Рабочая программа по русскому языку. 7 класс.
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russk.yaz_7_klass_2012.doc | 372.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа
(VII вида) № 5 Центрального района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ. СОГЛАСОВАНО. РАССМОТРЕНО на заседании
Директор школы: Зам. директора по УВР: школьного методического
объединения учителей филологов _______________ ___________________ _____________________________
Руководитель МО:
Волошенюк Т.П. Балунова И.Г. Василевская О.А.
Протокол № _____ от ________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 7 КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
170 часов (5 часов в неделю)
Учитель: Василевская Ольга Александровна
Стаж: 20 лет.
Категория: высшая.
Санкт – Петербург
2012 год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).
При разработке программы учитывались особенности контингента школы (ЗПР), а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.
В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Учащиеся ГСКОУ школы (VII вида) № 5 имеют логопедический диагноз, и как следствие этого, - стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Усвоение материала затруднено тем, что около 30% учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.
Структура документа.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Назначение программы:
Обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера.
Задачи организации учебной деятельности:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и её разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать своё речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Содержательные линии предмета.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, что программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся (ЗПР).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы.
Цели обучения.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка, воспитание интереса и любви к русскому языку, овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; о русском речевом этикете;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Принцип построения - концентрический.
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатству русской культуры и литературы.
Технологии и методики:
Уровневая дифференциация;
Проблемное обучение;
Информационно - коммуникационные технологии;
Здоровьесберегающие технологии;
Коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
№ | Название документа | Автор | Год |
1 | Государственный стандарт основного общего образования | 2007 |
2 | Учебник | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык: 7 класс /Научный редактор Н.М.Шанский», Просвещение | 2011 |
3 | Методические пособия | Приложение 1. |
4 | Программа по русскому языку для 5-9 классов | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский | 2008 |
Учебно-тематический план.
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
2. | Повторение пройденного в 5-6 классах. | 12 |
3. | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. Служебные части речи. Культура речи. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Звукоподражательные слова. | 140 31 12 34 5 1 13 18 22 4 |
4. | Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах. | 17 |
ИТОГО | 170 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Приложение № 1.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Название учебной программы (кол-во часов) | Вид программы | Кем утверждена | Наличие учебно-методического обеспечения программы |
Учебники | Учебно-методические пособия |
«Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.-9-е издание, М.: Просвещение, 2008.– 46с.» | Общеобразовательная | Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации | Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык: 7 класс /Научный редактор Н.М.Шанский», Просвещение, 2011 | Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Комисарова Л.Ю., Александрова О.М. «Обучение русскому языку в 7 классе», Просвещение, |
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Г. «Дидактические материалы по русскому языку:7 класс», Просвещение, 2008 |
Приложение 2.
График контрольных работ
и работ по развитию речи по русскому языку на 1 полугодие.
2010/2011 учебный год.
Сентябрь.
1.09-3.09 |
6.09-10.09 |
13.09-17.09 |
20.09-24.09 |
27.09-1.10 |
Октябрь.
4.10-8.10 |
11.10-15.10 |
18.10-22.10 |
25.10-29.10 |
Ноябрь.
8.11-12.11 |
15.11-19.11 |
22.11-26.11 |
29.11-3.12 |
Декабрь.
6.12-10.12 |
13.12-17.12 |
20.12-24.12 |
27.12-29.12 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС (ЗПР). 170 часов.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ |
Образовательная область | Содержание функциональной грамотности | Тема | Кол. часов часов | Повторение Повторение | Дидактический материал | Лексическая работа | Предметные знания и умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Филология Русский язык | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Обобщать знания о языке, полученные уч-ся вV-VIкл. Познакомить с некоторыми особенностями развития русского языка. Повторение: устаревшие слова, заимствованные, неологизмы, диалектные слова. Б/ударные гласные в корне, гласн. и согласные в приставках. | Выставка книг: К.И. Пехливанова М.Н. Лебедева “Грамматика русского языка” в ил. Д.Э.Розенталь “А как лучше сказать?” Л.В.Успенский “Слово о словах”. | Переосмысление слов: мотор, машина, самолет. А.С.Пушкин: усы, визжать, А.П.Чехов “чемпион”. | Знать группы славянских языков, что русский язык входит в группу восточнославянских языков. Уметь доказывать, что славянские языки являются родственными, что русский язык живёт и развивается ( на примере устаревших слов и неологизмов). |
Срезовая работа. | 1 |
Повторение изученного в V-VI классах. 10 +( 2Р/р) часов. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | 1 | Понятие: словосочетание, грамматическая основа предложения, виды предлож. Виды орфограмм в слове, сложные прилагательные. | Алгоритмы: порядок синтаксического разбора простого и сложного предлож. Таблица: главные и второстепенные члены предложения | набекрень | Знать предмет изучения синтаксиса; отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного; главных членов от второстепенных.; знать порядок синтаксического разбора простого предложения. Уметь составлять словосочетания по указанным схемам. Ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях. Выполнять синтаксический разбор простого предложения. |
Пунктуация. | 1 | Обращение. Прямая речь. Союз и в сложных и в простых пред. Союз и при однородных членах предл. Проверяемые гл. и согл. в корне слова, приставки пре-, при-, удвоенные согласные. | Таблица: знаки препинания при обращении. Знаки препинания при прямой речи. Постановка запятой перед союзом и в зависимости от вида предложения. | Ваше благородие | Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью. Употреблять подходящие по смыслу союзы. |
Лексика и фразеология. | 1 | Понятие - лексическое значение слова, прямое и переносное значение. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Однозначные, многозначные слова. Синонимы, антонимы, общеуп., диалект., профессиональные, б/уд. гл. в корне слова, чередование гласных. | Толковые и фразеологические словари. Схемы знаков препинания при прямой речи. | Роль лексического значения слова в его правописании. Поласкать, полоскать, запивать, запевать, отварить, отворить и т.д. | Знать предмет изучения лексики, фразеологии, понятия по теме. Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте. Пользоваться толковым словарём. Подбирать примеры на все изученные лексические понятия.
