Поурочное планирование по русскому языку для 5 класса по УМК под ред. М.В. Панова.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Поурочное планирование рассчитано на 204 часа (34 недели, 6 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pourochnoe_planirovanie_po_russkomu_yazyku_dlya_5_klassa_po_umk_pod_red._m.v._panova.docx | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование по русскому языку для 5 класса по УМК под ред. М.В. Панова
Раздел | Количество часов | Понятия | Межпредметная связь | Контроль за сформированными навыками | Дата примечания | ||
1 четверть 47 часов (4Р/Р). О языке (4 часа) | |||||||
Роль языка в жизни общества. | 1 | Язык, дело, действие, деятельность, общество. | Высказывания В.К.Тредиаковского. | ||||
Эстетическая сторона языка. | 1 | Язык литературы. | Тексты А. Пушкина, Д.Лихачева, Б. Шенгина. | ||||
Единицы языка. | 1 | Предложения, слова, морфемы, звуки. | Текст И.Бунина. | ||||
Язык как достояние человека. | 1 | Достояние, богатство, многообразие лексики. Культура речи. Эстетическая сторона речи. | Высказывания Д. Лихачева о языке. | ||||
Лексика (57 час + 6 р/р) | |||||||
Что такое лексика? | 1 | Словарный состав языка. | История России и язык. | ||||
Язык и личность. Лексика отражает жизнь народа. | 1 | Словарный состав языка. Слово и то, что оно обозначает. | Работа с толковым словарем в учебнике. | ||||
Диктант | 1 | Правописание гласных в корне слова, удвоенные согласные, непроизносимые согласные в корне. | Диктант | ||||
Работа над ошибками. | 1 | Грамматическая основа. Корень слова, окончание, приставка. Запятая в простом и сложном предложении | |||||
Постоянная изменчивость лексики. Активный и пассивный словарный запас. | 1 | Активный и пассивный словарный запас. | Стихотворение Р.Киплинга в переводе С. Маршака. | Зачет. | |||
Типы слов в языке. | 1 | Самостоятельные и служебные слова. | |||||
Слова-названия. | 1 | Слова знаменательные. | Самодиктант. | ||||
Местоименные слова (местоимения) | 1 | Слова-указатели. Самостоятельные и служебные слова. | |||||
Междометие. Правописание междометий | 1 | Междометие и звукоподражательные слова (орфография и пунктуация) | Текст С. Маршака. | ||||
Переход знаменательных слов в междометия | 1 | Слова знаменательные. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | ||||
Имена нарицательные и собственные. | 1 | Слова знаменательные. Имена нарицательные и собственные. | Из истории имен собственных и нарицательных. «Говорящие» имена. Л. Успенский. | Самодиктант. | |||
Развитие речи. Изложение по рассказу И.С.Соколова-Микитова «Умные гуси» | 2 | Стили речи. Абзац. Оформление прямой речи. | Природа Таймырского озера. | Изложение. | |||
Правописание имен собственных. | 1 | Имена собственные и нарицательные. | Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | Зачет. | |||
Лексическое и грамматическое значение слова | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова | В.Берестов о языке. | ||||
Тематические группы слов | 2 | Лексическое и грамматическое значение слова. Классы слов. | Стихотворение А.Твардовского «Сельское утро». | Самодиктант. | |||
Многозначность слова | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова | А.Грин «Алые паруса». А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». | ||||
Прямое и переносное значение слова | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. | Толковый словарь С.Ожегова и словарь Д.Н. Ушакова. | ||||
Переносные значения, основанные на сходстве. | 1 | Смысловая связь. Переносное значение слова. | Стихи С. Есенина. | Словарный диктант | |||
Переносные значения, основанные на смежности. | 1 | Смысловая связь. | Толковый словарь С.Ожегова | ||||
