Анализ материала по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» по учебнику Т.А. Ладыженской, 5 класс
методическая разработка (5 класс)
Предварительный просмотр:
Анализ материала по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова» по учебнику Т.А. Ладыженской, 5 класс
Тема изучается в разделе «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Значит, с этой темой ученики уже знакомы. По наблюдениям обычно они приходят с начальных классов с вызубренными правилами по орфографии. Чтобы проанализировать насколько они умеют применять правило на письме, в начале урока пишем словарную работу (примерно 10 слов по изучаемой орфограмме). По этой работе и примерно узнаю уровень обученности по теме.
По рабочей программе на изучение этой темы дается 1 час. В учебнике тема объединена с темой «Правописание непроверяемых гласных в корне слова». Даны 9 упражнений разных видов, теоретические сведения, правило для заучивания с примерами.
Для подготовки к уроку использую открытые источники. Кабинет русского языка не оборудован ИКТ, нет возможности их применения.
Чтобы сформулировать тему и цели урока начинаем устно делать упражнение с заданием подобрать однокоренные проверочные слова. С этим заданием справляются не все, слабым ученикам трудно найти однокоренные слова. И поэтому как-то более-менее справляемся с формулировкой темы.
В классе еще есть дети с ЗПР, им готовлю карточки уже с подобранными проверочными словами, они только занимаются списыванием.
После формулировки темы, приступаем к изучению теоретических сведений. В учебнике дается два способа проверки правильности написания безударных гласных в корне слова: изменение слова и подбор однокоренных слов. Изучив правило, ученики говорят, что это одно и то же, т.е. чтобы проверить, нужно поставить ударение. И устно делаем упражнение на изменение слова.
Затем для отработки и запоминания правила занимаемся с заданием повышенной сложности (на мой взгляд), где нужно найти проверочное слово для каждой группы слов, выделить корень и поставить ударение.
Например: варенье, варить, варка, вареный.
По наблюдениям это задание для них сложновато, им трудно правильно поставить ударение и найти проверочное слово, с выделением корня нет проблем.
В этапе закрепления изученного даю тексты с ошибками для формирования орфографической зоркости. На удивление с этим заданием большинство учеников справляются хорошо.
На уроках стараюсь применять все формы и методы работ, контроля, проверки.
На домашнее задание даю работу с текстом, с художественной литературы выписать слова на изучаемую орфограмму. И выясняется, что ученики не разграничивают орфограммы с проверяемой безударной гласной и непроверяемой безударной гласной. И на следующем уроке при изучении другой орфограммы пытаемся разграничить их.
Основные проблемы изучения этой темы я вижу в следующем:
трудности в подборе однокоренных слов,
правильная расстановка ударения.
В учебнике даны достаточно упражнений по теме, но, мне кажется, они не разнообразны и некоторые задания сложны для детей с неродным русским языком.
Поскольку у нас практически нет носителей языка, наблюдаю ошибки в произношении слов, толковании значений и проблемы с ударением. Есть дети, которые совсем не знают и не понимают русский язык.
Хотелось бы изучить пути решения поставленных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации, гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....
ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.
Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....
Разработка урока по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс
Презентация по теме "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...
Конспект урока по русскому языку: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Повторение. 5 класс
Конспект урока по русскому языку:Правописание проверяемых безударныхгласных в корне слова. Повторение. 5 класс...
Карточки по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».
Раздаточный материал (карточки) по теме «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова».Русский язык.5 класс....