"Повторенье – мать ученья". Словообразование и орфография. Культура речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе "Повторенье – мать ученья".
Словообразование и орфография. Культура речи.
Форма проведения урока: брейн-ринг.
Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее изученного материала.
Форма работы на уроке: работа в группах.
Цели урока:
Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Словообразование и орфография. Культура речи";
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
Воспитывающие: прививать любовь к родному языку; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Оборудование: игровой волчок, проектор, компьютер, пакеты с заданием.
Правила проведения игры.
Класс разбивается на три команды. Каждая команда подбирает название, обязательно связанное с темой урока, представляет капитана. На столе стоит волчок. Капитаны по очереди раскручивают его и по остановившейся стрелке определяют, на вопрос какой станции игроки должны отвечать. Таких станций четыре: Историческая, Практическая, Теоретическая, Культура речи. На каждой станции ребятам предлагается выполнить по три задания.
Каждой группе вручается пакет с заданием. Если одна команда затрудняется в ответе, то помогают другие команды.
То, что мы знаем, - ограниченно,
А то, чего не знаем, - безгранично.
П. Лаплас.
Ход урока.
I. Эмоциональный настрой.
Звучит музыка. Учитель говорит о том, что сегодня ребята будут работать в группах, поэтому мнение каждого ученика значимо.
II. Мотивация.
Слово учителя: Дорогие ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится. Обоснуйте свою точку зрения.
- Сегодня мы с вами проводим урок необычный – урок – брейн-ринг. А что обозначает слово "брейн-ринг"? Расскажите, откуда оно пришло в наш язык.
( Заранее подготовленный ученик рассказывает об этимологии данного слова, говорит о том, что на телевидении проводятся игры в форме брейн-ринга)
Защита названия команды.
III. Основная часть урока.
1) Вопросы Исторической станции. Материал по истории языка изучался на каждом уроке в виде этимологической пятиминутки.
Вопрос №1
Всем знакомое с детства баю-баю – по происхождению 1-е лицо ед. числа устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он значит? (Баять – говорить, рассказывать)
Спойте колыбельную, в которой встречается данный глагол.
Вопрос №2
Есть ли что общего между словами: целый, целина, целить, целебный, поцеловать, поцелуй?
Комментарий.
C исторической точки зрения эти слова являются родственниками. У них общий корень "цел" – «здоровье» или «нетронутый, неповрежденный». Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода (сравним со словесным пожеланием вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуй был только формой повелительного наклонения глагола поцеловать.
Вопрос №3.
У некоторых глаголов с суффиксом – ну - корень в древности оканчивался на согласный звук, впоследствии утраченный, например, вместо ДВИНУТЬ и КИНУТЬ было ДВИГНУТИ и КИДНУТИ. Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте прочерка в глаголе КА---НУТЬ. (Он встречается, например, в устойчивом сочетании КАК В ВОДУ КАНУЛ)
Комментарий
Глагол кануть вначале обозначал «упасть каплей, капнуть».
У Пушкина читаем: «Слеза повисла на реснице и канула в стакан». Слово "кануть» общеславянское, «капнуть» собственно-русское. Оно отмечается в словарях лишь с 18 веке. Как же появился в речи оборот "как в воду канул"? Вначале было слово кануть. Затем с его участием возник сравнительный оборот (исчез, пропал), как в воду канул. В этом обороте слова "как в воду канул" обозначали «бесследно, не оставив следа». Действительно, разве найдешь упавшую в воду каплю? В процессе употребления выражение исчез ( пропал ), как в воду канул сокращается. Глаголы исчез, пропал стали необязательными. Появляется самостоятельный фразеологический оборот "как в воду канул" – в воду канул. Причем уже не с наречным значением «бесследно», а с современным значением «исчез, пропал».
2) Вопросы Практической станции.
Задание №1.
Разберите данные слова по составу: вынуть, прийти, ехать, зайти, езда. Какие затруднения при их разборе вы испытывали? Почему?
Комментарий.
В слове вынуть нет корня. В древнерусском языке был корень им, который веками существовал в таких словах, как: иметь, снимать, поднимать. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать, в глаголе совершенного вида исчез.
В глаголе ехать выделяется корень е, представляющий собой непроизводную основу связанного характера, известную лишь в сочетании с каким-либо суффиксом (- л, - ха, - зд).
Фонетически слабо выраженных корней типа е в современном русском языке немного, однако они все же есть (ср.: - у - в обуть, разуть; - й - в зайти; е в ешь; и в икать; ли - в лить: пе – в слове петь; бы – в быть).
Суффикс – д, выделяемый в словах еду, едешь по соотношению с глаголом ехал, указывает на глагольную основу настоящего времени. Этот же суффикс содержится в глаголе иду, идешь. (ср.: зайти, войти). В современном же языке этот суффикс не вычленяется, хотя в глубокой древности с его помощью были образованы глаголы кладу, владеть.