|
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | 2 | Роль буквы е, ё, ю, я. Порядок и особенности фонетич. разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке. Орфограммы, связанные с б/уд. гл., проверяемыми согл., правописание ъ, ь. | Алгоритмы: порядок выполнения фонетического разбора. Таблица: гл. после шипящих. | Кудрявый, подобрать синоним при характеристике растений когда он употребляется? курчавый, вьющийся. | Знать предмет изучения фонетики; порядок фонетического разбора; знать предмет изучения орфографии. Уметь производить фонетический разбор слов; правильно писать слова с изученными видами орфограмм; обозначать морфему, в которой находится орфограмма. |
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | 1 | Восстановить и закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора. Знаки препинания в сложном предложении. Однокоренные слова. Орфограммы в корнях, суффиксах, окончаниях. | Алгоритмы морфемного и словообразовательного разбора. Таблица: одна и две н в суффиксах прилагательных. | рассвет расцвет | Знать предмет изучения словообразования; перечень морфем, способы образования слов; порядок морфемного и словообразовательного разбора. Уметь выделять морфемы, использовать различные способы образования слов с учётом лексического значения. Узнавание видов орфограмм в основе слова. |
Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 2 | Повторить основные сведения по морфологии. Разграничение частей речи по их морфологическим признакам. Б/уд. гл. в окончаниях изменяемых частей речи. Знаки препинания при однородных членах в сложных предложениях | Алгоритмы: морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола. Таблица: “ь” в конце слов после шипящих” | Морфология Пахарь колышется | Знать предмет изучения морфологии; перечень самостоятельных и служебных частей речи; порядок морфологического разбора изученных частей речи. Уметь различать части речи. Различать глаголы I и II спряжения. Выполнять морфологический разбор глаголов, существительных, прилагательных. Находить и графически обозначать условия выбора правильного написания. |
р/р | Текст. Стили литературного языка. | 2 | Повторить сведения о тексте и его комплексном анализе. Средства связи предложений в тексте. Признаки стилей текстов. Особенности публицистического текста. Безударные проверяемые гласные, знаки препинания в сложных предложениях. | Карточки с текстами различных стилей для комплексного анализа. | Обогащение словарного запаса. Синонимы. Антонимы. | Знать определение текста; название наименьшей части текста, средства связи предложений в тексте, определение абзаца; смысловые типы текстов. Знать стили (научный, официально-деловой, публицистический, разговорный), их признаки. Уметь определять тему и основную мысль текста. Озаглавить текст, деление на абзацы, составление плана. Определить стиль текста, тип речи. Уметь составлять текст из указанных предложений. |
Контрольный диктант | 1 |
Анализ контрольного диктанта | 1 |
Морфология и орфография. 25 ч +(6 р/р). | Повторение изученного в V-VI классах о глаголе | 2 | Основные сведения о глаголе, необходимые для изучения причастия, грамматические признаки глагола. Определение спряжения глаголов и их безударных личных окончаний, значение глаголов с суффиксом -ся. Знаки препинания в сложном предложении. | Таблицы: спряжение глаголов, переходные и непереходные, наклонение, время, вид, возвратность. Алгоритм: морфологический разбор глагола. | По теме | Знать предмет изучения морфологии (глагол), знать грамматические категории глагола. Уметь определять грамматические признаки глагола. Выполнять морфологический разбор. Употреблять глаголы одного наклонения в значении другого, возвратные глаголы, разноспрягаемые и безличные глаголы. Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов. Выполнять морфемный разбор глаголов. |
Причастие | Причастие как особая форма глагола | 1 | Чередующиеся гласные в корне слова, буквы з и с в приставках, при, пре, гласных в окончаниях прилагательных. Знаки препинания при однородных членах. | Карточки с текстами и с индивидуальными заданиями. | Жёлтый, желтеет, желтеющий. Присутствовать. | Знать характеристику причастия по значению; морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте. Определять синтаксическую роль причастия в предложении. |
Склонение причастий | 1 | Причастие как особая форма глагола: его грамматические признаки, умение находить в тексте Вопросы падежей. Условия выбора окончаний прилагательных. | Схема - выбор окончание причастий | Колонна 1 Колонна 2 гирлянда Труппа калитка, Отразить. | Знать о склонении полных причастий в ед. и мн. Числе; условии выбора гласных в падежных окончаниях. Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях. |
Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми. | 2 | Причастие - часть речи. Различение словосочетаний, где причастие является главным или зависимым словом. Распространение причастий зависимыми словами. Безударные гласные, проверяемые ударением. Буква з, с в приставках. Знаки препинания при однородных членах. Условия выбора окончаний причастий. | Схема: правила выделения причастного оборота запятыми | Фосфорический Пакет береста. | Знать определение причастного оборота, знать его синт. Роль (определение); место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Уметь находить причастные обороты и определяемые слова, к которым они относятся; определять место прич. об. по отношению к определяемому слову, правильно расставлять запятые при причастном обороте. Умение конструировать предложения с причастным оборотом. |
Развитие речи. Сочинение | Описание внешности человека. | 2 | Типы текстов. Официально-деловой и художественный стили. Структура текста. Последовательное описание элементов портрета. Яркость языковых средств художественных описаний внешности человека | Тексты-образцы. | Накопление портретной лексики: портрет, мимика, поза. | Знать об описании как о смысловом типе текста; особенности описания; структуру текста; Языковые особенности «портретные слова» Уметь находить элементы описания внешности в тексте; определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей его характера. |
