Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Василевская Ольга Александровна

 

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 170 часов  (5 часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russk.yaz_7_klass_2012.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

            (VII вида) № 5 Центрального района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДАЮ.                    СОГЛАСОВАНО.                      РАССМОТРЕНО на заседании

Директор школы:                    Зам. директора по УВР:                          школьного методического

                                                                              объединения учителей филологов _______________               ___________________            _____________________________

                                                                               Руководитель МО:

Волошенюк Т.П.                    Балунова И.Г.                             Василевская О.А.

                                                                             Протокол № _____ от ________2012 г.

                  РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

                КУРСА  «РУССКИЙ ЯЗЫК»   В  7   КЛАССЕ

                        

                                НА 2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД

                                  170 часов  (5 часов  в неделю)

                                                        Учитель: Василевская Ольга Александровна

                                                        Стаж: 20 лет.

                                                        Категория:   высшая.

                                        

                                         Санкт – Петербург

                                                2012 год.

                                         Пояснительная записка.

        Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 170 часов  (5 часов в неделю).

При разработке программы учитывались особенности контингента школы (ЗПР), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

         В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

          В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

         

        Учащиеся ГСКОУ школы (VII вида) № 5 имеют логопедический диагноз, и как следствие этого, - стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Усвоение материала затруднено тем, что около 30% учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.

       

           Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и  умений учащихся.  

        Структура документа.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

        Назначение программы:

         Обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера.

Задачи организации учебной деятельности:

Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию  и социальной адаптации.

На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

          Содержательные линии предмета.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, что программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям  учащихся (ЗПР).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 7 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.

Цели обучения.

Изучение  русского языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка, воспитание интереса и любви к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; о русском речевом этикете;

овладение умениями  опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Принцип построения - концентрический.

Специфика предмета:

Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры  русского народа, средством приобщения к богатству русской культуры и литературы.

Технологии и методики:

Уровневая дифференциация;

Проблемное обучение;

Информационно - коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии;

Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.

        Название документа

                    Автор

     Год

1

Государственный стандарт основного общего образования

2007

2

Учебник

Баранов М.Т.,

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык: 7 класс /Научный редактор Н.М.Шанский», Просвещение

2011

3

Методические пособия

Приложение 1.

4

Программа по русскому языку для 5-9 классов

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

2008

Учебно-тематический план.

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

2.

Повторение пройденного в 5-6 классах.

12

3.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие.

Категория состояния.

Служебные части речи. Культура речи.

Предлог.

Союз.

Частица.

Междометие. Звукоподражательные слова.

140

31

12

34

5

1

13

18

22

4

4.

Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах.

17

ИТОГО

170

Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

        К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

  1. производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  2. составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  3. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По  орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По  связной  р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Приложение № 1.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Название учебной программы (кол-во часов)

Вид программы

Кем утверждена

Наличие учебно-методического обеспечения программы

Учебники

Учебно-методические пособия

«Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-9-е издание, М.: Просвещение, 2008.– 46с.»


Общеобразовательная

Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации

Баранов М.Т.,

Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

«Русский язык: 7 класс /Научный редактор Н.М.Шанский»,

Просвещение, 2011

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.,

Комисарова Л.Ю.,

Александрова О.М. «Обучение русскому языку в 7 классе»,

Просвещение,

Тростенцова Л.А.,

Ладыженская Т.А.,

Баранов М.Т.,

Григорян Л.Г.

«Дидактические материалы по русскому языку:7 класс», Просвещение, 2008

Приложение 2.

                               График контрольных работ

      и работ по развитию речи по русскому языку на 1 полугодие.

                                          2010/2011 учебный  год.

Сентябрь.

1.09-3.09

6.09-10.09

13.09-17.09

20.09-24.09

27.09-1.10

Октябрь.

4.10-8.10

11.10-15.10

18.10-22.10

25.10-29.10

Ноябрь.

8.11-12.11

15.11-19.11

22.11-26.11

29.11-3.12

Декабрь.

6.12-10.12

13.12-17.12

20.12-24.12

27.12-29.12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС (ЗПР). 170 часов.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ

Образовательная область

Содержание функциональной грамотности



Тема



Кол.

часов

часов



Повторение

Повторение


Дидактический материал


Лексическая работа


Предметные знания и умения

1

2

3

4

5

6

7

8

Филология

Русский

язык

Русский язык как развивающееся явление

1

Обобщать знания о языке, полученные уч-ся вV-VIкл.

Познакомить  с некоторыми особенностями развития русского языка. Повторение: устаревшие слова, заимствованные, неологизмы, диалектные слова. Б/ударные гласные в корне, гласн. и согласные в приставках.

Выставка книг: К.И. Пехливанова М.Н. Лебедева “Грамматика русского языка” в ил. Д.Э.Розенталь “А как лучше сказать?” Л.В.Успенский “Слово о словах”.

Переосмысление слов: мотор, машина, самолет. А.С.Пушкин: усы, визжать, А.П.Чехов “чемпион”.

Знать группы славянских языков, что русский язык входит в группу восточнославянских языков.

Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается ( на примере устаревших слов и неологизмов).

Срезовая работа.

