рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русскому языку
1 класс
УМК "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка
Программа Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 33 часов
Программу обеспечивают:
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, .
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:
- обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;
- учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных,
- во-первых, с неправильным ударением,
- а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;
Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.
- учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.
- учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:
- изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах;
- система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений;
- неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.
Для создания условий выживания в мире информации,поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:
- структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание);
- методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес);
- организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).
- требования инструментальности и интерактивности. Комплект ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).
Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:
- М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);
- П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова);
- П.С. Жедек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);
- Е.С. Скобликовой (Синтаксис простого предложения);
- В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);
- Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);
- М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского языка)
- Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)
УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.
Раздел 2. Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Алфавит |
2 | Звуки речи |
3 | Построение звуковой схемы слова |
4 | Слова-названия |
5 | Речь письменная и устная |
Раздел 3. Содержание тем учебного курса
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использова- . ние последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи: гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й']. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова.
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми
Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу первого года обучения
Должны знать/ понимать:
- название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;
- правила переноса слов по слогам;
- способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы);
- способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;
- способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).
Уметь:
- быстро найти букву в алфавитном столбике;
- определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи;
- правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
- писать прописную букву в именах собственных;
- делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
- понимать различие между звуком и буквой;
- различать
- гласные и согласные звуки;
- звонкие и глухие согласные;
- мягкие и твердые согласные;
- парные звонкие - глухие согласные;
- только твердые и только мягкие согласные;
- писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
- писать словарные слова, определенные программой;
- списывать небольшой текст по правилам списывания;
- определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);
- читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач,
- аудиозаписей);
- соблюдения орфоэпических норм речи;
- устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения.
- Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2008.
- Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2008.
- Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2007.
№ п/п | Тема урока | К-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата |
1 | Знакомство с новым учебником «Русский язык» (с. 5-7) | 1 | Изучение нового материала | Русский алфавит. Правильное название букв, знание их последовательности. Восприятие и понимание звучащей речи | Знать структуру построения учебника «Русский язык»; название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения. Уметь находить букву в алфавитном столбике; записывать слова по алфавиту, читать определения, правила | Текущий | Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях |
2 | Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке (с. 8-9) | 1 | Обобщение и систематизация изученного | Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определении | Текущий. Фронтальный опрос | Слова однозначные и многозначные |
3 | Закрепление знаний об алфавите (с. 10-13) | 1 | Практическое применение (ЗУН) | Русский алфавит. Списывание текста | Знать русский алфавит. Уметь списывать слова с доски | С/р с проверкой по образцу | Словарное богатство русского языка |
4 | Слова-предметы. Слова-действия (с. 14-15) | 1 | Изучение нового материала | Слово и его значение. Имя существительное, значение и употребление. Глагол, значение и употребление в речи. Имя прилагательное, значение и употребление в речи | Знать признаки изученных частей речи (существительного, прилагательного и глагола); словарные слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать части речи; находить в тексте слова-предметы, слова-действия и слова-признаки; задавать вопросы к словам | Текущий. Индивидуальный опрос | Ребусы. Шарады. Словарное богатство русского языка. Прямое и переносное значение слова |
5 | Слова-признаки (с. 15-16) | 1 | Изучение нового материала |
6 | Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки (с. 16-17) | 1 | Изучение нового материала |
7 | Слова-помощники (с. 18-20) | 1 | Изучение нового материала | Предлог. Значение и употребление предлогов в речи | Знать значение предлогов. Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырех слов | С/р с проверкой по образцу. Текущий. Индивидуальный и фронтальный опросы | Ребусы. Шарады Синонимы и антонимы |
8 | Устная и письменная речь (с. 21-22) | 1 | Комб. | Отличие письменной речи от устной. Чтение и понимание учебного текста. Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки) | Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; правильно употреблять знаки препинания в предложении |
