Урок русского языка в 5 классе "Умеем ли мы произносить этикетные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок-игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5.docx199.64 КБ
Файл etiket.pptx632.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова

Цель: познакомить учащихся с понятием речевого этикета, с этикетной лексикой, как особым пластом словаря.

Задачи:

образовательная - нахождение, объяснение и правильное написание орфограмм в словах речевого этикета.

развивающая - продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных - речевых ситуаций слова.

воспитательная - формирование навыков нравственного поведения, культуры общения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на игровой основе с элементами драматизации.

Оборудование урока: Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - 5-е изд. - М: Дрофа, 2000.; аудиозапись песни «Только добротой сердец…» ,раздаточный материал : карта деятельности ученика, игровые ситуации

Ход урока

Урок начинается с песни «Только добротой сердец…»

Придумано кем - то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» -
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера

Итак, ребята, вы прослушали отрывок из песни и стихотворение. О чем они? Выделим ключевые  слова (доброта, добрый)

 Какие ассоциации вызывает у вас это слово?(помогать друг другу, не обижать, солнце, весна, заботиться)

-Ребята, какие вы знаете стихи, песни, пословицы о добрых словах, доброте  вы знаете?  Слайд  Пословицы

Каждый язык имеет особую группу слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Как называются такие слова?

-Запишите тему нашего урока Слайд

Какой может быть сегодня цель нашего урока? Что вы ждете от сегодняшнего урока? Обговорите это в паре и запишите в карту деятельности.

Карта деятельности ученика.

Мои шаги в освоении темы:

  1. Целеполагание_________________________________________________
  2. _Что я __знаю об этикетных словах?_______________________________
  3. Что хотел бы узнать? ____________________________________________
  4. Ключевые слова________________________________________________
  5. Настроение_____________________________________________________

      6)Какой вид работы меня заинтересовал________________________________

      7)Чему я научился___________________________________________________

Цели урока. Слайд

Итак, обратимся к словарю. Слайд

Этикет , этикетные слова, вежливые слова

- Как вы думаете, зачем люди придумали вежливые слова? И нужны ли они человеку, может быть, можно обойтись и без них?

- Конечно, вы правы. Эти слова приносят в нашу жизнь и теплоту, и дружбу, и улыбку. От них становится ярче и радостнее всем. Ведь поблагодарить, пожелать добра  и счастья, поздороваться – это значит подарить кому-то капельку солнца, радости. 

Слайд. Группы вежливых слов

 - Итак, всякий уважающий себя человек, человек культурный и воспитанный, обязательно использует в своей речи этикетные слова.

Посмотрите, какие красочные у меня журналы. Каждый журнал живёт по своим законам. Давайте и мы создадим свой журнал. А называться он будет так «Этикет на каждый день». Но это, ребята, журнал необычный, это живой журнал. Можно я сегодня буду редактором этого журнала, а вы моими помощниками. Слайд

1 страница Я предлагаю первую страницу назвать «Здравствуйте». 

История слова «здравствуйте»(выступает ученик)

Слово «Здравствуйте»- слово очень старое. А связано оно со словом «дерево». Когда- то давно, люди, произнося это слово, желали другим быть здоровыми, сильными, крепкими, могучими, как дерево- дуб. И теперь мы произносим это слово, желая близким, родным, знакомым – быть сильными, здоровыми.)

Ребята, сегодня, когда вы шли в школу по улице вам встречались прохожие? Вы с ними здоровались? А они с вами? Публицист А. Крон писал: «Первое время с непривычки удивлялся: идёшь по селу, с тобой все здороваются. Я одного деда спросил для интереса, дескать, чего здороваешься, знаешь меня, что ли? А он мне: - А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый человек. Вот и будь здоров! »

Ребята, представьте себе, что мы с вами в вагончике доброго, весёлого поезда. Мы с улыбкой приветствуем всех, кто встречается на нашем пути. Слайд

Чтение стихотворения В.Солоухина (один из учащихся).

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы
Ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку мира прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель: Так размышляет поэт В.Солоухин о роли звучащего слова – приветствия в жизни человека, звучащего слова, которое каждый из нас произносит много раз в день.

