Поурочное планирование по русскому языку 8 класс УМК М. Разумовской
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Передериева Галина Анатольевна

Здесь дан материал поурочного планирования + разработки уроков в 8 классе , 1 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass._pourochnoe_planirovanie.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. класс.   1  четверть.

                                УРОК №  1.

 ТЕМА: « Русский  язык  в  семье  славянских  языков».

ЦЕЛЬ  УРОКА:

  1. познакомить  учащихся  с  курсом  русского языка  в  8  классе;
  2. сформировать  представление  о  месте  русского  языка  среди  славянских  языков;
  3. продолжить  формирование  умения  пересказывать  лингвистический  текст  и  создавать  собственный  текст  по  заданной  схеме.

ТИП  УРОКА: урок  систематизации  и  обобщения  изученного.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  схемы, таблицы.

                                   ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. СЛОВО  УЧИТЕЛЯ.

Знакомство  с  учебником, целями и задачами  изучения  русского  языка  в  8 классе.

 

  1. Актуализация  опорных  знаний.

                               Орфографическая  работа.

Записать  под  диктовку. Объяснить орфограммы. Чем  являются  выделенные  слова?

Составить  с  любыми  из  записанных  слов  одно  простое  и  одно  сложное  предложение, в  предложениях  подчеркнуть  грамматические  основы.

Приставать, оживление, громыхать, бесконечность, трястись, проникать, освещение,

трясущийся, извещать, встречать, сердечный, затемненный, раскачиваться, старинный.

  1. Усвоение  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.

* Работа  с  упр. 1: чтение  лингвистического  текста, составление  вопросов  к  тексту.

Вывод  о  родстве  славянских  языков. Подбор  собственных  примеров, доказывающих  это  родство.

  1. Упр. № 2- анализ  рисунка  и  комментарий  к  подобному  изображению  семьи  славянских  языков  в  виде  ветвистого  дерева.
  2. Упр. № 3. – устно.

  1. Формирование  знаний, умений  и  навыков

                       Свободный   диктант.

          Все  славянские  языки  близки  друг  другу. Русский  язык  особенно  близок  к  украинскому  и  белорусскому. Русский, украинец и белорус, говоря каждый на  своем  языке, свободно  поймут  друг  друга, несмотря  на  некоторые  различия в словах, звуках  и  грамматических  формах.

             Но  и  вслушиваясь  внимательно  в  речь  представителей  других  славянских  народов, мы  тоже  ее  понимаем, узнаем  много  знакомых  слов, а  иногда  постигаем  смысл  целых  предложений. Существует  много  слов, которые  употребляются в одном  и  том  же  значении  во  всех  славянских  языках. Многие  слова  в  различных славянских  языках  совпадают. Это  слова  представляющие  наиболее  древнюю  часть  славянской  лексики. Эти  слова  до  сих  пор  жизненно  важны  и  наиболее  часто  употребляемы. Они  обозначают  родственные  отношения. Части  тела, названия  частей  суток.

  1. Домашнее  задание.

       Параграф № 1., упр. 4 ( 1 часть—письменно, по  2  части  составить  собственное  речевое  высказывание  на  заданную  тему)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ     ЗАДАНИЕ.

  1. Записать  словосочетания  под  диктовку. Объяснить  орфограммы, имеющиеся  в  словах, обозначить  морфему, в  которой  они  находятся. Составить с любыми  из  записанных  словосочетаний  одно  простое  и  одно  сложное  предложение, в  в предложениях  подчеркнуть  грамматические  основы.

Сиреневый  туман, сильное  землетрясение, извинился  за  опоздание, равнинная  местность, сумрачный  день, ледяной  ветер, вымокли  под  дождем, удивительные  цветы, праздничный  салют, загорелые  лица, преодолеет  непроходимое  болото, просвещает  население, пробираются  сквозь  джунгли, любуешься  зарей, умолять  о  помощи.

8 класс, 1 четверть.

                        УРОК  № 2.

ТЕМА: « Морфология  и  орфография.  Н-НН в суффиксах  прилагательных, причастий  и  наречий».

ЦЕЛЬ  УРОКА: * систематизировать  изученное  о морфологии  и  орфографии;

*формировать  навык  опознавания  и  образования  полных  и  кратких  страдательных  причастий;

* закрепить  навык  правописания  суффиксов  с  Н-НН.

ТИП  УРОКА: комбинированный  урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал ( текст  диагностической  работы), опо рные  схемы; таблицы.

                              ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Диагностический  тест. ( материал  распечатан  для  каждого  учащегося)

10-11 баллов---- « 5»; 8-9 б.----«4»; 7б.----«3».

  1. ПРОВЕРКА  Д/З. ( ФРОНТАЛЬНАЯ  БЕСЕДА).
  2. Закрепление, обобщение  знаний  об  отличиях  прилагательных, причастий  и  наречий  и  трудных  написаниях  этих  частей  речи. Работа  по теме  урока.

  1. Записать  под  диктовку, графически  обозначить  орфограмму, на  которую  подобраны  слова. У  слов с Н-НН указать  часть  речи. Свое  мнение  обосновать.

Серебряный  иней, кожаная  куртка, стеклянные  дверцы, шерстяная одежда, туманные  дали, бесчисленные  вопросы, торжественная  тишина, выкрашенный  белой  краской, кипяченая  вода, полотняные  скатерти, измученные  долгим  переходом, опутанный  плющом, возмущенный  человек, увенчанные  терновым  венцом, полуразрушенный  плетень, поленница  сложена  аккуратно, ущелья  погружены  в  сон, воспитана  бабушкой, урожай  убран, обращенный к  морю, защищен  от  ветра, выражен  резче, отделенные  друг  от  друга.

  1. УПР.—7. ( коллективная  работа в тетрадях  и  на  доске)
  2. Повторить  грамматические  признаки  прилагательных, причастий  и  наречий.
  3. СПИСАТЬ слова( распечатаны) , вставить  пропущенные  буквы, обосновать  свой  выбор:
  4. СПИШИТЕ, вставляя  пропущенные  буквы  и  объясняя  свой  выбор:

  1. Какой  частью  речи  являются  слова  с  Н-НН? Когда  в  причастиях  пишется  НН? Н?

  1. Алгоритм  рассуждения Н-НН в разных частях  речи.(см. в  пособии)

  1. УПР. № 10
  2. УПР.№11. Как отличить  наречие  от  краткого  причастия?
  3. УПР.№12. Сделать  выводы  о  том, как  различить  наречия  и  краткие  причастия? В  чем  различия  в  их  написании?
  4. Записать  под  диктовку  предложение, сделать  его  синтаксический  разбор, графически  объяснить  постановку  знаков  препинания и имеющиеся орфограммы, оба  глагола  и  причастие  разобрать  по  составу:
  5. Под  напором  сильного  ветра  река, захваченная  порывом  ярости, вздувалась  и  пенилась.

  1. Проверка  и  коррекция  знаний  учащихся.

Самостоятельная  работа  по  вариантам. Списать  слова, вставить  пропущенные  буквы, графически  объяснить  сделанный  выбор( материал  распечатан)

  1. Д/З УПР,№ 13
  2. ПОДВЕДЕНИЕ  итогов  урока.

8 класс  1 четверть.

                             УРОК №3.

ТЕМА:  «СЛИТНОЕ  И  РАЗДЕЛЬНОЕ  НАПИСАНИЕ  НЕ  С  РАЗЛИЧНЫМИ  ЧАСТЯМИ  РЕЧИ»

ЦЕЛЬ: * закрепить  понимание  и  верное  написание  НЕ с  существительными, прилагательными;

  1. глаголами  и  глагольными  формами;
  2. совершенствовать  орфографические  навыки.

ТИП  УРОКА: комбинированный  урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы; таблицы.

                                  ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  д/з (устно)
  1. Какое  орфографическое  правило  вспомнили, выполняя  упражнение?
  2. Какова  синтаксическая  роль  причастий, использованных  в  тексте?
  3. На  доске  составить  словообразовательную   цепочку  выделенного  слова

ОКРЫЛЕННЫХ.

       Языковая  разминка.

В  долине  большими  клочьями  пополз  туман.

Найти  и  объяснить  орфограммы. В  каком  из  слов  количество  букв  и  звуков  не  совпадает?  Как это  определили?

  1. Обобщение, систематизация  и  комплексное  применение  знаний.

Работа  по  теме  урока.

  1. Записать  предложения  под  диктовку. Обозначить  в  них  существительные, глаголы  и  деепричастие .Рассказать  об  их  грамматических  признаках.

Дорожки  в  саду  вызывали  жалость  своей  неухоженностью  и  непривлекательностью.

Мое  сердце  не  могло  не  сжаться  от  каких-то несказанно  сладких  чувств.

Они  шли  и  пели, совсем  не  замечая  ничего  вокруг  себя.

БЕСЕДА: Какой  раздел  науки  о  языке  изучает  части  речи?

                  Сколько  частей  речи  в  русском  языке?

                  На  какие  группы  они  делятся?

                  Чем  отличаются  друг  от  друга?

  1. УПР.№16: дописать  собственные  примеры  к каждой  группе  слов. Объяснить  написание  НЕ  с  этими  словами  и  объяснить  принцип  группировки  слов  в  упражнении.
  2. Сделать  выводы  о  слитном  и  раздельном  написании НЕ с  различными  частями речи.
  3. Списать  словосочетания, вставить пропущенные  буквы. ( материал  распечатан)
  4. Назвать  орфограмму, над  которой  работали при написании  словосочетаний.
  5. Найти  среди  записанных  словосочетаний  причастия  и  деепричастия.
  6. Чем  они  отличаются  друг  от  друга? Что  между  ними  общего? Каковы  их  морфологические  признаки?
  7. УПР. №17.
  8. Какую  информацию  нужно  добавить, говоря  о  написании  НЕ с рассмотренными  частями  речи?

