Разработка по русскому языку в 6 классе по теме: "Не с существительными".
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Использование педагогической тенологии РКМЧП. Урок сопровождается презентацией. Это первый урок по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 146.26 КБ |
Предварительный просмотр:
(Использование технологии развития критического мышления)
Разработала: Монгуш Е. М. ,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 1.Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка в 6 классе по теме: «Не с существительными». (Сопровождается мультимедийной презентацией)
Цели:
- создать условия для развития у школьников критического мышления;
- формировать навык правописания не с существительными в сопоставлении с глаголами;
- усвоение правила слитного и раздельного правописания не с именами существительными.
Личностные результаты.
- развитие начальных форм регуляции своего эмоционального состояния.
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях.
Коммуникативные умения.
- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
- выражать свои мысли, готовность слушать собеседника, вести диалог.
Учебные компетенции.
- Слитное и раздельное написание не с существительными.
Регулятивные умения:
- Принимать и сохранять учебную задачу; уметь планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия.
Содержание и вид деятельности.
- Беседа, обращение к миру мудрых мыслей, творческие задания.
- Методы обучения:
репродуктивный (беседа, парная работа); частично-поисковый; развивающее повторение.
- Формы организации учебной деятельности:
фронтальная; парная; индивидуальная.
Ход урока.
Слайд 2.(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.
А.П. Сумароков
Любовь к родному языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, грамотно писать.
I этап. «Вызов»
1). Как вы понимаете слова А.П. Сумарокова?
- Задание. Запишите эпиграф в тетрадь, раскрывая скобки. Выделите орфограммы, объясните их.
- О чем пойдет речь на уроке.
Слайд 3. 2). Подумайте и запишите все, что вы знаете по данной теме. (Парная работа).
«Знаю» | «Хочу знать» | «Узнал новое» |
Правописание с не | Правописание с не |
Глагол | Существительные |
Не знает Недоумевал | Слитно? Раздельно? |
II этап. «Осмысление»
Слад 4. 3). Образуйте от глаголов: не знает, недоумевал имена существительные?
- Незнание
- Недоумение
4). Сможете ли вы объяснить, как пишутся эти слова?
«Знаю» | «Это для меня новое» |
Недоумение | незнание |
- Недоумение – без Не не употребляется, поэтому пишем слитно (по аналогии с глаголом).
5). Какую цель должны мы поставить перед собой? Какая запись должна появиться во втором столбце таблицы?
- Слитно?
- Раздельно?
Слад 5. Запишите тему урока «Не с существительными».
Откройте учебник (страница 100, орфограмма №32), прочитайте новый материал, ответ можно представить в виде схемы. (Работа в парах).
Не с существительными
Слайд 6. 6). Сформулируйте задание к данному упражнению.
(Не)настье, (не)счастье, (не)доразумение, (не)правда, (не)погода, (не)вежда, (не)достаток, (не)забудка; слово не стрела.
- Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.
- Объяснить слитное и раздельное написание имён существительных.
- Распределительный диктант: слитно, раздельно.
Слайд 7. 7). Что вы знаете о слове Не?
- Частица.
- Приставка.
- Часть корня.
8). Что нужно сделать, чтобы это узнать?
- Слова, которые не употребляются без Не – (Не – часть корня).
- Слова, которые употребляются без Не –приставка.
- Слова, которые с Не пишем раздельно -частица.
9). Из предыдущего упражнения приведите примеры.
- Часть корня -ненастье, недоразумение, невежа, незабудка.
- Приставка – несчастье, неправда, непогода.
- Частица – не стрела.
10). Упражнение 238 (письменно, самостоятельно).
- Выпишите сначала существительные, в которых не – приставка, затем не - часть корня.
Индивидуальная работа. Карточки для сильных ребят.
Карточка №1.
- Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:
Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.
Карточка №2.
- Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:
Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?
Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.
Опять гудит бушует не погода.
Слайд 8. 11). Проблемная ситуация?
Невежа. Невежда. Что общего? Чем различаются?
- Общее: имена существительные, не употребляются без НЕ.
- Различия. В литературном языке нужно четко разграничивать слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА по их значению и правильно употреблять их в речи. НЕВЕЖА – грубый, невоспитанный человек. Однокоренные слова к нему: вежливость, невежливость, вежливо. НЕВЕЖДА – это неуч, необразованный человек. Это слово входит в состав однокоренных слов: невежество, невежественность, невежественный.
12). Решите лингвистическую задачу.
Что означают слова: слон, кактус, телефон?
Существуют ли предметы, которые можно было бы назвать неслон, некактус, нетелефон?
Сделайте вывод.
- Не с существительными пишется раздельно, если является словом – отрицанием (отрицательной частицей).
13). Выполните упражнение № 241 (устно).
Слайд 10.Какие знания о не с существительными помогут вам выполнить домашнее задание упражнение № 239. Заполните раздел таблицы «Узнал».
«Знаю» | «Хочу знать» | «Узнал новое» |
Правописание с не | Правописание с не | Слитно – подбираю синоним. |
Глагол | Существительные | Слитно – не употребляется без Не. |
Не знает Недоумевал | Слитно? Раздельно? | Раздельно – слово- отрицание. Противопоставление с союзом а. |
Слайд 11. IV этап. «Рефлексия»
I вариант
- Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется раздельно:
- если слово без не употребляется;
- если в предложении есть союз а;
- если есть противопоставление с союзом а.
II вариант
- Найдите верное утверждение.
Не с существительными пишется раздельно:
- если слово без не употребляется;
- если в предложении есть союз а;
- если есть противопоставление с союзом а.
Слайд 12. Самый внимательный.
14). Кто заметил части пословиц в заданиях? Назовите их.
1. Слово не воробей да острее стрелы.
2. Слово не стрела вылетит – не поймаешь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Слово не стрела, да острее стрелы.
Соберите пословицы. Объясните смысл. На начало урока – вспомнить слова Сумарокова.
(Не)льзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических (не)знает правил.
Вопросы самому себе.
- Какие вы можете задать себе вопросы после данной темы урока?
- Что я понял? Чему научился? Что буду делать иначе?
- Что в результате работы выяснил?
- Что узнал нового?
Использованная литература.
- Баранов М. Т. Русский язык. 2008 год
- Баранов М. Т. Русский язык. Поурочные планы. 6 класс.2006.
- Черногрудова Е. П. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс.2012 год
- А. Д. Дейкина. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 5-6 класс.1997 год.
Карточка №1.
- Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:
Слёзы не годования навернулись на его глаза.
Всё внимание его устремилось на не приятеля.
А народ-то над ним насмехается: Поделом тебе старый не вежа.
Карточка №2.
- Спишите предложения, расставив пропущенные знаки препинания, исправляя ошибки в написании "не" с существительными, объясняя орфограмму № 32 графически:
Что ты нам расскажешь ветер не поседа - ветерок?
Заколдован не видимкой дремлет лес под сказку сна.
Опять гудит бушует не погода.
Слитно
Раздельно
1. Слово не употребляется без не.
Неряха.
2.Синоним.
Неправда (ложь)
- Противопоставление с союзом «а».
Не правда, а ложь.
- Слово-отрицание.
Слово не воробей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....