Повторение. | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова | Толковый словарь С.Ожегова | ||||
Понятие о тропе | 1 | Переносное значение слова. | Стихи А.Фета, Ф.Тютчева. | ||||
Диктант | 1 | Диктант | |||||
Работа над ошибками | 1 | ||||||
Метафора | 1 | Переносное значение слова. Метафора | Стихи С. Маршака. | ||||
Чем метафора отличается от переносного значения слова, основанного на сходстве | 1 | Переносное значение слова. Метафора. Многозначное слово, однозначное слово. | Стихи С. Маршака «Март», «Декабрь». | ||||
Метонимия | 1 | Переносное значение слова. Метафора | Отрывки из стихов русских поэтов. | ||||
Контроль - зачет | 1 | Переносное значение слова. | Зачет | ||||
Понятие об омонимах | 1 | Омонимы. Различение омонимов и многозначных слов в речи. Смысловые и стилистические различия омонимов. | Словарь омонимов. Стихи В.Лившиц, А. Шибаева, Н. Матвеевой. | ||||
Развитие речи. Сочинение рассказа «Как я готовлюсь к маминому дню рождения» | 1 | Переносное значение слова. Омонимы. Простое и сложное предложения. | Семейные традиции, праздники. Этика отношений. | Сочинение. | |||
Паронимы | 2 | Лексическое значение слова. Паронимы, омонимы. Слова-ловушки. Многозначное слово, однозначное слово. | Словарь паронимов. К. Чуковский «От двух до пяти». Стихотворение Д.Голубкова. | ||||
Понятие о синонимах | 1 | Синонимы, омонимы. Повторение: безударная гласная в корне. | А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне...». | Самодиктант. | |||
Различие синонимов по частоте их употребления. | 1 | Использование синонимов как средства связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Синонимический ряд | Стихи В.Маяковского. Тексты В.Катаева. | ||||
Различие синонимов по их сочетаемости с другими словами. | 1 | Синонимы, омонимы. Лексическое значение слова. Многозначное слово, однозначное слово. | Словарь синонимов Н. Абрамова. | ||||
Развитие речи. Упр.115. «Разговоры на чердаке» | 1 | Описание внешности. Прямая речь. Сложное предложение. | Отношение к старым вещам, игрушкам. | Сочинение. | |||
Диктант | 1 | Паронимы, антонимы, синонимы. | Диктант | ||||
Работа над ошибками | 1 | Безударная гласная в корне. Правописание приставок и предлогов. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | Словарь синонимов. Стих А. Ахматовой. | ||||
Стилистические различия синонимов | 1 | Синонимы, омонимы. Лексическая сочетаемость. Лексическая ошибка. | Тексты А.Твардовского, Ф.Тютчева. | ||||
Слова, близкие по значению | 1 | Синонимы, омонимы. Многозначное слово, однозначное слово. | Словарь синонимов Н. Абрамова. | ||||
Синонимические ряды. | 1 | Синонимические ряды. Стилистические различия синонимов. | А. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» - поиск автором нужного синонима. | Словарный диктант. | |||
Словари синонимов. | 1 | Словарная статья. Синонимические ряды. | Словарь синонимов Н. Абрамова. | Зачет. | |||
2 четверть (43 часа) | |||||||
Понятие об антонимах. | 2 | Антонимы. Переносное значение слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Синонимические ряды. | Г. Сапгир «Яблоко». Словарь антонимов | ||||
Понятие о фразеологизме и фразеологии | 1 | Фразеология. Фразеологизм. Устойчивое сочетание слов. | Рассказ А.П. Чехова «Голубая чашка» | ||||
Употребление фразеологизмов в речи | 1 | Многозначные слова. Фразеологизм. Устойчивое сочетание слов. | Толковый словарь С.Ожегова. Текст Н.Некрасова. | ||||
Дословная непереводимость фразеологизма на другие языки | 1 | Устойчивое сочетание слов. Фразеологизм. | История Древней Руси, быт людей. | Работа со словарем. | |||