---  Объяснить  написание:

     недовыполнил  план, недосолил  суп, не  добежал  до  финиша, недосмотрел  за  малышом.

----   Придумать  и  записать  предложения, в  которых  (не)смотря на писалось  бы  по-разному. Объяснить, какой  частью  речи  могут  быть  эти  слова.

  1. ПРОВЕРКА  И  КОРРЕКЦИЯ  ЗНАНИЙ  УЧАЩИХСЯ.

  1. Самостоятельная  проверочная  работа.  Списать (материал  распечатан), раскрыть  скобки, объяснить  выбор  написания.

  1. Домашнее  задание.

УПР.№18.

   

  1. Подведение  итогов.

8 класс 1 четверть.

8 класс, 1 четверть

                          УРОК  № 4.

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи».

ЦЕЛЬ  УРОКА:* обобщить  и  систематизировать  изученное  о  речи  и  ее  разновидностях;

  1. тексте, теме и основной  мысли, стилях  речи  и  средствах  художественной  выразительности;
  2. формировать  навыки  составления  высказывания  на  лингвистическую тему.

ТИП  УРОКА: урок  закрепления  и  комплексного  применения  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ (текст  для  комплексного  анализа  с  вопросами), опорные  схемы; таблицы, толковые  и  лингвистические  словари.

                                              ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  Момент.
  2. Актуализация  опорных  знаний.
  1. Работа  с  текстом. ( материал  распечатан  для  каждого  ученика)
  2. Задания: 
  1. Докажите, что  это  текст. Какова  роль  первого  и  последнего  предложения?
  2. Укажите  стиль  текста. Определите  его  основную  мысль.
  3. Найдите  в  тексте  многозначные  слова. Докажите, что  они  многозначные.
  4. Определите  лексическое  значение  слова  САЖЕН.
  5. Подберите  синонимы  к  выделенному (*) .  Почему  в  тексте  использовано  именно  это  слово.
  6. Найдите  стилистически  окрашенные  слова ( высокие, книжные. Разговорные и т. д ) . Какова  их  роль  в  тексте?
  7. Спишите  текст, вставляя  пропущенные  буквы и  знаки препинания
  8. Выполните  синтаксический  разбор  указанного (4) предложения.
  9. Сделайте орфографический  разбор  слов СДЕЛАВ, ИСЧЕЗАЕТ.

  1. Систематизация и обобщение изученного. Работа  по  теме  урока.

  1. Анализ  схем---- стр. 202, 203.
  2. Беседа  по  вопросам: Каково  назначение  языка? Чем  речь  отличается  от  языка? Как различается  речь  по  характеру  речевой  деятельности? По  форме  использования  языка? По условиям  и  задачам  общения? Какие  типы  речи  вы  знаете? Чем  они  отличаются?
  3. Прочитайте  предложенные  тексты, найдите  среди  них  примеры  монологической  и  диалогической  речи.
  4. Определите  тип текста. С которым  работали  в  начале  урока. Свое  мнение  обоснуйте.
  5. Самостоятельная  работа  со  схемами  на  стр. 203-204.
  6. Составьте  собственное  речевое  высказывание  о  стилях  речи. Используя  материал  рассмотренных  схем.
  7. Упр.—352 (устно) – чтение  и  анализ  предложенных  текстов, определение  их  стиля.

  1. Закрепление  знаний  по теме. Творческая  работа.

  1. Составить  и  записать  4 мини-текста  различных  стилей ( художественного, официально-делового, публицистического и научного) на тему  « Лес». Определите  задачу  речи  для  каждого  текста. Чем  различаются речевые  ситуации?
  2. Чтение  и  анализ  созданных  текстов.
  3. 5. Домашнее  задание.

Напишите  две  миниатюры  на  заданную  тему  в  публицистическом  и  художественном  стилях.  Тема:  « Книга»

6. Подведение  итогов  урока.

8 КЛАСС 1 ЧЕТВЕРТЬ

 

8 класс, 1 четверть

              УРОК  №5.

ТЕМА: « НЕ и НИ  С МЕСТОИМЕНИЯМИ  И  НАРЕЧИЯМИ»

ЦЕЛЬ  УРОКА:

*закрепить  навыки  написания НЕ и НИ  с местоимениями  и  наречиями;

* совершенствовать  орфографические  навыки.

ТИП  УРОКА:  jкомбинированный  урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные схемы, таблицы.

 

                                    ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка  домашнего  задания (устно)
  3. Актуализация  знаний  по  орфографии и  морфологии.
  1. Записать  слова  под  диктовку, объяснить  их  написание. Какой  частью  речи  являются  слова  с  орфограммами? Какие  грамматические  признаки  у  наречия?

Врассыпную, беспрестанно, кое-где, действовать  втихомолку, взад  и  вперед, по  тихому  берегу, смотреть  издали, идти  вслепую, глядя  исподлобья, остаться  втроем, изредка  плескался, ходил  взад  и  вперед, однажды  поутру, встречаемся  изредка, чернеть  вдали, справа  и  слева, уничтожить  начисто, сплошь  изрыто, упасть  навзничь, оттолкнуть  прочь, чересчур  шероховатый, говорить  по-французски, по-видимому, попусту, невмоготу.

  1. Закрепление  и  комплексное  применение  знаний. Работа  по  теме  урока.

*Обобщение  сведений  о  НЕ и НИ  в местоимениях  и  наречиях.

Запись  опорного  конспекта.

НЕ--- под  ударением  НЕКТО

НИ--- без  ударения  НИКТО

Частицы  НЕ и НИ пишутся  раздельно------ есть  предлог  НЕ   с  КЕМ

                                                                                                         НИ у КОГО

Приставка  НЕ (НИ) пишутся  слитно--------  нет  предлога НЕЧЕМУ,

                                                                                                           НИКОМУ

  1. УПР. 20----  комментированное  списывание.
  2. На доске  сделать  морфемный  разбор  выделенных  слов  и  морфологический  разбор  3  местоимений  разных  разрядов.
  3. РАСКРОЙТЕ  СКОБКИ. ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ  БУКВЫ. Объясните, в каком случае  пишется  НЕ,  а в каком  НИ (материал  распечатан)
  4. Спишите, раскрывая  скобки. Сделайте  вывод  о  написании НЕ с  наречиями. ( материал  распечатан)

  1. ПРОВЕРКА  И  КОРРЕКЦИЯ  ЗНАНИЙ.

  1. Самостоятельная  работа  с  последующей  проверкой ---упр .№ 23
  2. Объяснительный  диктант.
  1. (Н..)кто  не  пробует  глубины  реки  сразу  двумя  ногами.
  2. Даже лучший  сокол  (н..)кого  не  поймает, если  не  дать  взлететь  ему.
  3. Завистливый (н..) (о) ком  хорошего  слова  не  скажет.
  4. (Н..)что  не  ранит  так, как  ранит  стыд.
  5. Просидевший  всю  жизнь  дома  (н..)  (о) чем  тебе  не  расскажет.
  6. На прошедший  дождь  (н..)чего  пенять.
  7. Нет (н..)чего дороже  доверия.
  8. (Н..) (к) чему идти  лесом, когда  есть  дорога, (н..)  (к)  чему  идти  пешком, когда  есть  лошадь.
  9. (Н..) какое  чудо  не  удивляет больше  недели.
  10. (Н..) какой  лимон  сладким  не  сделаешь.
  11. Росы  бояться (н..) чего, если  в  море  заночевать  пришлось.

  1. Домашнее  задание.

                   УПР.---24.

                   

                  7. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 чет верть.

                                   УРОК № 6.

ТЕМА: « Употребление  в  тексте  частицы  НИ»

Цель  урока: * закрепить  знания  об  основных  функциях  употребления  частицы  НИ  для  усиления  отрицания;

  1. совершенствовать  орфографические  навыки.

ТИП  УРОКА: урок  обобщения  и  систематизации   знаний.

                                           ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка  домашнего  задания. ( устно)
  3. Актуализация  опорных  знаний. Орфографическая  разминка.

  1. Запишите  предложение, объясните, в  каком  случае  пишется  НИ.

Кузнец  Вакула  вошел, н(1)  говоря  н(2)  слова, н(3) снимая  шапки, и  почти  повалился  на  лавку. Заметно  было, что  он  весьма  н(4)  в  духе.

1) 1,3;   2) 2;   3) 2,4;  4) 1,2,3.

  1. Обобщение  и  комплексное  применение  знаний. Работа  по  теме  урока.

  1. УПР. №21.Объясните  функцию  частицы  НИ  в  этих  стихотворных  отрывках.
  2. Записать  в  ОК.
  3. Схема  употребления  в  речи  частицы  НИ.

1.НИ  в  роли  повторяющегося  союза: НИ  звезды, ни  столба  верстового, ни  пня  за  полночным  окном  не  видно.

  1. НИ  в  устойчивых  сочетаниях:

Откуда  НИ  возьмись.

Как  НИ  в  чем  НЕ бывало.

Во  что  бы  то  НИ  стало.

Что (кто, какой)  бы  то НИ  было.

  1. В  предложениях  с  отрицательным  сказуемым  для  усиления  отрицания:

      В  доме  НИ  души.

  1. В  придаточных  уступительных  с  усилительным  значением.

  1. Объяснительный  диктант.

