Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Будко Наталья Петровна

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к  людям, отстаявшим победу в ВОВ; познакомиться с  ветеранами, которые  живут в настоящее время в нашей местности ( Туркменском районе); написать письмо с выражением признательности  за подаренную жизнь и свободу. К уроку прилагаются письма обучающихся, которые были  написаны и отправлены  ветеранам ВОВ  Ставропольского края Туркменского района.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №3»

с.Камбулат, Туркменский район, Ставропольский край

https://pbs.twimg.com/media/Dxvt4z7WwAAKUxD.jpg

Методическая разработка  урока

«Письмо-благодарность»

на конкурс «Лучший урок письма – 2019»

Разработчик: Будко Наталья Петровна, учитель русского языка и       литературы

Квалификационная категория: высшая

Стаж работы: 14 лет

Адрес проживания:356551 Ставропольский край, Туркменский район, с.Овощи, ул.Мостовая, д.2

  Тема урока: Письмо-благодарность

   Класс: 8

Тип урока

Урок развития речи. Урок общеметодической направленности

Цели:

1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии.

2.Изучить правила этикета при написании писем.

3.Привить интерес к эпистолярным жанрам; воспитывать толерантное  отношение

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека.

Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей.

Развиваемые УУД:

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Ресурсы:1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие.- В 2-х частях.- Часть 2.- Челябинск, ЧГПУ, 2012 г.

2.Статьи газеты « Комсомольская правда», 2010 г., 2015 г., выпущенные накануне 9 Мая.

.3.Статья газеты «Рассвет» Ставропольского края, Туркменского района. Выпуск 08.05.2019 г.4.Интернет-ресурсы

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Организационный момент

Приветствие

Приветствие

 

Личностные:

Самопроверка готовности к работе

 

II. Мотивация

III. Актуализация знаний

Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу.

Слайд 1  ( неполный синквейн):

Долгожданное, трогательное

Жду,храню,перечитываю

Чудо,прошедшее через века

Найдите ключевое слово, которое определит содержание нашего урока

 ( письмо)

 В ходе урока мы постараемся отыскать недостающее слово  синквейна

Что вы знаете о письме?

Правила написания письма?

Кто  писал письма?

Слайд 2 ( корзина)

Постановка проблемного вопроса.

-Как вы считаете, в современном, технологически развитом обществе, в век электронной почты, Интернета, факсов нужно ли общение на расстоянии посредством письма?

Уже никто не пишет писем на бумаге руками. Их заменили смс,  электронная почта.  Поэтому письма стали короче и лаконичней. При этом эпистолярный жанр никуда не исчез. Каждому из нас надо помнить и соблюдать нормы этики, чтобы доносить свои мысли и чувства до  адресата).

Читают синквейн

Строят предположения о ходе урока

Отвечают на вопросы

Актуализируют знания и опыт

Слушают учителя

 

 

Приём

 « Синквейн»

Приём «Отсроченная отгадка»

Прием «Корзина идей, понятий, имен» ( на слайде изображена корзина, в которую обучающиеся  условно помещают знания и опыт по данной теме)

Беседа

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

.

Познавательные:  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Психологический настрой учителя и учащихся

IV. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Физминутка

Написание лексико-орфографического диктанта. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают

фронтовое, солдатское,

сопроводительное, рекомендательное,

объяснительное, благодарственное,

официальное, деловое,

собственноручное, электронное,

дружеское, романтическое,

поздравительное

- Разновидности чего мы записали? (писем)

- А какие из перечисленных особенно долгожданные, трогательные, порой даже печальные?

(фронтовые)

- А что Вам известно  об этих письмах? (Они пропитаны любовью и тоской по близким людям, которые были вдалеке друг от друга и которые понимали, что эта дорогая весточка, может быть последней)

Приложение 1

Представляю вашему вниманию письмо и фото.

Слайды 3-6 (письмо и  фото с комментариями)

Учимся складывать письма треугольником

Звучит  аудиозапись стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Приложение 2

Минута молчания

Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают, читают

Отвечают на вопросы

Слушают учителя о фронтовых письмах

Рассматривают фото, слушают письмо с фронта

Складывают письма треугольником, слушают аудиозапись стихотворения Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Введение в урок проблемного диалога, беседа

 

Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы

Здоровье-

сберегающая технология

Регулятивные: целеполагание

Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, проявление уважения к подвигам людей

Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения

Личностные:

формирование бережного отношения к своему здоровью.

Познавательные:

работа с информацией.

