Конспект урока по литературе Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Езуфович Ольга Ивановна

Урок литературы в 8 классе на тему: "Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка» (Творческий практикум)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Обобщение изученного по роману «Капитанская дочка»

(Творческий практикум)

Тема: «Историческая правда и художественный вымысел в романе»

Класс 8

Учитель: Езуфович О.И.

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент

Цель: создание рабочей обстановки, настроенности, мобилизовать учащихся применять знания на практике.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации на уроке.

1. Запись даты и темы урока в тетради.

Сегодня на уроке мы обобщим, подведём итоги по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

2. Опрос учащихся по заданному материалу

Цель: выяснить степень осознанного освоения материала, используя современные информационные технологии

Методы и приемы: репродуктивный (работа с планом, таблицей), наглядный (таблицы, иллюстрации), исследовательский.

2. Домашние задания индивидуальные по вопросам:

1. История создания романа.

2. Смысл эпиграфа.

3. Главная мысль романа.

4. Иллюстрации к произведению.

5. Историческое лицо, невымышленный герой Е.Пугачев

3. Выступление обучающихся по 1-му вопросу  

Формы: презентации    

3. На доске:

Известный историк В.О.Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта».

Вы согласны с этим высказыванием?

4. Беседа

4. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать автор?

5. Выступление по 2-му вопросу (презентация)

5. Презентации

6. Выступление обучающихся по 3-му вопросу (сочинения)

6. «Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей» - такой видит главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Какие герои и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

7. Итог урока. Слово учителя

7. Итак, мы выяснили, чтовнимание писателя к истории не ограничивается только произведениями, посвященным историческим событиям, что в той или степени автор касается жизни и деятельности людей определеннной эпохи, отражает историческое время, характер людей, своеобразие их поступков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Капитанская дочка» …решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде... Н.В.Гоголь

Слайд 2

"...ПО СОВЕСТИ ИСПОЛНИЛ ДОЛГ ИСТОРИКА..." «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою »..(А.С.Пушкин)

Слайд 3

История написания произведения Капитанская дочка. «Капитанская дочка» — вершинное произведение пушкинской художественной прозы — была написана сто сорок лет тому назад, в тридцатые годы прошлого столетия, в эпоху мрачного николаевского царствования, за четверть века до отмены крепостного права. Стоит лишь мысленно представить себе те всеобъемлющие перемены, которые произошли за эти минувшие полтора столетия, как становится ощутимой «дистанция огромного размера», отделяющая нас, современников космической эры, от пушкинской неторопливой эпохи. Чем стремительнее с каждым годом общественный и научный прогресс, тем труднее становится постигать в полной мере «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» времен восстания Пугачева — ведь между грозной крестьянской войной 1773—1775 годов и нашей современностью пролегло два столетия бурных исторических событий. Пушкин застал еще в живых некоторых очевидцев пугачевского движения, да и вся социальная структура общества оставалась при нем по существу прежней. Различные административные реформы, большинство из которых падает на царствование Александра I, не изменили социальной крепостнической сути царской России. По-прежнему остался неизменным политический строй страны, лишенной гражданских прав. Недаром призрак новой пугачевщины витал над николаевской Россией.

Слайд 4

Карта путешествий А.С. Пушкина

Слайд 5

Пушкин едет в Казанскую и Оренбургскую губернии

Слайд 6

Емельян Пугачёв

Слайд 7

Маша Миронова – дочь погибшего русского офицера, воплощение высокой нравственности и чести, способная на поступок, на самопожертвование.

Слайд 8

Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!... Петр Андреевич Гринев

Слайд 9

Творческая история повести Дата окончания работы над повестью – 19 октября 1836 года. «Ставя под «Капитанской дочкой» дату 19 октября, Пушкин проводил границу между собой и Гринёвым и подчёркивал верность лицейскому союзу, вольнолюбивым идеям юности, потрясениям, в том числе и 14 декабря. Скатившаяся с плахи голова напоминала о повешенных… этой датой – 19 октября – Пушкин открывал в повести свою позицию и «милость к падшим призывал», защищая идею добра.» ( В.Г.Маранцман .)