Действительные и страдательные причастия | 1 | Причастие как часть речи, его грамматические признаки. Причастный оборот. Проверяемые безударные гласные в корне слова. | Карточки с заданием. Схема: правила выделения причастного оборота запятыми | паром | Знать определение действительных и страдательных причастий. Уметь различать действительные и страдательные причастия с применением образца рассуждения. Уметь исправлять ошибки в смешении действит. и страдательных причастий. Знаки препинания при причастных оборотах |
Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | Действительные и страдательные причастия. Глаголы переходные и непереходные совершенного и несовершенного вида I и II спряжения. -тся, -ться в глаголах. Не с глаголами. Знаки препинания в сложных предложениях, запятые при причастном обороте. | Таблица: действительные причастия настоящего времени. | Силуэт, поразительный | Знать, как образуются действ. прич. наст.вр.; суффиксы, условия выбора гласных у(ю) и а(я) в суффиксах. Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени, правильно выбирать и писать гласные у(ю), а(я). Графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Действительные причастия прошедшего времени. | 1 | Составление предложений с действительными причастиями настоящего времени. Правописание суффиксов в причастиях настоящего времени. Выделение причастных оборотов запятыми. Гласные после шипящих, н и нн в суффиксах прилагательных, знаки препинания при однородных членах. | Таблица: действительные причастия прошедшего времени от глагола совершенного и не- совершенного вида. | Повлёкший, увядший | Знать, как образуются дейст.прич.прош.вр.;суффиксы. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени Разграничивать действ. причастия настоящего и прошедшего времени. Составлять предложения с действительными причастиями прошедшего и настоящего времени, заменять в предложении глаголы действительными и страдательными причастиями. |
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | 2 | Н и нн в суффиксах прилагательных. Правописание суффиксов действительных причастий. Выделение запятыми причастных оборотов. Чередующиеся гласные. Знаки препинания при однородных членах. | Таблица : Способы образования страдательных причастий. Н и нн в суффиксах прилагательных. | Движимый | Знать , как образуются страд.прич.наст.вр.;суф-фиксы; условия выбора гласных е-и в суффиксах. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, заменять действ. причастия настоящего времени страдательными. Обоснование выбора е-и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Нахождение в тексте страдательных причастий настоящего времени и правильное их написание. Выделять причастие и причастный оборот как член предложения. |
Страдательные причастия прошедшего времени. | 1 | Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени. Правописание действительных причастий. | Таблица: Способы образования страдательных причастий прошедшего времени. | Приведённый переведённый | Знать, как образуются страд. Прич.прош.вр., суффиксы. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий. Составлять предложения со страдательными причастиями. Правильно расставлять запятые при причастном обороте. |
Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов причастий. Знаки препинания при причастных оборотах. | Карточки с индивидуальными заданиями. Карточки с текстами. | На босу ногу, ладно скроен крепко сшит | Знать о том, что страд.прич.наст.и прш.вр.имеют краткую и полную форму; формы изменения, синтаксич. роль. Уметь образовывать краткие страд. причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; правильно ставить ударение в причастиях. Отличать полные причастия от кратких Правильно расставлять запятые при причастном обороте. |
р/р | Выборочное изложение по тексту. | 2 | Вопросный план исходного текста. Запятые в сложном предложении. Запятые при причастном обороте. Правописание причастий. | Текст. Схема: правила выделения причастного оборота запятыми | Вплотную | Знать особенности выборочного изложения с изм.формы действ.лица. Уметь составлять вопросный план исходного текста; выявлять ключевые слова текста; излагать тему исходного текста с изменением лица. |
Контрольный диктант за I четверть | 1 |
Анализ контрольного диктанта | 1 |
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях . | 1 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Образование форм слова при помощи суффиксов. Выделение причастных оборотов запятыми. | Схема образования причастий от основы неопределённой формы глаголов. | обтесать | Знать условия выбора орфограммы, ход рассуждения. Уметь применять ход рассуждения для выбора гласной. Выделение причастных оборотов запятыми. |
Н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. | 2 | Н - нн в прилагательных. Гласные в окончаниях прилагательных. Знаки препинания в сложных предложениях. Чередующиеся гласные в корне -кос, -кас, -гор, -гар, раст, -рос, -зар, -зор. | Таблица “н - нн в причастиях и прилагательных. Карточки с индивидуальными заданиями по уровням. | Жёваный, кованый, медленный, желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный | Знать причины возникновения трудностей при написании н-нн в суффиксах стр. прич.прош.вр. и в отглаг.прил.;ход рассуждения, слова-исключения. Уметь образовывать стр.прич.прош.вр., разграничивать отглагольные прилагательные, правильно данную орфограмму, уметь правильно ставить ударение. |
Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | Н-нн в полных страдательных причастиях прошедшего времени, синтаксическая роль в предложении страдательного причастия прошедшего времени. | Таблица “н - нн в причастиях и прилагательных. Карточки с индивидуальными заданиями по уровням. | Знакомый, известный, привычный. | Знать условия перехода причастий в прилагательные; условия выбора н-нн в суффиксах крат. Страд.прич. и врат.отгл.прил. Уметь образовывать краткие страдательные причастия прошедшего времени. Умение распознавать полную и краткую форму страдательного причастия. Выбор правильного написания н - нн. |
Морфологический разбор причастий. | 1 | Систематизация знаний о грамматических признаках причастий. Правописание суффиксов причастий. Синтаксическая роль причастий. | Алгоритм: порядок выполнения морфологического разбора причастий. Карточки с предложениями для самостоятельного выполнения задания. | Объяснить смысл пословиц. | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь производить морфологический разбор причастия (устный и письменный). |