1

Повторение изученного в V-VI классах.

10 +( 2Р/р) часов.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

Понятие: словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предлож. Виды орфограмм в слове, сложные прилагательные.

Алгоритмы: порядок синтаксического разбора простого и сложного предлож.  Таблица: главные и второстепенные члены предложения

набекрень

Знать предмет изучения синтаксиса; отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного; главных членов от второстепенных.; знать порядок синтаксического разбора простого предложения.

Уметь составлять словосочетания по указанным схемам.

Ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. Выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Пунктуация.

1

Обращение.

Прямая речь. Союз и в сложных и в простых пред. Союз и при однородных членах предл. Проверяемые гл. и согл. в корне слова, приставки пре-, при-, удвоенные согласные.

Таблица: знаки препинания при обращении.

Знаки препинания при прямой речи. Постановка запятой перед союзом и в зависимости от вида предложения.

Ваше благородие

Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Употреблять подходящие по смыслу союзы.

Лексика и фразеология.

1

Понятие - лексическое значение слова, прямое и переносное значение. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Однозначные, многозначные слова. Синонимы, антонимы, общеуп., диалект., профессиональные, б/уд. гл. в корне слова, чередование гласных.

Толковые и фразеологические словари. Схемы знаков препинания при прямой речи.

Роль лексического значения слова в его правописании.

Поласкать, полоскать, запивать, запевать, отварить, отворить и т.д.

Знать предмет изучения лексики, фразеологии, понятия по теме.

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте.

Пользоваться толковым словарём.

Подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

 

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

2

Роль буквы е, ё, ю, я. Порядок и особенности фонетич. разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке. Орфограммы, связанные с б/уд. гл., проверяемыми согл., правописание ъ, ь.

Алгоритмы: порядок выполнения фонетического разбора.

Таблица: гл. после шипящих.

Кудрявый,


подобрать синоним при характеристике растений когда он употребляется?


курчавый, вьющийся.

Знать предмет изучения фонетики; порядок фонетического разбора; знать предмет изучения орфографии.

Уметь производить фонетический разбор слов; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Восстановить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора. Знаки препинания в сложном предложении. Однокоренные слова. Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях.

Алгоритмы морфемного и  словообразовательного разбора.

Таблица: одна и две н в суффиксах прилагательных.

рассвет

расцвет

Знать предмет изучения словообразования; перечень морфем, способы образования слов; порядок морфемного и словообразовательного разбора.

Уметь выделять морфемы, использовать различные способы образования слов с учётом лексического значения. Узнавание видов орфограмм в основе слова.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

2

Повторить основные сведения по морфологии. Разграничение частей речи по их морфологическим признакам. Б/уд. гл. в окончаниях изменяемых частей речи. Знаки препинания при однородных членах в сложных  предложениях

Алгоритмы: морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола.  Таблица: “ь” в конце слов после шипящих”

Морфология

Пахарь

колышется

Знать предмет изучения морфологии; перечень самостоятельных и служебных частей речи; порядок морфологического разбора изученных частей речи.

Уметь различать части речи. Различать глаголы  I и II спряжения. Выполнять морфологический разбор глаголов, существительных, прилагательных. Находить и графически обозначать условия выбора правильного написания.

р/р

Текст.

Стили литературного языка.

2

Повторить сведения о тексте и его комплексном анализе. Средства связи предложений в тексте. Признаки стилей текстов. Особенности публицистического текста. Безударные проверяемые гласные, знаки препинания в сложных предложениях.

Карточки с текстами различных стилей для комплексного анализа.

Обогащение словарного запаса.

Синонимы. Антонимы.

Знать определение текста; название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смысловые типы текстов.

Знать стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки.

Уметь определять тему и основную мысль текста.

Озаглавить текст, деление на абзацы, составление плана. Определить стиль текста, тип речи.

Уметь составлять текст из указанных предложений.

Контрольный диктант

1

Анализ контрольного диктанта

1

Морфология и орфография.

25 ч +(6 р/р).

Повторение изученного в V-VI классах о глаголе

2

Основные сведения о глаголе, необходимые для изучения причастия, грамматические признаки глагола. Определение спряжения

глаголов и их безударных личных окончаний, значение глаголов с суффиксом     -ся. Знаки препинания в сложном предложении.

Таблицы: спряжение глаголов, переходные и непереходные, наклонение, время, вид, возвратность.

Алгоритм: морфологический разбор глагола.

По теме

Знать предмет изучения морфологии (глагол), знать грамматические категории глагола.

Уметь определять грамматические признаки глагола. Выполнять морфологический разбор.

Употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, возвратные глаголы, разноспрягаемые и безличные глаголы.

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов. Выполнять морфемный разбор глаголов.

Причастие

Причастие как особая форма глагола

1

Чередующиеся гласные в корне слова, буквы з и с в приставках, при, пре, гласных  в окончаниях прилагательных. Знаки препинания при однородных членах.

Карточки с текстами и с индивидуальными заданиями.

Жёлтый, желтеет, желтеющий. Присутствовать.

Знать характеристику причастия по значению; морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте. Определять синтаксическую роль причастия в предложении.