Слайд 10

Жанровое своеобразие произведения До сих пор нет единства в определении жанра этого произведения. Что это: повесть, роман, исторический роман, семейные записки, хроника или мемуары? Но «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, т.к. в произведении есть художественный вымысел. Однако она написана в форме воспоминаний, семейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (Е. Пугачёв и Екатерина II ), а потому произведение содержит в себе особенности всех названных жанров. Но основным жанром принято считать повесть.

Слайд 11

Конец ! Работу выполнили: Ученика 8 б класса Школы №27 Шудегов Кирилл, Кулашкин Григорий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О браз П угачёва в произведении « К апитанская дочка»

Слайд 2

Немного из истории Емелья́н Ива́нович Пугачёв— донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Пётр III жив, Пугачёв назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым удачливым из них. Участвовал в Семилетней войне 1756—1763 годов, со своим полком состоял в дивизии графа Чернышева. Пугачёв проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим и 1768 году — дочь Аграфена.

Слайд 3

П угачёв в повести В “Капитанской дочке” А. С. Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 гг. во главе с Емельяном Пугачевым. В этой повести Пушкин сумел нарисовать яркую картину стихийного крестьянского восстания, показать его на широком национальном и социальном фоне. При этом он придерживался убеждений, согласно которым в повести должна быть “историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании”. Предводитель восстания Емельян Пугачев изображен Пушкиным не кровожадным убийцей, каким показывали его историки XVIII—XIX веков, а талантливым и смелым народным вождем. Природные ум,смекалка , энергичность, выдающиеся способности этого человека способствовали тому, что он возглавил крестьянское восстание. К нему начали стекаться люди со всей страны: и белогорские казаки, и башкиры, и татары, и чуваши, и крестьяне с уральских заводов. Они уважали Пугачева, доверяли ему во всем. Пугачев жестоко расправляется с теми, кого он считает угнетателями крестьян. Для него нет хороших помещиков и представителей власти. В лице дворян он видит только врагов. Поэтому он так беспощаден к капитану Миронову и его подчиненным, хотя это были добрые люди. Но Пугачев помнит и добро, которое ему когда-то сделали. В награду за чарку водки, поднесенную “вожатому” во время бурана, и за заячий тулупчик Гринев получает жизнь.

Слайд 4

Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души

Слайд 5

С уд п угачёва

Слайд 6

Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачёва как удалого, гордого, смелого вождя

Слайд 7

И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет “всего-навсего только тридцать три года”, но зато пьет “живую кровь”. Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера.

Слайд 8

« Я-де вить не купец, а государь Петр Фёдорович, я та-де был и в Царицыне, та Бог меня и добрые люди сохранили, а вместо меня засекли караульного солдата, а и в Питере сохранил меня один офицер.» Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять.

Слайд 9

Рабочие уральских заводов привозят пушки Пугачеву. Восстание Пугачёва

Слайд 10

К азнь П угачёва — Четвертовать. Голову посадить накол ... Емельян в длинном белом бараньем тулупе все время крестился на соборы. Потом стал прощаться с народом. Голос его прерывался. — Прости, народ православный, отпусти, в чем согрешил перед тобою... Прости, народ православный... — повторял он. Тут экзекутор дал знак. Палачи бросились раздевать приговоренного. Сорвали тулуп, стали раздирать рукава шелкового малинового кафтана. Пугачев всплеснул руками, повалился ничком — и через миг окровавленная голова упала на помост...

Слайд 11

Конец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме "Местоимение"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...

Конспект урока русского языка "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией

Конспект урока русского языка 6 класс по теме: "Обобщение изученного по теме Имя прилагательное" с презентацией...

Конспект урока "Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»"

Цели урока:систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми при...

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

урок по литературе "Повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка. Истоки формирования личности Петра Гриднева"" 8 класс

Тема урока: «Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Петра Гринёва.      (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Жуков Алексей Иванович ...

Интегрированный урок по литературе повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Проблема нравственного выбора главного героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" с элементами самопознания. Изучение и распространение опыта гуманной педагогики....