р/р | Выборочное изложение с описанием внешности человека (отрывок из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека» ) | 2 | Последовательное описание элементов портрета. Яркость языковых художественных средств. Составление плана, употребление эмоциональных высказываний. | Хутор Басок Кисет | Знать особенности выборочного изложения ( воспроизведение одной из подтем находящихся в разных частях исходного текста). Уметь определять основную мысль изложения, выделять в частях исходного текста подтему(описание внешности человека),составлять план, излагать подтему. |
Слитное и раздельное написание не с причастиями. | 1 | Систематизация сведений о написании не с существительными, прилагательными. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Гласные в окончаниях существительных, прилагательных, причастиях. | Таблица: Написание не с прилагательными. Алгоритм: написание не с причастиями | Неистовавший Претензия претендовать | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилаг.и сущ. Уметь правильно писать не с причастиями, графически обозначать условия выбора правильных написаний; определять виды орфограмм, связанные со слитным и раздельным написанием не со словами других частей речи. |
Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени . | 1 | О, е, ё после шипящих в суффиксах сущ. и прилаг. Знаки препинания при причастном обороте. | Таблица: « О, е, ё в суффиксах, корнях и окончаниях различных частей речи» | колоссальный | Знать условия выбора букв е и ё после шип. В суф. Страд.прич.прош.вр., в суф. И оконч. Прил. и сущ. , в корнях разных частей речи. Уметь распределять слова по видам орфограмм (в корне слова, в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, е,ё в личных окончаниях глаголов, в суффиксах страдательных причастий и правильно писать. . |
Повторение изученного по теме “Причастие” | 1 | Активизация самостоятельной деятельности учащихся по обобщению сведений о причастии. Орфографические правила (виды орфограмм). Роль причастий в предложении. | Таблицы по теме “Причастие” | Терраса | Знать изученный теоретический материал и орфограммы по теме. Совершенствовать умения находить причастия и причастный оборот, выделение их знаками препинания. Употребление причастий в различных стилях речи. Распознавание роли причастий в предложении. Применять орфографические правила. |
Проверочная работа по теме «Причастие» | 1 |
Деепричастие 10 часов (2 Р\Р) | Деепричастие как особая форма глагола. | 1 | Части речи (глагол). Знаки препинания при причастном обороте. | шарманка | Находить слова обозначающие основные и добавочные действия. Определять синтаксическую роль деепричастия. Находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий. Определять вид деепричастий. |
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | 3 | Деепричастие как часть речи. Грамматические признаки деепричастия. Роль в предложении. Употребление деепричастия в речи. | Схема постановки запятых при деепричастном обороте, при одиночном деепричастии. | Овчарня, псарня, субботник, юниор. | Знать характеристику дееприч. по значению; синтакс.роль дееприч.; знать, что основное и добавочное действие относятся к одному и тому же лицу. Знать определение деепр.оборота, синт.роль, условия выделения запятыми при письме. Уметь находить слова, обозн. Основное и добавочное действие, находить зависимые слова при деепричастии, установить границы деепричастного оборота. Выделять запятыми деепричастные обороты и одиночные деепричастия. Конструировать предложения по указанным схемам. |
Раздельное написание не с деепричастием. | 1 | Правописание не с глаголами, причастиями. Запятые при деепричастном обороте. | Схема постановки запятых при деепричастном обороте, при одиночном деепричастии. | Балаганчик, балаган. | Знать условия раздельного написание не с дееприч., глаголами, прич,прил. сущ. Уметь сопоставлять правописания не с глаголами и не с деепричастиями. Узнавание орфограмм в предложении. |
Деепричастие несовершенного вида. | 1 | Вид глаголов. Знаки препинания при деепричастном обороте. Написание не с деепричастиями. | Схема: « Вид глагола». | Дистанция Черпая волоча. | Знать , что деепр.нес.в.обозначают незаконченное добавочное действие;как образуются дееприч.;суффиксы Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глагола (сохраняя вид). Находить и выделять на письме деепричастные обороты. Правильно ставить ударение в деепричастиях нес.в. балуясь, черпая и т.д. |
Деепричастия совершенного вида. | 2 | Вид глаголов. Деепричастие несовершенного вида. Не с изученными частями речи. | Комбинация, ликовать, потчевать Галерея экспресс | Знать , что деепр. Сов.в. обоз.законченное добавочное действие; как образуются дееприч.;суффиксы. Уметь находить исходную форму глагола, от которого образовано деепричастие. Распознавание деепричастий совершенного и несовершенного вида, роль в предложении, находить и определять при письме деепр. обороты. |
р/р | Сочинение по картине Григорьева “Вратарь” от имени одного из действующих лиц картины. | 2 | Составление плана, анализ картины. Роль описания действий в речи. | картина | Вратарь Пенальти команда | Знать особенности текста-повествования, особенности описания действий, главное в рассказе. Уметь описывать действия , используя деепричастия. Создание текста-повествования с элементами описания от имени одного из действующих лиц картины( с учетом ситуации, мотивов), выражение в нём личного отношения к картине. Систематизация рабочего материала. Повествование по плану. |
Морфологи- ческий разбор деепричастия. | 1 | Обобщение и систематизация знаний о деепричастии. Совершенствование пунктуационных навыков при причастном и деепричастном обороте. | Алгоритм: порядок морфологического разбора деепричастия. | Синонимы: Броситься Кинуться Метнуться Ринуться устремиться | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь выполнять устный и письменный морфологический разбор деепричастия. Знаки препинания при деепричастном обороте. |
Повторение по теме “Деепричастие”, проверочная работа. | 1 | Деепричастие как особая форма глагола. Общие грамматические признаки деепричастия, причастия, глагола. Деепричастный и причастный обороты. | Алгоритмы, таблицы, схемы по теме “Деепричастие”. | Истома | Различение причастных и деепричастных оборотов. Умение определять грамматические признаки деепричастия. Правильное употребление деепричастий. Правописание не с деепричастиями. |