Склонение причастий

1

Причастие как особая форма глагола: его грамматические признаки, умение находить в тексте

Вопросы падежей.

Условия выбора окончаний прилагательных.

Схема - выбор окончание причастий

Колонна 1

Колонна 2

гирлянда

Труппа

 калитка,

Отразить.

Знать о склонении полных причастий в ед. и мн. Числе; условии выбора гласных в падежных окончаниях.

Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях.

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

2

Причастие - часть речи. Различение словосочетаний, где причастие является главным или зависимым словом.

Распространение причастий зависимыми словами.

Безударные гласные, проверяемые ударением. Буква з, с в приставках. Знаки препинания при однородных членах. Условия выбора окончаний причастий.

Схема: правила выделения причастного оборота запятыми

Фосфорический

Пакет

 береста.

Знать определение причастного оборота, знать его синт. Роль (определение); место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Уметь находить причастные обороты и  определяемые слова, к которым они относятся; определять место прич. об. по отношению к определяемому слову, правильно расставлять запятые при причастном обороте.

 Умение конструировать предложения с причастным оборотом.

Развитие речи.

Сочинение

Описание внешности человека.

2

Типы текстов.

Официально-деловой и художественный стили.

Структура текста. Последовательное описание элементов портрета. Яркость языковых средств художественных описаний внешности человека

Тексты-образцы.

Накопление портретной лексики:

портрет, мимика, поза.

Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания; структуру текста; Языковые особенности «портретные слова»

Уметь находить элементы описания внешности в тексте; определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера.

Действительные и страдательные причастия

1

Причастие как часть речи, его грамматические признаки. Причастный оборот. Проверяемые безударные гласные в корне слова.

Карточки с заданием.

Схема: правила выделения причастного оборота запятыми

паром

Знать определение действительных и страдательных причастий.

 Уметь различать действительные и страдательные причастия с применением образца рассуждения. Уметь исправлять ошибки в смешении действит. и страдательных причастий. Знаки препинания при причастных оборотах

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени

2

Действительные и страдательные причастия. Глаголы переходные и непереходные совершенного и несовершенного вида I и II спряжения. -тся, -ться в глаголах. Не с глаголами. Знаки препинания в сложных предложениях, запятые при причастном обороте.

Таблица: действительные причастия настоящего времени.

Силуэт, поразительный

Знать, как образуются действ. прич. наст.вр.; суффиксы, условия выбора гласных  у(ю) и а(я) в суффиксах.

Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно выбирать и писать гласные у(ю), а(я). Графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Составление предложений с действительными причастиями настоящего времени. Правописание суффиксов в причастиях настоящего времени. Выделение причастных оборотов запятыми. Гласные после шипящих, н и нн в суффиксах прилагательных, знаки препинания при однородных членах.

Таблица: действительные причастия прошедшего времени от глагола совершенного и не- совершенного вида.

Повлёкший, увядший

Знать, как образуются дейст.прич.прош.вр.;суффиксы.

Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени Разграничивать действ. причастия настоящего и

   прошедшего времени. Составлять предложения с действительными причастиями прошедшего и настоящего времени, заменять в предложении глаголы действительными и страдательными причастиями.

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.















2

Н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов действительных причастий. Выделение запятыми причастных оборотов. Чередующиеся гласные. Знаки препинания при однородных членах.










Таблица :

Способы образования страдательных причастий. Н и нн в суффиксах прилагательных.
















Движимый





















Знать , как образуются страд.прич.наст.вр.;суф-фиксы;  условия выбора гласных е-и в суффиксах.

Уметь образовывать страдательные причастия настоящего  времени, заменять действ. причастия настоящего времени страдательными. Обоснование выбора е-и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Нахождение в тексте страдательных причастий настоящего времени и правильное их написание. Выделять причастие и причастный оборот как член предложения.


Страдательные причастия прошедшего времени.

1


Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Правописание действительных причастий.

Таблица:

Способы образования страдательных причастий прошедшего времени.

Приведённый

переведённый

Знать, как образуются страд. Прич.прош.вр., суффиксы.

Уметь образовывать страдательные причастия  прошедшего времени; определять форму

причастий.

Составлять предложения со страдательными причастиями. Правильно расставлять запятые при причастном обороте.

Краткие и полные страдательные причастия

1

Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов причастий. Знаки препинания при причастных оборотах.

Карточки с индивидуальными заданиями. Карточки с текстами.

На босу ногу, ладно скроен крепко сшит

Знать о том, что страд.прич.наст.и прш.вр.имеют  краткую и полную форму;  формы изменения, синтаксич. роль.

Уметь образовывать краткие страд. причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в причастиях.

Отличать полные причастия от кратких

Правильно расставлять запятые при причастном обороте.

р/р

Выборочное изложение по тексту.

2

Вопросный план исходного текста.

Запятые в сложном предложении.

Запятые при причастном обороте.

Правописание причастий.

Текст.

Схема: правила выделения причастного оборота запятыми

Вплотную

Знать особенности выборочного изложения с изм.формы действ.лица.

Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица.

Контрольный диктант за I четверть

1

Анализ контрольного диктанта

1

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях .

1

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование форм слова при помощи суффиксов. Выделение причастных оборотов запятыми.

