Стилистическая роль определений (эпитет)
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ (ЭПИТЕТ).
Цель: повторить стили речи; показать, что эпитеты делают нашу речь ярче, богаче; развивать речь учащихся; воспитывать любовь к слову.
ХОД УРОКА:
1. Начало урока.
Объявление темы, цели урока.
А начнём мы с записи наизусть отрывка из стихотворения Петросяна.
Закружились ветры снеговые,
Побелел багряный листопад.
Запрягай же сани ездовые!
Вихрем кони резвые летят.
С.Петросян.
(Отрывок записан на обороте доски. Прошу одного ученика прочитать, что он записал, после открываю доску, проверяем записанное)
---Объясните знаки препинания.
---Подчеркните определения и укажите определяемое слово. Это согласованные или несогласованные определения? Докажите.
---Какой член предложения называется определением?
---Для чего служат определения?
---Какую роль играют определения в данном отрывке?
---Как они передают настроения автора?
2. Основная часть урока.
1) Беседа.
---Назовите известные вам стили речи.
---К какому стилю речи принадлежит записанный вами текст?
---Как вы думаете, в каждом ли стиле речи будут употребляться определения? (в каждом)
----Одинакова ли их роль, скажем, в художественном, публицистическом и в научном, деловом?
(в худ, публиц стилях определения чаще всего выступают в роли эпитетов)
---А что такое эпитет?
---Приведите примеры стихотворных строк о зиме, назовите определения и определяемые слова.
(идёт проверка домашнего задания)
---В названных вами определениях есть эпитеты? А как отличить эпитет от собственно определения?
2) Запишем текст.
СНЕЖИНКИ.
Засыпала звериные тропинки
Вчерашняя разгульная метель,
И падают, и падают снежинки
На тихую задумчивую ель.
Д.Бедный.
---Объяснить все орфограммы и пунктограммы.
---Каким настроением проникнуто стихотворение?
---Сколько в этом тексте определений? А сколько эпитетов?
---Подчеркните эпитеты, обозначьте определяемое слово.
---Почему именно это определение из многих возможных выбирает автор?
ВЫВОД: не каждое определение является эпитетом.
Эпитет – это определение, которое несёт эмоциональную окраску.
3.Практическая работа.
Каждый ученик получает отдельную карточку с заданием.
«А» - подчеркнуть все определения.
«В-1» - подчеркнуть только эпитеты.
«В-2» - подобрать эпитеты к слову «снег»
«С-1» - лингвистический эксперимент.
«С-2» - сравнить 2 редакции одного стихотворения.
Проверяем выполненную работу.
4. Итог урока.
---Какова роль эпитета в речи?
---Зачитываю выдержку из словаря эпитетов:
«Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Общепризнанно, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами».
5.Д/З: составить сочинение-миниатюру «Зимнее утро», употребив эпитеты.
Или выполнить упражнение 151.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обособленные определения. Стилистическая роль и сфера употребления определений, выраженных причастиями и причастными оборотами
Выявить сферу употребления и стилистичекую роль причастий и причастных оборотов, поддержать интерес старшеклассников к родному языку. "Желаю вам всевозможных бед,печалей и напастй избежать"(А.П....
Определение. Эпитет как средство выразительной речи.
Урок по литературе в 8 классе....
Урок русского языка в 10 классе. Тема:"Причастие. Морфологические признаки. Стилистическая роль"
Урок русского языка в 10 классе спланирован по программе Н.Г. Гольцовой. На уроке учащиеся сами определяют цели учебной деятельности, выполняют самостоятельные задания с последующей самопроверкой и вз...
Стилистическая роль деепричастного оборота
Презентация к уроку "Стилистическая роль деепричастного оборота" по программе С.И.Львовой, 6 класс....
Стилистическая роль обособленных определений в художественных текстах
В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
Урок повторения и обобщения по теме "Глагол" на основе использования группировки слов....