Наречие. 28 часов+ ( 6 р/р) + 3 + (2 р/р)- Категория состояний | Наречие как часть речи. | 2 | Повторение сведений о наречии, полученных ранее. Состав слова. Синтаксический разбор. | мельком | Знать значение наречия;вопросы на которые они отвечают; знать, что наречия не изменяются, синт.роль наречия в предлж.. Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями относящимися к глаголам, прилаг., другим наречиям. Находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. |
Смысловые группы наречий. | 2 | Систематизация знаний о наречии. Синтаксическая роль наречий. Правописание наречий. | Таблица: смысловые группы наречий с вопросами. | Умысел, со злым умыслом, без злого умысла | Знать лексико-синтакс. значения, выражаемые наречиями, смыслов.группы наречий. Уметь определять лексико- синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению; определять синт. роль наречий в предложении; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. |
Степени сравнения наречий. | 2 | Сравнительная и превосходная степень имён прилагательных. Суффиксальный способ словообразования.
| Таблица степеней сравнения прилагательных. | Неистово, буйно, безудержно, неукротимо, необузданно, яростно | Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную); способы образования форм степеней сравнения, различение наречий и прилаг. Уметь образовывать разные формы степеней сравнения наречий, находить их в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени. |
р/р | Сочинение-рассуждение на тему « Прозвища» | 2 | Составление плана. Композиция текста- рассуждения. | Тексты-рассуждения | прозвище | Знать особенности композиции текста-рассуждения. Уметь создавать текст-рассуждение на заданную тему. |
Морфологический разбор наречий | 1 | Систематизация знаний о наречии. Знаки препинания в предложениях, осложнённых причастным и деепричастным оборотом. | Алгоритм (рассуждение) Порядок выполнения морфологического разбора. | Эпидемия Возражение Поражение | Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречия. |
Слитное и раздельное написание не с наречиями на о-е | 3 | Правописание не с существительными и прилагательными. Приставочный способ образования наречий. | Таблицы ( правописание не с сущ. и прилаг. Алгоритм правописания не с причастиями на о-е | Возражение отнюдь | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на –о-е. Уметь правильно писать не с наречиями на –о-е и уметь обозначать орфограммы. Различение частицы не и приставки не. Применение правила к другим частям речи. |
Контрольный диктант за 2 четверть и его анализ | 2 |
Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий | 3 | Правописание не с разными частями речи. Правила образования отрицательных местоимений. | Таблицы ( правописание не с сущ. и прилаг. Алгоритм правописания не с причастиями на о-е | Нисколечко Ничуть нимало | Знать условия выбора букв е-и в приставках отриц.нар. Уметь образовывать отрицательные наречия с помощью не, -ни. Уметь выбирать гласные е, и в приставках, сопоставлять с правописанием отрицательных и неопределенных местоимений. |
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | 1 | Н и нн в прилагательных и причастиях. Разбор слова по составу. Суффиксальный способ образования слов. Причастные и деепричастные обороты. | Алгоритм н и нн в в прилагательных. Алгоритм н и нн в наречиях на -о, -е. | Бережливо конкретно | Знать условия выбора одной и двух букв в наречиях на –о-е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
р/р | Сочинение - описание действий и трудовых процессов. | 2 | Сочинение - описание. Определение роли глаголов и наречий при описании действий. Составление плана. | Карточки с описанием действий. Картинки с различными действиями. | Наречия, передающие характер человека, совершающего действие. | Знать особенности описания действий как вида текста,его структуру, языковык особенности. Уметь описывать действия и процессы труда; находить и устранять ошибки в последовательности описания действий; создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Правописание букв е, ё, о после шипящих в разных частях слова, изученных частей речи, разбор слов по составу, словообразовательный разбор. | справочник | Вереница, заискивать, иждивенец, ханжа. | Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий ; о,е,ё после шип. в разных частях речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой. Правописание о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи |
Буквы о и а на конце наречий с приставками -из, -до, -с. | 2 | Словообразовательный разбор (приставочный способ, приставочно-суффиксальный). Нахождение наречий в тексте. | Карточки. | изобильно | Знать условия выбора букв о-а на конце наречий. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора. |
р/р | Подробное изложение с элементами сочинения. | 2 | Характеристика подробного изложения. Композиция рассказа. | текст | По тексту | Знать характеристики подробного изложения, композицию рассказа, порядок следования частей рассказа. Уметь письменно пересказывать исходный текст с элементами сочинения. |
Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Написание через дефис изученных частей речи. Не с изученными частями речи. | Карточки. | Точь-в-точь мало-помалу видимо-невидимо волей-неволей бок о бок | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний. Уметь правильно писать при определенных условиях наречия через дефис. Графически обозначать условии выбора прав. Написаний. |
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | 2 | Дефисное написание наречий. Знаки препинания при однородных членах. Отличать наречие от существительного, прилагательного и числительного с предлогом. | Карточки. | Насилу под силу | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях,образ. От сущ. и кол.числ. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; правильно ставить ударение в наречиях, пользоваться орфографическим словарем. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | 1 | Обобщение и систематизация правописания мягкого знака после шипящих в изученных частях речи. Причастный и деепричастный оборот. | Таблица «Ь после шипящих». Карточки. | Сплошь, навзничь, ничком, наотмашь, | Знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфрграмм, связанных с употребелние и неупотреб. Ь знака после шипящих на конце слова. Уметь использовать данное правило и обозначать орфограмму. Группировать слова, связанные с употреблением и неупотребл.. мягкого знака после шипящих на конце слова, по видам орфограмм. |