Об источниках русской фразеологии. | 2 | Устойчивое сочетание слов. Фразеологизм. | Древнегреческие сказания. Сказания из Библии. | ||||
Крылатые слова. | 2 | Крылатые слова. | Тексты басен И. Крылова. | Контрольная работа. | |||
Словари русского языка. Рассказы о лингвистах. В.И.Даль. Д.Н.Ушаков. | 1 | Лингвистические и энциклопедические словари. Толковые словари. Лексическое и грамматическое значение слова | Словари В.Даля, Д.Ушакова, С.Ожегова. Биография В.И.Даля. Д.Н.Ушакова. | Работа со словарем. Самостоятельная работа. | |||
Развитие речи. Изложение с элементами сочинения «Почему нужен порядок на столе?» | 2 | Тип речи – рассуждение. Аргументы. Тезис. Вывод. Абзац. | Культура поведения и культура работы. | Изложение | |||
Работа над ошибками. Повторение темы «Лексика» | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. | Стихотворения Н.Некрасова. | Тест (задания с выбором ответа) | |||
Контрольный диктант «Встреча с оленем» | 1 | Лексика и фразеология. Синонимы и антонимы. Переносное значение слова. | Диктант | ||||
Работа над ошибками. Обобщение. | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. Крылатые слова. Фразеологизмы. Многозначные и однозначные слова. | Работа с толковым словарем. | ||||
Фонетика (82 часа + 11 р/р) | |||||||
Зачем нужны звуки языка. | 1 | Звуки языка. Законы произношения. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графической орфографией. | Исторические сведения об особенностях букв Ъ и Э. | ||||
Слог и ударение. | 1 | Законы орфоэпии. Орфоэпия как наука о языке. Слог. Сколько в словоформе гласных, столько и слогов. | Русский алфавит и названия букв. Орфоэпический словарь. | ||||
Действие дыхательного горла, языка и губ. | 2 | Голос, шум, препятствие. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. | Работа лёгких, гортани, мягкого нёба, языка и губ. | ||||
Согласные и гласные. | 1 | Гласные и согласные. Транскрипция. Характеристика отдельного звука речи и анализ звука в речевом потоке. Место и способ образования согласных. Лабиализация. | Артикуляция согласных: отклонения в строении речевого аппарата (неправильный прикус, отсутствие зуба, и т.д.). | ||||
Согласные звонкие и глухие. Шумные согласные. | 1 | Гласные и согласные. Шумные согласные. Слабая и сильная позиция. | |||||
Парные звонкие и глухие. | 1 | Замена звонкого согласного на глухой и наоборот. Транскрипция. | Самодиктант. | ||||
Сонорные согласные. | 2 | Гласные и согласные. Орфографическая и звуковая запись слов. Присоединение согласных звуков к гласным. | Упражнения, укрепляющие мускулатуру губ, увеличивающие подвижность нижней челюсти, придающие речи общую легкость. | ||||
Обобщение | 1 | Звуки языка. Законы произношения. Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | Междунаро́дный фонети́ческий алфави́т. | Карточки. | |||
Развитие речи. Описание как тип речи. | 2 | Понятие описания. Назначение описания. Структура описания. Прием различения описания и повествования. | Тексты К.Д. Ушинского «Васька», «Ягодка», М. Пришвина «Сочинитель» | Составление плана текста. | |||
Фонетическая транскрипция. | 1 | Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слов с помощью элементов транскрипции. | Фонематический слух. | ||||
Что такое чередование. | 1 | Фонетическая транскрипция. Чередования фонем. | |||||
Какие чередования – позиционные? | 1 | Фонетическая транскрипция. Чередования фонем. Слабая и сильная позиция. | |||||
Позиция. | 1 | Позиционные мены. Чередования фонем. Парная согласная. Слабая и сильная позиция. | Работа по карточкам. | ||||
Мена звонких шумных на глухие. | 1 | Позиционные мены. Чередования фонем. Парная согласная. Парные согласные па конце слова или перед другим согласным | |||||
