Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик). | 928.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество, должность: Гнездилова Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы.
Учебное заведение: МОУ СОШ №14 г. Ковров, Владимирская область.
Предмет: Русский язык.
Класс: 6а
Тема урока: Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик).
Цели урока:
Образовательная цель:
1. Формировать умение правильного написания слов с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе - чик-, - щик-.
Развивающие цели:
1. Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам).
- Способствовать развитию устной и письменной монологической речи (обогащение словарного состава через работу со словарными словами).
Воспитательные цели:
1. Способствовать воспитанию трудолюбия на основе интереса к языку.
2. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учёбе, требовательности к себе, чувства товарищества.
Ход урока.
- Мотивирование к учебной деятельности.
– Я рада вас видеть! Давайте улыбнёмся друг другу и скажем : «Здравствуйте !»
Садитесь. Мы начинаем наш урок.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1. Лингвистическая загадка. (Слайд № 2.)
- Посмотрите на рисунки и скажите, о какой морфеме пойдёт речь на нашем уроке.
( В словах выделите первую букву. Какое слово получилось?)
- Почему вы так решили?
- Что такое суффикс?
- О каких суффиксах пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете позднее.
2. Распределительный диктант. (Слайд № 3.)
ПЕРЕВОДЧИК, ОБОЙЩИК, ПРОКАТЧИК, ФОНАРЩИК, САРАЙЧИК, ГРУЗЧИК, РАЗНОСЧИК, ПРИЦЕПЩИК, ПЕРЕБЕЖЧИК, СЪЁМЩИК, СТУЛЬЧИК.
III. Выявление места и причины затруднения.
- Подумайте, на какие группы можно распределить данные слова.
- Покажите, пожалуйста, что у вас получилось? (Учащиеся поднимают планшетки).
- Почему вы так распределили?
- Какие ещё версии. (Слайды № 4,5.)
- Что обозначают в этих словах суффиксы – чик, - щик? (Эти суффиксы обозначают человека по профессии и роду занятий, уменьшительно-ласкательное значение).
- Какие значения могут иметь эти суффиксы?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- А можно ли по произношению определить, когда пишется суффикс – чик, а когда суффикс – щик?
- А в каких словах произношение не соответствует написанию? (Слайд № 5.)
- Cоответственно, есть затруднение.
- Какую задачу поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.)
- А что для этого надо знать и уметь? ( знать условия выбора, находить, объяснять, различать орфограмму)
- А чему мы должны научиться к концу урока?
- Вот и назвали задачи нашего урока.
К концу урока мы должны знать правило написания суффиксов - чик, - щик,
уметь применять данное правило. ( Слайд №7.)
- Назовите тему урока.
- Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-). ( Слайд №8.)
- А теперь мы с вами должны узнать правило.
- Когда пишется суффикс –чик, а когда –щик?
- После каких согласных пишется буква ч в суффиксе –чик-?
- Проверьте себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос.( Слайд №9.)
ПЕРЕВОДЧИК ОБОЙЩИК
ПРОКАТЧИК ФОНАРЩИК
ГРУЗЧИК ПРИЦЕПЩИК
РАЗНОСЧИК CЪЁМЩИК
ПЕРЕБЕЖЧИК
- Хором ещё раз назовите, после каких согласных пишется буква ч в суффиксе –чик-?
- Попробуйте сформулировать правило, не заглядывая в учебник?
V. Реализация построенного проекта.
1. Чтение правила на стр. 85.
- Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило.
- Правильно ли мы с вами его сформулировали.
- Работа в парах .
- Ещё раз расскажите друг другу правило.
(Слабые учащиеся могут воспользоваться опорной схемой.)
3. Алгоритм рассуждения.
Работа в группах.
Класс делится на 5 групп смешанного состава. В каждой группе назначен консультант – сильный ученик. На столах - лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов, в виде блок – схемы. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма, и дальше проводится анализ каждого варианта, выводится единый вариант.
- Исходя из этого правила, составьте алгоритм рассуждения.
- Составим единый вариант.
Если Д - Т, З - С, Ж если нет Д - Т, З - С, Ж Значит, в ^ пишу Ч Значит, в ^ пишу Щ |
- Как вы думаете, зачем мы составили алгоритм рассуждения?