- А какие ещё формы приветствия вы знаете? Давайте вспомним, какие формы приветствия мы используем в зависимости от ситуации. Слайд

Приветствие: (презентация).Запись слов в тетрадь

здравствуй (те)

наиболее употребительное

добрый день (утро,вечер)

дружеское, с указанием на время встречи

привет

дружеское, фамильярное

здорово

дружеское, чаще между мужчинами

  1. Задание: А теперь найдем среди этих выражений те, которые в настоящее время можно воспринимать как фразеологизмы. (легок на помине, сколько лет сколько зим и т.д)
  2. Выпишите их в тетрадь и добавьте 2-3 выражения, которые вы хотели бы начать употреблять в своей речи.

Подсчитав всё это, мы можем прийти к выводу, что у русских более сорока способов приветствовать друг друга.

А если мы заглянем, в словарь А.Г.Балакая «Доброе слово», в конце второго тома находится тематический указатель, который открывается как раз приветствиями.

Так вот, в этом словаре 383 выражения! Слайд

Теперь разыграем речевые ситуации. Выберите правильное приветствие.

1. Встречаются друзья:

- Привет!

- Лёгок на помине!

-Как дела?

-Да  все нормально

2. Встреча с пожилым человеком.

- Привет, Марья Ивановна.

- Здравствуйте, Марья Ивановна

-Не правда ли сегодня хорошая погода?

-Да, погода замечательная

Какую речевую ситуацию изобразил художник?Как исправить положение?


1-ая страница завершена. Пора создавать новую страницу.

Вторая страница. Эта страница называется «Будьте добры!» (урок вежливости) Запись слов в тетрадь

Из истории слов

Слово "спасибо" произошло от сокращения фразы "Спаси  бог". Этой фразой на Руси издревле выражали благодарность. Впервые слово "спасибо" зафиксировано в 1586 году, в словаре-разговорнике, изданном в Париже.

Словом «пожалуйста»  вежливые люди пользуются для обращения, выражения просьбы или согласия. Оно тоже происходит от двух слов: «пожалуй» и «ста». В устах древнерусского человека слово «пожалуй» означало: «сделай милость», «окажи любезность». Что касается маленького словечка «ста», то оно является устаревшей формой обращения, обычно в качестве приставки к имени

Благодарю  - старославянское слово. В старославянском языке глагол оформился в результате калькирования греческого сложения со значением частей: "благо, хорошо" и "давать, преподносить".

Извините- Это простое русское слово значит – простите мою вину, в душе и на словах освободить от ответственности за совершённое дурное действие.

Составьте диалог из 2-3 реплик с вежливыми словами.Запишите


Герой этой ситуации не может выполнить просьбу, с которой к нему обратились. Из упражнения 336 выберите те слова, которые помогут ему смягчить отказ.

-Составьте диалог из 2-3 реплик

Ф изминутка Встаньте, отвернитесь от экрана, внимание на меня(звучит спокойная музыка)

Глазки видят всё вокруг, (повернуть головой во все стороны)
Обведу я ими круг. (не двигая головой, обвести глазами круг)
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино. (повернуть глаза к окну, повернуть голову к экрану в разные стороны)
Обведу я ими круг, (не двигая головой, обвести глазами круг)
Погляжу на мир вокруг. (медленно повертеть головой).

Закройте глаза и представьте того, кого вы очень-очень любите, улыбнитесь ему. Откройте глаза. Сядьте на места

Третья страница. Хотя до конца нашей встречи есть ещё время, я предлагаю назвать эту страницу «До свидания!».  

До свидания говорит о том, что новое свидание состоится. Слайд

 Прощай(-те)! может означать прощание надолго или даже навсегда. Расстаются на ночь, до следующего дня, поэтому и выражения прощания это помечают.

В ситуации, когда уходят ненадолго и встреча снова предстоит - Мы ещё увидимся. (в учебнике: До скорого!).

Уезжающему при прощании желают Счастливого пути!, а тот, в свою очередь ответит: Счастливо оставаться!

Итак, мы с вами вспомнили наиболее употребительные русские выражения прощания. А теперь, как водится, заглянем в словарь А.Г. Балакая «Доброе слово». В приложении к словарю 225 прощаний.

А теперь речевые ситуации

У вас на партах листочки.  Вы должны вместо точек вставить слова прощания.

1. Скажу Лисичке на прощание:

… (До встречи или до свидания!)

Добавлю так же:

- … (Будь здорова!)

- Мы завтра поиграем снова!

2. - Куда, Козлёнок, держишь путь?

- А... всё равно! Куда-нибудь!

- Тогда … (счастливого пути!)

Скорей куда-нибудь прийти!

3. Так набегался щенок,

Прямо валится он с ног!

Засыпает и бормочет:

Всем, всем, всем … (спокойной ночи!)