       1. Шли    по  каким-то  непонятным  приметам  и  ни  разу  не  сбились  с  дороги.

       2. Как  быстро  темнеет!  Не  видно  ни  зги.

       3. Куда  ни  посмотрю, всюду  море.

       4. Ни  один  Минин  в  урочный  час  являлся  на  Руси  и  спасал  её  единым  могучим  взмахом  души.

       5. Ни  вздоха  мне  в  ответ  и  ни  полслова.

       6. Вокруг  эскадры, куда  ни  глянь, было  пусто: ни  острова, ни  одного  чужого  судна.

        7. Ни  одного  огонька  не  увидели  путники, и  нигде  на  них  не  залаяли  сторожевые  псы.

  1. УПР. №22. Объяснить  написание  НЕ  и  НИ  в  предложенных  текстах.  Выписать  по  два  причастия  и  деепричастия, определить  их  морфологические  признаки  и  разобрать  их  по  составу.
  2. Напишите  небольшой  текст  на  произвольную  тему, употребив  в  нем  НИ  в  различных  конструкциях.

  1. Этап  проверки  и  коррекции  знаний  по  теме.
  1. Проверочная  работа (тест)

  1. Домашнее  задание.

Упр.№25; вспомнить, когда  употребляется  дефис  в  написании  слов  различных  частей  речи.

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть.

                                    УРОК № 7.

  1. класс, 1 четверть

                               УРОК №7.

ТЕМА: « Употребление  дефиса».

ЦЕЛЬ  УРОКА: *закрепить  навыки  употребления  дефиса  в  различных  частях  речи;

  1. совершенствовать  орфографические  навыки.

ТИП  УРОКА: урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы; таблицы.

                                       ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  домашнего  задания ( устно)

Связный  рассказ  об  употреблении  дефиса  в  различных  частях  речи.  Привести  собственные  примеры  на  каждый  случай  употребления  тире.

       3. Актуализация  опорных  знаний   по  орфографии.

          ЗСП-1. определить, на  какие  правила  орфографии  приведены  примеры  в  задании; записать  слова, раскрыть  скобки  и  обосновать  свой  выбор  графически.

4.Обобщение, систематизация  и  комплексное  применение  знаний. Работа  по  теме  урока.

* УПР № 27. Объяснить  употребление  дефиса.

* Инд. Задание 1: На  доске  выполнить  морфемный  разбор  трех  глаголов  прошедшего  времени  и  двух  деепричастий.

  1. Инд. задание 2: Объяснить  написание  слов  с  орфограммой  в  корне. Записать  их  на  доске.
  2. УПР, № 28. Комментированное  письмо.
  3. Запишите  под  диктовку, объясните  написание  сложных  существительных.

Велокросс, юго-запад, в  штаб-квартире, норд-ост, автопробег, завод-автомат, унтер-офицер, экс-чемпион, стереокино, жар-птица, расположен  на  северо-востоке, учится  в  школе-интернате, отдалённый  микрорайон, сорвал  стоп-кран, неумелый  радиолюбитель, открывшееся  кафе-кондитерское,  перестройка  метеослужбы, отложенная  аэрофотосъёмка, плетёное  кресло-качалка, говорить  по-французски, пригласить  по-дружески,  быть  по-прежнему,  во-первых, в-четвертых, где-нибудь, мало-помалу, долго-долго.

  1. Домашнее  задание. Подобрать сои  примеры  на  это  правило.

ЗСП-1. Подготовиться  к написанию  своих  примеров  по  памяти.

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                   УРОК № 8.

ТЕМА: « Написание  наречий  и  омонимичных  с  ними  частей  речи»

ЦЕЛЬ  УРОКА: * закрепить  навыки  правописания  на  основе  разграничения  их  лексического  и  грамматического  значения  и  морфемного  состава,

  1. совершенствовать  орфографические  навыки.

       ТИП  УРОКА: урок  обобщения  и  систематизации  знаний.

       ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные схемы; таблицы.

                                                 ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка  д/з . Воспроизведение  по  памяти  своих  примеров к  ЗСП-1.
  3. Актуализация  опорных  знаний  по  орфографии.
  1. Записать  под  диктовку  предложение, объяснить  все  имеющиеся в нём  орфограммы  и  пунктограммы. В  предложении  графически  обозначить  члены  предложения.

Я  не   спеша  подъехал  к  невысокому  особняку, прячущемуся  в  тени  раскидистых деревьев.

  1. Обобщение, систематизация  и  комплексное  применение знаний. Работа  по  теме  урока.
  1. УПР.№30. Как  называются  записанные  пары  слов? Записать  с  ними  предложения. Указать, какой  частью  речи  являются  эти  слова.
  2. Выводы  о  правописании  омонимичных  частей  речи( записать  на  доске  и  в  грамматическую  тетрадь)
  3. Различай  наречия, существительные, прилагательные

АЛГОРИТМ  ДЕЙСТВИЙ:

  1. определить, есть  ли  зависимое  слово

         ( Наречие  не  имеет  при  себе  зависимых  слов, существительное  имеет  при  себе  зависимые  слова-  другое  существительное  или  другое  прилагательное)

Виднелся  ВДАЛИ---виднелся  В  ДАЛИ  ПОЛЯ

Нырнул  ВГЛУБЬ—нырнуть  В  ГЛУБЬ  реки

СНАЧАЛА  подумай, потом  ответь—С  НАЧАЛА  зимы  снега  ещё  не  было

Тратить ВПУСТУЮ—вошел  В  ПУСТУЮ  комнату.

  1. УПР. 29.(части 1и2)
  2. Составить  и  записать  словосочетания  со  словами:

(на)встречу, (с)начала, (по)весеннему, (по)настоящему  так, чтобы в одном  случае  это  были  наречия, а  в  другом --- омонимичные  им  части  речи.

  1. Проверка  и  коррекция  знаний.

  1. Самостоятельная  проверочная  работа (материал  распечатан).

       6 Д/З  Готовиться  к  контрольной  работе. Выполнить  морфемный  разбор  слов: медвежий, синий, лисий, лисьего. Какой  частью слова  явл –ий? Свой  ответ  обоснуйте.

8 класс, 1 четверть

                                    УРОКИ № 9, 10.

ТЕМА: « Р.р. Контрольное  изложение».

ЦЕЛЬ: проверить  умения  учащихся  сохранять  при  пересказе  стиль  текста, его  структуру, тему  и  основную  мысль.

ТИП  УРОКА: урок  проверки, оценки  и  коррекции  знаний  учащихся.

                                     ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Написание  изложения « Близняшки» по  В. Пескову.( с. 55. УМК  Е.А. Владавская).
  3. Задание:
  1. Передайте  содержание  текста  подробно  или  сжато.
  2. Ответьте  письменно  на  вопрос: « Какие  мысли  и  чувства  вызывает  у  вас  этот  текст?»

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс. 1  четверть

                                       УРОК № 11.

ТЕМА: « Контрольный  диктант».

ЦЕЛЬ: определить  уровень  овладения  орфографическими  знаниями  по  темам, изученным  в  7  классе.

ТИП  УРОКА: урок  проверки, оценки  и  коррекции  знаний  учащихся.

                                    ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  и  коррекция  практических  умений  и  навыков  учащихся.

                                 Старик   и  солнце.

                 Дни  горели  белым  огнем. Земля  была  горячая, деревья  тоже  были  горячие. Сухая  трава  шуршала  под  ногами.

                  Только  вечерами  наступала  прохлада. И  тогда  на  берег стремительной  реки  выходил  древний  старик, садился  всегда  на  одно  и  то  же  место  и  смотрел  на  солнце.

                  Солнце  садилось  за  горы. Вечером  оно  было  огромное, красное.

                  Старик  сидел  неподвижно. Коричневые  сухие  руки  в  ужасных  морщинах  лежали  на  коленях. Лицо  тоже  морщинистое, глаза  тусклые.

                   Солнце  коснулось  вершин  Алтая  и  стало  медленно  погружаться  в  далекий  синий  мир. Чем  глубже  оно  уходило, тем  отчетливее  рисовались  горы. Они  как  будто  придвинулись. Между  рекой  и  горами  тихо  угасал  красноватый  сумрак. Потом  солнце  совсем  скрылось  за  острым  хребтом, и  тотчас  оттуда  вылетел  в  зеленоватое  небо  стремительный  веер  ярко-рыжих  лучей. Он  держался  недолго  и  тоже  тихо  угас. А  в  небе  в  той  стороне  пошла  полыхать  заря.

                     В  долине  большими  клочьями  пополз  туман. В  недалеком  лесочке  робко  вскрикнула  какая-то  ночная  птица. « Хорошо»,--- негромко проговорил  старик.

                                             

                                         (150 слов)    ( По  В. М. Шукшину)

                                 Грамматическое   задание.

  1. Подчеркните  в  тексте  слова  с  орфограммами  в  корне.
  2. Сделайте  синтаксический  разбор  предпоследнего  предложения, обозначьте  в  нем  части  речи.
  3. В  этом  же  предложении  обозначьте  окончания  слов. Какое  слово  не  имеет  окончания? Почему?

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1  четверть.

                                           УРОК  №12.

ТЕМА: «Строение  и  грамматическое  значение  словосочетаний»

ЦЕЛЬ: * дать  представление   о  строении  словосочетания;

  1. закрепить  умение  отличать  словосочетание  от  слова  и  предложения, вычленять  словосочетание  из  предложения, определять  грамматическое  значение  словосочетания;
  2. формировать  навык  правильного  употребления  их  в  предложении.

  ТИП  УРОКА: урок  усвоения  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы, таблицы.

