Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Методическая разработка предназначена для проведения мероприятий в 7-9 классах, посвященных ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к людям, отстаявшим победу в ВОВ; познакомиться с ветеранами, которые живут в настоящее время в нашей местности ( Туркменском районе); написать письмо с выражением признательности за подаренную жизнь и свободу. К уроку прилагаются письма обучающихся, которые были написаны и отправлены ветеранам ВОВ Ставропольского края Туркменского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок письма в 8 классе " Письмо-благодарность" | 87.8 КБ |
Письмо Ярёменко Ивану Макаровичу | 700.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №3»
с.Камбулат, Туркменский район, Ставропольский край
Методическая разработка урока
«Письмо-благодарность»
на конкурс «Лучший урок письма – 2019»
Разработчик: Будко Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы: 14 лет
Адрес проживания:356551 Ставропольский край, Туркменский район, с.Овощи, ул.Мостовая, д.2
Тема урока: Письмо-благодарность Класс: 8 | |||||||
Тип урока Урок развития речи. Урок общеметодической направленности | |||||||
Цели: 1.На основе творческих заданий познакомить учащихся с жанром письма, его видами, раскрыть значение письма как средства общения людей на расстоянии. 2.Изучить правила этикета при написании писем. 3.Привить интерес к эпистолярным жанрам; воспитывать толерантное отношение Планируемые образовательные результаты: Предметные: учащиеся научатся писать письма, соблюдая правила эпистолярного стиля; понимать роль писем в жизни человека. Метапредметные: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; Личностные: формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. Развиваемые УУД: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; Регулятивные: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции; Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письма. Оборудование: медиапроектор, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал. Ресурсы:1.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие.- В 2-х частях.- Часть 2.- Челябинск, ЧГПУ, 2012 г. 2.Статьи газеты « Комсомольская правда», 2010 г., 2015 г., выпущенные накануне 9 Мая. .3.Статья газеты «Рассвет» Ставропольского края, Туркменского района. Выпуск 08.05.2019 г.4.Интернет-ресурсы | |||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | ||
I.Организационный момент | Приветствие | Приветствие |
| Личностные: Самопроверка готовности к работе |
| ||
II. Мотивация III. Актуализация знаний | Учитель подводит учащихся к осознанию темы, создает благоприятную, располагающую атмосферу. Слайд 1 ( неполный синквейн): … Долгожданное, трогательное Жду,храню,перечитываю Чудо,прошедшее через века … Найдите ключевое слово, которое определит содержание нашего урока ( письмо) В ходе урока мы постараемся отыскать недостающее слово синквейна Что вы знаете о письме? Правила написания письма? Кто писал письма? Слайд 2 ( корзина) Постановка проблемного вопроса. -Как вы считаете, в современном, технологически развитом обществе, в век электронной почты, Интернета, факсов нужно ли общение на расстоянии посредством письма? Уже никто не пишет писем на бумаге руками. Их заменили смс, электронная почта. Поэтому письма стали короче и лаконичней. При этом эпистолярный жанр никуда не исчез. Каждому из нас надо помнить и соблюдать нормы этики, чтобы доносить свои мысли и чувства до адресата). | Читают синквейн Строят предположения о ходе урока Отвечают на вопросы Актуализируют знания и опыт Слушают учителя |
Приём « Синквейн» Приём «Отсроченная отгадка» Прием «Корзина идей, понятий, имен» ( на слайде изображена корзина, в которую обучающиеся условно помещают знания и опыт по данной теме) Беседа | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества обучающихся с учителем, одноклассниками. Личностные: самоопределение Коммуникативные: слушают и отвечают на вопросы, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения . Познавательные: построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений | Психологический настрой учителя и учащихся | ||
IV. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) Физминутка | Написание лексико-орфографического диктанта. Учитель диктует слова, а учащиеся записывают фронтовое, солдатское, сопроводительное, рекомендательное, объяснительное, благодарственное, официальное, деловое, собственноручное, электронное, дружеское, романтическое, поздравительное - Разновидности чего мы записали? (писем) - А какие из перечисленных особенно долгожданные, трогательные, порой даже печальные? (фронтовые) - А что Вам известно об этих письмах? (Они пропитаны любовью и тоской по близким людям, которые были вдалеке друг от друга и которые понимали, что эта дорогая весточка, может быть последней) Приложение 1 Представляю вашему вниманию письмо и фото. Слайды 3-6 (письмо и фото с комментариями) Учимся складывать письма треугольником Звучит аудиозапись стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» Приложение 2 Минута молчания | Цели и задачи формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Записывают, читают Отвечают на вопросы Слушают учителя о фронтовых письмах Рассматривают фото, слушают письмо с фронта Складывают письма треугольником, слушают аудиозапись стихотворения Эдуарда Асадова «Письмо с фронта» | Введение в урок проблемного диалога, беседа
Вовлечение учащихся в живое обсуждение предложенной темы Здоровье- сберегающая технология | Регулятивные: целеполагание Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, проявление уважения к подвигам людей Регулятивные: адекватное понимание информации устного сообщения Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью. Познавательные: работа с информацией. | Настрой на исследовательскую работу | ||