Схема образования причастий от основы неопределённой формы глаголов.

обтесать

Знать условия выбора орфограммы, ход рассуждения.

Уметь применять ход рассуждения для выбора гласной. Выделение причастных оборотов запятыми.

Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Одна буква н в отглагольных прилагательных.

2

Н - нн в прилагательных. Гласные в окончаниях прилагательных. Знаки препинания в сложных предложениях. Чередующиеся гласные в корне -кос, -кас, -гор, -гар, раст, -рос, -зар, -зор.

Таблица “н - нн в причастиях и прилагательных.

Карточки с индивидуальными заданиями по уровням.

Жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный

Знать причины возникновения трудностей при написании н-нн в суффиксах стр. прич.прош.вр. и в отглаг.прил.;ход рассуждения, слова-исключения.

Уметь образовывать стр.прич.прош.вр., разграничивать отглагольные прилагательные, правильно данную орфограмму, уметь правильно ставить ударение.

Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

1

Н-нн в полных страдательных причастиях прошедшего времени, синтаксическая роль в предложении страдательного причастия прошедшего времени.

Таблица “н - нн в причастиях и прилагательных.

Карточки с индивидуальными заданиями по уровням.

Знакомый, известный, привычный.

Знать условия перехода причастий в прилагательные; условия выбора н-нн в суффиксах крат. Страд.прич. и врат.отгл.прил.

Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени. Умение распознавать полную и краткую форму страдательного причастия. Выбор правильного написания н - нн.

Морфологический разбор причастий.

1

Систематизация знаний о грамматических признаках причастий. Правописание суффиксов причастий. Синтаксическая роль причастий.

Алгоритм: порядок выполнения морфологического разбора причастий. Карточки с предложениями для самостоятельного выполнения задания.

Объяснить смысл пословиц.

Знать порядок морфологического разбора причастия.

Уметь  производить морфологический разбор причастия (устный и письменный).

р/р

Выборочное изложение с описанием внешности человека (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» )

2

Последовательное описание элементов портрета. Яркость языковых художественных средств. Составление плана, употребление эмоциональных высказываний.

Хутор

Басок

Кисет

Знать особенности выборочного изложения

( воспроизведение одной из подтем находящихся в разных частях исходного текста).

Уметь определять основную мысль изложения, выделять в частях исходного текста подтему(описание внешности человека),составлять план, излагать подтему.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

1

Систематизация сведений о написании не с существительными, прилагательными. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в окончаниях существительных, прилагательных, причастиях.

Таблица:

Написание не с прилагательными.

Алгоритм: написание

не с причастиями

Неистовавший

Претензия

претендовать

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилаг.и сущ.

Уметь правильно писать   не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи.

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени .

1

О, е, ё после шипящих в суффиксах сущ. и прилаг.

Знаки препинания при причастном обороте.

Таблица:

« О, е, ё в суффиксах, корнях и окончаниях различных частей речи»

колоссальный

Знать условия выбора букв е и ё после шип. В суф. Страд.прич.прош.вр., в суф. И оконч. Прил. и сущ. , в корнях разных частей речи.

Уметь распределять слова по видам орфограмм (в корне слова, в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, е,ё в личных окончаниях глаголов, в суффиксах страдательных причастий и правильно писать. .

Повторение изученного  по теме “Причастие”

1

Активизация самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии. Орфографические правила (виды орфограмм). Роль причастий в предложении.

Таблицы по теме “Причастие”

Терраса

Знать изученный теоретический материал и орфограммы по теме.

Совершенствовать умения находить причастия и причастный оборот, выделение их знаками препинания. Употребление причастий в различных стилях речи. Распознавание роли причастий в предложении. Применять орфографические правила.

Проверочная работа по теме «Причастие»

1

Деепричастие

10 часов

(2 Р\Р)

Деепричастие как особая форма глагола.

1

Части речи (глагол). Знаки препинания при причастном обороте.

шарманка

Находить слова обозначающие основные

 и добавочные действия. Определять синтаксическую роль деепричастия. Находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. Определять вид деепричастий.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

3

Деепричастие как часть речи. Грамматические признаки деепричастия. Роль в предложении. Употребление деепричастия в речи.

Схема постановки запятых при деепричастном обороте, при одиночном деепричастии.

Овчарня, псарня, субботник, юниор.

Знать характеристику дееприч. по значению; синтакс.роль дееприч.; знать, что основное и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу.

Знать определение деепр.оборота, синт.роль, условия выделения запятыми при письме.

Уметь находить слова, обозн. Основное и добавочное действие,

находить зависимые слова при деепричастии, установить границы деепричастного оборота. Выделять запятыми деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Конструировать предложения по указанным схемам.

Раздельное написание не с деепричастием.

1

Правописание не с глаголами, причастиями. Запятые при деепричастном обороте.

Схема постановки запятых при деепричастном обороте, при одиночном деепричастии.

Балаганчик, балаган.

Знать условия раздельного написание не с дееприч., глаголами, прич,прил. сущ.

Уметь сопоставлять правописания не с глаголами

и не с деепричастиями. Узнавание орфограмм в предложении.

Деепричастие несовершенного вида.