                                        ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  Д/З.
  3. Актуализация  опорных  знаний.

  1. Записать  предложение, обозначить  в  нем  все  орфоргаммы  и  пунктограммы

Высоко  надо  мной, резко  рассекая  воздух  крыльями, пролетел  осторожный  ворон.

  1. Из  данного  предложения  выписать  все  словосочетания. Отметить  главное  слово  каждого  словосочетания.

  1. Этап  усвоения  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.

  1. Рассмотрите  таблицу.

      СЛОВО              СЛОВОСОЧЕТАНИЕ                ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слушал                   Слушал  музыку                       Я слушал  музыку, потом  заснул

 

  1. Чем  отличаются  записанные  на  доске  единицы  синтаксиса?
  2. По  строению?
  3. По  значению?
  4. По интонации?
  5. По  назначению?
  6. По  пунктуационному  оформлению?
  7. ВЫВОД: чтение  теоретического  материала  на  стр.  21  и  22  учебника.
  8. Что  называется  словосочетанием? Что  нового  о  словосочетании  вы  узнали  из  материала  учебника? Запись  выводов  в  грамматическую  тетрадь.
  9. СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ  НЕ  ЯВЛЯЮТСЯ.
  10. а) --------------    =================
  11. б) предлог+ существительное
  12. в) О  +  О
  13. ГРАММАТИЧЕСКОЕ  ЗНАЧЕНИЕ  СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Определительное     Обстоятельственное      Дополнительное

! Схема   словосочетания----  это  отражение  типа  словосочетания  и  связи  слов  в  нем.

 

  1. УПР. № 31. Все  ли  слова  выписали? Какие  сочетания  слов  не  являются  словосочетанием?

      5.Первичная  проверка  и  обобщение  изученного. Тренировочные упр.

         * Вставьте  пропущенные  буквы  ( материал  распечатан) или  продиктовать.

Река  еще  не  замерзла, и  ее  свинцовые  волны  грустно  чернели  в  однообразных  берегах.  ( А. С. Пушкин)

* Выпишите  из  этого  предложения  по  одному  словосочетанию   с  различными  грамматическими  значениями. Запишите  их  схемы, указав  главное  слово  условным  знаком  ( +).

  1. УПР. № 31
  2. УПР. 33—устно
  3. УПР. № 34.
  4. Распределите  словосочетания  по  группам:

Именные; глагольные, наречные

       

  1. Запишите  по  два  словосочетания  такого  же  строения, как  каждое  изданных, обозначьте  в  них  главные  слова:
  2. Телефон  директора, вызвать  секретаря, запечатать  сургучом, стелящийся  туман, банка  из-под  краски, возвратиться  из-за  дождя.

6.Д/З $ 6 , упр.№ 35 ( выписать  из  текста  по  три  глагольных  и  именных  словосочетания. Указать  в  них  главное  слово).Сделать  орфоэпический  разбор  выделенных  слов  и  синтаксический  разбор  предложения, обозначенного  звездочкой(*)

   

  1. Подведение  итогов  урока.

8 КЛАСС , 1 ЧЕТВЕРТЬ

                         УРОК №13.

ТЕМА: «Связь  слов  в  словосочетании».

ЦЕЛЬ:* познакомить  с  основными  видами  связи  слов  в  словосочетании;

  1. формировать  навык  определения  типа  связи.

ТИП  УРОКА:  урок  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:  опорные  схемы, таблицы.

                            ХОД  УРОКА.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.
  2. ПРОВЕРКА  Д/З.
  3. ПЕРВИЧНАЯ  ПРОВЕРКА  ПОНИМАНИЯ  УЧАЩИМИСЯ  НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

  1. Самостоятельная  работа  с последующей  проверкой ( материал  распечатан)

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  И  ОБОБЩЕНИЕ  ЗНАНИЙ  О  СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

               Работа  по  теме  урока.

  1. Записать  по  три  словосочетания  с  указанным  значением:

а) признак  и  причина  его  возникновения

(      +

    прилаг.  +  сущ. в  р. п. с предлогом  ОТ)

б) действие  и  предмет, на  который  оно  переходит

       +

( глагол  +   сущ. в в. п.)

---Чем  выражена  в  них  связь  главного  слова  с  зависимым?

Графически  обозначить  окончания  и  предлоги.

  1. Знакомство  с  основными  видами  подчинительной  связи  слов  в  словосочетании.  Чтение  теоретического  материала ----  стр. 34.
  2. Запись  выводов  в  грамматическую  тетрадь:

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

               СОГЛАСОВАНИЕ --- одинаковая  грамматическая  форма  главного  и зависимого  слова ( прилагательные, причастия, местоимения  с  существительными). Связь  с  помощью  окончания.

               УПРАВЛЕНИЕ--- зависимое  слово ( существительное) стоит  в  определенном  падеже. Связь  с  помощью  предлога  и  окончания.

               ПРИМЫКАНИЕ---зависимое  слово(неизменяемая  часть  речи). Связь  только  по  смыслу.


  1. УПР. 36  (1 вариант---  11  словосочетаний, начиная  с  первого; 2 вариант--- 11 словосочетаний, начиная  с  последнего)
  2. УПР. 37
  3. Запишите  словосочетания, правильно  подбирая  существительные  и  прилагательные (материал  распечатан)
  4. УПР. 38. Беседа  по  вопросам  к  упражнению
  5. 5. Д/З  

                            упр. 39

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                       УРОК № 14.

ТЕМА: « УПОТРЕБЛЕНИЕ  СЛОВОСОЧЕТАНИЙ  В  РЕЧИ»

ЦЕЛЬ: * закрепить  умение  отличать  словосочетание  от  слова  и  предложения;

  1. вычленять  словосочетание  из  предложения;
  2. определять  грамматическое  значение  словосочетания;
  3. закрепить  навык  правильного  употребления  их  в  речи;
  4. познакомить  с  порядком  письменного  и  устного  разбора  словосочетаний.

ТИП  УРОКА: урок  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  схемы, таблицы.

                                    ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Проверка Д/З (терминологический  диктант)

       Закончите  предложения:

А) Примыкают____________________________________________________________

Б) Согласовываются__________________________________________________________

В) Управляют________________________________________________________________

Г) Словосочетание---- это______________________________________________________

Д) Знаменательные  слова  в  словосочетании---- это________________________________

Е) Подчинительная  связь--- это__________________________________________________

Ж) Грамматически  слова  в  словосочетании  связываются  с  помощью________________

З) Запишите  по  одному  словосочетанию  со  следующим  грамматическим  значением:

 а)  действие  и  его  признак;

б)   предмет  и  его  признак.

  1. Первичная  проверка  понимания  нового  материала
  1. Беседа  по  вопросам:  Какие  пары  слов  не  являются  словосочетаниями

               ( словосочетания  записаны  на  доске):

           а) прилетит  и  доставит;

           б) веселым  голосом;

           в)  день  миновал;

           г) весело  раскричались.

* В  каком  из  данных  словосочетаний  нет  ошибок  в  управлении:

          а) уверенность  в  победу;

          б) надеяться  на  победу;

          в) отзыв  на  книгу;

          г) опираться  на  фактах.

*  Составьте  словосочетания  со  связью ----   управление, поставив  зависимые  слова  в  Р. п.:

       1. вернуться  а.  Кавказ

       2. переехать  б. Петербург

       3. приехать  в.  Украина

  1. Закрепление  знаний. Работа  по  теме  урока.

  1. Прочитайте  текст(распечатан). Ответьте  письменно, о  ком  идет  речь? Выпишите  три  словосочетания, которые  помогли  вам  это  определить
  2. Из  текста  предыдущего  задания  выпишите  по  одному  словосочетанию  с  разными  видами  связи. Обозначьте  в  них  главные  слова.
  3. Знакомство  с  порядком  синтаксического  разбора  словосочетания--- чтение  теоретического  материала--- стр. 26
  4. УПР. №40.Задания  к  упр. На стр.  27

  1. Д/З УПР, №41, теоретич. материал
  2. Подведение  итогов  урока.

8 класс. 1 четверть

                                  УРОК № 15.

ТЕМА: « Р.р. Типы  речи»

ЦЕЛЬ: * закрепить  знания  о  различных  типах  речи;

  1. формировать  навык анализа типологической структуры  текста.

ТИП  УРОКА: урок  закрепления  и  комплексного  применения  знаний; урок  развития.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы; таблицы, справочная  литература

                                ХОД  УРОКА.

  1. Орг. момент.
  2. Подготовка  к  сознательному  усвоению  знаний. Актуализация  изученного  о  типах  речи. 

  1. Прослушайте ( прочитайте) ---  (материал  распечатан)  текст. Попробуйте  обозначить  тип  каждого  фрагмента  текста  и  последовательность  их  расположения  в  исходном  тексте.  « Города  России» по  К. Паустовскому. ( стр. 74)
  1. Систематизация  и  обобщение  изученного.

  1. Чтение  и  анализ  теоретического  материала  на  стр.208.
  2. УПР. № 354 --- чтение  отрывка  из  рассказа  Ю. Казакова.Беседа  по  вопросам  к  упр.  Обозначить  тип  каждого  фрагмента  текста  и  последовательность  их  расположения  в  исходном  тексте.
  3. Беседа  по  вопросам  к  упр  355 (  по  тексту  предыдущего  упражнения).
  4. Творческая  работа.  
  5. Написание  небольшого  сочинения-рассуждения  на  тему  « Легко  ли  быть  молодым?»

  1. Подведение  итогов  урока.
  2. Д/З : написать  сочинение  «  Легко  ли  быть  молодым?»