9 | Упражнение в распознавании устной и письменной речи (с. 23-24) | 1 | Комб. |
10 | Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи (с. 25-26) | 1 | Комб. |
11 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек (с. 26-29) | 1 | Комб. | Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных | Уметь писать прописную букву в именах собственных; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки препинания в конце предложения) | С/р с проверкой по образцу |
12 | Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком (с. 29-31) | 1 | Комб. | Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных | Знать понятия звуки и буквы. Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные | Текущий. Индивидуальный опрос |
13 | Звонкие и глухие парные согласные (с. 32-34) | 1 | Комб. | Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных | Знать парные согласные звуки. Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие - глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные | Текущий |
14-15 | Звук [й'] и буква й (с. 35-42) | 2 | Комб. | Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных | Знать способ обозначения звука [й'] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я). Уметь правильно писать слова с буквой й, с гласными е, ё, ю, я | С/р с проверкой по образцу |
16 | Упражнение в различении мягких и твёрдых звуков. Учебник (с. 42-44) | 1 | Комб. | Звуки и буквы: гласные, согласные. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать гласные и согласные звуки. Уметь различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие -глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные | Текущий |
17 | Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Повторение правил переноса (с. 44-46) | 1 | Комб. | Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение | Знать правило переноса слов. Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую | Текущий. Фронтальный опрос |
18 | Различие твёрдых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков (с. 47-48) | 1 | Комб. | Звуки и буквы: гласные, согласные. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых, парных и непарных; обозначение мягкости согласных звуков на письме | Знать гласные и согласные звуки. Уметь различать гласные и согласные звуки | С/р с проверкой по образцу |
19 | Двойная роль (работа) букв е, ё, и>, я (с. 49-52) | 1 | Комб. | Знать роль йотированных гласных в русском языке, когда буквы я, ю, е, ё обозначают по два звука. Уметь различать гласные и со- гласные звуки | Текущий. Индивидуальный опрос |
20 | Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных (с. 53-54) | 1 | Комб. | Знать способ обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё) | Тематический |
21 | Слова с сочетаниями жи — ши, же - ше (с. 56-59) | 1 | Комб. | Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи - ши, ча - ща, чу - щу | Знать правило написания слов с сочетаниями жи - ши, же - ше, ци, це, цы. Уметь писать слова с сочета- ниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, ци - це под ударением | Текущий. Фрон- тальный опрос | Игры со словами |
22 | Слова с сочетаниями цн, це, цы (с, 60-63) | 1 | Комб. | Буквы и, е после ц в сильной позиции. Гласные ударные и безударные. Деление слов на слоги. Словесное ударение | С/р с про- веркой по образцу | Слова-исключения |
23 | Слова с сочетаниями чу — щу, ча — ща (с. 64-67) | 1 | Комб. | Буквы гласных после шипящих в сильной позиции под ударением: жи - ши, ча - ща, чу - щу. Правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу | Знать правило написания слов с сочетаниями жи - ши, же - ше, чу - щу, ча - ща. Уметь писать слова с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу, ци - це под ударением | Тематический. Списывание слов | Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы |
24 | Мягкий знак на конце слов (с. 68-69) | 1 | Контрольный | Разделительные ь и ъ знаки. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил и определений. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации | Знать роль мягкого знака на конце слов. Уметь писать слова с мягким знаком - показателем мягкости | Текущий. Фронтальный опрос | Игры со словами |
25-26 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки (с. 70-75) | 2 | Комб. | Знать роль твердого и мягкого разделительных знаков. Уметь писать слова с разделительными мягким и твердым знаками | С/р с проверкой по образцу |
27 | Звонкие и глухие согласные на конце слов (с. 76-79) | 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных. Различные способы проверки слов | Знать правило написания парных согласных на конце слова. Уметь различать произношение и написание слов, подбирать проверочные слова | Текущий. Фронтальный опрос | Синонимы и антонимы |
28 | Способы проверки слов с парными согласными на конце слов (с. 80-82) | 1 | Комб. | Правописание парных звонких и глухих согласных | Знать правило написания слов с парными согласными на конце. Уметь подбирать проверочные слова к словам с парными согласными; различать произношение и написание слов | Текущий. Индивидуальный опрос | Игры со словами |
29 | Написание слов с парными согласными (с. 83-84) | 1 | Комб. | Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости» | Знать правило написания парных согласных. Уметь различать произношение и написание слов | Текущий. С/р с проверкой по образцу | Прямое и переносное значение слова |
30 | Закрепление знаний о предложении (с. 85-86) | 1 | Комб. | Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости». Разновидности предложении по цели высказывания и эмоциональной окраске | Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи | Ребусы. Шарады. Синонимы и антонимы |
31 | Обобщение знаний о предложении. Итоговый диктант (с. 86-87) | 1 | Комб. | Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Уметь определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи; писать текст под диктовку | Диктант |
32 | Схемы предложений. Словарный диктант (с. 88-89) | 1 | Комб. | Знаки препинания в конце предложения (точка, запятая, вопросительный, восклицательный знаки). Овладение нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения - «Азбука вежливости» | Текущий. Индивидуальный опрос. Словарный диктант |
33 | Оформление писем и заполнение анкет (с. 90-94) | 1 | Комб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....