"Повторенье – мать ученья". Словообразование и орфография. Культура речи.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Антонов Анатолий Викторович

hjk

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klass1.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе "Повторенье – мать ученья".

Словообразование и орфография. Культура речи.

Форма проведения урока: брейн-ринг.

Тип урока: урок обобщения и закрепления ранее изученного материала.

Форма работы на уроке: работа в группах.

Цели урока: 

Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Словообразование  и орфография.  Культура речи";

Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;

Воспитывающие: прививать любовь к родному языку; формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Оборудование: игровой волчок,  проектор, компьютер, пакеты с заданием.

 Правила проведения игры.

Класс разбивается на три команды. Каждая команда  подбирает название, обязательно связанное с темой урока, представляет капитана. На столе стоит волчок. Капитаны по очереди раскручивают его и  по остановившейся стрелке определяют, на  вопрос какой станции  игроки  должны отвечать.  Таких станций четыре: Историческая, Практическая, Теоретическая, Культура речи. На каждой станции ребятам предлагается выполнить по три задания.

Каждой группе вручается пакет с заданием. Если одна команда затрудняется  в ответе, то помогают другие команды.

        То, что мы знаем, - ограниченно,                    

        А то, чего не знаем, -  безгранично.

        П. Лаплас.

        Ход урока.

I. Эмоциональный настрой.

Звучит музыка. Учитель говорит о том, что сегодня ребята будут работать в группах, поэтому мнение каждого ученика значимо.

II. Мотивация.

Слово учителя: Дорогие ребята! Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с тем, о чем в нем говорится. Обоснуйте свою точку зрения.

- Сегодня мы с вами проводим урок необычный – урок – брейн-ринг.  А что обозначает  слово "брейн-ринг"? Расскажите, откуда оно пришло в наш язык.

( Заранее подготовленный ученик рассказывает об этимологии данного слова, говорит о том, что на телевидении  проводятся игры в форме брейн-ринга)

Защита названия команды.

III. Основная часть урока.

1) Вопросы Исторической станции. Материал по истории языка изучался на каждом уроке в виде этимологической пятиминутки.

Вопрос №1

Всем знакомое с детства баю-баю – по происхождению 1-е лицо ед. числа  устаревшего глагола. Как выглядит этот глагол в неопределенной форме и что он значит? (Баять – говорить, рассказывать)

Спойте колыбельную, в которой встречается данный глагол.

Вопрос №2

Есть ли что общего между словами: целый, целина, целить, целебный, поцеловать, поцелуй?

Комментарий.

 C исторической точки зрения эти слова являются родственниками. У них общий корень "цел" – «здоровье» или «нетронутый, неповрежденный». Поцелуй в старину был не выражением любви или привета, а ритуальным пожеланием здоровья и удачного возвращения из похода  (сравним со словесным  пожеланием  вернуться целым и невредимым). Первоначально поцелуй  был только  формой  повелительного наклонения глагола поцеловать.

Вопрос №3.

У некоторых глаголов с суффиксом – ну - корень в древности оканчивался на согласный звук, впоследствии утраченный, например, вместо ДВИНУТЬ и КИНУТЬ было ДВИГНУТИ и КИДНУТИ. Постарайтесь догадаться, какой согласный стоял на месте прочерка в глаголе КА---НУТЬ. (Он встречается, например, в устойчивом сочетании КАК В ВОДУ КАНУЛ)

Комментарий

Глагол кануть вначале обозначал «упасть каплей, капнуть».

 У Пушкина читаем: «Слеза повисла на реснице и канула в стакан». Слово "кануть» общеславянское, «капнуть» собственно-русское. Оно отмечается в словарях лишь с 18 веке.   Как же появился  в речи оборот "как в воду канул"? Вначале было слово кануть. Затем с его участием возник сравнительный оборот (исчез, пропал), как в воду канул. В этом обороте слова "как в воду канул" обозначали «бесследно, не оставив следа». Действительно, разве найдешь упавшую в воду каплю? В процессе употребления выражение исчез ( пропал ), как в воду канул сокращается. Глаголы исчез, пропал  стали необязательными. Появляется самостоятельный фразеологический оборот "как в воду канул" – в воду канул. Причем уже не с наречным значением «бесследно», а с современным значением «исчез, пропал».

2) Вопросы Практической станции.

Задание №1.

Разберите данные слова по составу: вынуть, прийти, ехать, зайти, езда.  Какие затруднения при их разборе вы испытывали?  Почему?

Комментарий.

В слове вынуть  нет корня. В древнерусском языке был корень им, который веками существовал в таких словах, как: иметь, снимать, поднимать. Сохранился он  также в несовершенном виде глагола вынимать, в глаголе совершенного вида исчез.

В глаголе ехать выделяется  корень е, представляющий собой непроизводную основу связанного характера, известную лишь в сочетании с каким-либо суффиксом (- л, - ха, - зд).

Фонетически слабо выраженных корней типа е в современном русском языке немного, однако они все же есть (ср.: - у - в обуть, разуть; - й - в зайти; е в ешь; и в икать; ли - в лить: пе – в слове петь; бы – в быть).

   Суффикс – д, выделяемый в словах еду, едешь по соотношению с   глаголом ехал, указывает на глагольную основу настоящего времени. Этот же суффикс содержится в глаголе иду, идешь. (ср.: зайти, войти). В современном же языке этот суффикс не вычленяется, хотя в глубокой древности с его помощью были образованы глаголы кладу, владеть.

Суффикс – зд, выделяемый сейчас только в слове езда и ему родственных, является суффиксом абстрактного действия.