8 класс, 1 четверть

                                         УРОК  № 16.

ТЕМА: « Предложение ( общая  характеристика)»

ЦЕЛЬ  УРОКА: * формировать  умение  характеризовать  разные  типы  предложений;

  1. умение  отличать  предложение  от  других  синтаксических  единиц;
  2. работа  над  орфоэпическими  нормами русского  языка.

ТИП  УРОКА: урок  комплексного  применения  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  схемы, таблицы, раздаточный  материал.

                                          ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Акуализация  опорных  знаний  по  орфографии  и  пунктуации.

  1. Вставить  пропущенные  буквы  и  знаки  препмнания (или  записать  под  диктовку)
  1. Подобно  сверкающему  металлу  блистают  озаренные  деревянные  крыши.
  2. Черёмуха  и  черешни  изредка  лепечут  листьями,  будто  сердясь  и  негодуя.

Задание: подчеркнуть  грамматические  основы  предложений.  Сделать  вывод  о  том, чем  предложение  отличается  от  словосочетания.

  1. Систематизация  сведений  о  предложении. Работа  по  теме  урока.

  1. БЕСЕДА  об  отличии  предложения  от  словосочетания:

        а)  Какова  функция  словосочетания? Предложения?

        б)  Какова  структура  словосочетания ( из  чего  оно  состоит)?

             Какова  структура  предложения?

        в)  Интонационное  оформление  словосочетания  и  предложения?

  1. СОСТАВЛЕНИЕ  ТАБЛИЦЫ  ОТЛИЧИЙ  СЛОВОСОЧЕТАНИЯ  И  ПРЕДЛОЖЕНИЯ  В  ГРАММАТИЧЕСКОЙ  ТЕТРАДИ.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ______________________СЛОВОСОЧЕТАНИЕ___________________

  1. Функции_____________________________________________________________--_
  2. Структура______________________________________________________________
  3. Интонационное   оформление_____________________________________________


  1. Найдите  простое  предложение----  устно. Своё  мнение  докажите.( материал  распечатан).

А) Среди  сна  и  тишины  ночи, нарушаемой  только  плеском  воды  из  водосточных  труб, этот  одинокий  звук  колес  невольно  приковывал  внимание.

Б) Шум  сразу  оборвался, и  послышалось  только  тихое  тарахтение  по  мокрой  немощеной  дороге.

В) Прежний  непрерывный  шум  разорвался, и  из-за  него  яснее  выступили  дальние  звуки. ( В. Короленко)

* Определить, какими  частями  речи  являются  следующие  слова,  составить  из  них  предложения  и  разберите  их  по  членам.

А) Снег, едва, на, подсыхающий, сойдет, земля, молодой, среди, появляется, прошлогодний, и, трава, жужелицы.

Б) Рыбная  ловля, как-то, на, осень, глухой, старое, я, русло, со, провел, свой, друг, дни, несколько.

* Обобщение  изученного  по  предложению---- чтение  и  анализ  теоретического  материала---- стр. 27, 28.  

* Беседа  по  изученному  материалу.

* УПР. № 43, 44.

3. Проверка  и  обобщение  изученного. Тренировочные  упражнения.

  1. Найти  распространенные  предложения.

        А) дом  строят  каменщики.

        Б) мороз  и  солнце.

        В) Дождь  совсем  перестал.

        Г) Рассвело  рано.

       

  1. Прочитайте  предложение.

       И  до  такой  ничтожности, мелочности  мог  снизойти  человек! (Н. Гоголь)

      * Какая  из  характеристик  не  относится  к  этому  предложению?

      А)  Предложение  по  наличию  главных  членов  двусоставное.

      Б)  По  цели  высказывания  предложение  восклицательное

      В)  Порядок  слов  в  предложении  прямой.

  1. УПР. № 45.
  2. Запишите  предложение. Подчеркните  все  его  члены, дайте  его  полную  характеристику.

Я  возвращался  с  охоты  и  имел  неосторожность  отправить  свою  пролётку  вперед.

----  Какими  по  цели  высказывания  бывают  предложения?

  1. УПР. №48----  подготовить  устное  лингвистическое  высказывание  на  основе  изученного  типах  предложения.
  2. УПР. № 47.

5Д/З. $ 7, упр. 46

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                        УРОК № 17.

ТЕМА: « Предложение ( общая  характеристика)»

ЦЕЛЬ : * формировать  умение  характеризовать  разные  типы  предложений;

  1. умение  отличать  предложение  от  других  синтаксических  единиц;
  2. работа  над  орфоэпическими  нормами  русского  языка.

  ТИП  УРОКА: урок  обобщения  и  систематизации  изученного.

 ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  схемы, таблицы, раздаточный  материал.

                                             ХОД  УРОКА.

  1. ОРГ. МОМЕНТ.
  2. ПРОВЕРКА  Д/З (устно)
  3. АКТУАЛИЗАЦИЯ  ОПОРНЫХ  ЗНАНИЙ  ПО  ОРФОГРАФИИ  И  МОРФЕМИКЕ

А) Работа  с  ЗСП-2 ( определить, на  какие  правила  орфографии  приведены  примеры  в  задании; записать  слова, раскрыть  скобки  и  обосновать  свой  выбор  графически)

Б) Выделите  морфемы  в  приведённых  словах  и  определите  способ  словообразования:  Забайкалье, по-мальчишески.

       4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО  О  ПРЕДЛОЖЕНИИ. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ.

  1. Сделайте  синтаксический  разбор  предложения.

               Пламенея  гроздьями  ягод  в  золотой  палитре  осеннего  леса, рябина  навевает  тихую  грусть  расставания  с  погожей  порой  бабьего  лета.

---  ИЗ  этого  пр-я  выпишите  все  словосочетания  и  укажите  в  них  главное  слово  и  тип  связи.

  1. В диктуемых  словосочетаниях  замените  полные  формы  причастий  и  прилагательных  краткими. Какие  правила  правописания  причастий  и  прилагательных  вы  применили?

Затерянные  ключи, пустынная  местность, отремонтированная  комната, засеянное  поле, исправленная  и  переписанная  рукопись, юные  артисты, трескучий  мороз, горячий  песок, неуклюжий  человек., безжизненная  пустыня, колючий  кустарник.

----    Придумайте  два  предложения  с  полной  и  краткой  формой  прилагательного (причастия), подчеркните  в  них  грамматические  основы. Каким  членом  предложения  является  краткая  форма?

  1. УПР. 107. Составить  предложения  с  указанными  словосочетаниями  и  разобрать  их  по  членам.

5.ПРОВЕРКА  И  КОРРЕКЦИЯ  ЗНАНИЙ.

Самостоятельная  проверочная  работа.  (текст  распечатан)

6.Д/З Записать  2простых  и  2 сложных  пр-я  из  уч-ка  лит-ры, сделать  их  синтаксический  разбор.

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс. 1 четверть

                                      УРОК № 18.

ТЕМА:  «  Главные  члены  предложения, их  функция Подлежащее  и  способы  его  выражения».

ЦЕЛЬ: * формировать  знания  о  признаках  и  функции  главных  членов  предложения;

  1. продолжить  формирование  умения  находить  в  предложении  подлежащее  и  определять  способы  его  выражения;
  2. развивать  навык  отличать  подлежащее  от  омонимичных  с  ним  форм.

ТИП  УРОКА: комбинированный  урок.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы, таблицы.

 

                                             ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Актуализация  опорных  знаний  по  орфоэпии. Орфоэпическая  разминка.

а)  ----   стр.36----  определить, используя  орфоэпический  словарь, где  следует  ставить  ударение  в  словах: эксперт, компьютер.

б)  Расставьте  ударение  в  словах:  

  Каталог, щавель, нефтепровод, зубчатый, километр, кухонный, свекла, феномен, балованный, мизерный.

  1. Усвоение  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.
  1. Записать  под  диктовку:

        Все  дремало. Теплый  пахучий  воздух  даже  не  колыхался. Он  только  изредка  дрожал, как  дрожит  вода, возмущенная  падением  ветки.

                                                                                            По  И. Тургеневу.

БЕСЕДА: * Что  мы  записали? Доказать, что  это  предложения.

  1. Что  такое  грамматическая  основа  предложения?
  2. Из  скольких  слов  может  состоять  грамматическая  основа  предложения?
  3. Найти  грамматические  основы  в  этих  предложениях  и  определить, двусоставные  они  или  односоставные.
  4. Всегда  ли  важно  выделять  грамматические  основы  в  предложениях?
  5. Какой  из  главных  членов  предложения  главнее?

  1. УПР  53. Понятие  о  прямом  и  обратном  порядке  слов  в  предложении.

Как  меняется  тональность  предложений  при  изменении порядка  слов?

  1. Определить, прямой  или  обратный  порядок  слов  в  записанных  предложениях ( из  предыдущего  задания)? Какова  роль  инверсии  в  речи?
  2. Что  называется  подлежащим? Каковы  способы  его  выражения? Проверить  себя, прочитав  теоретический  материал  стр. 34, 35 ( $ 9).
  3. Записать  под  диктовку  и  найти  грамматическую  основу  в  предложении:

Солнце  закрыло  облако. ВНИМАНИЕ!!!  Смысл  предложения  помогает  понять  прямой  порядок  слов.

