Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учителей, независимо от того, по какому УМК они работают, так как задания не привязаны в учебнику. В приложении содержится 5 карточек с заданиями, которые учитель может распечатать для каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
-n-_i_-nn-_v_prilagatelnyh._konspekt_uroka_v_6_klasse.odt | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа I и II видов»
Конспект урока по русскому языку (6 класс)
учителя Титовой Татьяны Александровны
Тема урока: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных».
Интегрирующая дидактическая цель: изучить правило «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных», сформировать у учащихся умение дифференцировать суффиксы прилагательных.
Целевой план действий для учащихся:
- знать, в каких случаях в суффиксе прилагательных пишется одна буква Н, а в каких — две; знать исключения из изученного правила;
- уметь применять изученную орфограмму на письме;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование урока: дидактический раздаточный материал.
Методы и формы работы на уроке: При объяснении нового материала используется таблица «Написание -Н- и -НН- в прилагательных». Материал для закрепления рекомендуется распечатать на карточках каждому учащемуся. Задание 1-3 выполняются на доске. Задание 4 (для выходного контроля) выполняет каждый учащийся самостоятельно.
План урока:
- Оргмомент ( 1 мин.)
- Входной контроль (проверка степени усвоения материала, изученного на предыдущем уроке) (5 минут);
- Ход урока:
а) Постановка целей урока (2 мин.)
б) Объяснение нового материала ( 8 мин.)
в) Закрепление нового материала (15 мин.).
- Выходной контроль (5 мин.).
- Подведение итогов, рефлексия (2 мин.)
- Мотивирование и объяснение оценок за урок (1 мин.)
- Задание на дом (1 мин.)
- ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ:
Назовите основные способы образования имён прилагательных.
Задание на доске: Определите, каким способом образованы данные прилагательные:
пригородный
водяной
неблизкий
синий-синий
сине-зелёный
В каком случае прилагательные, образованные способом сложения, пишутся через дефис, а в каком — слитно?
III. ХОД УРОКА.
а) Постановка целей урока:
Сегодня мы поговорим о суффиксах прилагательных, в которых встречается одна или две буквы Н. Вы узнаете, в каких случаях нужно писать одну букву Н, а в каких — две, потренируетесь применять это правило на письме.
б) объяснение нового материала:
На доске таблица:
Написание -Н- и -НН- в прилагательных
-Н- | -НН- |
-ИН- (куриный) -АН- (кожаный) -ЯН- (серебряный) Исключение: ветреный (день, человек), но безветренный. | основа на -Н- + суффикс –Н- (длина — длинный) -ОНН- (традиционный) -ЕНН- (жизненный) Слова-исключения: оловянный, деревянный, стеклянный |
ФОРМУЛИРУЕМ ПРАВИЛО:
Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных:
- при помощи суффикса -Н- от существительного с основой на Н;
- от существительных при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-.
Исключение: ветреный.
Одна буква Н пишется:
- в суффиксе -ИН-;
- в суффиксах -АН-, -ЯН- прилагательных, образованных от существительных.
Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
в) закрепление нового материала
З а д а н и е 1.
Цель: научиться применять изученное правило на практике.
Твоя задача: объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна (выполняем в электронной тетради).
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Задание 2.
Цель: закрепление изучаемой орфограммы, тренировка умения образовывать имена прилагательные от существительных.
Твоя задача: образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- (учащийся выполняет в рабочей тетради, учитель дублирует его работу на электронной доске).
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Задание 3.
Цель: закрепление изучаемой орфограммы.
Твоя задача: вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных (учащийся выполняет в рабочей тетради).
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;
- 3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
- IV. Выходной контроль:
Расскажите своими словами правило о правописании одной и двух букв Н в именах прилагательных.
Задание для выходного контроля:
Цель: работа с текстом (вспомнить, что такое тема текста и основная мысль), проверить степень усвоения материала урока.
Твоя задача: прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
- V. Подведение итогов, рефлексия. (1 мин.)
Дополните предложения, высказав своё отношение к сегодняшнему уроку:
- Сегодня мы изучили ...
- Для меня самым интересным показалось …
- Самую большую трудность вызвало …
- Для меня осталось непонятным ...
VI. Мотивирование и объяснение оценки за урок (1 мин.)
VII. Домашнее задание (1 мин.)
Цель: проверить усвоение материала урока.
Твоя задача: вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
- Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.
Использованная литература:
- О.В. Беляева, О.А. Даценко. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: «ВАКО», 2008.
- Ю.Н. Гостева. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык. 6 класс.» / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2004.
Интернет-ресурсы:
http://www.yamal.org/ook/doc/ook-suff.htm
- Приложение (задания на карточках):
Карточка 1.
Объясни, почему в одних прилагательных пишутся две буквы Н, а в других – одна.
Деревянный, жестяной, муравьиный, стеклянный, искусственный, сонный, лиственный, равнинный, серебряный, ветреный.
Карточка 2.
Образуй прилагательные от существительных, объясни выбор –Н- и –НН- .
а) чугун, глина, клюква, утро, кожа, олово.
б) лимон, кость, кухня, телефон, длина;
в) журавль, петух, мышь, дерево, серебро.
Карточка 3.
Вставь вместо пропуска -н- или -нн-. Выдели суффикс и основу в прилагательных.
1) ржа..ой, муравьи..ый, безветре..ый, тыкве..ый;
2) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый;
- 3) пчели..ый, сон..ый, оловя..ый, лебеди..ый.
Карточка 4.
Прочитай текст, озаглавь его, определи его тему и основную мысль. Вставь вместо пропусков -Н- или -НН-.
Одно время наша семья жила в небольшом городке, который уютно раскинулся над сон..ыми прудами недалеко от железнодорожной станции. К городку ведет старин..ая дорога. Как только съедешь с этой дороги на деревян..ый мост со следами масля..ой краски, пересечешь речонку с песча..ыми берегами – так сразу и начинается главная городская улица.
Городок чистенький, утопающий в зелени, весь окружен водя..ыми гладями прудов, где так любит купаться детвора. В некоторых местах растет камыш, и там находят убежище бесчислен..ые ути..ые семейства.
Все в нашей семье с любовью и известной грустью вспоминают об этом пристанцион..ом городке.
Карточка 5.
Вставь пропущенные буквы, где это необходимо. Составь с выделенными прилагательными предложения.
1) Весен..ий, камен..ый, карман..ый, чугун..ый, длин..ый, цен..ый, туман..ый, сон..ый.
2) Болезнен..ый, утрен..ий, бесчувствен..ый, внутрен..ий, соломен..ый, родствен..ый, ветрен..ый, безветрен..ый , подветрен..ая.
3) Курин..ый, гусин..ый, соловьин..ый, лошадин..ый, голубин..ый.
- Песчан..ый, ржан..ой, стеклян..ый, серебрян..ый, глинян..ый, ледян..ой, шерстян..ой, деревян..ый, оловян..ый.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Степени сравнения имён прилагательных"
В данном конпекте урока предлагаются такие виды работ: распределительный диктант,самостоятельная работа дифференцированным заданием, работа по исправлению грамматических ошибок,...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Урок русского языка с применением ИКТ, по ФГОС...
Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"
Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...
Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)
Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и предполагает повторение изученного по теме «Имя прилагательное»...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сравнительная степень имен прилагательных"
Конспект урока по предмету "Русский язык" 6 класс по теме "Сравнительная степень имен прилагательных" (по программе Ладыженской)...