веселить, и..менился
4) и..клевал, во..кликнул
Карточка № 2 Б Ф. И. _____________________
- Прочитай задание.
Ответник
Номер карточки | Правильный ответ |
2 А | 3 |
2 В | 4 |
2 Г | 4 |
2. Вставь пропущенные буквы.
3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.
4. Обозначь крестиком правильный ответ.
5. Проверь ответ у учителя.
6. Найди напарника.
7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.
8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) ра..чихался, ..делал
2) бе..душный, ра..пелся
3) ра..веселить, и..менился
4) и..клевал, и..вёлся
Карточка № 1 Ф. И. _____________________
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) прор..сти, проск..чить
2) сл..гаемое, жук-пл..вунец
3) выр..щенный, вым..кнуть
4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение
Карточка № 1 Ф. И. _____________________
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) прор..сти, проск..чить
2) сл..гаемое, жук-пл..вунец
3) выр..щенный, вым..кнуть
4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение
Карточка № 1 Ф. И. _____________________
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) прор..сти, проск..чить
2) сл..гаемое, жук-пл..вунец
3) выр..щенный, вым..кнуть
4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение
Карточка № 2 В Ф. И. _____________________
1. Прочитай задание. Ответник
Номер карточки | Правильный ответ |
2 А | 3 |
2 Б | 1 |
2 Г | 4 |
2. Вставь пропущенные буквы.
3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.
4. Обозначь крестиком правильный ответ.
5. Проверь ответ у учителя.
6. Найди напарника.
7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.
8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) ..делал, бе..делье
2) бе..душный, ра..пелся
3) ра..веселить, и..менился
4) ра..качал, бе..шумный
Карточка № 2 Г Ф. И. _____________________
1. Прочитай задание. Ответник
Номер карточки | Правильный ответ |
2 А | 3 |
2 Б | 1 |
2 В | 4 |
2. Вставь пропущенные буквы.
3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.
4. Обозначь крестиком правильный ответ.
5. Проверь ответ у учителя.
6. Найди напарника.
7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.
8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.
В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву З?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) ра..стелил, и..ранил
2) ..говорились, ра..клеил
3) ..дувает, ра..гибает
4) ра..мечтался, ра..думал
Карточка № 3
- Один человек из группы читает текст вслух.
Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.
- Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.
О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) -гор-//-гар-
2) -раст-//-рос-
3) -лаг-//-лож-
4) -скак-//-скоч-
- Обозначьте крестиком правильный ответ.
Карточка № 3
- Один человек из группы читает текст вслух.
Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.
- Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.
О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) -гор-//-гар-
2) -раст-//-рос-
3) -лаг-//-лож-
4) -скак-//-скоч-
- Обозначьте крестиком правильный ответ.
Карточка № 3
1. Один человек из группы читает текст вслух.
Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.
- Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.
О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?
1 | 2 | 3 | 4 |
1) -гор-//-гар-
2) -раст-//-рос-
3) -лаг-//-лож-
4) -скак-//-скоч-
- Обозначьте крестиком правильный ответ.
Ответник
Номер карточки | Правильный ответ |
1 | 2 |
2 А | 3 |
2 Б | 1 |
2 В | 4 |
2 Г | 4 |
3 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...
Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...
Технологичекая карта занятия по русскому языку в 8 классе на тему "Повторение. Не с разными частями речи"
Технологическая карта занятия по русскому языку в 8 класса по теме "Повторение. Не с разными частями речи", составленная в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...
Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".
Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....