Повторение изученного по теме “Наречие” | 2 | Обобщение сведений о наречии, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия. | Алгоритмы. Таблицы, схемы по теме “Наречие как часть речи”. | Словарный диктант. | Знать изученный теоретический материал и орфограммы по теме. Уметь: Употреблять наречия в текстах различного стиля. Выделять наречия среди других частей речи, определять смысловые значения наречий, синтаксическая роль наречий, образование наречий, определение их морфемного состава, правописание наречий с учетом изучаемых орфограмм. |
Категория состояния как часть речи. 3 часа( 2 Р\Р) | 2 | Сравнительная степень имен прилагательных. | карточки | Знобило | Знать значение категории состояния; знать , что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени. Уметь разграничивать наречия и категории состояния. |
р\р | Сжатое изложение с описанием состояния природы ( К.Г. Паустовский « Обыкновенная земля») | 2 | Категория состояния. Составление плана. | Текст репродукции | притягательной силой Заблудшей коровы Заглохшей рекой | Знать характеристики сжатого изложения, знать об обобщённой форме передачи исходного текста. Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщенными языковыми средствами ( в устной и письменной форме). |
Морфологический разбор категории состояний. | 1 | Категория состояния. Наречие. Орфография. | карточки | Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор ( устный и письменный) слов категории состояния. |
Контрольный диктант по теме “Наречие”. | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Служебные части речи. | Самостоятельные и служебные части речи. Понятие о служебных частях речи. | 1 | Сопоставление самостоятельных и служебных частей речи. Роль частей речи в предложении. Знаки препинания при деепричастном обороте. | Таблица «Части речи». Карточки. | Опальный поэт период | Знать перечень служебных частей речи; отличие от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. |
Предлог как часть речи. 11 часов+ 2р/р. | 2 | Различение предлогов и приставок. | Таблица. Карточки. | Резиденция. | Знать определение предлога, синтакс.роль; способность функционировать только внутри словосочетания. Уметь группировать словосочетания по способам связи слов в них. |
Употребление предлогов. | 2 | Предлог, как часть речи. Употребление предлогов в речи, безударные гласные в корне слова, е-и в окончаниях существительных, -не с различными частями речи. | Таблица “Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами” | Биржа, факультет, изобразить. Из-под Из-за | Знать об однозначных и многозначных предлогах. Уметь правильно употреблять предлоги, различать однозначные и многозначные предлоги. Находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов с падежом существительных; пользоваться в речи предлогами-синонимами. |
Непроизводные и производные предлоги. | 2 | Отличать самостоятельные части речи от служебных . Способы образования слов в русском языке. -ться, -тся в глаголах е, и в окончаниях существительных. | Таблица. Карточки. | Бульвар, лилейный, вопреки, наперекор. | Знать неморфологичский способ образования производных предлогов; отличия произ. от непроизв. Уметь находить производные и непроизводные предлоги. различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи. Находить и исправлять ошибки в употреблении предлогов. |
Простые и составные предлоги. | 1 | Различение производных и непроизводных предлогов. Правописание предлогов. | Таблица. Карточки. | Знать ,какие предлоги являются простыми, какие-составными;какие предлоги чаще употребляются в деловой речи. Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами. |
Морфологический разбор предлога | 1 | Главное и зависимое слово в словосочетаниях. Знаки препинания при однородных членах. Систематизирование изученного о предлоге. | Алгоритм: порядок морфологического разбора предлога. | Фрегат, шаланда | Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор предлога. |
р/р | Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине ( А.В. Сайкина « Детская спортивная школа») по данному началу. | 2 | Анализ картины. Подбор материала. Типы речи. | Репродукция картины. Гимнастика Осанка Снаряд чемпион | Перспектива, композиция, колорит, передний план, холодные и теплые тона. | Знать особенности рассказа-репортажа,его композицию,описание внешности и действий человека. Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного по данному началу с описанием внешности и действий человека. Понимание деталей и их смысловых связей. Умение высказывать собственные впечатления. |
Слитное и раздельное написание производных предлогов. | 3 | Производные и непроизводные предлоги. Разграничение предлогов и союзов. Знаки препинания при однородных членах в сложных предложениях. | Карточки. | Фантазия, впоследствии | Знать условия выбора данной орфограммы. Уметь отличать производные предлоги от частей речи, из которых они образованы. Использовать правила слитного и раздельного написания. Различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. |
Союз 16часов +2р/р | Союз как часть речи. | 1 | Однородные члены предложения. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | Таблица “Служебные части речи”. | Средство, реальный, ситуация Вследствие того что | Уметь отличать союзы от предлогов. Определять смысловые отношения, выражаемые с помощью союзов, между простыми предложениями в составе сложного, уметь пользоваться в речи союзам- синонимами. |
Простые и составные союзы. | 1 | Повторение знаний в союзе как части речи. | Таблица. | Оттого что, впоследствии того что, в силу того что, благодаря тому что | Составлять предложения с составными союзами. Определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении. |
Союзы сочинительные и подчинительные. | 2 | Союз как часть речи. Отличие союзов от других служебных частей речи. Проверяемые безударные гласные перед гласными в корне слова, проверяемые согласные в корне.