Мена глухих шумных на звонкие. | 1 | Позиционные мены. Чередования фонем. Парная согласная. | |||||
Развитие речи. Обучающее изложение. Н.И. Сладков «Волшебная полочка» | 2 | Текст-загадка. Тема текста. Структура описания. Употребление имен существительных. | Работа с орфографическим словарем. | Изложение. | |||
Работа над ошибками. Фонема. | 1 | Фонема - обобщенная звуковая единица языка, отвлеченная от всех возможных звуков, выступающих на ее месте в потоке речи. Фонематический принцип письма | Бодуэн де Куртенэ совершил переворот в науке о языке, выступил основоположником фонологии. | ||||
Сильная и слабая позиция. | 2 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. Месторасположение звука среди других звуков в слове. Сильная позиция – позиция максимальной различимости и минимальной обусловленности. | Фонематический слух и его особенности. | ||||
Слабые позиции по глухости-звонкости. | 3 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | Самодиктант. | ||||
Слабые позиции и орфографические ошибки. | 1 | Отличие ошибок от описок. Сильная и слабая позиция. | Искусственные языки, эсперанто. | ||||
Сильные позиции по глухости-звонкости. | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. Согласными называются звуки, при произнесении которых воздух в полости рта встречает какую-нибудь преграду. | Сущность языка - в речевой деятельности | ||||
Контрольный диктант. | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | Диктант. | ||||
Работа над ошибками. Правописание глухих и звонких. | 2 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую она занимает в слове. | |||||
Общее правило письма. | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | |||||
3 четверть (57 часов) | |||||||
Удобные проверки. | 2 | Сильная и слабая позиция. | |||||
Непроверяемые согласные | 1 | Сильная и слабая позиция. | |||||
Позиционные чередования мягких и твердых. | 3 | Твердые и мягкие согласные. Чередования фонем. | |||||
Зачет | 1 | Зачет | |||||
Законы чередования твердых и мягких согласных. | 4 | Твердые и мягкие согласные. Чередования фонем. | Стих С.Маршака. | ||||
Сильные и слабые позиции по твердости-мягкости | 1 | Твердые и мягкие согласные. Чередования фонем. | Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка | ||||
Правописание мягких согласных | 2 | Твердые и мягкие согласные. Чередования фонем. Обозначение мягкости согласных на письме. После ш, ж, ц вместо и произносится всегда ы. | Тест (задания с выбором ответа) | ||||
Когда мягкий знак - не мягкий | 2 | Твердые и мягкие согласные. | Исторические изменения в русском языке. | ||||
Развитие речи. Сочинение на основе картины А.А. Пластова «Первый снег» | 2 | Объект речи, его признаки, вывод, заключение. Ключевые слова. Статичное содержание. | Рассказ об авторе картины А.А. Пластове. | Изложение. | |||
Работа над ошибками. Непроизносимые согласные. | 1 | Непроизносимые согласные. Исключения. | «Орфоэпический словарь» под ред. Р.И.Аванесова | ||||
Правописание непроизносимых согласных | 1 | Непроизносимые согласные. Исключения. | Орфографический словарь. | работа с деформированным текстом | |||
Сколько согласных фонем | 1 | Буква, звук, фонема. Гласные и согласные. | |||||
Сколько гласных фонем | 1 | Гласные и согласные. Артикуляция гласных обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость. Обозначение гласных звуков на письме. | Исторические изменения в русском языке – реформы 18-20 веков. | ||||
Сильная позиция для гласных. | 1 | Сильная и слабая позиция гласных. Слабые позиции гласных, когда они находятся в безударном положении. Ударение. Словарные слова. | Характерная особенность русского произношения – разное звучание гласных под ударением и без ударения. | ||||
