Русский язык. Урок-игра в 5 классе "Цветок знаний". Повторение по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Пинясова Елена Николаевна

 

Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.

Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

Класс: 5.

Структура урока: четырехтактная.

Тема: Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.

Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний».

Требования к уровню подготовки учащихся, изучивших данные темы:

Знать/понимать:

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лаг- - -лож-, -рос- - -раст-. Буквы ы и и после ц.

Уметь:

- употреблять слова с разными приставками и суффиксами,

- пользоваться орфографическими и морфемными словарями

Цели урока:

- закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»,

- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; ответственность за себя и каждого в группе,

- развивать внимание; абстрактное мышление; речь; усидчивость,

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Ход урока:

  1.  Организационная часть урока.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка. Объявление задач урока.

- Сегодня на уроке мы повторим изученные темы и вырастим вместе «цветок знаний». Для этого нужно пройти некоторые совсем нелегкие испытания. Вы готовы к работе? Не боитесь трудностей? Я верю, что вместе у нас все получится!

Хочу напомнить, что после выполнения каждого задания нужно оценить свою работу. Начинаем!

II. Основная часть урока.

  1.  Фронтальная работа (опрос)

- Чтобы начать подготовить почву для выращивания цветка нужно правильно ответить на вопросы № 1, 2, 3, 4 учебника на странице 183.

(Ответы учащихся)

  1.  Работа в парах постоянного состава. (Тема «Чередующиеся гласные в корне слова»)

- Чтобы вырос стебелек, нужно выполнить задание № 1. (Карточка № 1.)

(Проверка – сверить с номером правильного ответа на закрытой доске)

  1.  Работа в парах сменного состава. (Тема «Правописание приставок с буквами з и с на конце»)

- Листочки на стебельке покажутся, когда сделаем задание № 2. (Карточка № 2.)

  1.  Работа в группах. (Тема «Буквы о – а в корнях –лаг- - -лож-, -раст- - -рос-»)

- Чтобы расцвел цветок, вы должны дружно выполнить задание № 3. (Карточка № 3)

(Ответ сверяют с записанным на второй закрытой доске ответом)

  1.  – Внимание! Пришло время немного отдохнуть. Отгадайте загадку:

Эта книга не проста,

Слов в ней много – больше ста.

Не учебник, не букварь.

Как называется? (Словарь)

- Удобрением для нашего цветка станет сообщение Бескоровайной Кати о словарях.

(Выступление ученицы)

  1. Индивидуальная работа учащихся.

Учебник, с. 184-185, упр. 454. Учащиеся самостоятельно читают задание и выполняют письменную работу в тетрадях.

  1. Заключительная часть урока.
  1. Подведение итогов работы на уроке.

- Мы с вами хорошо потрудились и вырастили с помощью своих знаний красивый цветок.

Оцените, пожалуйста, свою работу, работу напарника, группы и всего класса известными вам знаками.

  1. Рефлексия «Глаголом жги сердца людей!».

- Расскажите о нашем уроке, используя различные глагольные формы при описании работы в парах, группе, самостоятельно. Например:

Я хотел(а)…. хочу…. и захочу….                              (Примеры записаны на доске)

Я знал(а)…. знаю…. и узнаю….

Карточка № 1                         Ф. И. _____________________

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1

2

3

4

1) прор..сти, проск..чить

2) сл..гаемое, жук-пл..вунец

3) выр..щенный, вым..кнуть

4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение        

                         

Карточка № 2 А.                           Ф. И. _____________________

1. Прочитай задание.        

2. Вставь пропущенные буквы.                                                                        Ответник

Номер

карточки

Правильный

ответ

2 Б

1

2 В

4

2 Г

4

3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.

4. Обозначь крестиком правильный ответ.

5. Проверь ответ у учителя.

6. Найди напарника.

7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.

8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 6 и 7.

В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву З?

1

2

3

4

1) ра..чихался, ..делал

2) бе..душный, ра..пелся

3) ра..веселить, и..менился

4) и..клевал, во..кликнул                                  

Карточка № 2 Б                                 Ф. И. _____________________

  1. Прочитай задание.          

                                                                                                                               Ответник

Номер

карточки

Правильный

ответ

2 А

3

2 В

4

2 Г

4

2. Вставь пропущенные буквы.

3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.

4. Обозначь крестиком правильный ответ.