| Таблица “Служебные части речи”. | Кромешный. | Знаки препинания в предложениях с союзами. Разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | 2 | Разграничивать сочинительные и подчинительные союзы. Гласные после шипящих, приставки пре и при, безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголах, -ться и -тся в глаголах. | Семафор. | Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных. Конструирование сложных предложений. Нахождение союзов разных групп в тексте. Определять грамматические основы сложных предложений, составлять схемы предложений и предложения по схемам. |
Сочинительные союзы. | 2 | Различать простые и сложные предложения. Составлять предложения с сочинительными союзами. | схемы | Междугородный Беспокойно Тревожно взволнованно | Уметь различать группы сочинительных союзов по значению; располагать части составных союзов ( как.. так и, не только… но и, не то…не то и др.) перед разными однородными членами и частями союзного сложного предложения. Уметь употреблять запятую перед второй часть. Составных союзов. |
Подчинительные союзы | 2 | Различать простые и сложные предложения. Составлять предложения с сочинительными союзами. | Схемы предложений. | Будто Потому что чтобы | Составлять сложные предложения из простых с подчинительными союзами. Уметь определять значения подчинительных союзов. Составлять схемы предложений с подчинительными и сочинительными союзами. |
Морфологический разбор союза. | 1 | Систематизирование знаний о союзе. Запятые в сложных предложениях. Запятые в предложениях с однородными членами. | Алгоритм. Порядок морфологического разбора. | Палисадник, амфитеатр Автор классик | Уметь производить морфологический разбор союза. Выделение союзов в тексте, определение их роли в предложении. |
р/р | Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему « Книга – наш друг и советчик». | 2 | Способы использования цитат. Знаки препинания при прямой речи, диалоге, в сложных предложениях. | Примеры текстов. | Синонимичные способы названия автора, книги, действий автора. | Логически высказывать свои мысли, составлять план, подбирать материал к сочинению, используя пословицы, цитаты. |
Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. | 2 | Служебные и самостоятельные части речи. Непроизносимые согласные, н и нн в суффиксах изученных частей речи, не и ни в местоимениях и наречиях. | Масса, дар, дарование, талант, кросс | Знать отличие союзов от наречий и местоимений. Отличие союзов и самостоятельных частей речи. Уметь правильно писать союзы с изученной орфограммой. |
Повторение сведений о предлогах и союзах | 1 | Повторение изученного о предлогах и союзах. | Словарный диктант. | Уметь отличать предлоги от союзов. Развернутый связный рассказ о предлогах и союзах. Использование изученных орфограмм. Запятые в сложных предложениях. Запятые в простых предложениях, осложнённых однородными членами. |
Контрольный диктант по теме “Предлог” и “Союз”. | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Частица 18 +(4р/р) часов | Частица как часть речи. | 1 | Виды простых предложений по цели высказывания, по интонации. Знаки препинания при однородных членах, причастный оборот. Наклонение глагола. | Чемпион, роскошь. | Знать, что такое частицы. Уметь отличать частицы от других частей речи. Использовать частицы , которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 2 | Самостоятельные и служебные части речи. Чередование гласных в корне , непроизносимые согласные, безударные гласные в личных окончаниях глаголов союзы также, тоже. | Модель. Луноход | Уметь определять роль частица бы; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы; находить слова с формообразующими частицами; употреблять данные частицы в речи. |
Смысловые частицы. | 3 | Самостоятельные и служебные части речи. Стили речи. | Предварительный исключительно | Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц; выразительно читать предложения со смысловыми частицами; употреблять подходящие по смыслу частицы в указанных предложениях. |
Раздельное и дефисное написание частиц. | 2 | Различение местоимений, союзов с частицами. Знаки препинания при причастном обороте. | Старательный, заимка. | Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы. Навык раздельного написания частиц бы, ли, же. умение употреблять их в речи и выделять их среди других частей речи. |
Р\Р | Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | 2 | Жанры публицистического стиля- репортаж и интервью. | тексты | Интервью Репортаж публицистика | Уметь создавать текст в форме репортажа или интервью с описанием действий по личным наблюдениям; раскрывать основную мысль сочинения |
Морфологический разбор частиц. | 1 | Служебные части речи. Правописание союзов, частиц, предлогов. Запятые в сложном предложении. | Алгоритм: порядок разбора частиц, предлога и союза. | Знать порядок морфологического разбора служебных частей речи. Уметь его выполнять. Уметь распознавать частицы в речи. Использование орфографических правил изучаемых в теме “Частица”. |
Отрицательные частицы не и ни. | 2 | Случаи употребления отрицательной частицы не, не с различными частями речи. | Таблицы: Не с существительными, Не с прилагательными, Не с причастиями. | Карикатура сатира | Уметь определять значения, выражаемые частицами не и ни в предложениях; составлять предложения, в которых частица ни служит для выражения отрицания, утверждения и усиления отрицания. |