1

Вид глаголов. Знаки препинания при деепричастном обороте. Написание не с деепричастиями.

Схема:

« Вид глагола».

Дистанция

Черпая

волоча.

Знать  , что деепр.нес.в.обозначают незаконченное добавочное действие;как образуются дееприч.;суффиксы

Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глагола (сохраняя вид).

Находить и выделять на письме деепричастные обороты. Правильно ставить ударение в деепричастиях нес.в. балуясь, черпая и т.д.

Деепричастия совершенного вида.

2

Вид глаголов. Деепричастие несовершенного вида. Не с изученными частями речи.

Комбинация, ликовать, потчевать

Галерея

экспресс

Знать , что деепр. Сов.в. обоз.законченное добавочное действие; как образуются дееприч.;суффиксы.

Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие. Распознавание деепричастий совершенного и несовершенного вида, роль в предложении, находить и определять при письме деепр. обороты.

р/р

Сочинение по картине Григорьева “Вратарь” от имени одного из действующих лиц картины.

2

Составление плана, анализ картины.

Роль описания действий в речи.

картина

Вратарь

Пенальти

команда

Знать особенности текста-повествования, особенности описания действий, главное в рассказе.

Уметь описывать действия , используя деепричастия.

Создание текста-повествования с элементами описания от имени одного из действующих лиц картины( с учетом ситуации, мотивов), выражение в нём личного отношения к картине. Систематизация рабочего материала. Повествование по плану.

Морфологи-

ческий

разбор деепричастия.

1

Обобщение и систематизация знаний о деепричастии. Совершенствование пунктуационных навыков при причастном и деепричастном обороте.

Алгоритм: порядок морфологического разбора деепричастия.

Синонимы:

Броситься

Кинуться

Метнуться

Ринуться

устремиться

Знать порядок морфологического разбора  деепричастия.

Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастия.

Знаки препинания при деепричастном обороте.

Повторение по теме “Деепричастие”, проверочная работа.

1

Деепричастие как особая форма глагола. Общие грамматические признаки деепричастия, причастия, глагола. Деепричастный и причастный обороты.

Алгоритмы, таблицы, схемы по теме “Деепричастие”.

Истома

Различение причастных и деепричастных оборотов. Умение определять грамматические признаки деепричастия. Правильное употребление деепричастий.

Правописание не с деепричастиями.

Наречие.

28 часов+

( 6 р/р)

+

3 + (2 р/р)-

Категория состояний

Наречие как часть речи.

2

Повторение сведений о наречии, полученных ранее. Состав слова.

Синтаксический разбор.

мельком

Знать значение наречия;вопросы на которые они отвечают; знать, что наречия не изменяются, синт.роль наречия в предлж..

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями относящимися к глаголам, прилаг., другим наречиям.

Находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Смысловые группы наречий.

2

Систематизация знаний о наречии. Синтаксическая роль наречий. Правописание наречий.

Таблица: смысловые группы наречий с вопросами.

Умысел, со злым умыслом, без злого умысла

Знать лексико-синтакс. значения, выражаемые наречиями, смыслов.группы наречий.

Уметь определять  лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять синт. роль наречий в предложении; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Степени сравнения наречий.

2

Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Суффиксальный способ словообразования.

 

Таблица степеней сравнения прилагательных.

Неистово, буйно, безудержно, неукротимо, необузданно, яростно

Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную); способы образования форм степеней сравнения, различение наречий и прилаг.

Уметь образовывать разные формы степеней сравнения наречий, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени.

р/р

Сочинение-рассуждение на тему « Прозвища»

2

Составление плана.

Композиция текста- рассуждения.

Тексты-рассуждения

прозвище

Знать особенности композиции текста-рассуждения.

Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему.

Морфологический разбор наречий

1

Систематизация знаний о наречии. Знаки препинания в предложениях, осложнённых причастным и деепричастным оборотом.

Алгоритм (рассуждение) Порядок выполнения морфологического разбора.

Эпидемия

Возражение

Поражение

Знать порядок морфологического разбора наречия.


Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречия.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е

3

Правописание не с существительными и прилагательными. Приставочный способ образования наречий.

Таблицы

( правописание не с сущ. и прилаг.

Алгоритм правописания не с причастиями на о-е

Возражение

отнюдь

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не  с наречиями на –о-е.

Уметь правильно писать не с наречиями на –о-е и уметь обозначать орфограммы. Различение частицы не и приставки не. Применение правила к другим частям речи.

Контрольный диктант за 2 четверть и его анализ

2

Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий

3

Правописание не с разными частями речи.

Правила образования отрицательных местоимений.

Таблицы

( правописание не с сущ. и прилаг.

Алгоритм правописания не с причастиями на о-е

Нисколечко

Ничуть

нимало

Знать условия выбора букв е-и в приставках отриц.нар.

Уметь образовывать отрицательные наречия с помощью не, -ни. Уметь выбирать гласные е, и в приставках, сопоставлять с правописанием отрицательных и неопределенных местоимений.

Одна и две буквы н в наречиях  на -о и -е

1

Н и нн в прилагательных и причастиях. Разбор слова по составу. Суффиксальный способ образования слов. Причастные и деепричастные обороты.