А теперь закрепим материал. Работа по парам. Переделать текст так, чтобы в нем были этикетные слова

Денис нажал на звонок.За дверь раздался старушечий голос:

-Кто там?

-Откройте!

-Зачем?

-Чего вы боитесь, я сосед ваш. Давайте деньги, я продукты куплю.

-На свои покупай

-Вы старая и больная, и одинокая к тому же, забыли, что ли?

-Ну, купи , голубчик

Мы перевернули последнюю страничку нашего журнала… Хотя нет! В конце каждого номера на последней странице написано: «А что нас ждёт в следующем номере?» Первую страницу нового журнала вы создадите сами, а называться она будет «Правила на каждый день». Это и будет вашим домашним заданием.

А сейчас прослушайте заповеди речевого поведения. Какие пункты вы могли бы добавить к ним?

1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь.

2)Умей находить общий язык с собеседником.

3)Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

4)Избегай многословия.

5)Владей культурой языка.

6) Умей не только говорить, но и слушать.

7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.

Вернемся к карте деятельности. Учащиеся зачитывают свои записи

-Произносите чаще добрые приятные слова и выражения, они раскрывают необыкновенную красоту родного языка, несут радость людям – от этого и вы будете радостнее жить

Мы начинали наш урок с песни. Давайте послушаем ее еще раз(клип)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе слово лучше мягкого пирога. Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово железные ворота отопрёт. Доброе слово сказать –посошок в руки дать. Доброе слово человеку – что дождь в засуху

Слайд 2

Десятое декабря Классная работа Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?

Слайд 3

На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово – что дать напиться. Со словом обидным – нельзя торопиться, Чтоб завтра себя самого не стыдиться. Н.Рыленков

Слайд 4

Цели урока: - познакомиться с понятием речевого этикета - расширить словарный запас в области речевого этикета -учиться правильно употреблять этикетные слова в зависимости от ситуации общения.

Слайд 5

Заглянем в толковый словарь ! Этикет – от фр. Etiquette «ярлык на чем-либо», правила поведения. Этикетные слова – это группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Вежливый – соблюдающий правила приличия, учтивый, обходительный.

Слайд 6

Вежливые слова условно можно разделить на группы, в зависимости от вида речевой ситуации, где они могут употребляться.

Слайд 7

Этикет на каждый день

Слайд 8

Здравствуйте! 1 страница

Слайд 9

ЗАГОЛОВОК ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДЗАГОЛОВОК ПРЕЗЕНТАЦИИ Курс под руководством инструктора

Слайд 10

ЗАГОЛОВОК ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДЗАГОЛОВОК ПРЕЗЕНТАЦИИ Курс под руководством инструктора

Слайд 11

Здравствуйте- наиболее употребительное Добрый день(утро, вечер)- дружеское, с указанием на время встречи Привет -дружеское , фамильярное Здорово -дружеское, чаще между мужчинами

Слайд 12

Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Сколько лет, сколько зим! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Доброе утро! Легок на помине! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль!

Слайд 13

Анатолий Георгиевич Балакай

Слайд 14

Какую речевую ситуацию изобразил художник? Как исправить положение?

Слайд 15

Будьте добры 2 страница

Слайд 18

Физминутка

Слайд 19

До свидания! 3 страница

Слайд 20

Прощайте -прощание надолго или даже навсегда До скорого - расставание на короткое время Счастливого пути- пожелание уезжающему

Слайд 21

Правила на каждый день

Слайд 22

1)Всегда знай, с какой целью и зачем ты говоришь. 2)Умей находить общий язык с собеседником. 3)Помни, что вежливость- основа речевого поведения. 4)Избегай многословия. 5)Владей культурой языка. 6) Умей не только говорить, но и слушать. 7) Следуй высоким образцам. Ищи свой идеал образца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Предложения с обобщающим словом при однородных членах".

Тема урока "Предложения с обобщающим словом при однородных членах". Урок по программе "Школа 2100". Авторы учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.Образовательная система ...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

Урок русского языка в 6 классе на тему: «Общеупотребительные слова. Диалектные слова».

ЦЕЛЬ УРОКА: повторить, обобщить знания учащихся по теме «Лексика», полученные в 5 классе. Формирование знаний об общеупотребительных и диалектных словах, привитие навыков находить данные слова  в...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Этикетные слова"

Данный урок нацелен на создание условий для нахождения слов речевого этикета, применение этикетных слов учащимися в соответствующей речевой ситуации...