  1. Первичная  проверка  и  обобщение  изученного. Тренировочные  упражнения.
  1. Устно ---  УПР. 52: охарактеризовать  предложения  по  составу  грамматических  основ  ( простые  или  сложные)  и  по  наличию  главных  членов ( односоставные  или  двусоставные). Свое  мнение  обосновать.
  2. УПР. 55. Конструирование  предложений  с  заданным  типом  подлежащего
  3. УПР. 54. (по  заданию  учебника). На  доске  записать  слова  с  пропущенными  буквами, объяснить  их  написание.
  4. Разобрать  по  членам  следующие  предложения.

----    Чем  выражено  в  них  подлежащее? Графически  объясните  написание НЕ  и  НИ.

  1. Не  погода, а отсутствие  материалов  задержало  строительство  дачного  дома.
  2. Непогода  на  всей территории  Подмосковья  мешала  уборке  картофеля.
  3. Клочок  бумаги  остался  никем  не  замеченным.
  4. Недоумение  моё  нарастало  в  течении  всего  разговора.
  5. Пятерым  туристам  пришлось  идти  по  неизведанному  пути.
  6. Отдыхающие  сидели  на  берегу  реки  и  неторопливо  о  чём-то  разговаривали.

4Д/З. УПР.56

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                         УРОК № 19.

ТЕМА:  « Сказуемое  и  способы  его  выражения».

ЦЕЛЬ: * формировать  знания  о  признаках  и  типах  сказуемого. Способах  его  выражения  в  речи;

* продолжить  формирование  умения  находить  сказуемое  в  предложении  и  разграничивать  простое  и  составное  глагольные  сказуемые;

* развивать  навык  использования  разных  типов  сказуемых  в  тексте.

ТИП  УРОКА: комбинированный  урок.

ОБОРУДОВАНИЕ:РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ, ОПОРНЫЕ  СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ.

                                         ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  Д/З.
    ИНД. З-Е ----  
    на  доске  записать  собственные  предложения  с  подлежащими, выраженными  различными  способами.
  3. Актуализация  опорных  знаний. Орфографическая  разминка.

  1. От данных  слов  с  помощью  различных  словообразовательных  элементов  образовать  слова-синонимы:

Лить, тащить, шум, воздух, ледник, дорога, доброта.

  1. Усвоение  новых  знаний.  Работа  по  теме  урока.
  1. вспомнить, что  такое  сказуемое?
  2. Найти  сказуемые  в  предложениях, выписать  их. Указать, чем  выражены  сказуемые.

                          Я  стал  на  цыпочки  и  с  трудом  дотянулся  до  верхней  полки. Мои  друзья  были  рады  началу  нового  учебного  года.

                          Спортсмены  хотят  непременно  добиться  высоких  результатов в  этих  соревнованиях.

Мой  брат  хотел  новую  спортивную  форму.

В  выходные  школьники  собираются  в поход.

Зимой  я  собираюсь  научиться  хорошо  кататься  на  коньках.

ВЫВОД  записать  в  грамматическую  тетрадь

                                               СКАЗУЕМОЕ

Простое  сказуемое                                             Составное

                                                  Глагольное                                                      Именное

ПРИМЕРЫ  в  схему  записать  из  предыдущего  упражнения

  1. Привести  собственные  примеры  разных  типов  сказуемого. При  затруднении  обратитесь к $10, стр. 36-37; стр. 38, 39, 41, 44.
  2. Найдите  сказуемые  в  следующих  предложениях. Укажите  их  вид  и  способ  выражения.

 Я  буду  учителем  в  этой  школе, Строители  начнут  работу  во  вторую  смену. Я  начну  работать  над  докладом  завтра. Сестра  заболела  и  остается  сегодня  дома. Мы  будем  у  друзей  завтра. Мне  остается  написать  только  сочинение.

* Из  каждого  предложения  выпишите  сказуемое. У  составных  именных  сказуемых  отметьте, чем  выражена  именная  часть.

* А) Читать  книги  про  животных--- интереснейшее  занятие.

Б) Я  был  в  восхищении  от  увиденного.

В) Сестра  вернулась  из  театра  взволнованная.

Г) Эта  картина  теперь  моя.

Д) Появление  друзей  было  некстати.

  1. Первичная  проверка  и  обобщение  изученного. Тренировочные  упражнения

  1. УПР. 58.
  2. УПР.60.
  3. УПР.61.
  4. УПР.64.
  5. УПР.65.

  1. Д/З УПР, 72—устно, 70, 71—письменно.
  2. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                   УРОК № 20.

ТЕМА: « Тире  между  подлежащим  и  сказуемым».

ЦЕЛЬ: * расширить  знания  учащихся  о  правилах  постановки  тире  между  подлежащим  и  сказуемым;

  1. формировать  умение  применять  это  правило  на  письме.

ТИП  УРОКА: урок  первичного  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ, ОПОРНЫЕ  СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ.

                                   ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  Д/З

        Устное  сообщение  о  главных  членах  предложения  и  способах  их  выражения.

       Собственные  примеры  предложений  с  главными  членами, выраженными  различными  способами.

  1. Актуализация  опорных  знаний.

* Выпишите  предложения  (запишите  под  диктовку)   с  простым  глагольным  сказуемым. Свой  выбор  мотивируйте.

А) Всё  это  очень  странно. Б) Кидаюсь  к  возу.  В) Хочется  отдохнуть  после  работы. Г) Сыро  и  темно. Д) Здесь  оставаться  больше  нельзя. Е) Скоро  пойдет  дождь. Ж) Вдруг  в  кустах  что-то  завозилось. З) Снизу  поднимается  слабый  запах.

  1. Восприятие  и  осмысление  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.
  1. Составить  и  записать  два  предложения, чтобы  подлежащее  было  выражено  существительным  в  именительном  падеже, а  сказуемое--- неопределенной  формой  глагола. Выполнить  синтаксический  разбор  составленных  предложений.
  2. В  чем  особенность  пунктуации  в  этих  предложениях?
  3. Систематизация  сведений  о  тире  в  простом  предложении  между  подлежащим  и  сказуемым.
  4. Чтение  теоретического  материала  на  стр.  46.
  5. Запись  схемы  в  грамматическую  тетрадь:


Сущ. И.п.              Т                        Сущ. И.п.

Числ. И.п.           И                        Числ.И.п.

Н.ф.лг.                Р                        Н.ф.гл

                           Е

ТИРЕ  НЕ  СТАВИТСЯ:

Личн. Мест.============

___________   НЕ  =========

____________  КАК  ==========


  1. УПР. 74, 75, 79.
  2. Записать  предложения, объяснить  отсутствие  в  них  тире.
  3. Сердце  не  камень. Счастье  без  ума  , что  дырявая  сума. Людей  неинтересных  нет. Лес точно  крепкая  стена, воздвигнутая  силой  ночи. Пруд  как  блестящая  сталь. Она  девушка  умная  и  очень  красивая. Справедливость  есть  воплощенное  добро.
  4. Графически  прокомментировать  постановку  тире  в  предложениях:

Сохранение  культурной  среды--- задача  не  менее  существенная, чем  сохранение  окружающей  природы. ( Д. Лихачев)

Самый  жалкий  раб—это  человек, отдавший  в  рабство  свой  разум  и  признающий  истиной  то, чего  не  признает  его  разум. ( Л. Толстой)

Беспамятный--- это  прежде  всего  человек  неблагодарный, безответственный, бессовестный, а  следовательно  не  способный  на  бескорыстные  поступки. ( Д. Лихачев)

Древняя  русская  письменность--- неисчерпаемый  кладезь  русского  языка. ( Д. Лихачев)

  1. Домашнее  задание.

Подобрать  из  художественных  произведений  6  простых  предложений  с  тире  между  подлежащим  и  сказуемым.

  1. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть.

                                       УРОК № 21.

ТЕМА:  « Р.р. Текст: способы  и  средства  связи  предложений  в  тексте».

ЦЕЛЬ: * продолжить  формирование  умения  определять  способ  и  средства  связи  предложений  в  тексте;

  1. совершенствовать  навыки  анализа  текста  с  определенными  средствами  связи.

ТИП  УРОКА:урок  развития  связной  речи; урок  усвоения  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ:  таблицы, схемы.

                                          ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Актуализация  опорных  знаний.
  1. Работа  с  текстом.
  1. Дорога – друг  путешественника. (2) Куда  бы  ни  ехал, дорога  непременно  дарит  что-нибудь  интересное. (3) В  Австрии  мы  выезжали  из  Вены  утром, а  вечером  возвращались. (4) Страна  небольшая, дороги  хорошие, а остановки  были  короткими.(5) Степной  равнины  тут  не  увидишь.(6) Живописные  холмы  переходят  в  горы, такие  же  живописные, как  в  Швейцарии  и  на  юге  Германии.(7) На  холмах  в  октябре  ещё  тёплая  осень, а  вершины  Альп  белели  снегом. (8) Ниже  снега – буйство  осенних  красок. (9) И  от  этого  ласкающий  глаз  пейзаж  осенью  делается  картинным.

                                                                                                  В. Песков.

* Прочитайте эти предложения. Можно  ли  назвать  их  текстом? Своё  мнение  обоснуйте. Как  связаны  между  собой  1и 2 предложения? Остальные?

(лексический  повтор, местоимения, синонимы)

  1. Усвоение  новых  знаний.

       Чтение  и  анализ  теоретического  материала – стр. 207, 208,209.

Понятие цепной и  параллельной  связи.

  1. УПР. 356 – определить  способы  и  средства  связи  предложений  в  текстах.

  1. Закрепление  знаний  по  теме  урока.
  1. УПР. 358 – прочитать  текст, определить  его  тему, основную  мысль, типологическую  структуру  текста. Укажите  особенности  композиции  текста, назовите  языковые  средства, с  помощью  которых  автор  делает  текст  более  выразительным.
  1. Д/З УПР.№ 357
  2. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1  четверть

                                    УРОК № 22.