(уметь применять на практике)
- Правило сформулировали, орфографическую задачу в начале урока решили, алгоритм составили, а какой следующий этап урока?
- А вы знаете, когда пишется суффикс –чик, а когда –щик?
Давайте проверим.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Попробуем применить составленный нами алгоритм на практике.
1. Упражнение № 221 .
- Чему будем учиться, выполняя это упражнение?
- А как на письме мы будем графически обозначать условия выбора орфограмм? (Слайд № 10.)
- Чему научились, выполняя это упражнение?
- Докажите это и выполните упражнение самостоятельно.
2. Распределить слова в 2 столбика.
- чик - - щик –
Рассказ…ик, экскаватор...ик, перепис...ик, расфасов...ик, стекол......ик, автомат...ик, воз…ик.
- В каком слове вы написали мягкий знак? Почему?
- Обменяйтесь тетрадями. Проведём взаимопроверку.
- Подсчитайте количество верно написанных слов. (Слайд № 11.)
(Взаимопроверка с помощью ИКТ.
Каждый правильный ответ – 1 балл)
Критерии оценивания.
«5» - 7 б.
«4» - 6 б
«3» - 5 б.
- Дифференцированные задания. (По результатам этой работы выполним дифференцированные задания.)
- Кто набрал 7 -6 баллов, выполняете задание уровня «В».
Прочитайте предложения и выполните задания с 1 по 5.
Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или кирпича. Это делают . Нужно установить арм…туру. Эту работу выполняют . Надо сварить металлические части. Этим занимаются . Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные современные дома.
Где только не строят в нашей стране! Строитель – очень почётная профе….ия. Собственно, это не одна, а много разных профе….ий.
1. Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст. (Слайды № 12,13.)
2. Озаглавьте текст.
3. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии.
4. Каким способом они образованы.
5. Объясните постановку тире во втором предложении.
- Кто набрал менее 6 баллов, работает под руководством учителя и выполняет задание уровня «А».
Образуйте с помощью суффиксов - чик (- щик) от данных слов имена существительные со значением лица:
Паркет-
Расчет-
Гардероб-
Сварить-
Барабан-
- Составьте два предложения с записанными словами.
- Назовите задачи нашего урока .
- Давайте посмотрим, как вы справитесь с самостоятельной работой.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
( Самопроверка с помощью ИКТ.)
Тест.
I.Буква ч в суффиксе –чик- пишется:
1 ) после букв Д, Т, З, С, Ж;
2) после букв Л, М, Р, Н;
3) после букв Д,Т, Р,М,Н;
4) после букв Ж, В, С, Л;
II. В каком слове пишется суффикс –щик- ?
1) объезд…ик;
2) груз…ик;
3) перенос…ик;
4) спор…ик.
III. В каком слове пишется суффикс –чик- ?
1) фонар…ик;
2) раснос…ик;
3) прицеп…ик;
4) съём…ик.
IV.В каком слове пишется суффикс – чик-?
1) камен…ик;
2) формов…ик;
3) съём…ик;
4) перепис…ик.
V. В каком слове нет суффикса –чик- ?
1) газетчик;
2) мальчик;
3) буфетчик;
4) валютчик.
- А как мы будем оценивать себя? (Слайд № 14.)
- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок.
VIII. Информация о домашнем задании.
- Каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был закреплён?
Домашнее задание было предложено по выбору (с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся). (Слайд № 15.)
§ 39.
1 уровень: Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и набрал «5» баллов, выполняет упражнение 224).
2 уровень: Кто в самостоятельной работе допусти 1 - 2 ошибки, выполняет упражнение 224.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Назовите тему урока.
- Какие задачи стояли перед вами?
- Когда же пишется суффикс - чик, а когда - щик?
- Что вызвало затруднение?
- Продолжите фразы: (Слайд № 16.)
я знаю……..
я умею……
мне пока трудно….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учит...
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"
На данном уроке разрабатывается алгоритм определения разряда имён прилагательных...
Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)
2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...
конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....
Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Конспект классического урока по русскому языку по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»...
Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"
Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"...