V. Изучение нового материала.
| Первое сообщение о системе почтовой связи на Руси относится к началу XVI века:
Но поговорим о современном письме. Игра «Жокей и лошадь»: Приложение 3 | Слушают учителя Ищут ответы на вопросы, сообщают классу Слушают, участвуют в диалоге. | Приём «Жокей и лошадь»: класс делится на 2 группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают вопросы, вторые ответы. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь» Словесные методы: беседа, сообщение | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Регулятивные: умение строить речевое высказывание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. | Вырабатывать уважительное отношение друг к другу | ||
VI. Актуализация новых знаний. Практикум | По данным главы Минтруда Максима Топилина, в России насчитывается 74 тысячи непосредственных бойцов Великой Отечественной войны. Общая же цифра всех участников, включая тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников фашистских лагерей и так далее составляет 1,2 миллиона человек. На Ставрополье живут 1180 ветеранов.В Туркменском районе живут пять ветеранов ВОВ. Рассказ о Книге Памяти Ставропольского края Приложение 4 Какой тип письма уместнее написать ветеранам накануне 75-й годовщины Победы в ВОВ? ( Письмо- благодарность) Написание письма ветерану (на столах памятки «План написания письма-благодарности» Приложение 5 | Слушают учителя
Желающие найти своих родственников вводят информацию в строку поиска Пишут письма ветеранам Туркменского района | . Беседа. Проблемно-поисковый метод
Сравнительный анализ | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. . Коммуникативные: формулируют свои мысли, высказывают свою точку зрения и обосновывают её. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления | Умение грамотно строить высказывание. Представляют свои работы | ||
VII.Рефлексивно-оценочный этап | Подведение итогов занятия Обращение к синквейну. Как вы думаете, какого словосочетания не хватает в синквейне? ( Душа человека. В письма «вкладывали» душу). Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу–ждущую и метущуюся… Тэффи (Надежда Бучинская). Целеполагание следующего занятия: правильное оформление конверта, посещение почты и отправка писем | Учащиеся под полями шляпы констатируют факты, оценивают, выражают позитивное, негативное мнение, делают выводы. Обмениваются шляпами и снова высказывают свое мнение Планируют деятельность на следующий урок | Метод 6 шляп Самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Умение оценивать, выражать чувства | ||
VIII.Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует дифференцированное домашнее задание: доработать письмо-благодарность ветерану Великой Отечественной войны, ИЛИ написать письмо-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире», ИЛИ Найти адреса ветеранов, живущих в Туркменском районе | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Метод исследования | Познавательные: Умение делать выбор и обосновывать его. |
|
|
|
Приложение 1
Письма с войны… С их страниц мы слышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы жили и сделали то, что они не успели сделать. Письма с войны – это особые письма: это письма, сложенные треугольником. Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась.… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?» А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.
Приложение 2
Стихотворение Эдуарда Асадова «Письмо с фронта»
Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мной, родная моя!
В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Приложение 3
Жокей: Каковы правила написания писем?
Лошадь: Необходимо отвечать на все полученные письма.
- Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
- Если вам нечего написать адресату в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
- Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
- Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
- Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
- Писать письмо надо тогда, когда вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
- Писать анонимные письма неприлично.
- Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
- Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
- Личные письма следует писать тогда, когда вы находитесь в одиночестве.
- Читать чужие письма без разрешения неприемлемо.
- Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не вам адресовано.
Жокей: Современные виды писем, их особенности
Лошадь:
I. Открытка
Если вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт. Когда отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.
II. Благодарственное письмо
Благодарственное письмо существует для того, чтобы вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность. По объёму благодарственное письмо довольно невелико.
III. Письмо-напоминание
Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.
IV. Письмо-извинение
Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.
V. Письмо-соболезнование.
Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе. По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей. Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге. Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.
Жокей: Каковы правила этикета написания личных писем?
Лошадь:
- Начинать письмо следует с обращения к адресату.
- Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.
- Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
- Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
- Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
- После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
- Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
- В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись
Приложение 4
Память о ставропольцах, сражавшихся с беспримерным героизмом на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов – священна и вековечна.
Самым страшным результатом войны являются людские потери. На полях сражений погибли в боях, умерли в госпиталях от ран, пропали без вести 200 тысяч фронтовиков, призыв которых в Красную Армию осуществлялся на территории Ставропольского края.
В канун подготовки к 50-летию Победы повсеместно в стране началась работа над созданием Книги Памяти, которая близка каждой семье в нашей стране. Скупые строчки Книги Памяти не позволят забыть имена павших и победивших в той страшной и жестокой войне. Они составляет 10 томов Книги Памяти Ставропольского края, первый том которой вышел в 1994 году. В 11-ом томе опубликована информация о воинских захоронениях в Ставропольском крае и сведения о воинах из других республик и областей Советского Союза, павших в боях с гитлеровцами на территории Ставропольского края в 1942 и 1943 годах»; всего о более чем восьми тысячах воинов из других регионов страны, погибших на земле Ставрополья.