5.  Проверь ответ у учителя.

6. Найди напарника.

7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.

8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?

1

2

3

4

1) ра..чихался, ..делал

2) бе..душный, ра..пелся

3) ра..веселить, и..менился

4) и..клевал, и..вёлся                                  

Карточка № 1                         Ф. И. _____________________

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1

2

3

4

1) прор..сти, проск..чить

2) сл..гаемое, жук-пл..вунец

3) выр..щенный, вым..кнуть

4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение        

Карточка № 1                         Ф. И. _____________________

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1

2

3

4

1) прор..сти, проск..чить

2) сл..гаемое, жук-пл..вунец

3) выр..щенный, вым..кнуть

4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение        

Карточка № 1                         Ф. И. _____________________

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А?

1

2

3

4

1) прор..сти, проск..чить

2) сл..гаемое, жук-пл..вунец

3) выр..щенный, вым..кнуть

4) м..кать (сухарь в чай), прик..сновение        

Карточка № 2 В                             Ф. И. _____________________

1. Прочитай задание.                                                                                                  Ответник

Номер

карточки

Правильный

ответ

2 А

3

2 Б

1

2 Г

4

2. Вставь пропущенные буквы.

3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.

4. Обозначь крестиком правильный ответ.

5.  Проверь ответ у учителя.

6. Найди напарника.

7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.

8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву С?

1

2

3

4

1) ..делал, бе..делье

2) бе..душный, ра..пелся

3) ра..веселить, и..менился

4) ра..качал, бе..шумный                                  

Карточка № 2 Г                             Ф. И. _____________________

1. Прочитай задание.                                                                                                     Ответник

Номер

карточки

Правильный

ответ

2 А

3

2 Б

1

2 В

4

2. Вставь пропущенные буквы.                                                                                 

3. Определи ряд слов с указанной в задании буквой.                                                       

4. Обозначь крестиком правильный ответ.

5. Проверь ответ у учителя.

6. Найди напарника.

7. Поменяйтесь карточками. Проверьте работу друг друга.

8. Найди другого напарника. Выполни действия, указанные в пунктах 5 и 6.

В каком ряду в словах надо вместо пропуска вставить букву З?

1

2

3

4

1) ра..стелил, и..ранил

2) ..говорились, ра..клеил

3) ..дувает, ра..гибает

4) ра..мечтался, ра..думал                                  

Карточка № 3

  1. Один человек из группы читает текст вслух.

Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.

  1. Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.

О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?

1

2

3

4

1) -гор-//-гар-

2) -раст-//-рос-

3) -лаг-//-лож-

4) -скак-//-скоч-

  1.  Обозначьте крестиком правильный ответ.

Карточка № 3

  1. Один человек из группы читает текст вслух.

Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.

  1. Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.

О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?

1

2

3

4

1) -гор-//-гар-

2) -раст-//-рос-

3) -лаг-//-лож-

4) -скак-//-скоч-

  1. Обозначьте крестиком правильный ответ.

Карточка № 3

1. Один человек из группы читает текст вслух.

Нежно смотрят друг на друга братья-близнецы а и а. Друг без друга они жить не могут. Но ведь одно а в корне, а другое в суффиксе! Вдруг являются буквы-враги и выгоняют а из суффикса. С ужасом убегает бедное а, глядя на грозную ж, даже тянет за собою г из корня… Как страдает первое а! Оно худеет, печально смотрит на брата и кричит: «О, вернись, вернись ко мне!» Но брат не возвращается, и первое а превращается в о.

  1. Прочитайте вопрос и варианты ответа и обсудите в группе.

О каких чередующихся корнях идет речь в рассказе?

1

2

3

4

1) -гор-//-гар-

2) -раст-//-рос-

3) -лаг-//-лож-

4) -скак-//-скоч-

  1.  Обозначьте крестиком правильный ответ.

     Ответник

Номер

карточки

Правильный

ответ

1

2

2 А

3

2 Б

1

2 В

4

2 Г

4

3

3

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – сказка в 5 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Урок - сказка «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи» предназначен  для обучающихся 5 класса. В игровой форме ученики повторят весь пройденный м...

Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс

Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...

Технологичекая карта занятия по русскому языку в 8 классе на тему "Повторение. Не с разными частями речи"

Технологическая карта занятия по русскому языку в 8 класса по теме "Повторение. Не с разными частями речи", составленная в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....