Развитие речи. Рассуждение как тип речи. | 1 | Тезис, вступление, основная мысль, аргументы, мотивы, обоснования, доказательства, вывод. | Текст из очерка А.Н. Стрижева «Русский год» | Составление схемы рассуждения. Составление памятки. | |||
Работа над ошибками. Когда пишется буква Ы! | 1 | Гласные и согласные. Грамматическая форма. Грамматическое значение. | Исторические изменения в русском языке | ||||
Правописание гласных после твердых и мягких согласных | 1 | Чередования фонем. Твердые и мягкие согласные. | Работа по карточкам. | ||||
Правописание гласных после шипящих | 2 | Шипящие согласные. Парадигма. | |||||
Буквы О-Ё (Е) после шипящих | 3 | Шипящие согласные. Исключения из правила письма. | |||||
Диктант | 1 | Диктант | |||||
Работа над ошибками | 1 | ||||||
Обозначение фонемы <и> после Ц | 1 | Гласные и согласные. Правописание гласных после шипящих и ц. Исключения из правила письма. | |||||
Слабые позиции для гласных. | 1 | Гласные и согласные. Сильная позиция — это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков. Слабая позиция — это позиция неразличения звуков, | Русское литературное произношение принято называть «акающим» и «икающим». | Работа по карточкам. | |||
Правописание гласных без ударения | 1 | Гласные и согласные. | Работа по карточкам. | ||||
Способы проверки безударных гласных. | 3 | Гласные и согласные. Ударение. Словарные слова. | Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. | Работа со словарем. | |||
Развитие речи. Обучающее изложение. А.Онегов «Борьба с ночными заморозками». | 2 | Языковой анализ. Тема и идея текста. Абзацы. Доказательства. | А.Онегов «Борьба с ночными заморозками». | Составление плана. Изложение. | |||
Работа над ошибками. | 1 | Анализ допущенных ошибок, подбор проверок. | |||||
Непроверяемые гласные. | 1 | Непроверяемые гласные. | |||||
Коварство условных написаний. | 2 | Корни с чередованием. | Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. | Работа по карточкам. | |||
Нефонемные (условные, традиционные) написания гласных | 2 | Непроверяемые гласные. Буква г в окончаниях -ого, -его. Окончания глаголов -ться, -тся произносятся, как -тца. Безударные окончания глаголов -ат, -ят. | |||||
Заключительное рассуждение о сильных и слабых позициях | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | Тест (задания с выбором ответа) | ||||
Фонемная основа русской орфографии | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | |||||
Общий взгляд на орфографию | 1 | Орфография и орфоэпия. | |||||
Письмо и произношение | 1 | Орфоэпия. Открытый и закрытый слог. | Транскрипция и правила чтения. Правила чтения. | ||||
Законы языка | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | История формирования русского языка. | ||||
Фонетический разбор. | 1 | Деление слова на слоги и место ударения. Возможность переноса. Фонетическая транскрипция слова. Характеристика всех звуков по порядку: | Фонетический разбор. | ||||
Зачет | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | Зачет. | ||||
Изменения в произношении | 1 | Произношение. | История России 10-20 веков. Орфоэпический словарь. | ||||
Немного об истории русского языка | 1 | Вариация – это звук языка, встречающийся в позициях максимальной обусловленности и входящий в состав одной фонемы | История происхождения и формирования русского языка. | ||||
Последний взгляд назад и прощание с фонетикой. | 1 | Фонема. Сильная и слабая позиция. Чередования фонем. | Работа по карточкам. | ||||
Рассказы о лингвистах. И.А. Бодуэн де Куртенэ, А.А. Реформатский. | 1 | Великие научные исследования и открытия в области русской филологии. | Жизнь И.А. Бодуэна де Куртенэ, А.А. Реформатского. | ||||
