Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гнездилова Ольга Николаевна

Урок усвоения нового знания с элементами деятельностного метода. Новые знания не давались в готовом виде. Учащиеся "открывали" их сами в поцессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик).928.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   

  Фамилия, имя, отчество, должность:  Гнездилова Ольга Николаевна 

                                                                    учитель русского языка и литературы.

  Учебное заведение:  МОУ  СОШ №14  г. Ковров, Владимирская область.

 Предмет:  Русский язык. 

 Класс:   

Тема урока:      Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик).

 

Цели урока:           

Образовательная цель:

                

     1. Формировать умение  правильного  написания слов  с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе  - чик-, - щик-.

   

                                         Развивающие цели:

 1.  Способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать,  доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам).

  1. Способствовать развитию устной и письменной  монологической  речи  (обогащение словарного состава через работу со словарными  словами).  

Воспитательные цели:

1.  Способствовать воспитанию  трудолюбия на основе интереса к языку.

    2. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учёбе, требовательности к себе, чувства товарищества.

Ход урока.

  1. Мотивирование  к  учебной деятельности.

– Я рада вас видеть!  Давайте улыбнёмся друг другу и скажем : «Здравствуйте !»  

   Садитесь. Мы начинаем наш урок.

  1. Актуализация  и  фиксирование  индивидуального  затруднения  в пробном учебном  действии.

1. Лингвистическая  загадка. (Слайд № 2.)

- Посмотрите на рисунки и скажите, о какой морфеме пойдёт речь на нашем уроке.

 ( В  словах выделите первую букву.  Какое слово получилось?)

 - Почему вы так решили?

 - Что такое суффикс?

- О каких суффиксах пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете позднее.

2. Распределительный  диктант. (Слайд № 3.)

ПЕРЕВОДЧИК, ОБОЙЩИК, ПРОКАТЧИК, ФОНАРЩИК, САРАЙЧИК, ГРУЗЧИК,  РАЗНОСЧИК,  ПРИЦЕПЩИК,  ПЕРЕБЕЖЧИК,   СЪЁМЩИК, СТУЛЬЧИК.

III. Выявление  места  и причины  затруднения.

- Подумайте, на какие группы можно распределить данные слова.

- Покажите, пожалуйста, что у вас получилось? (Учащиеся поднимают планшетки).

- Почему вы так распределили?

- Какие ещё версии. (Слайды № 4,5.)

- Что обозначают в этих словах суффиксы – чик, - щик? (Эти суффиксы обозначают человека по профессии и роду занятий, уменьшительно-ласкательное значение).

- Какие значения могут иметь эти суффиксы?

 

 

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

 - А можно ли по произношению определить, когда пишется суффикс – чик, а когда суффикс – щик?  

  - А в каких словах произношение не соответствует  написанию? (Слайд № 5.)

-  Cоответственно, есть затруднение.

  - Какую задачу поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.)

- А что для этого надо знать и уметь? ( знать условия выбора,  находить, объяснять, различать  орфограмму)

- А чему мы должны научиться к концу урока?

- Вот и назвали задачи  нашего урока.

 К концу урока мы должны знать правило  написания суффиксов  - чик, - щик,

                                                   уметь применять данное правило. ( Слайд №7.)

- Назовите тему урока.

- Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-).  ( Слайд №8.)

- А  теперь мы с вами должны узнать правило.

- Когда пишется  суффикс –чик, а когда –щик?

 

  - После каких согласных пишется буква ч  в суффиксе –чик-?

   

   - Проверьте себя, правильно ли вы ответили на этот вопрос.( Слайд №9.)

                 ПЕРЕВОДЧИК                        ОБОЙЩИК

                 ПРОКАТЧИК                        ФОНАРЩИК

                   ГРУЗЧИК                                ПРИЦЕПЩИК

                РАЗНОСЧИК                        CЪЁМЩИК

              ПЕРЕБЕЖЧИК

    - Хором ещё раз назовите, после каких согласных пишется буква ч  в суффиксе –чик-?

 - Попробуйте сформулировать правило,  не заглядывая в учебник?

 

V. Реализация   построенного   проекта.

                1. Чтение правила на стр. 85.

 -  Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило.

-   Правильно ли мы с вами его сформулировали.

  1. Работа в парах .

-  Ещё раз  расскажите  друг другу правило.

 (Слабые учащиеся могут воспользоваться опорной схемой.)

        3.   Алгоритм   рассуждения.

          Работа в группах.

Класс делится на 5 групп смешанного состава. В каждой группе назначен консультант – сильный ученик. На столах -  лист бумаги и маркер. Учащиеся  могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов, в виде блок – схемы. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма, и дальше проводится анализ каждого варианта, выводится единый вариант.

 - Исходя из этого правила, составьте алгоритм рассуждения.

- Составим единый вариант.

  1. От какого слова образовано?
  2. Какая буква стоит перед суффиксом?


