«ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С. Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному. Ещё труднее приходится старшеклассникам, если им предлагаются тексты научно-популярного и публицистического стилей (большинство текстов ЕГЭ публицистического стиля), потому что на уроках русского языка в среднем звене выполняется лишь частичный анализ текстов этих стилей и задания к экзаменационному изложению ориентируют учащихся именно на фрагментарный анализ: так, подросткам после написания изложения предлагают или обозначить проблему, поставленную автором, или выразить своё отношение к авторской позиции, или найти в тексте черты того или иного стиля. Таким образом, учащиеся старших классов за два последних года обучения должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер-класс по подготовке к ЕГЭ | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧЕВЫХ КЛИШЕ»
Выступление на РМО
учителей русского языка и литературы
Зайдуллина Фания Мударисовна, учитель русского языка и литературы
В процессе подготовки школьников к ЕГЭ, я обнаружила их затруднения в выполнении задания типа С. Это вызвано теме, что выпускники, выполняющие это задание, должны, во-первых, проанализировав предложенный текст, выявить авторскую позицию, во-вторых, корректно и доказательно выразить собственное отношение к прочитанному. Ещё труднее приходится старшеклассникам, если им предлагаются тексты научно-популярного и публицистического стилей (большинство текстов ЕГЭ публицистического стиля), потому что на уроках русского языка в среднем звене выполняется лишь частичный анализ текстов этих стилей и задания к экзаменационному изложению ориентируют учащихся именно на фрагментарный анализ: так, подросткам после написания изложения предлагают или обозначить проблему, поставленную автором, или выразить своё отношение к авторской позиции, или найти в тексте черты того или иного стиля. Таким образом, учащиеся старших классов за два последних года обучения должны освоить комплексный анализ текста и научиться писать сочинение-рассуждение по предложенному тексту.
Изучив множество рекомендаций по подготовке к ЕГЭ, а именно заданию тапа С, и применяя эти методики на деле, пришла к выводу, что наиболее приемлемый способ написания сочинения – это использование речевых клише, на мой взгляд, этот способ легкий и доступный.
Для начала предлагаю прочитать исходный текст. Этот текст многим из коллег знаком, взят он из сборника, предложенного ФИПИ.
(Раздаются бланки с алгоритмом сочинения)
Итак, обратимся к алгоритму написания сочинения. (Слайд 2)
Алгоритм написания сочинения
- Вступление.
- Постановка проблемы
- Комментарий к поставленной проблеме.
- Позиция автора.
- Собственная позиция.
- Аргумент.
- Литературный аргумент.
- Заключение.
1. Вступление. Чтобы правильно написать вступление, конечно же, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чём этот текст. Определили тему текста. Давайте вспомним, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению? (Слайд 3)
Вступление.
- Вопросно-ответное единство.
- Цепочка вопросительных предложений.
- Риторический вопрос.
- Цитата.
- Краткая справка об авторе текста.
- Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
Изучив данные виды вступлений, рассмотрим речевые клише. Они даны в бланках с алгоритмом. Выберите подходящее вашему тексту клише, выделите его фломастером, а концовку предложения напишите в бланке.
2. Следующий пункт алгоритма сочинения – это «Постановка проблемы». Это будет второй абзац нашего сочинения. Зная о том, что в тексте может быть затронуто несколько проблем, попробуем определить более очевидную. Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Причём, не забывайте, что верно сформулированная одна из проблем исходного текста без фактических ошибок по критериям оценки выполнения задания с развернутым ответом оценивается 1 баллом.
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 |
Какие же речевые клише можно употребить при постановке проблемы? (Слайд 4)
В данном тексте
- анализируется проблема...
- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему...
- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
- исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
- рассматривается – вопрос, пример…
- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой... Устарело ли это понятие?
- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующих проблемах: (что такое ...)
Выберите подходящий вариант к вашему сочинению.
3. Теперь нужно прокомментировать проблему исходного текста. Это и будет следующий абзац. Чтобы прокомментировать проблему, попробуйте ответить на вопросы:
– На чём заостряет внимание автор?
– На каком материале автор раскрывает проблему?
– К каким выводам приводит читателя?
Давайте рассмотрим примеры речевых клише. (Слайд 5)
– (Автор) заостряет внимание на…
– (Автор) раскрывает проблему на материале…
– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) ещё одну животрепещущую проблему – проблему ...
– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор...
Ещё раз обратимся к критериям оценивания сочинения:
К 2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | Баллы |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет. | 2 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. | 1 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 |
4. Позиция автора – наш следующий пункт алгоритма написания сочинения. Как выявить позицию автора?
Для того чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
Авторская позиция может быть явной, когда в тексте прямо звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда её выявление требует умения видеть скрытый смысл. Для этого нужно уметь понимать иронию, раскрывать сложные метафоры, приведённые в тексте.
Для выявления позиции автора можно употребить следующие виды клише. (Слайд 6)
– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: «(Цитата)». – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: «(Цитата)».
– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).
– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора):
– убедительно доказывает, что…
– обращает внимание на то, что…
– выражает тревогу…
– верно (тонко) замечает…
5. А теперь самая, на мой взгляд, креативная часть нашего сочинения, и начинается она с точки зрения собственной позиции. В этой части работы нужно следовать правилам построения текста-рассуждения. Посмотрим на слайд.
Построение текста-рассуждения.
- Тезис.
- Аргументация.
- Вывод.
Тезисом в данном сочинении является авторская позиция, которую мы определили, ваши же аргументы должны подтвердить или опровергнуть мнение автора. Я предлагаю примеры клише:
(Слайд 7)
– Я полностью соглас___ с автором текста. Ведь... Потому что...
– По-моему...
– Автор абсолютно прав, утверждая, что…
– Трудно не согласиться с автором в том, что…
– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…
– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.
– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
Выберите, пожалуйста, подходящий вариант.
6. В шестом пункте мы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт и два литературных аргумента, отстоять свое мнение. Это будет следующий абзац. Рассмотрим схему. Что можно считать жизненным опытом? В бланках сочинений даны речевые клише. Выберите вам подходящее. (Слайд 8)
Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)
– Мне не раз приходилось сталкиваться с ...
– Помню, как-то...
– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.
– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с...
Ссылка на авторитет
– Известный русский писатель, выдающийся учёный и т.п. как-то заметил...
– Любой историк скажет, что...
– Большинство врачей, языковедов, учёных и т.п. считают, что...
7. Теперь о читательском опыте. Рассмотрим схему. (Слайд 9)
Слушатели получают таблицу «Литературные аргументы», которую автор мастер-класса часто использует в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые заготовки.
– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п. (назвать автора)...
– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п. (назвать автора) мы тоже наблюдаем за...
– Возьмём, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п. (назвать автора)...
Напишите литературный аргумент.
А теперь посмотрим на критерии оценки:
К4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | Баллы |
| Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания или жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | |
Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. | 1 | |
| Экзаменуемый сформулировал свое мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументы, или мнение экзаменуемого лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 |
8. Финал работы над сочинением. Последний пункт сочинения – это «Заключение».
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведём различные способы оформления заключения.
1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.
3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме
4. Использование цитаты
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.
6. Яркий пример, обобщающий рассуждение
Для заключения предлагаю следующие варианты клише. (Слайд 10)
– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что…
– И, в конце концов, следует заметить, что...
– ... Эти вопросы вечны, как вечны..., как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что...
– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что «болезнь» указана, а как её излечить – это уже бог знает!
Напишите заключение. Обращаю ваше внимание на критерии оценки задания с развернутым ответом.
Предлагаю ещё раз «пробежаться» по написанному сочинению и прочитать, что получилось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
Представленные материалы помогут ученику 8-9 классов и учителю в подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...
ЕГЭ по русскому языку. Схема сочинения-рассуждения
Данная схема призвана помочь учащимся не допустить ошибок при построении текста сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку с использованием информационных технологий.
Сегодня основная задача, которая стоит перед каждым учителем, - это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В статье рассматриваются вопросы как развития языковых навыков и речев...
ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения.
ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения....
Методические рекомендации. Подготовка учеников 9 класса к ОГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения. С 15.3.
Методические рекомендации для обучающихся 9-х классов по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (15.3) представляют собой презентацию по разбору структуры написания сочинения данного типа....
Подготовка к экзамену по русскому языку. Образец сочинения- рассуждения 15.1,15.2,15.3
Образец сочинений-рассуждений по русскому языку 15.1Смысл высказывания В.Г.Короленко можно объяснить следующим образом: слово - это инструмент, который помогает людям выражать свои мысли, чу...
Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...