Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
методическая разработка по русскому языку по теме

         Представленные материалы помогут ученику  8-9 классов и учителю в   подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему. Дидактический банк также будет полезен учителю, который стремится организовать наиболее эффективную подготовку учащихся к  написанию сочинения на лингвистическую тему.

         Цель представленных материалов: научить учащихся создавать письменное  речевое высказывание в форме рассуждения на лингвистическую тему, то есть формирование языковой и лингвистической компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Унынье от неудачи есть малодушие.

Должно вооружиться терпением,

твёрдостию, постоянством…

Должно любить труд, любить занятия.

Где нет любви, там нет успеха.

Лицейский преподаватель А.С. Пушкина

Н.Ф. Кошанский.

Дидактический банк

1. Формулируем тезис.

1.1. Сформулируйте тезис к сочинениям на темы:

А) Можно ли в письменной речи обойтись без знаков препинания?

Б) Какую роль в письменной речи выполняют знаки препинания?

В) Зачем нужно соблюдать пунктуационные нормы?

Г) Знак препинания – смысловой знак.

Д) Что помогает нам правильно расставить знаки препинания?

1.2. Прочитайте варианты вступления сочинений учащихся на  лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?».

«На письме без знаков препинания  обойтись невозможно. Они выполняют важную роль в письменной речи».

        «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения».

        «Русская пунктуация – сложная система. Глубокое овладение ею помогает точно и чётко передавать, воспринимать смысл написанного. Недаром так трудны для восприятия  древние тексты, написанные без знаков препинания».

        «К. Паустовский в повести «Золотая роза» так определил роль знаков препинания: «Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

  • Какое из них вам показалось наиболее интересным, неординарным? Почему? Можно ли по вступлению определить, насколько глубоко будет раскрыта тема сочинения?
  • Попробуйте и вы  свои силы: напишите вступление к сочинению на эту  же тему. Вы можете начать своё вступление разными способами:

- риторическим восклицанием;

- цитатным материалом (чьим-то высказыванием, поговоркой, пословицей и т.д.);

- небольшим отступлением, которое может подвести к проблеме текста;

- предложением, утверждающим актуальность обсуждаемого вопроса.

2. Приводим аргументы (доказательства).

2.1. Превратите предложения в аргумент: раскройте мысль так, чтобы исходное предложение стало аргументом к какому-либо тезису. Для связи частей высказывания используйте слова: поэтому; вот почему; неудивительно, что; отсюда следует; именно из-за этого; а приводит к тому, что и другие.

Образец: В письменной речи без знаков препинания обойтись невозможно. – В письменной речи без знаков препинания обойтись невозможно,  поэтому  очень важно знать правила их постановки.

А) Надо знать правила пунктуации.

Б) Знаки препинания в письменной речи выполняют очень важную роль.

В) Древние тексты, написанные без знаков препинания,  очень трудны для восприятия.

2.2. Подберите по 2 аргумента к следующим тезисам:

А) Соблюдая правила пунктуации,  мы  достигаем цели: точно, ясно выражаем свои мысли.

Б) Усвоение правил пунктуации не простое дело. Как и всякие правила, их надо изучать, прочно усвоить, чтобы потом свободно ими владеть.

В) К. Паустовский в повести «Золотая роза» так определил роль знаков препинания: «Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Как вы понимаете смысл этого высказывания?

3. Ознакомьтесь с информацией и выполните задание.

        Понимание пунктуации как самостоятельной системы знаков графической информации, которая организует письменный текст, представлено в трудах А.А. Реформатского.

        Сознательное владение знаками препинания предполагает наличие у пишущего и читающего понимание того, с какой целью они употребляются. Так, знаками показывается  структурно-смысловое членение текста, отношение между  его частями, а также особый характер  их связей.

Многие писатели и поэты тщательно отрабатывают свою пунктуацию, глубоко осмысливают её  и заставляют служить своим творческим целям.

  • Прочитайте текст А. Битова.

Герой и свобода – нет нерасторжимей понятий! А если достиг, а если испытал, а   если

убедился, что она  таки  есть (свобода!), - то пусть и гибнет: на то он и герой. Ибо что это за герой, который не погиб? Что это за участь, самому себе не веря, доказывать в очереди за пивом, что ведь – было! Было! Вот про меня даже написано… доставать разлохмлённые документы (всё мой ношу с собой) и среди них сквозящую на сгибах газетную вырезку… Ибо что это за герой, который выжил (язык не подведёт, он подыщет глагол…)? А ведь и не выжил – и опять же погиб, только уже не как герой.

        - На примере данного текста убедитесь, что знаки препинания служат средством выражения мыслей и чувств в письменном тексте. В этом вам поможет таблица.

Многоточие

Передаёт эмоциональное состояние автора.

Тире

Привлекает и акцентирует внимание читателя.

Скобки

Выделяют коммуникативно важные слова.

Восклицательный знак

Передаёт взволнованность, недосказанность.

Вопросительный знак

Приглашает читателя к разговору.

        - на примере самостоятельно подобранного текста докажите следующие положения:

1) пунктуация несёт в себе заряд экспрессии;

2) знаки препинания являются помощниками писателя и поэта в создании художественной выразительности;

3) знаки препинания способны скрыть глубину смысла.

        4. Напишите сочинение – рассуждение  на лингвистическую тему (по выбору).

1) Пунктуация – одно из ярких средств выразительности текста.

2) Современная пунктуация – сложная, исторически сложившаяся система.

3) Чтобы свободно владеть пунктуацией, необходимо не только знать правила расстановки знаков препинания, но, главное, постичь её существо, её принципы, усвоить её системность.

4) Пунктуация способна отражать процессы речи – мысли.

5.  Редактирование сочинения.

На экзамене надо уметь рационально распределить своё время, чтобы написать и успеть проверить сочинение. Попробуем это сделать.

Перед вами сочинение ученика 9 класса. (Грамматика и речь оригинала сохранены.) Внимательно прочитайте и проверьте его, пользуясь критериями оценивания  сочинения-рассуждения  на лингвистическую тему. (Для выполнения этого задания необходимо раздать учащимся разработанные ФИПИ критерии оценивания.) Отредактируйте данное сочинение.

Знаки препинания помогают, читающему постичь смысл написанново. Без них мы не сумеем не выразить, не понять ничего в тексте. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. К примеру предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» С помощью вопросительного знака автор подчёркивает, что тогда почти никаких цветов нельзя было купить. А как бы читалось  это предложение, если бы стоял восклицательный знак?

В предложении 11 («Но как он их преподносил!..») восклицательный знак передаёт восхищение автора.

Знаки препинания на письме необходимы, поэтому я разделяю точку зрения Антона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Упражнения, направленные на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения(часть 3,ЕГЭ)

Данный материал рассчитан на работу с учащимися 11-х классов. Материал содержит 12 упражнений, способствующих научить  учащихся верно формулировать проблемы текстов, выявлять авторскую позицию, а...

«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»

В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С.  Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав пре...

Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовк...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...