   В некоторых других словах его можно вычленить лишь этимологически (ср: узда, диал. глизда  "глиста", древнерусск. звиздъ "свист").

      Что касается суффикса – ха - в составе глагола ехать и его форм (ехал, ехавши), указывающего на основу инфинитива, то он появился здесь скорее всего аналогически под влиянием глаголов типа махать, слыхать.

Задание №2.

Создайте цепочку однокоренных слов: лист, бумага, край.

Задание №3.

Спишите слова. Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите слова-исключения из правил.

К…сается, приг…рь, без…дейный, сверх…нтересный, пред…нфарктный, вз…мать, пр…града, пр…вокзальный,  пр…увеличить, пр…кратить, пр…сесть, пр…пятствие, прик…сновение, уг..рел, пр…уменьшить, приг…реть, меж…нститутский.

3) Вопросы Теоретической станции.

Задание №1.

Перечислите все морфемы. Какая  морфема не образуeт новые слова?

Задание №2.

Сформулируйте правило  о правописании чередующихся  о и а в корнях  кос – кас , гор – гар. Назовите слова- исключения. Придумайте слова, в которых есть вышеуказанный корень, но чередующейся гласной нет.

Задание №3.

Определить род вышеуказанных слов: ПДД,   ВДНХ, ТЮЗ, СМИ,  завуч, ГАБТ, ГЭС.

4. Станция. Культура речи.

Задание №1 первой группе.

 Найти речевые,  смысловые, грамматические ошибки и исправить их.

Разыгрывается сценка. Почтальон приносит  конверт.

Уважаемый абонемент!

Просим Вас срочно прийти на абонент и заплатить штраф за задержание книги «Мой друг – интернет».

Комментарий.

 Абонемент – документ, предоставляющий право на обслуживание, пользование чем-нибудь, а также само право на это.

Абонент – тот, кто пользуется  абонементом, или учреждение, имеющее абонемент.

Заплатить штраф – оплатить штраф

  Задание №2 второй группе.

(Сценка.)

- Постойте! Ребята, а вы знаете, что вход в театр по предъявлению билета?

-Конечно, знаем.

-Мальчики, а где в театре бельэтаж?

-Бельэтаж -  это самый нижний этаж.

- Девочки, а где  амфитеатр?

-Это яма под сценой, откуда  дублер подсказывает.

Комментарий.

 по предъявлению – по предъявлении

Бельэтаж  - первый ярус балконов

Партер – места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене. А в театре 16 – 17 вв. – стоячие места перед сценой, предназначенные для зрителей низших сословий.

Амфитеатр – возвышающиеся друг над другом задние ряды партера или весь партер, поднимающийся уступами

Дублер – тот, кто дублирует кого-либо. Выполняет что-нибудь сходное, одинаковое, параллельно с другим.

Суфлер – работник театра, суфлирующий актерам.

Задание №3 третьей группе.            

( Сценка)

-Бабушка!  Налей  супа самого густейшего, дай побольше  макаронов, нарежь помидоров,  и не забудь положить, не забудь в черное крепкое кофе две ложки, нет  - три сахарного песку. Есть хочется!

Комментарий.

 Супа.  Самого густого. Макарон. Черный крепкий кофе. Сахарного песка       

В прежние времена при выборе данной формы исходили из того, что формы на – у/ю вещественных существительных имели количественное значение,

т. е. обозначали часть целого и потому считались предпочтительнее. В настоящее время формы на у/ю употребляются все реже. Происходит выравнивание по основной модели, не связанной с определенным значением. Поэтому наряду  с формой чашка чаю вполне допустима  чашка чая. Причем в речи  формы на – а/я явно преобладают, если при существительном имеется определение: чашка крепкого чая. Формы на у/ю обычно сохраняются в словосочетании, где существительное зависит от глагола: поесть супу-

IV. Подведение итогов.

V. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Повторенье – мать ученья".

Список используемой литературы:

1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М: "Просвещение", 1995

2. Шанский Н. М. В мире слов. – М: Просвещение, 1985 г.

3. Иванова В. А. , Потиха З. А., Розенталь Д. Э.  Занимательно о русском языке. Ленинград. "Просвещение", 1990 г.

4. Панов Б. Т.  Внеклассная работа по русскому языку. Москва "Просвещение", 1980 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение – мать учения, или вновь о правилах дорожного движения!»

                  Одной из главных задач классного руководителя является безопасность школьников. В течение учебного года в каждом классе ежем...

Элективный курс "Повторение - мать учения"

Предлагаю авторскую программу элективного курса «Повторение – мать учения». Элективный курс – нестандартная, но эффективная работа в подготовке к урокам, при работе по устранению пробелов в знан...

Статья «Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения)»

Данная статья - участник открытого Всероссийского Интернет-конкурса «Лучшая статья по психологии и педагогике-2013» (ЦПТ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», сертификат № 021-СП)....

Урок - повторение изученного по теме: "Морфемика. Орфография. Культура речи", 5-й класс

Цель урока:Повторение по теме « Морфемика. Орфография. Культура речи»;формирование умений самостоятельного применения знаний, осуществление переноса их в новые условия;продолжать развитие мыслит...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" (обобщающий урок)

Урок обобщения и систематизации знаний - это завершение процесса изучения материала по определённой теме. Учащиеся обобщают полученные знания, систематизируют их и применяют на практике....

Контрольный тест по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи"

Контрольный тест по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи" 6 класс....

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи."

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. культура речи" (в 2-х вариантах)...