ТЕМА: « Правильное  согласование  главных  членов  предложения»

Цель: * формировать  умение  правильно  согласовывать  подлежащее  и   сказуемое.

ТИП  УРОКА: урок  комплексного  применения  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: опорные  схемы, таблицы, раздаточный  материал.

                                                 ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация  опорных  знаний  по  орфографии.
  1. Решите  орфографическую  задачу.

       Свежемороже(н,нн)ые  фрукты; (не)кто  иной, как  Онегин; (в)последстви(е-и);на  стенах  картины, писа(н,нн)ые  масл(е-я)(н-нн)ыми  красками; (в)течении(и-е)  недели; (ни)кто  иной, кроме  меня; мелкодроблё(н-нн)ый  рис; удосто(е-и)н  награды; досто(е-и)н  уважения.

  1. Систематизация  и  обобщение  изученного. Работа  по теме  урока.
  1. УПР. 80. Согласовать  подлежащее  и  сказуемое, обосновать  свои  действия.
  2. Работа  с  теоретическим  материалом  учебника—стр.  49-50. Запись  выводов  в  грамматическую  тетрадь, привести  собственные  примеры:


ПОДЛЕЖАЩЕЕ                                                  СКАЗУЕМОЕ


Кто; кто-то; кто-нибудь, кто-либо                   Глагол  в форме муж. Рода мн. Ч.

Кое-кто


Столько                                                                   Глагол  имеет  форму  только  Ед. ч.

Много     УЧЕ-

Немного   НИ-

Мало, немало   КОВ


Большинство   УЧЕНИ-                                      Глагол  может  употребляться  и  в  ЕД. Ч.

Меньшинство   КОВ                                           и во  МН. Ч.

                                                                             НО!  Если  сказуемое  предшествует  подле-

                                                                               жащему—используется только ЕД.Ч.


При  однородных  подлежащих                          Глагол  во  МН. Ч.

в форме  ЕД.Ч.  и  МН.Ч.


  1. Выполните  задания:
  1. Спишите  предложения, вставьте  пропущенное  окончание.

А) Онтарио  распложен…  на  северной  границе  США.

Б) Пенсне  в  золотой  оправе  лежал…   на  рабочем  столе.

В) Он неисправим…   недотёпа.

 

  1. Найдите  пр-я, в  которых  подлежащее  и  сказуемое  согласованы  правильно.

      А) В  турнире  участвовал  21  спортсмен.

      Б) Полгорода  осталось  без  отопления.

      В) На  выставке  представлены  30  моделей  самолётов.

      Г) Студент  или  студентка  должны  прийти  за  справкой?

      Д) Село  Погореловка  расположена  далеко  от  реки.

  1. Найдите  пр-я, которые  построены  правильно.

      А) Все  двадцать  одна  страница  написаны  заново.

      Б) В  шахматный  кружок  записались  только  семь  человек.

      В) Ряд  студентов  участвовали  в  олимпиаде.

      Г) Семеро  друзей  отправились  в  поход.

      Д) три  подруги  сидело  на  лавочке.

  1. УПР. 81.
  2. УПР. 82 (пр-е 1—5).

5.Д/З  $ 13, 82 (ЗАКОНЧИТЬ)

6. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                   УРОК № 23.

ТЕМА: « Второстепенные   члены  предложения, их  функция. Определение»

ЦЕЛЬ: * систематизировать  знания  о  второстепенных  членах  пр-я  и  их  ролью  в  предложении;

  1. формировать  умение  опознавать  второстепенные  члены  в  предложении;
  2. сформировать  представление  об  определении, его  видах  и  способах  выражения;
  3. продолжить  отработку  умения  находить  определения  в  пр-ии  по  смысловому  вопросу.

        ТИП  УРОКА:  урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы, таблицы.

                                            ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент
  2. Проверка д/з.
  3. Актуализация  опорных  знаний. Языковая  разминка.

         Составить  пр-е  со  словами  (В)  ВЫСЬ, (ПО) ЭТОМУ, (ОТ) ЭТОГО. (ЗСП—4)

В   чем  особенность  этих  слов?

* указать, какими  членами  пр-я  они  являются. Вспомните, какие  второстепенные  члены  пр-я  существуют? Какова  их  роль  в  предложении?

  1. Восприятие  и  осмысление  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.
  1. Спишите  пр-я, вставьте  пропущенные  буквы  и  знаки  препинания.

                    С…рока  чист…вшая  на  ветк…   ольховника    ч.. рный  острый  клюв  вдруг  пов…рнула  голову  набок  пр…слушалась   пр…села.  Из  пр…пудре(н-нн) ой  инее…м  хвои  высунулась  дли(н-нн)ая  бурая  морда  увенча(н-нн)ая  тяж…лыми  в..твистыми  р…гамии. Вн…мание  лося  пр..влёк  звук  послыш….вшийся  (с)верху.

                                                                                                        По  Б. Полевому.

-- В  записанных  предложениях  подчеркните  определения  как  член  предложения.

БЕСЕДА:

-- Что  такое  определение? Проверьте  себя, прочитав  теоретический  материал  на  стр. 51—52 (до приложения).

--- В  чём  различие  между  согласованными  и  несогласованными  определениями?

---  Найти  и  обозначить  согласованные  и  несогласованные  определения  в  тексте  Б. Полевого.

  1. Замените  в  данных  словосочетаниях  несогласованные  определения  определениями  согласованными:

Смерть  без  славы; дорога  без  конца, движение  без  шума, отпуск  без  срока.

  1. Спишите  пр-я. Подчеркните  глаголы  в  неопределённой  форме  как  члены  пр-я .(Напишите  под  диктовку).

Желание  наказать  дерзкого  обидчика  было  очень  сильным.—Я хотел  наказать  дерзкого  обидчика.

Сбылась  мечта  увидеть Москву.—Я мог  увидеть  Москву.

  1. Обобщение  изученного. Тренировочные  упражнения.
  1. УПР. 84. Указать  согласованные  и  несогласованные  определения. Обратить  внимание  на  то, что  один  и  тот  же  второстепенный  член  пр-я  можно  охарактеризовать  по-разному.
  2. Выполнить  грамматические  задания  к  упр. 84.
  3. Конструирование  пр-ий  с  различными  видами  определений  (согласованными  и  несогласованными)—упр. 86.

  1. Проверка  и  коррекция  знаний. Самостоятельная  проверочная  работа (материал  распечатан)
  2. Д/З $ 13, упр. 85.
  3. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1  четверть

                         

                                      УРОК  № 24.

ТЕМА: « ПРИЛОЖЕНИЕ».

Цель: * дать  представление  о  приложении  как  второстепенном  члене  предложения;

  1. формировать  умение  отличать  приложения  от  подлежащего  и  обращения;
  2. ставить  знаки  препинания  при  приложении;
  3. использовать  в  речи  как  синонимы  согласованные  и  несогласованные  определения.

ТИП  УРОКА: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

 ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал,  опорные  схемы, таблицы.

                                          ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  д/з. (устно)

-- Что  наз.   определением?

-- Чем  может  быть  выращено  определение?

3. Актуализация  опорных  знаний  о  словосочетаии.

  1. Записать  под  диктовку. Выделить  в  них  словосочетания  ГЛ.*  + СУЩ.

Падеж  сущ. обозначить.

              Жизнь  одолевает  смерть. Весло  задевает  длинные  водоросли. Ветер  поднимает  тучи  пыли. Собака  принимает  самое  живое  участие  в  радостях  и  огорчениях  своего  хозяина. Огонь  всё  обратил  в  пепел.

4.Усвоение  новых  знаний.

Знакомство  с  приложением  как  особым  видом  определения  и  знаки  препинания  при  нём – чтение  теоретического  материала  на  стр. 52-53  и  54.

  1. УПР. 87.—устно.
  2. УПР. 88—списать, обозначить  приложения  как  члены  предложения. Обосновать  свои  действия.
  3. Сделать  синтаксический  разбор  последнего  предложения—на доске.
  4. Устно  объяснить  лексическое  значение  выделенных  слов.
  5. Измените  словосочетания  так, чтобы  приложения  в  них  писались  через  дефис.

Великан  дуб, красавица  дочка, крошка  сын, река  Москва, соседка  Ира.

  1. В  каких  словосочетаниях  дефис  не  нужен?

         Соседка(старушка); (врач)стоматолог; товарищ(майор); Китеж(град).

  1. Знакомство  с  особенностями  согласования  определений  с  существительными  общего  рода  и  числительными—анализ теоретического  материала  на  стр. 56-57.

5.Первичная  проверка  и  обобщение  изученного. Тренировочные  упражнения.

УПР. 89

  1. Объяснительный  диктант.
  2. Запишите  пр-я, вставляя  в  них  авторские  одиночные  приложения.

Вот  север,  тучи  нагоняя,  дохнул, завыл—и  вот  сама  идет….  зима. ( А. Пушкин)

Блеснул  мороз.  И  рады  мы  проказам  ….  зимы. (А. Пушкин)

Чижа  захлопнула… (злодейка) западня. (И. Крылов)

Попрыгунья…   лето  красное  пропела.  (И. Крылов)

( Проказница) Мартышка  , осёл, козёл  да  косолапый  мишка  затеяли  сыграть  квартет (И.Крылов).

  1. УПР, 90 (устно)

  1. Д/З. УПР. 91+ теоретический  материал с.52-53; 56.
  2. Подведение  итогов  урока.

  1. класс, 1 четверть

                                  УРОК № 25.