Алгоритм н и нн в в прилагательных.

Алгоритм н и нн в наречиях на  -о, -е.

Бережливо

конкретно

Знать условия выбора одной и двух букв в наречиях на –о-е.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой  и графически обозначать условия выбора правильных написаний.

р/р

Сочинение - описание действий и трудовых процессов.

2

Сочинение - описание. Определение роли глаголов и наречий при описании действий. Составление плана.

Карточки с описанием действий.

Картинки с различными действиями.

Наречия, передающие характер человека, совершающего действие.

Знать особенности описания действий как вида текста,его структуру, языковык особенности.

Уметь описывать  действия и процессы труда;  находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

1

Правописание букв е, ё, о после шипящих в разных частях слова, изученных частей речи, разбор слов по составу, словообразовательный разбор.

справочник

Вереница, заискивать, иждивенец, ханжа.

Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий ; о,е,ё после шип. в разных частях речи.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой. Правописание о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи

Буквы о и а на конце наречий с приставками -из, -до, -с.

2

Словообразовательный разбор (приставочный способ, приставочно-суффиксальный). Нахождение наречий в тексте.

Карточки.

изобильно

Знать условия выбора букв о-а на конце наречий.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора.

р/р

Подробное изложение с элементами сочинения.

2

Характеристика подробного изложения.

Композиция рассказа.

текст

По тексту

Знать характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа.

Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения.

Дефис между частями слова в наречиях.

2

Написание через дефис изученных частей речи. Не с изученными частями речи.

Карточки.

Точь-в-точь

мало-помалу

видимо-невидимо

волей-неволей

бок о бок

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний.

Уметь правильно  писать при определенных условиях наречия через дефис. Графически обозначать условии выбора прав. Написаний.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Дефисное написание наречий. Знаки препинания при однородных членах. Отличать наречие от существительного, прилагательного и числительного с предлогом.

Карточки.

Насилу

под силу

Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях,образ. От сущ. и кол.числ.

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; правильно ставить ударение в наречиях, пользоваться орфографическим словарем.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Обобщение и систематизация правописания мягкого знака после шипящих в изученных частях речи. Причастный и деепричастный оборот.

Таблица «Ь после шипящих».

Карточки.

Сплошь,

навзничь,

ничком,

наотмашь,

Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфрграмм, связанных с употребелние и неупотреб. Ь знака после шипящих на конце слова.

Уметь использовать данное правило и обозначать орфограмму. Группировать слова, связанные с употреблением и неупотребл.. мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Повторение изученного по теме “Наречие”

2

Обобщение сведений о наречии, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия.

Алгоритмы. Таблицы, схемы по теме “Наречие как часть речи”.

Словарный диктант.

Знать изученный теоретический материал и орфограммы по теме.

Уметь:

Употреблять наречия в текстах различного стиля. Выделять наречия среди других частей речи, определять смысловые значения наречий, синтаксическая роль наречий, образование наречий, определение их морфемного состава, правописание наречий с учетом изучаемых орфограмм.

Категория состояния как часть речи.

3 часа( 2 Р\Р)

2

Сравнительная степень имен прилагательных.

карточки

Знобило

Знать значение категории состояния; знать , что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени.

Уметь разграничивать наречия и категории состояния.

р\р

Сжатое изложение с описанием состояния природы

( К.Г. Паустовский « Обыкновенная земля»)

2

Категория состояния.

Составление плана.

Текст

репродукции

притягательной силой

Заблудшей коровы

Заглохшей рекой

Знать характеристики сжатого изложения, знать об обобщённой форме  передачи исходного текста.

Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами

( в устной и письменной форме).

Морфологический разбор категории состояний.

1

Категория состояния.

Наречие. Орфография.

карточки

Знать план морфологического разбора категории состояния.

Уметь производить морфологический разбор ( устный и письменный) слов категории состояния.

Контрольный диктант по теме “Наречие”.

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи. Понятие о служебных частях речи.

1

Сопоставление самостоятельных и служебных частей речи. Роль частей речи в предложении. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Таблица «Части речи». Карточки.

Опальный поэт

период

Знать перечень служебных частей речи; отличие от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Предлог как часть речи.

11 часов+ 2р/р.

2

Различение предлогов и приставок.

Таблица. Карточки.

Резиденция.

Знать определение предлога, синтакс.роль; способность функционировать только внутри словосочетания.

Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них.

Употребление предлогов.

2

Предлог, как часть речи. Употребление предлогов в речи, безударные гласные в корне слова, е-и в окончаниях существительных,    -не с различными частями речи.

Таблица “Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами”

Биржа, факультет, изобразить.

Из-под

Из-за

Знать  об однозначных и многозначных предлогах.

Уметь  правильно употреблять предлоги, различать однозначные и многозначные предлоги. Находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Непроизводные и производные предлоги.

2

Отличать самостоятельные части речи от служебных . Способы образования слов в русском языке. -ться, -тся в глаголах е, и в окончаниях существительных.

Таблица.

Карточки.

Бульвар, лилейный, вопреки, наперекор.

Знать неморфологичский способ образования производных предлогов; отличия произ. от непроизв.