Развитие речи. Смешанные тексты. Анализ текста Г. Снегирева «Я учусь видеть» | 2 | Элементы повествования, рассуждения. | Сюжеты сказок, былин. Текст Г. Снегирева «Я учусь видеть». | Составление плана. | |||
Работа над ошибками | 1 | Анализ допущенных ошибок, подбор проверок. | |||||
4 четверть (43 часа) Учение о морфеме (25 часов + 5 р/р) | |||||||
Что такое морфема. | 1 | Морфема. Отличие морфемы от других языковых единиц. Виды морфем. Корневые и некорневые морфемы. Возможность исторических изменений в структуре слова. | Ахманова О. С. Морфемика. Словарь лингвистических терминов. | ||||
Окончание | 2 | Типы морфем. Части слов, их значения и функционирование. Парадигма. | Н.Носов, Л.Толстой. | ||||
Правописание окончаний существительных и прилагательных. | 2 | Слово как целостная система словоформ. Парадигма. | Ф. Ф. Фортунатов о русском языке. | Работа по карточкам. | |||
Развитие речи. Сочинение – описание комнаты. | 1 | Языковой анализ. Тема и идея текста. Абзацы. Последовательность описания. | |||||
Основа слова Как нужно членить основу слова на морфемы | 1 | Типы морфем. Минимальные значимые части слова: корень, суффикс, приставка, окончание, постфикс. Критерий Винокура. | Ю.Олеша. | Самодиктант. | |||
Корень. Связанные корни. | 1 | Типы морфем. Связанные корни. Критерий Винокура. Проблема членимости слов. Перенесение смыслового веса с корня на аффикс. | Глава «Корень» в пособии Е.И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» | ||||
Суффиксы. | 3 | Критерий Винокура. Словообразующие и формообразующие суффиксы. | Исторические чередования фонем. Повышение уровня грамотности и культурного развития школьников. | Тест (задания с выбором ответа) | |||
Приставки. | 1 | Критерий Винокура. | |||||
Правописание приставок пре- и при-. | 2 | Ряды чередующихся фонем. Исключение из правила. Словарные слова. Заимствованные слова. | Лопатин В. В. Морфемика. Лингвистический энциклопедический словарь | Самодиктант. | |||
Развитие речи. Сочинение – описание игрушки. | 2 | Языковой анализ. Тема и идея текста. Абзацы. Употребление имен прилагательных. | Использование авторских слов в художественных текстах. | ||||
Варианты морфем | 1 | Ряды чередующихся фонем. Слово и словоформа. | |||||
Чередование фонем в разных морфемах. | 1 | Ряды чередующихся фонем. Омонимичные, синонимичные, антонимичные морфемы. | В общеславянском языке действовал закон открытого слога. | Работа по карточкам. | |||
Закономерность в чередовании фонем. | 1 | Ряды чередующихся фонем. Взаимосмена фонем. Закономерность в чередованиях фонем | История России 10-20 веков | ||||
Ряды чередующихся фонем. | 1 | Чередование фонем. | Исторические чередования в корнях слов. | ||||
Чередование гласных фонем с нулем фонемы. | 1 | Исторические и фонетические чередования фонем. Беглые гласные. | Мартинович Геннадий Ананьевич: Исторические чередования звуков в русском языке | Тест (задания с выбором ответа) | |||
Правописание суффиксов –ек, -ик. | 1 | Беглая гласная в суффиксе. Нулевой суффикс. Омонимичные, синонимичные, антонимичные суффиксы. | Повтор слов с одинаковыми морфемами как один из приемов выразительности. Тексты А.Пушкина, М.Пришвина. | ||||
Чередование полногласных и неполногласных сочетаний. | 2 | Полногласные и неполногласные сочетания. Чередование фонем. | История России 10-20 веков | Самодиктант. | |||
Развитие речи. Сочинение – описание внешности человека. | 2 | Языковой анализ. Тема и идея текста. Абзацы. Составление плана, выбор объекта. Отношение к описываемому человеку. | Сочинение – описание | ||||
Правописание полногласных и неполногласных сочетаний. | 1 | Полногласные и неполногласные сочетания. | |||||