ТЕМА: «ДОПОЛНЕНИЕ».

ЦЕЛЬ: * закрепить  сведения  о  второстепенных  членах  предложения  и  их  отличии  от  главных  членов  предложения;

  1. формировать  знания  о  дополнении  и  способах  его  выражения  и  умение  отличать  дополнение  от  омонимичных  форм  подлежащего.

ТИП  УРОКА: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы, таблицы.

                                         ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Проверка  Д/З. (фронтальная  беседа): задайте  друг  другу  вопросы  по теме  урока.
  3. Актуализация  опорных  знаний. Работа  по  теме  урока.

         УПР. 92. Прочитать  прилагательные. Как  они  называются?(паронимы) Чем  отличаются  друг  от  друга? Записать  с  ними  словосочетания, согласуя  существительные  с  этими  прилагательными.

  1. Этап  усвоения  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.
  1. Запишите  под  диктовку  предложения. Подчеркните  выделенное  слово  как  член  предложения (записаны  на  доске)

__________________________________________________________________________а) ТАКСИ  остановилось  около  здания  музея.

б) ЭТА  машина—Такси.

в) Водитель ТАКСИ  хорошо  знает  город.

г) Вызвать  ТАКСИ  можно  по  телефону.

д) Ехать  в  ТАКСИ  удобно.


-- Чем  является  слово  ТАКСИ  в  трёх  последних  предложениях?

-- Что  такое  ДОПОЛНЕНИЕ?

  1. Чтение  и  анализ  теоретического  материала  на  стр.  59-60.  Что  нового  для  себя  узнали  из  учебника?
  2. Определите, в  каком  из  трёх  предложений (на  доске) выделенное  слово  является  дополнением:

А) Среди  болот  стоял  охотничий  домик  НА  СВАЯХ.

Б) Среди  болот  стоял  НА  СВАЯХ  охотничий  домик.

В)Клюква  растёт  НА  БОЛОТАХ.


  1. Записать  предложение, объяснить  орфограммы.

Обоз  расположился  в  стороне  от  деревни. Некуда  деваться  от  зноя  и  духоты. Тихая  речка  огласилась  плеском  и  криком. Егорушка  позволял  себе  всякую  роскошь.                                 ( По  А. Чехову)


  1. Записать  пр-я  под  диктовку. Выделить  в  них  словосочетания ГЛ*+ СУЩ.

Падеж  сущ. обозначить.

               Жизнь  одолевает  смерть. Весло  задевает  длинные  водоросли. Ветер  поднимает  тучи  пыли. Собака  принимает  самое  живое  участие  в  радостях  и  огорчениях  своего  хозяина.  Огонь  все  обратил  в  пепел.

  1. К  данным  глаголам  подобрать  прямое  и  косвенное  дополнение  и  составить  с  ними  предложения.

Беспокоить, знакомить, хвалить.

  1. УПР. 93 Найти дополнение  и  указать  способ  их  выражения. Обозначить  дополнения  прямые  и  косвенные.

  1. Этап  обобщения  изученного. Тренировочные  упражнеия.

УПР. 94; 95

  1. Работа  по  культуре  речи—Знакомство  с  употреблением  слов

ОПЛАТИТЬ, ЗАПЛАТИТЬ, СПРОСИТЬ—СТР. 62

  1. УПР. 96

  1. Д/З: $ 14, 97
  2. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                        УРОК № 26

ТЕМА: «Р. р. Репортаж, его  тематика, задачи  речи»

ЦЕЛЬ: * ПОЗНАКОМИТЬ  С  ЖАНРОМ  РЕПОРТАЖА, изобразительностью  и  эмоциональностью  речи, свойственной  репортажу;

*учить  отличать  репортаж  от  информационной  заметки;

*формировать  умение  сжимать  текст.

ТИП  УРОКА: урок  развития  речи ( комбинированный  урок).

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный  материал, опорные  схемы.

                                         ХОД  УРОКА.

  1. Орг.  момент.
  2. Прослушать  текст, определить  его  стиль. Своё  мнение  обосновать.

               Я  помню  Арзамас  с  гигантскими  плетёными  корзинами  румяных  чудесных  яблок  и  таким  обилием  похожих  на  эти  яблоки, таких  же  румяных  куполов, что  казалось, этот  город  был  вышит  в  золотошвейной  мастерской  ловкими  руками  искусных  мастериц.

( СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ  К  УРОКУ №15 ТЕКСТ  «Города  России»

ВЫВОД: * Перечислите  особенности  и  специфику  публицистического  стиля.

Какие  жанры  публицистики  известны?

  1. Знакомство  с  репортажем  как  жанром  публицистического  стиля.

Чтение  теоретического  материала  учебника – стр. 212.

Выводы  о  характерных  особенностях  репортажа:

  1. сообщение  о  происходящем  процессе;
  2. ярко  выраженное  отношение  автора  к  происходящему, эмоциональная  оценка  изображаемого.
  3. Определить, является  ли  репортажем  текст  К. Паустовского. Своё  мнение  обосновать.

  1. Закрепление  изученного.
  1. УПР. 361.  Прочитать  текст, охарактеризовать  автора  текста  как  комментатора. Можно  ли  отнести  эти  советы  автора  к  любому  репортажу  или  только  спортивному? Свое  мнение  обосновать.
  2. Алгоритм  работы  над  репортажем:
  1. какова  его  тема;
  2. откуда  ведётся  репортаж;
  3. какую  именно  информацию  автор  стремится  донести  до  читателей?
  4. С  помощью  каких  средств  автор  передает  свое  отношение  к  передаваемой  информации.

  1. Анализ  начала  репортажа—упр.368 ( использовать  алгоритм  и  вопросы  из  упр.)
  2. Самостоятельная  работа—дописать  текст  репортажа  из  упр. 368.

  1. Д/З.  Написать  небольшой  репортаж  о  своей  поездке  в  театр  или  на  экскурсию
  2. Подведение  итогов  урока.

8 класс, 1 четверть

                                     УРОК №27.

ТЕМА: « Обстоятельство. Основные  виды  обстоятельств».

ЦЕЛЬ  УРОКА: * продолжить  формирование  знаний  об  обстоятельствах  как  второстепенных  членах  предложения  и  их  разновидностях;

  1. формировать  умение  находить  обстоятельства  в  предложении  и  различать  виды  обстоятельств  и  ставить  знаки  препинания  в  предложениях  со  сравнительным  оборотом.

ТИП  УРОКА: урок  изучения  и  первичного  закрепления  новых  знаний.

ОБОРУДОВАНИЕ: РАЗДАТОЧНЫЙ  МАТЕРИАЛ, ОПОРНЫЕ  СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ.

                                           ХОД  УРОКА.

1.Орг.  момент.

2.Проверка  д/з

3.Актуализация  опорных  знаний.

  1. Орфографический  диктант.

Архитектор, ветеринар, депутат, директор, инженер, кассир, композитор, корреспондент, профессор, руководитель, тренер, экскурсовод.

Ч то  обозначают  записанные  слова?

_______________________________________________________________________

ЗАПОМНИТЬ!

Все  эти  существительные, обозначающие  лицо  по  профессии, занятию, ставятся  в  форме  мужского  рода, даже  если  речь  идёт  о  лицах  женского  пола.


  1. Придумать  и  записать  пр-е  с  любым  из  этих  слов, употребив  их  для  обозначения  лиц  женского  пола.
  2. Записать  пр-я, раскрыв  скобки, согласовав  определение  с  определяемым  словом.

Наша  гостья—(талантливый)  композитор. (Известный) профессор  Константинова  послала  коллегам  приглашение  на  научную  конференцию.

4.Усвоение  новых  знаний. Работа  по  теме  урока.

  1. Анализ  таблицы  на  стр. 63  учебника.
  2. ВЫВОДЫ ( самостоятельно  записываются  в  грамматическую  тетрадь):
  3. Обстоятельства—это________________________________________
  4. Они  обычно  выражаются_______________________________________
  5. Различают  обстоятельства_________________________________________
  6. УПР. 98.
  7. Прочитать  материал  упр. 100. Найти  ошибки  в  употреблении  обстоятельств. Записать  предл-я в  исправленном виде:
  8. Знакомство  со  сравнительным  оборотом  и  знаками  препинания  при  нём—стр. 66. Почкму  не  ставится  тире  между  главными  членами  предложения  в  представленных  в  учебнике  примерах?

5.Первичная  проверка  и  обобщение  изученного.Тренировочные  упражнения.

*УПР.№ 99, 102.

6. Д/З: $15, упр.103

7. Подведение  итогов  урока.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по русскому языку 8 класс(продолжение), 2 четверть, УМК М.М. Разумовской

Здесь даны разработки уроков по УМК М.М. Разумовской по русскому языку в 8 классе, 2 четверть, продолжение...

Поурочное планирование по русскому языку (профиль) 11 класс.

Поурочное планирование по русскому языку (профиль) 11 класс. 102 часа в год, 3 часа в неделю....

Поурочное планирование по русскому языку для 5 класса по УМК под ред. М.В. Панова.

Поурочное планирование рассчитано на 204 часа (34 недели, 6 часов в неделю)....

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 6 классе...

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 5 классе

Тематическое(поурочное) планирование уроков русского языка в 5 классе...

Поурочное планирование уроков русского языка в 10-11 классе

Календарно-тематическое планирование по русскому языку и развитию речи составлено на основе  Государственного стандарта общего образования, Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобраз...

Поурочное планирование по русскому языку в 6 классе. М. М. Разумовская

Помещены все конспекты уроков для 6 класса на весь год по программе М. М. Разумовской....