Уметь находить производные и непроизводные предлоги. различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи. Находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов.

Простые и составные предлоги.

1

Различение производных и непроизводных предлогов.

Правописание предлогов.

Таблица.

Карточки.

Знать ,какие предлоги являются простыми, какие-составными;какие предлоги чаще употребляются в деловой речи.

Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами.

Морфологический разбор предлога

1

Главное и зависимое слово в словосочетаниях. Знаки препинания при однородных членах. Систематизирование изученного о предлоге.

Алгоритм: порядок морфологического разбора предлога.

Фрегат, шаланда

Знать порядок морфологического разбора предлога.

Уметь производить устный и письменный морфологический разбор предлога.

р/р

Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине ( А.В. Сайкина

« Детская спортивная школа») по данному началу.

2

Анализ картины. Подбор материала. Типы речи.

Репродукция картины.

Гимнастика

Осанка

Снаряд

чемпион

Перспектива, композиция, колорит, передний план, холодные и теплые тона.

Знать особенности рассказа-репортажа,его композицию,описание внешности и действий человека.

Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного по данному началу с описанием внешности и действий человека. Понимание деталей и их смысловых связей. Умение высказывать собственные впечатления.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

3

Производные и непроизводные предлоги. Разграничение предлогов и союзов. Знаки препинания при однородных членах в сложных предложениях.

Карточки.

Фантазия, впоследствии

Знать условия выбора данной орфограммы.

Уметь отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы. Использовать правила слитного и раздельного написания. Различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных.

Союз

16часов

+2р/р

Союз как часть речи.

1

Однородные члены предложения. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Таблица “Служебные части речи”.

Средство, реальный, ситуация

Вследствие того что

Уметь отличать союзы от предлогов. Определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного, уметь пользоваться в речи союзам- синонимами.

Простые и составные союзы.

1

Повторение знаний в союзе как части речи.

Таблица.

Оттого что, впоследствии того что, в силу того что, благодаря тому что

Составлять предложения с составными союзами.

Определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении.

Союзы сочинительные и подчинительные.

2

Союз как часть речи. Отличие союзов от других служебных частей речи. Проверяемые безударные гласные перед гласными в корне слова, проверяемые согласные в корне.

 

Таблица “Служебные части речи”.

Кромешный.

Знаки препинания в предложениях с союзами. Разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

2

Разграничивать сочинительные и подчинительные союзы. Гласные после шипящих, приставки пре и при, безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах, -ться и -тся в глаголах.

Семафор.

Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных.

Конструирование сложных предложений. Нахождение союзов разных групп в тексте.

Определять грамматические основы сложных предложений, составлять схемы предложений и предложения по схемам.

Сочинительные союзы.

2

Различать простые и сложные предложения.

Составлять предложения с сочинительными союзами.

схемы

Междугородный

Беспокойно

Тревожно

взволнованно

Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов ( как.. так и, не только… но и, не то…не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения. Уметь употреблять запятую перед второй часть. Составных союзов.

Подчинительные союзы

2

Различать простые и сложные предложения.

Составлять предложения с сочинительными союзами.

Схемы предложений.

Будто

Потому что

чтобы

Составлять сложные предложения из простых с подчинительными союзами.

Уметь определять значения подчинительных союзов. Составлять схемы предложений с подчинительными и сочинительными союзами.

Морфологический разбор союза.

1

Систематизирование знаний о союзе. Запятые в сложных предложениях. Запятые в предложениях с однородными членами.

Алгоритм. Порядок морфологического разбора.

Палисадник, амфитеатр

Автор

классик

Уметь производить морфологический разбор союза. Выделение союзов в тексте, определение их роли в предложении.

р/р

Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему

« Книга – наш друг и советчик».

2

Способы использования цитат. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, в сложных предложениях.

Примеры текстов.

Синонимичные способы названия автора, книги, действий автора.

Логически высказывать свои мысли, составлять план, подбирать материал к сочинению, используя пословицы, цитаты.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

2

Служебные и самостоятельные части речи. Непроизносимые согласные, н и нн в суффиксах изученных частей речи, не и ни в местоимениях и наречиях.

Масса,

дар,

дарование,

талант,

кросс

Знать отличие союзов от наречий и местоимений. Отличие союзов и самостоятельных частей речи.

Уметь правильно писать союзы с изученной орфограммой.

Повторение сведений о предлогах и союзах

1

Повторение изученного о предлогах и союзах.

Словарный диктант.

Уметь отличать предлоги от союзов. Развернутый связный рассказ о предлогах и союзах. Использование изученных орфограмм. Запятые в сложных предложениях. Запятые в простых предложениях, осложнённых однородными членами.

Контрольный диктант по теме “Предлог” и “Союз”.

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Частица

18 +(4р/р) часов

Частица как часть речи.

1

Виды простых предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания при однородных членах, причастный оборот. Наклонение глагола.

Чемпион, роскошь.

Знать, что такое частицы. Уметь отличать частицы от других частей речи. Использовать частицы , которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола.

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

2

Самостоятельные и служебные части речи. Чередование гласных в корне , непроизносимые согласные, безударные гласные в  личных окончаниях глаголов союзы также, тоже.

