Разработка по русскому языку в 6 классе по теме: "Не с существительными".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Монгуш Екатерина Михайловна

Использование педагогической тенологии РКМЧП. Урок сопровождается презентацией. Это первый урок по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushch_6_kl.rar146.26 КБ

Предварительный просмотр:

(Использование технологии развития критического мышления)

                                                                         Разработала: Монгуш Е. М. ,

                                                                                  учитель   русского языка и литературы.

Слайд 1.Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка в 6 классе по теме: «Не с существительными». (Сопровождается мультимедийной презентацией)

Цели:

  1. создать условия для развития у школьников критического мышления;
  2. формировать навык правописания не с существительными в сопоставлении с глаголами;
  3. усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными.

Личностные  результаты.

  1. развитие начальных форм регуляции своего эмоционального  состояния.
  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.

Коммуникативные умения.

  1. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
  2. выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.

Учебные компетенции.

  1. Слитное и раздельное написание не с существительными.

Регулятивные умения: 

  1. Принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.

Содержание и вид деятельности.

  1. Беседа, обращение к миру мудрых мыслей, творческие задания.
  2. Методы обучения:

репродуктивный (беседа, парная работа); частично-поисковый; развивающее повторение.

  1. Формы организации учебной деятельности:

фронтальная; парная;  индивидуальная.

Ход урока.

Слайд 2.(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.

А.П. Сумароков

Любовь к родному языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить,  грамотно писать.

I этап. «Вызов»

1). Как вы понимаете слова А.П. Сумарокова?

  1. Задание. Запишите эпиграф в тетрадь, раскрывая скобки. Выделите орфограммы, объясните их.
  2. О чем пойдет речь на уроке.

Слайд 3. 2). Подумайте и запишите все, что вы знаете по данной теме.  (Парная работа).

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

Правописание с не

Правописание  с не

Глагол

 Существительные

Не знает

Недоумевал

Слитно?

Раздельно?

II этап. «Осмысление»

Слад 4. 3). Образуйте от глаголов: не знает, недоумевал имена существительные?

  1. Незнание
  2. Недоумение

4). Сможете ли вы объяснить,  как пишутся эти слова?

«Знаю»

«Это для меня новое»

Недоумение

незнание

  1. Недоумение – без Не не употребляется, поэтому пишем слитно (по аналогии с глаголом).

5). Какую цель должны мы поставить перед собой? Какая запись должна появиться во втором столбце таблицы?

  1. Слитно?
  2. Раздельно?

Слад 5. Запишите тему урока «Не с существительными».

Откройте учебник (страница 100, орфограмма №32),  прочитайте новый материал,  ответ можно представить  в виде схемы.  (Работа в парах).

Не с существительными

 

Слайд 6. 6). Сформулируйте задание к данному упражнению.

(Не)настье, (не)счастье, (не)доразумение, (не)правда, (не)погода, (не)вежда, (не)достаток, (не)забудка;  слово не стрела.

  1. Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.
  2. Объяснить слитное и раздельное написание имён существительных.
  3. Распределительный диктант: слитно, раздельно.

Слайд 7. 7). Что вы знаете о слове Не?

  1. Частица.
  2. Приставка.
  3. Часть корня.

8). Что нужно сделать, чтобы это узнать?

  1. Слова, которые не употребляются без Не – (Не – часть корня).
  2. Слова, которые употребляются без Не –приставка.
  3. Слова, которые с Не пишем раздельно -частица.

9). Из предыдущего упражнения приведите примеры.

  1. Часть корня -ненастье, недоразумение, невежа, незабудка.
  2. Приставка – несчастье, неправда, непогода.
  3. Частица – не стрела.

10). Упражнение 238 (письменно, самостоятельно).

  1. Выпишите сначала существительные, в которых не – приставка, затем  не - часть корня.

Индивидуальная работа. Карточки для сильных ребят.

Карточка №1.

  1. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

Слёзы не годования навернулись на его глаза.

Всё внимание его устремилось на не приятеля.

А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

Карточка №2.

  1. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?

Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.

Опять гудит бушует не погода.

Слайд 8. 11).  Проблемная ситуация?

Невежа. Невежда. Что общего? Чем различаются?

  1. Общее: имена существительные, не употребляются без НЕ.
  2. Различия. В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи. НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо. НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.

12). Решите лингвистическую задачу.

Что означают слова: слон, кактус, телефон?

Существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон?

Сделайте вывод.

  1. Не с существительными пишется раздельно, если является словом – отрицанием (отрицательной частицей).

13). Выполните упражнение № 241 (устно).

Слайд 10.Какие знания о не с существительными  помогут вам выполнить домашнее задание упражнение № 239.  Заполните раздел таблицы «Узнал».

«Знаю»

«Хочу знать»

«Узнал новое»

Правописание с не

Правописание  с не

Слитно – подбираю синоним.

Глагол

 Существительные

Слитно – не употребляется без Не.

Не знает

Недоумевал

Слитно?

Раздельно?

Раздельно – слово- отрицание.

Противопоставление с союзом  а.

Слайд 11. IV этап. «Рефлексия»

I вариант

  1. Найдите неверное утверждение.

Не с существительными пишется раздельно:

  1. если слово без не употребляется;
  2. если в предложении есть союз а;
  3. если есть противопоставление с союзом а.

II вариант

  1. Найдите верное утверждение.

Не с существительными пишется раздельно:

  1. если слово без не употребляется;
  2. если в предложении есть союз а;
  3. если есть противопоставление с союзом а.

Слайд 12. Самый внимательный.

14). Кто заметил части пословиц в заданиях? Назовите их.

1. Слово не воробей       да острее стрелы.

2. Слово не стрела      вылетит – не поймаешь.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слово не стрела, да острее стрелы.

Соберите пословицы. Объясните смысл. На начало урока – вспомнить слова Сумарокова.

(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.

Вопросы самому себе.

  1. Какие вы можете задать себе вопросы после данной темы  урока?
  2. Что я понял? Чему научился? Что буду делать иначе?
  3. Что в результате работы выяснил?
  4. Что узнал нового?

Использованная литература.

  1. Баранов М. Т. Русский язык. 2008 год
  2. Баранов М. Т. Русский язык. Поурочные планы. 6 класс.2006.
  3. Черногрудова Е. П. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.2012 год
  4. А. Д. Дейкина. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5-6 класс.1997 год.

Карточка №1.

  1. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

Слёзы не годования навернулись на его глаза.

Всё внимание его устремилось на не приятеля.

А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.

Карточка №2.

  1. Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:

Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?

Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.

Опять гудит бушует не погода.

Слитно

Раздельно

1. Слово не употребляется без не.

Неряха.

2.Синоним.

Неправда (ложь)

  1. Противопоставление с союзом «а».

Не правда, а ложь.

  1. Слово-отрицание.

Слово не воробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....