р/р | Сочинение рассказа с использованием сюжета картины( К.Ф. Юон) «Конец зимы. Полдень». | 2 | Особенности рассказа по изображенному на картине. Описание. | репродукция | По теме | Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; Произносить этот текст ( не читая) |
Различение на письме частицы и приставки не | 2 | Частица как часть речи. Употребление частиц в речи. | Таблицы: не с существительными, не с прилагательными, не с причастиями. | недосягаемый | Уметь правильно писать слова разных частей речи с частицей не; составлять словосочетания, которые включали бы причастия с частицей и приставкой не. |
Различение на письме частицы ни, союза ни-ни и приставки ни. | 2 | Написание ни с различными частями речи. Запятые в сложном предложении. Сочинительные и подчинительные союзы. | орфография | Уметь применять изученные правила. Использовать данные частицы в речи. |
Повторение изученного по теме “Частицы” | 1 | Повторение знаний и умений, связанных с изучением частиц. | Словарный диктант | Уметь отличать частицы от других служебных частей речи. Использовать изученные орфограммы. Уметь употреблять частицы в речи. |
Междометие. 4 часа | Междометие как часть речи. | 2 | Самостоятельные и служебные части речи. | комендант | Уметь находить в тексте междометия, интонационно выделять междометия. |
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 2 | Междометие как часть речи. Знаки препинания в сложных предложениях, причастные и деепричастные обороты. | резались | Уметь правильно писать междометия, употреблять их в своей речи. Умение правильно ставить знаки препинания при междометиях. Выразительно читать предложения с междометиями. |
Контрольный диктант по теме: « Служебные части речи. | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
Повторение 15 часов+ ( 2 р/р) | Разделы науки о русском языке. | 1 | Роль языка в международной жизни. Выразительные возможности русского языка. Высказывания русских писателей о языке. | Фонетика Лексика Фразеология Морфемика Словообразование Морфология синтаксис | Уметь рассказывать о разделах науки о русском языке и единицах языка; о роли языка в нашей стране и о его месте в международной жизни в форме научного описания. |
Текст. Стили речи. | 1 | Виды текста, их отличие друг от друга; стили речи и их особенности. Пунктуация в сложном предложении. | Тексты | Закрепить навыки комплексного анализа текста. Группировать жанры по стилям речи. |
р/р | Контрольное сочинение на предложенную тему. | 2 | Уметь определить тему в соответствии с заглавием, составить план, продумать особенности стиля языка, выбрать тип речи и в соответствии с ним определить позицию. |
Срезовая работа. | 1 |
Фонетика и графика. | 1 | Фонетический разбор слова. Правописание звонких, глухих согласных непроизносимых согласных, роль ь и ъ, безударные гласные в корне слова. | орфографические словари. | графика | Уметь рассказывать о звуках русского языка, о назначении алфавита в форме научного описания; производить фонетический разбор слова. Применять изученные орфограммы. |
Лексика и фразеология. | 1 | Систематизирование знаний по данному разделу. | Толковые словари. Фразеологический словарь | Лексикология Фразеология диалектизмы | Закрепить умение пользоваться толковым словарем. Умение определять лексическое и грамматическое значение слов; составлять словосочетания с многозначными словами; находить диалектные слова и определять их значение. |
Морфемика. Словообразование. | 1 | Определение морфемики и словообразования как разделов науки о русском языке. Назначение значимых частей слова. Порядок разбора слова по составу и словообразовательного разбора. | Алгоритм словообразовательного разбора. | суффиксальный | Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор. Группировать слова по способам их образования. |
Морфология. Морфологический разбор слова. | 2 | Основные понятия раздела. Разграничение частей речи по их морфологическим признакам. Синтаксическая роль частей речи. | Алгоритмы морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи. | Уметь определять слово как часть речи в предложении, выбирать нужную орфограмму в зависимости от части речи. Производить морфологический разбор слов. |
Орфография. | 2 | Повторение изученных орфограмм. Самостоятельные и служебные части речи. | Справочник Орфографический словарь | орфограмма | Уметь применять изученные правила с целью правильного написания слова. Уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний. |
Синтаксис. | 1 | Повторить основные теоретические понятия раздела “Синтаксис”. Назначение словосочетаний и предложений в языке; строение словосочетаний. | справочник | Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение обстоятельство | Уметь находить словосочетания; выделять главное слово в словосочетании; определять виды предложений по цели высказывания; находить предложения с однородными членами и определять, какими членами предложения они являются; находить предложения с причастными и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор сложного предложения. |
Пунктуация. | 2 | Знать определение пунктуации как раздела науки о языке; о связи между синтаксисом и пунктуацией; условия постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях; постановка различных знаков завершения. | справочник | пунктуация | Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания. |
Итоговый контрольный диктант. | 1 |
Анализ контрольного диктанта. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....