Суффикс – зд, выделяемый сейчас только в слове езда и ему родственных, является суффиксом абстрактного действия.
В некоторых других словах его можно вычленить лишь этимологически (ср: узда, диал. глизда "глиста", древнерусск. звиздъ "свист").
Что касается суффикса – ха - в составе глагола ехать и его форм (ехал, ехавши), указывающего на основу инфинитива, то он появился здесь скорее всего аналогически под влиянием глаголов типа махать, слыхать.
Задание №2.
Создайте цепочку однокоренных слов: лист, бумага, край.
Задание №3.
Спишите слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите слова-исключения из правил.
К…сается, приг…рь, без…дейный, сверх…нтересный, пред…нфарктный, вз…мать, пр…града, пр…вокзальный, пр…увеличить, пр…кратить, пр…сесть, пр…пятствие, прик…сновение, уг..рел, пр…уменьшить, приг…реть, меж…нститутский.
3) Вопросы Теоретической станции.
Задание №1.
Перечислите все морфемы. Какая морфема не образуeт новые слова?
Задание №2.
Сформулируйте правило о правописании чередующихся о и а в корнях кос – кас , гор – гар. Назовите слова- исключения. Придумайте слова, в которых есть вышеуказанный корень, но чередующейся гласной нет.
Задание №3.
Определить род вышеуказанных слов: ПДД, ВДНХ, ТЮЗ, СМИ, завуч, ГАБТ, ГЭС.
4. Станция. Культура речи.
Задание №1 первой группе.
Найти речевые, смысловые, грамматические ошибки и исправить их.
Разыгрывается сценка. Почтальон приносит конверт.
Уважаемый абонемент!
Просим Вас срочно прийти на абонент и заплатить штраф за задержание книги «Мой друг – интернет».
Комментарий.
Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это.
Абонент – тот, кто пользуется абонементом, или учреждение, имеющее абонемент.
Заплатить штраф – оплатить штраф
Задание №2 второй группе.
(Сценка.)
- Постойте! Ребята, а вы знаете, что вход в театр по предъявлению билета?
-Конечно, знаем.
-Мальчики, а где в театре бельэтаж?
-Бельэтаж - это самый нижний этаж.
- Девочки, а где амфитеатр?
-Это яма под сценой, откуда дублер подсказывает.
Комментарий.
по предъявлению – по предъявлении
Бельэтаж - первый ярус балконов
Партер – места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене. А в театре 16 – 17 вв. – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших сословий.
Амфитеатр – возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся уступами
Дублер – тот, кто дублирует кого-либо. Выполняет что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим.
Суфлер – работник театра, суфлирующий актерам.
Задание №3 третьей группе.
( Сценка)
-Бабушка! Налей супа самого густейшего, дай побольше макаронов, нарежь помидоров, и не забудь положить, не забудь в черное крепкое кофе две ложки, нет - три сахарного песку. Есть хочется!
Комментарий.
Супа. Самого густого. Макарон. Черный крепкий кофе. Сахарного песка
В прежние времена при выборе данной формы исходили из того, что формы на – у/ю вещественных существительных имели количественное значение,
т. е. обозначали часть целого и потому считались предпочтительнее. В настоящее время формы на у/ю употребляются все реже. Происходит выравнивание по основной модели, не связанной с определенным значением. Поэтому наряду с формой чашка чаю вполне допустима чашка чая. Причем в речи формы на – а/я явно преобладают, если при существительном имеется определение: чашка крепкого чая. Формы на у/ю обычно сохраняются в словосочетании, где существительное зависит от глагола: поесть супу-
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Повторенье – мать ученья".
Список используемой литературы:
1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: "Просвещение", 1995
2. Шанский Н. М. В мире слов. – М: Просвещение, 1985 г.
3. Иванова В. А. , Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Ленинград. "Просвещение", 1990 г.
4. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. Москва "Просвещение", 1980 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повторение – мать учения, или вновь о правилах дорожного движения!»
Одной из главных задач классного руководителя является безопасность школьников. В течение учебного года в каждом классе ежем...
Элективный курс "Повторение - мать учения"
Предлагаю авторскую программу элективного курса «Повторение – мать учения». Элективный курс – нестандартная, но эффективная работа в подготовке к урокам, при работе по устранению пробелов в знан...
Статья «Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения)»
Данная статья - участник открытого Всероссийского Интернет-конкурса «Лучшая статья по психологии и педагогике-2013» (ЦПТ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», сертификат № 021-СП)....
Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс
Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)
Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....
Контрольный тест по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи"
Контрольный тест по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" 6 класс....
Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи."
Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. культура речи" (в 2-х вариантах)...