Лингвистические сказки
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Литвина Татьяна Михайловна

Предлагаются презентации по темам: "Имя существительное", "Обращение", "Написание пол- со словами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lingvisticheskie_skazki.zip2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Дефисное и слитное написание слов с пол-

          Однажды к королю Словообразование пришло слово «половина».

        - Ваше Величество, - сказало оно, - только Вы можете мне помочь. Моя беда в том, что все слова, к которым я присоединяюсь, чувствуют себя обиженными: ведь тогда они теряют, по их мнению, половину своего лексического значения. Поэтому, завидев меня издали, имена существительные стараются отойти подальше. Не можете ли Вы велеть им примкнуть ко мне вплотную, чтобы везде и всегда я была с ними?

- Хорошо, - подумав, ответил король. – Но для этого мне придется

сократить тебя более чем наполовину.

- И я тогда не останусь в одиночестве? – обрадовалось слово «половина»

       - Нет, ты будешь входить в состав сложносокращенных слов. А они в основном пишутся. И, сократив слово до корня пол- , король Словобразование стал присоединять его к словам, начинающимся с гласной.

          Но тут вмешалась Орфоэпия:

        - Эти слова не могут писаться слитно, ведь они произносятся с паузой.

          Пришлось Королю отказаться от этой затеи. Начал он присоединять пол- к существительным, начинающимся с согласной. Все шло нормально, пока не пришел черед на букву л.

         Тут уже воспротивилась Орфография.

         - Двойные согласные пишутся в корне тех слов, которые проверяются по словарю. А это сложные слова пол-лимона, пол-листа.  И в словаре их нет.  вздохнул тяжко король Словообразование, но подчинился. И принялся присоединять пол-  к собственным именам существительным.

            Тогда возмутилась Графика:

          - Что это такое? Перед заглавной буквой не могут писаться строчные!

          Обратился тогда король к Пунктуации:

          - О, мудрая Пунктуация! У тебя есть средства для обозначения пауз в предложении: запятая, точка с запятой, тире. Помоги мне присоединить пол- к словам, начинающимся с гласной, с буквы л и с большой буквы, чтобы не нарушать законов Грамматики.

            Долго молчала Пунктуация, а потом сказала:

          - Я не могу предложить ни одного из этих знаков препинания. Запятая разделяет отдельные слова и предложения, точка с запятой ставится в исключительных случаях в сложном предложении, тире обозначает длительную паузу. Но у меня есть дефис – младший брат тире. Пожалуй, это то, что Вам нужно.

         С тех пор слова, начинающиеся с гласной, с буквы Л и с большой буквы пишутся с пол-  через дефис. А чтобы «половина» не страдала от такой половинчатости в написании, Фонетика иногда добавляет к части слова пол- букву У, а полу- с другими словами пишется всегда слитно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка

«Глагол и его дети»В некотором  королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень    деятельный, энергичный мужчина....

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

"Карусель" (лингвистическая сказка)

Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...

Лингвистические сказки

Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...

Лингвистическая сказка

Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...