Морфемный разбор слова. | 1 | Вычленение в слове (словоформе) всех имеющихся в нем с точки зрения современного русского языка морфем и определение их значения. Ряды чередующихся фонем. | Активные процессы в современном русском языке. | Работа по карточкам. | |||
Диктант. | 1 | Полногласные и неполногласные сочетания. Чередование фонем. | Диктант | ||||
Работа над ошибками | 1 | Основные понятия темы «Морфемика» | |||||
Повторение пройденного в 5 классе (9 часов + 3 р/р) Развитие речи. | |||||||
Язык и речь. | 1 | Виды речевой деятельности. Речевая деятельность, язык и речь. Речевая деятельность создаёт языковой материал. Диалог – где, роли распределяются равномерно; монолог – один говорит, другой слушает, в монологе есть элементы диалога; полилог - разговор между несколькими лицами, он не противопоставляется диалогу. | Разграничения языка и речи по Соссюру. Л.В. Щерба о трёх аспектах языковых явлений. Отрывок из произведения М. Шолохова. | ||||
Текст как единица речи. | 1 | Тема и основная мысль. Признаки текста. Адресант, адресат. Подготовка высказывания. Структурирование высказывания. Три типа текстов: описание; повествование; рассуждение. | Культура речи. Тексты А.С.Пушкина, К. Паустовского. | ||||
Развитие речи. Анализ смешанного текста В. Астафьева «Приветное слово» | 1 | Типы речи. Вспомогательная роль описания. Языковой анализ. Ключевые слова. Тема и идея текста. Абзацы. Составление плана | Рассказ о писателе. Текст В. Астафьева «Приветное слово» | Анализ текста. | |||
Рассуждение. | 1 | Рассуждение–словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Правила построения рассуждений. Доказательство. Вывод. | Материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. | Работа по карточкам. | |||
Речь. | 1 | Сфера речевого общения. Монолог, диалог. | Отрывок из повести «Малыш и Карлсон» | ||||
Развитие речи. Сочинение «Моя ошибка» | 2 | Смешанный текст: повествование и рассуждение. Языковой анализ. Тема и идея текста. Абзацы. Составление плана. | Анализ бытовых ситуаций: как я опоздал в школу, как я напрасно ходил в магазин и т.д. | Сочинение. | |||
Работа над ошибками | 1 | Анализ допущенных ошибок, подбор проверок. | |||||
Контрольный диктант. | 1 | Диктант. | |||||
Работа над ошибками | 1 | Анализ допущенных ошибок, подбор проверок. | |||||
Структура текста. | 1 | Составные части текста, связанные между собой в единое целое. Слова и словосочетания. Фраза. Микротемы. Роль абзаца в тексте. | Лотман Ю. Структура художественного текста. | ||||
Язык художественной литературы. | 1 | Эмоциональность и образность языка. Тропы. | |||||
Закрепление, обобщение. | 2 | Основные понятия курса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочное планирование по русскому языку 8 класс УМК М. Разумовской
Здесь дан материал поурочного планирования + разработки уроков в 8 классе , 1 четверть...
Поурочное планирование по русскому языку 8 класс(продолжение), 2 четверть, УМК М.М. Разумовской
Здесь даны разработки уроков по УМК М.М. Разумовской по русскому языку в 8 классе, 2 четверть, продолжение...
Поурочное планирование курса русского языка 6 класс (204 часа)
Поурочное планирование курса русского языка 6 класс (204 часа) Наименование раздела, тема урока Слово – основная единица языка. Речь. Язык. Правописание. Культур...
поурочное планирование по русскому языку 9 класс
Представлены поурочные разработки по русскому языку (9 класс)...
Поурочное планирование по русскому языку .6 класс
Поурочное планированиепо русскому языку.6класс...
Поурочное планирование по русскому языку. 5 класс
Поурочное планирование...
Поурочное планирование по русскому языку. 6 класс
Поурочные планы...