Настрой  на исследовательскую   работу

V. Изучение нового материала.
 Практикум

 

Первое сообщение о системе почтовой связи на Руси относится к началу XVI века:

Государь имеет ездовых во всех частях своей державы, в разных местах и с надлежащим количеством лошадей, так чтобы, когда куда-нибудь посылается царский гонец, у него без промедления наготове была лошадь. При этом гонцу предоставляется право выбрать лошадь, какую пожелает.

Но поговорим о современном письме. Игра «Жокей и лошадь»:

Приложение 3

Слушают учителя

Ищут ответы на вопросы, сообщают классу

Слушают, участвуют в диалоге.

Приём «Жокей и лошадь»: класс делится на 2 группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают вопросы, вторые ответы. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь»

Словесные методы: беседа, сообщение

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные:

умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу

VI. Актуализация новых знаний.

Практикум

По данным главы Минтруда Максима Топилина,  в России насчитывается 74 тысячи непосредственных бойцов Великой Отечественной войны. Общая же цифра всех участников, включая тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистских лагерей и так далее составляет  1,2 миллиона человек.

На Ставрополье живут 1180 ветеранов.В Туркменском районе  живут пять ветеранов ВОВ.

Рассказ о Книге Памяти Ставропольского края

Приложение 4

Какой тип письма уместнее  написать ветеранам накануне 75-й годовщины Победы  в  ВОВ? ( Письмо- благодарность)

Написание письма ветерану  (на столах памятки  «План написания письма-благодарности»

Приложение 5

Слушают учителя 

 

 

 

 

Желающие найти своих родственников вводят информацию  в строку поиска

Пишут письма ветеранам Туркменского района

.

Беседа.

Проблемно-поисковый метод

 

 Сравнительный анализ 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

.


Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её.


Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Умение грамотно строить высказывание.

Представляют свои работы

VII.Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов занятия

Обращение к синквейну.

Как вы думаете, какого словосочетания  не хватает в синквейне?

 ( Душа человека. В письма «вкладывали» душу).

Как хорошо, что люди придумали почту…

Возьмёшь кусочек души, положишь его в

конверт, заклеишь и бросишь его в другую

душу–ждущую и метущуюся…

Тэффи (Надежда Бучинская).

Целеполагание следующего занятия: правильное оформление конверта, посещение почты  и отправка писем

Учащиеся под полями шляпы  констатируют факты, оценивают, выражают   позитивное, негативное мнение, делают выводы.

Обмениваются шляпами и снова высказывают свое мнение

Планируют деятельность на следующий урок

Метод 6 шляп

Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение оценивать, выражать чувства

VIII.Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует дифференцированное домашнее задание: доработать письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны,

ИЛИ

написать  письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире»,

ИЛИ

Найти адреса ветеранов, живущих в  Туркменском районе

Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Метод исследования

Познавательные:

Умение делать выбор и обосновывать его.

 


 

 

 

Приложение 1

  Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать.  Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась.… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?» А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

Приложение 2

Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!


Приложение 3

Жокей: Каковы правила написания писем?

Лошадь: Необходимо отвечать на все полученные письма.

  • Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
  • Если вам нечего написать адресату в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
  • Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
  • Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
  • Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
  • Писать письмо надо тогда, когда вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
  • Писать анонимные письма неприлично.
  • Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
  • Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
  • Личные письма следует писать тогда, когда вы находитесь в одиночестве.
  • Читать чужие письма без разрешения неприемлемо.
  • Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не вам адресовано.

Жокей:  Современные виды писем, их особенности

Лошадь:

I. Открытка

Если вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт. Когда отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.

II. Благодарственное письмо

Благодарственное письмо существует для того, чтобы вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность. По объёму благодарственное письмо довольно невелико.

III. Письмо-напоминание

Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.

IV. Письмо-извинение

Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.

V. Письмо-соболезнование.

Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе. По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей. Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге. Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.

Жокей: Каковы правила  этикета написания  личных писем?

Лошадь:

  1. Начинать письмо следует с обращения к адресату.
  2. Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.
  3. Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
  4. Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
  5. Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что  волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
  6. После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
  7. Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
  8. В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись

Приложение 4

Память о ставропольцах, сражавшихся с беспримерным героизмом на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов – священна и вековечна.

Самым страшным результатом войны являются людские потери. На полях сражений погибли в боях, умерли в госпиталях от ран, пропали без вести 200 тысяч фронтовиков, призыв которых в Красную Армию осуществлялся на территории Ставропольского края.