Модель.

Луноход

Уметь определять роль частица бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять данные частицы в речи.

Смысловые частицы.




3

Самостоятельные и служебные части речи.

Стили речи.

Предварительный

исключительно

Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; выразительно читать предложения со смысловыми частицами; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях.

Раздельное и дефисное написание частиц.

2

Различение местоимений, союзов с частицами. Знаки препинания при причастном обороте.

Старательный, заимка.

Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы. Навык раздельного  написания частиц бы, ли, же. умение употреблять их в речи и выделять их среди других частей речи.

Р\Р

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям.

2

Жанры публицистического стиля- репортаж и интервью.

тексты

Интервью

Репортаж

публицистика

Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения

Морфологический разбор частиц.

1

Служебные части речи. Правописание союзов, частиц, предлогов. Запятые в сложном предложении.

Алгоритм: порядок разбора частиц, предлога и союза.

Знать порядок морфологического разбора служебных частей речи. Уметь его выполнять. Уметь распознавать частицы в речи. Использование орфографических правил изучаемых в теме “Частица”.

Отрицательные частицы не и ни.

2

Случаи употребления отрицательной частицы не, не с различными частями речи.

Таблицы:

Не с существительными,

Не с прилагательными,

Не с причастиями.

Карикатура

сатира

Уметь  определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания.

р/р

Сочинение рассказа с использованием сюжета картины( К.Ф. Юон)

«Конец зимы. Полдень».

2

Особенности рассказа по изображенному на картине.

Описание.

репродукция

По теме

Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине;

Произносить этот текст

 ( не читая)

Различение на письме частицы и приставки не

2

Частица как часть речи. Употребление частиц в речи.

Таблицы:

не с существительными, не с прилагательными, не с причастиями.

недосягаемый

Уметь правильно писать слова разных частей речи с частицей не; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не.

Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни.

2

Написание ни с различными частями речи. Запятые в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы.

орфография

Уметь применять изученные правила. Использовать данные частицы в речи.







Повторение изученного по теме “Частицы”

1

Повторение знаний и умений, связанных с изучением частиц.

Словарный диктант

Уметь отличать частицы от других служебных частей речи. Использовать изученные орфограммы. Уметь употреблять частицы в речи.

Междометие.

4 часа

Междометие как часть речи.

2

Самостоятельные и служебные части речи.

комендант

Уметь находить в тексте междометия,  интонационно выделять междометия.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

2

Междометие как часть речи.

Знаки препинания в сложных предложениях, причастные и деепричастные обороты.

резались

Уметь правильно писать междометия, употреблять их в своей речи. Умение правильно ставить знаки препинания при междометиях. Выразительно читать предложения с междометиями.

Контрольный диктант по теме: « Служебные части речи.

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Повторение

15 часов+

 ( 2 р/р) 

Разделы науки о русском языке.

1

Роль языка в международной жизни.

Выразительные возможности русского языка.

Высказывания русских писателей о языке.

Фонетика

Лексика

Фразеология

Морфемика

Словообразование

Морфология

синтаксис

Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка; о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания.

Текст. Стили речи.

1

Виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности. Пунктуация в сложном предложении.

Тексты

Закрепить навыки комплексного анализа текста. Группировать жанры по стилям речи.

р/р

Контрольное сочинение на предложенную тему.

2

Уметь определить тему в соответствии с заглавием, составить план, продумать особенности стиля языка, выбрать тип речи и в соответствии с ним определить позицию.

Срезовая работа.

1

Фонетика и графика.

1

Фонетический разбор слова. Правописание звонких, глухих согласных непроизносимых согласных, роль ь и ъ, безударные гласные в корне слова.

орфографические словари.

графика

Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; производить фонетический разбор слова. Применять изученные орфограммы.

Лексика и фразеология.

1

Систематизирование знаний по данному разделу.

Толковые словари.

Фразеологический словарь

Лексикология

Фразеология

диалектизмы

Закрепить умение пользоваться толковым словарем. Умение определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение.

Морфемика.

Словообразование.

1

Определение морфемики и словообразования как разделов науки о русском языке. Назначение значимых частей слова. Порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора.

Алгоритм словообразовательного разбора.

суффиксальный

Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор.

Группировать слова по способам их образования.

Морфология. Морфологический разбор слова.

2

Основные понятия раздела. Разграничение частей речи по их морфологическим признакам. Синтаксическая роль частей речи.

Алгоритмы морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь определять слово как часть речи в предложении, выбирать нужную орфограмму в зависимости от части речи. Производить морфологический разбор слов.

Орфография.

2

Повторение изученных орфограмм. Самостоятельные и служебные части речи.

Справочник

Орфографический словарь

орфограмма

Уметь применять изученные правила с целью правильного написания слова. Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Синтаксис.

1

Повторить основные теоретические понятия раздела “Синтаксис”.

Назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний.

справочник

Подлежащее

Сказуемое

Дополнение

Определение

обстоятельство

Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с причастными и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

Пунктуация.

2

Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; постановка различных знаков завершения.

справочник

пунктуация

Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания.

Итоговый контрольный диктант.

1

Анализ контрольного диктанта.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....