Если Д - Т, З - С, Ж                    если нет  Д - Т, З - С,  Ж



Значит, в  ^ пишу   Ч                           Значит, в  ^   пишу      Щ

- Как вы думаете, зачем мы  составили алгоритм рассуждения?

                                                                   (уметь применять на практике)

- Правило сформулировали, орфографическую задачу в начале урока решили, алгоритм составили, а какой следующий этап урока?

- А вы знаете,  когда пишется  суффикс –чик, а когда –щик?

Давайте проверим.

VI.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Попробуем применить составленный нами алгоритм на практике.

                1. Упражнение № 221 .

- Чему будем учиться, выполняя это упражнение?

        - А как на письме мы будем графически обозначать условия выбора орфограмм? (Слайд № 10.)

         - Чему научились, выполняя это упражнение?

         - Докажите это и выполните упражнение самостоятельно.

                2. Распределить  слова в 2 столбика.

        - чик -                                - щик –

Рассказ…ик, экскаватор...ик, перепис...ик, расфасов...ик, стекол......ик, автомат...ик, воз…ик.

- В каком  слове вы написали мягкий знак? Почему?

 - Обменяйтесь тетрадями. Проведём взаимопроверку.

- Подсчитайте количество верно написанных слов. (Слайд № 11.)

(Взаимопроверка с помощью ИКТ.

Каждый правильный ответ – 1 балл)

 

Критерии оценивания.                                

«5» - 7 б.                                                      

«4» -  6 б                                                      

«3» - 5 б.

  1. Дифференцированные задания. (По результатам этой работы выполним дифференцированные задания.)

- Кто набрал 7 -6 баллов, выполняете задание уровня «В».

Прочитайте предложения и выполните задания с 1 по 5.

Чтобы построить большой дом, укладывают немало камня или  кирпича. Это  делают                             . Нужно установить арм…туру. Эту работу выполняют                                            .  Надо сварить металлические части. Этим занимаются                                           .  Долго пришлось бы перечислять всех, кто возводит прекрасные  современные дома.

Где только не строят в нашей стране! Строитель – очень почётная профе….ия. Собственно, это не одна, а много разных  профе….ий.

1. Восстановите последовательность предложений,  чтобы получился текст. (Слайды № 12,13.)

2. Озаглавьте текст.

3. При списывании вставьте существительные, называющие лиц по их профессии.

4. Каким способом они образованы.

5. Объясните постановку тире во втором предложении.

- Кто набрал менее 6 баллов, работает под руководством учителя и выполняет задание уровня  «А».

Образуйте с помощью         суффиксов        - чик (- щик) от данных слов имена существительные со значением лица:

Паркет-

Расчет-

Гардероб-

Сварить-

Барабан-

- Составьте два предложения с записанными словами.

- Назовите задачи нашего урока .

- Давайте посмотрим, как вы справитесь с самостоятельной работой.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 ( Самопроверка с помощью ИКТ.)

 Тест.

I.Буква ч в суффиксе –чик- пишется:

       1 )  после букв Д, Т, З, С, Ж;

 2) после букв Л, М, Р, Н;

      3) после букв Д,Т, Р,М,Н;      

      4) после  букв Ж, В, С, Л;

 II. В каком слове пишется суффикс –щик- ?

1) объезд…ик;

2) груз…ик;

3) перенос…ик;

4) спор…ик.

III. В каком слове пишется суффикс –чик- ?

1) фонар…ик;

2) раснос…ик;

3) прицеп…ик;

4) съём…ик.

IV.В каком слове пишется суффикс – чик-?

1) камен…ик;

2) формов…ик;

3) съём…ик;

4) перепис…ик.

V. В каком слове нет суффикса –чик- ?

1) газетчик;

2) мальчик;

3) буфетчик;

4) валютчик.

                   

- А как мы будем оценивать себя? (Слайд № 14.)

- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок.

VIII. Информация о домашнем задании.

       - Каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был закреплён?

Домашнее задание было предложено по выбору (с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся). (Слайд № 15.)

 

 § 39.  

           1 уровень: Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и набрал «5» баллов,  выполняет  упражнение  224).

   2 уровень: Кто в самостоятельной работе допусти 1 - 2 ошибки, выполняет упражнение 224.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Назовите тему урока.

- Какие задачи стояли перед вами?

 -  Когда же пишется суффикс - чик, а когда - щик?

- Что вызвало затруднение?

- Продолжите фразы: (Слайд № 16.)

я знаю……..

я умею……

мне пока трудно….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"

Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учит...

Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык"  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...

конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"

На данном  уроке   разрабатывается   алгоритм определения разряда имён прилагательных...

Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект  и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Конспект классического урока по русскому языку по теме  «Одна и две буквы  Н в суффиксах прилагательных»...

Конспект урока по русскому языку "Суффиксы О - А на конце наречий"

Конспект урока по русскому языку предназначен для учащихся 7 класса при изучение темы "Наречие"...