В канун подготовки к 50-летию Победы повсеместно в стране началась работа над созданием Книги Памяти, которая близка каждой семье в нашей стране. Скупые строчки Книги Памяти не позволят забыть имена павших и победивших в той страшной и жестокой войне. Они составляет 10 томов Книги Памяти Ставропольского края, первый том которой вышел в 1994 году. В 11-ом томе опубликована информация о воинских захоронениях в Ставропольском крае и сведения о воинах из других республик и областей Советского Союза, павших в боях с гитлеровцами на территории Ставропольского края в 1942 и 1943 годах»; всего о более чем восьми тысячах воинов из других регионов страны, погибших на земле Ставрополья.

Книга Памяти Ставропольского края издана в алфавитном порядке районов и городов края, отдельные тома включают от 20 до 30 тысяч имен. О каждом погибшем воине представлены следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, звание, место призыва в ряды Красной армии, время и место гибели.

Продолжением Книги Памяти Ставропольского края стало издание «Солдаты Победы», десять томов которого посвящены фронтовикам, встретившим День Победы 1945 года.

Всего в Книге Памяти – 21 том. Отдельные тома входят во Всероссийский обобщенный банк данных «Мемориал».

Введите известную о человеке информацию, например, Антонец Надежда Кузьминична

1.Антонец Надежда Кузьминична

15.08.1925 г., русская, 7 кл.

Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Овощи

призван: Благодарненский РВК, 1942, 1080-й зен.-арт. полк ПВО, в/ч 29310, 3 Укр. фр., звание/должность рядовой, разведчица-артиллерист

орден Отечественной войны II ст., медали: Жукова, «За победу над Германией...», юбилейные, 1945 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Летняя Ставка, н-к отделения связи, контролер РУС.

2. Воронко Любовь Георгиевна

23.07.1927 г., русская, с/спец.

Место рождения:Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Гнездилово

призван: органы НКВД, звание/должность сержант, цензор ВПСП-3

юбилейные медали, 1946 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Казгулак.

3.Лягин Николай Захарович

1927 г., русский, 4 кл.

Место рождения: Ставропольский кр., с. Александровское

призван: Новоселицкий РВК, 1944, 6 учеб. сп, звание/должность ст. с-т, курсант, минометчик

медаль «За победу над Германией...», 1952, Ставропольский кр., Андроповский р-н, с. Куршава, чабан, с-з «Куршавский», пенсионер.

4.Карнаухов Афанасий Акимович

10.03.1926 г., русский, 4 кл.

Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла

призван: Благодарненский РВК, 1944, 639-й стр. полк, 231-я стр. дивизия, 59-й стр. корпус, Дальневосточ. фр., звание/должность рядовой

орден Отечественной войны II ст., медали: «За победу над Японией», юбилейные, 1950 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла.

5.Яременко Иван Макарович

12.09.1927 г., русский, 8 кл.

Место рождения: Ставропольский кр., Петровский р-н, с. Малые Ягуры

призван: Петровский РВК, 1944, 59-й стр. полк, звание/должность рядовой, наводчик

медали: «За победу над Германией...», юбилейные, Ставропольский кр., Туркменский р-н, пос. Березовский, к-з им. Калинина, водитель.

 

Приложение 5

План написания письма - благодарности ветерану

Возможные варианты написания

Приветствие с обращением

  1. Дорогой ветеран!
  2. Здравствуй, Солдат Победы!
  3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!

Сообщение

слова благодарности

пожелания

  1. Примите слова благодарности
  2. Я Вам благодарен за то, что…….
  3. Благодарю Вас за то, что …….
  4. Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость.
  5. Спасибо за возможность просыпаться каждое утро, за возможность радоваться жизни, мирному небу.
  6. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
  7. Беззаветная любовь к родной земле.
  8. Чувство ответственности за все грядущие поколения.
  9. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
  10. Семья для Вас была крепкой опорой.
  11. Долгой жизни и здоровья.
  12. .Пусть хорошее настроение окрасит Ваши преклонные годы.

Прощание

Низкий Вам поклон. /Подпись   /Ваш благодарный потомок /Ученик 8 класса/ фамилия/имя


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Лучший урок письма-2014"

Методическая разработка урока письма для 5 класса (на 2 часа)...

ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"

ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"...

Лучший урок письма.-2019

Результаты моей  работы с учениками...

Всероссийский конкурс на методическую разработку в номинации "Лучший урок письма -2020!"

Цель урока: Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках...

Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок

Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок в номинации "Конспект урока" по теме:  "Обобщающий урок по обществознанию в 7 классе по теме:" Права и обязанн...