Роль определения профессиональной направленности в успешном овладении профессиональной этикой выбранной специальности.
материал по психологии по теме

Медведева Светлана Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_opredeleniya_professionalnoy_napravlennosti.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль определения профессиональной направленности

в успешном овладении профессиональной этикой выбранной специальности.

     В настоящее время в мире насчитывается более 40 тысяч специальностей, но профессия медицинского работника на протяжении многих лет прочно удерживается в первой десятке. Однако несмотря на такую популярность данной профессии по-прежнему есть хорошие и плохие медицинские работники, хотя последних не должно быть вообще, так как недобросовестная, бездушная работа медика отражается на здоровье, жизни и благополучии другого человека.

     В современных условиях все острее встает вопрос о необходимости выработки критериев приема в медицинские образовательные учреждения с учетом устойчивости интереса и пригодности абитуриентов к избираемой специальности. Устойчивость интереса к медицинской профессии определяется по тому, является ли для человека желание заниматься медициной неосознанным, сиюминутным или это желание, превратившееся в стремление посвятить жизнь избранной профессии.

     Для установления степени устойчивости интереса к медицинской профессии в каждом конкретном случае необходимо выяснить и анализировать мотивы выбора медицинской специальности, в данном случае – медицинской сестры.

      К высоким побудительным мотивам можно отнести стремление посвятить свою жизнь борьбе с человеческими недугами, желание быть полезным обществу. Нередко устойчивый интерес к профессии медсестры возникает под воздействием случаев болезни или смерти из родных или близких. В медицинской специальности, пожалуй, как в никакой другой, должен выполняться принцип совпадения интересов личности с общечеловеческими интересами. В этой связи нельзя считать  устойчивым, прочным интерес к профессии медицинской сестры, основанный на стремлении к «чистой» работе, желании оградить себя от трудностей сферы материального производства, кажущейся легкости поступления и обучения в медицинском образовательном учреждении из-за отсутствия сложной учебной программы по математики и физике. Такие мотивы не имеют ничего общего с практикой работы медицинской сестры и рано или поздно приведут к противоречию между идеализированными представлениями и действительностью.

      Сейчас актуален вопрос: кто должен идти в медицину? Кто лучше справится со своими обязанностями? Важен и необходим психологический профессиональный отбор. А может быть еще важнее профессиональное воспитание молодежи. Студенты получают знания в полном объеме согласно стандартам, но есть опасения за будущее медицины, не уйдет ли она в техницизм, не оторвется ли от больного? Например: молодой специалист успешно оказывает помощь при неотложных состояниях по алгоритму, умеет оживить пациента в состоянии клинической смерти.

      Все это прекрасно, но вместе с этим молодой специалист может и не понимать как много значит иногда всего лишь несколько минут разговора с пациентом и его влияния на больного.

       И роль определения профессиональной направленности в успешном овладении профессиональной этикой велика.

       Для того чтобы определить профессиональную направленность студентов нашего училища, на занятиях по «общей психологии», студентам II курса, а именно студентам 421-422 группы.

Был предложен (ДДО) Дифференциально – диагностический опросник, разработанный  Евгением Александровичем Климовым.  Автор опросника предложил профессии разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены:

1. «Человек – природа»

Объекты труда:

Растительные и животные организмы, микроорганизмы.

Профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пчеловод, лесовод.

2. «Человек – техника»

Объекты труда:

неживые технологические объекты, машины, механизмы.

Профессии: слесарь, механик, инженер, шофер, электрик.

3. «Человек – знаковая система»

Объекты труда:

Символы, знаки, цифры, формулы, коды.

Профессии:  программисты, бухгалтер, редактор, чертежник.

4. «Человек – художественный образ».

 Объекты труда:

Произведения искусства, художественные образы, элементы.

Профессии:  художник, реставратор, декоратор.

5. «Человек – человек».

Объекты труда:

Человек, группа людей.

Профессии:  учитель, медсестра, продавец, врач, воспитатель, милиционер, парикмахер.

     Дифференциально – диагностический опросник  дает важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях в рамках изложенной классификации профессий.

В тестировании учавствовали 22 человека из 24.

       

     По результатам опросника были получены следующие данные (диаграмма).

     Как мы видим на диаграмме в 100% соотношении:

«Человек-человек» - 40%

«Человек-природа» - 27%

«Человек-знаковая система» - 14%

«Человек-художественный образ» - 14%

«Человек-техника» - 5%

Итог: из диаграммы видно что  40% студентов II курса нашего училища сделали верный выбор и относятся к типу «Человек-человек».

Также студентам была предложена таблица с вопросами: «Что определило выбор вашей

профессии?»

Результаты:  

  Таким образом интерес к медицинским знаниям присутствует у всех студентов. Желание приносить своим трудом пользу людям, у большинства из них. И высокая общественная значимость труда медицинского работника как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни.

  Человек, выбравший профессию медицинского работника, несомненно должен иметь к ней призвание.

Единственное настоящее чувство в жизни – это сочувствие – говорят французы. И когда это сочувствие как свойство личности становится потребностью, можно считать, что у человека есть главное условие успешного овладения профессией медицинского работника.

Быть медицинским работником – это значит обладать огромным влиянием на людей и пользоваться им надо мудро, ответственно и человечно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мотивации в успешности овладения метода проектов

Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, его начало, направленность и активность. Технология проектной деятельности позволяет ученику приобрести самостоятельность...

Задания на контрольную работу по «психологии и этике в профессиональной деятельности» для студентов заочной формы обучения по специальности СПО 260807 «Технология продукции общественного питания»

Контрольная работа по "психологии и этике профессиональной деятельности" проводится с целью контроля усвоения дисциплины студентами самостоятельно. ...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык(английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банковское дело, 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальностей социально-экономического профиля: 080110 Банков...

Рабочая тетрадь для практических работ по дисциплине «Иностранный язык (английский)» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 38.00.00 «Экономика и управление»: 38.02.04 Коммерция

Рабочая тетрадь предназначена для практических работ по дисциплине «Иностранный язык» в разделе «Профессионально-направленный модуль» для специальности профиля 38.00.00 «Экономика и управление»: 38.02...

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».

Практическое занятие по ОБД.02 Литература. Тема «И.С.Тургенев». Образ Базарова. «Что дало человечеству развитие науки? Важность выбранной специальности для общества».На основан...