Книга Памяти Ставропольского края издана в алфавитном порядке районов и городов края, отдельные тома включают от 20 до 30 тысяч имен. О каждом погибшем воине представлены следующие данные: фамилия, имя, отчество, год рождения, звание, место призыва в ряды Красной армии, время и место гибели.
Продолжением Книги Памяти Ставропольского края стало издание «Солдаты Победы», десять томов которого посвящены фронтовикам, встретившим День Победы 1945 года.
Всего в Книге Памяти – 21 том. Отдельные тома входят во Всероссийский обобщенный банк данных «Мемориал».
Введите известную о человеке информацию, например, Антонец Надежда Кузьминична
15.08.1925 г., русская, 7 кл.
Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Овощи
призван: Благодарненский РВК, 1942, 1080-й зен.-арт. полк ПВО, в/ч 29310, 3 Укр. фр., звание/должность рядовой, разведчица-артиллерист
орден Отечественной войны II ст., медали: Жукова, «За победу над Германией...», юбилейные, 1945 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Летняя Ставка, н-к отделения связи, контролер РУС.
2. Воронко Любовь Георгиевна
23.07.1927 г., русская, с/спец.
Место рождения:Владимирская обл., Суздальский р-н, с. Гнездилово
призван: органы НКВД, звание/должность сержант, цензор ВПСП-3
юбилейные медали, 1946 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Казгулак.
1927 г., русский, 4 кл.
Место рождения: Ставропольский кр., с. Александровское
призван: Новоселицкий РВК, 1944, 6 учеб. сп, звание/должность ст. с-т, курсант, минометчик
медаль «За победу над Германией...», 1952, Ставропольский кр., Андроповский р-н, с. Куршава, чабан, с-з «Куршавский», пенсионер.
10.03.1926 г., русский, 4 кл.
Место рождения:Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла
призван: Благодарненский РВК, 1944, 639-й стр. полк, 231-я стр. дивизия, 59-й стр. корпус, Дальневосточ. фр., звание/должность рядовой
орден Отечественной войны II ст., медали: «За победу над Японией», юбилейные, 1950 г., Ставропольский кр., Туркменский р-н, с. Кучерла.
12.09.1927 г., русский, 8 кл.
Место рождения: Ставропольский кр., Петровский р-н, с. Малые Ягуры
призван: Петровский РВК, 1944, 59-й стр. полк, звание/должность рядовой, наводчик
медали: «За победу над Германией...», юбилейные, Ставропольский кр., Туркменский р-н, пос. Березовский, к-з им. Калинина, водитель.
Приложение 5
План написания письма - благодарности ветерану
Возможные варианты написания
Приветствие с обращением
- Дорогой ветеран!
- Здравствуй, Солдат Победы!
- Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!
Сообщение
слова благодарности
пожелания
- Примите слова благодарности
- Я Вам благодарен за то, что…….
- Благодарю Вас за то, что …….
- Спасибо Вам за подаренную свободу и независимость.
- Спасибо за возможность просыпаться каждое утро, за возможность радоваться жизни, мирному небу.
- Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
- Беззаветная любовь к родной земле.
- Чувство ответственности за все грядущие поколения.
- Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
- Семья для Вас была крепкой опорой.
- Долгой жизни и здоровья.
- .Пусть хорошее настроение окрасит Ваши преклонные годы.
Прощание
Низкий Вам поклон. /Подпись /Ваш благодарный потомок /Ученик 8 класса/ фамилия/имя
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к нему в рамках Всероссийского конкурса "Лучший урок письма". 1 место в районном этапе.1 место на региональном уровне.
Разработка урока по математике " Действия с десятичными дробями", 5 класс....
методическая разработка "Лучший урок письма-2014"
Методическая разработка урока письма для 5 класса (на 2 часа)...
ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"
ИТОГОВЫЙ СПИСОК Всероссийского конкурса "Методических разработок - февраль 2015"...
Лучший урок письма.-2019
Результаты моей работы с учениками...
Всероссийский конкурс на методическую разработку в номинации "Лучший урок письма -2020!"
Цель урока: Содействовать овладению учащимися основных понятий эпистолярного жанра; рассказать о структуре письма и его этикетных особенностях; научить выдерживать письмо в одном стиле и в рамках...
Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области "Моя педагогическая копилка", 2019."Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады"
Организационно-методическое сопровождение региональной Олимпиады по английскому языку для образовательных учреждений среднего профессионального образования...
Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок
Диплом 1 место во Всероссийском конкурсе методических разработок в номинации "Конспект урока" по теме: "Обобщающий урок по обществознанию в 7 классе по теме:" Права и обязанн...