Мастер- класс. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения- рассуждения 9.3.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Овсянникова Галина Николаевна

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»

Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере сочинения- рассуждения 9.3

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Технология критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3»

Цель: передача опыта по использованию приёмов работы с текстом при подготовке к ГИА на примере сочинения- рассуждения 9.3

Задачи:

1) создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
2) распространение педагогического опыта;

3) выстраивание диалога.

Форма мастер-класса: лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

Наглядность: раздаточный материал (памятки для учителей, с полным описанием различных приёмов работы с текстом); материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

Сценарий мастер-класса.

1. Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас! Мне хочется поделиться с Вами своим небольшим опытом работы в подготовке к ГИА. В далеком 2008 году я впервые готовила девятиклассников к ГИА в новой форме.

2. Вступительное слово.

Почему я выбрала эту тему для мастер- класса?

По легенде, жил мудрец, который знал всё, но ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. Вот так и в наших руках ребенок должен чувствовать себя не только лучшим, нужным, а главное – успешным. 

СЛАЙД 2

Важно не только создать ситуацию успеха, но и привести своих учеников к нему.

Формирует личность ученика, готовит его к жизни, способствует коммуникационному развитию личностно ориентированное, метапредметное обучение.

Сдать успешно ОГЭ, хорошо написать сочинение – это, безусловно, мощная мотивация для учащихся 9 классов. При этом следует не забывать и о преемственности этого сочинения –рассуждения на морально- этическую тему для выполнения задания 27 на ЕГЭ в 11 классе, в композиции которого есть сходства с работой 9 класса.

СЛАЙД 3

УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской позволяет подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку. Уже в 5, 6 классах, изучая теорию, дети знакомятся с тезисом, аргументами, пишут сочинение – рассуждение, в 7 классе -сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. Комплексная работа с текстом идёт в 8-9 классах. Эффективную помощь оказывают сайты «Решу ОГЭ», ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Любови Михайловны». Есть и необходимая методическая база: КИМы Л.И. Мальцевой, Цыбулько позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Однако работа в качестве учителя русского языка и литературы, участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в форме ГИА, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы в школе. Снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь косноязычна, бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль.  Мне видится, что сознательное усвоение информации происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.

Но как увлечь учеников при обучении этим сочинениям, сделать занятия интересными для учеников и не превратить их в уроки натаскивания?

Изменённые в 2019-2020 учебном году КИМы требуют и новых подходов к уже сложившейся системе подготовки. Реализовать личностно- ориентированный подход в обучении помогают современные педагогические технологии.

СЛАЙД 4

Так, реализация личностно- ориентированного обучения через технологию критического мышления позволяет научить учащихся рассуждать, анализировать, выявлять проблему, сравнивать, приводить аргументы. «Технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода».

СЛАЙД 5

Преимущества технологии очевидны: способствует развитию логического мышления, реализует принципы личностно ориентированного обучения, когда каждый ученик может проявить свои возможности, формирует коммуникативную компетенцию. Происходит не только процесс подготовки к самостоятельному написанию эссе, но и решается задача возвращения читательской культуры.

СЛАЙД 6

Ее конструктивную  основу составляет модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление".

Первая фаза – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели урока.

Вторая фаза – «осмысление» – содержательная, в ходе которой происходит работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника…), которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья фаза – «рефлЕксия»  – размышления. Ученик формирует личностное отношение к тексту и создает свой собственный текст. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, интерпретируют и, наконец, сочиняют. 

На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Вызов – это импульс к появлению новых знаний. Хорошо усваивается та информация, которая актуальна и интересна. Поэтому на этой стадии важно мотивировать учащихся к познанию. Они должны захотеть узнать. Как это сделать?

На первом этапе – работа с тезисом, формулировкой определения– целесообразны следующие приемы: «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Слова- маркеры».

На втором этапе- фазе осмысления ведется  работа над комментарием определения- универсальными приемами оказываются «Кластер», «Дерево предсказаний», «ПОПС»,  составление таблиц (ЗУХ, «Денотатный граф», «бортовой» журнал), приём по организации чтения текста «Чтение с остановками»,  «Ключевые слова» или «Слова- маркеры»,  «Верные и неверные тверждения»,«Тонкие» и «толстые» вопросы»

На третьем этапе- фазе размышления- происходит суммирование и систематизация новой информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле (рефлексия).

Приёмы: «Дискуссия», «Синквейн», «Эссе».Именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретённой информации.

Систематическое использование элементов данной технологии позволяет эффективно подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

СЛАЙД7

СЛАЙД 8

Композиция сочинения- рассуждения трехчастная.

Вступление. Тезис, в котором формулируем определение и комментируем его обязательно.

Вторая часть- основная. Доказательства. Обязательно должны быть 2 аргумента- примера, и мы должны их прокомментировать.

Третья часть- заключение, вывод.

 4 абзаца: вступление, основная часть, 1 аргумент, 2 аргумент, вывод. Но если в работе будет 3 абзаца, это не ошибка.

Каждая часть должна начинаться с абзаца, потому что это оценивается.

СЛАЙД 9

Как написать вступление? Дать толкование лексического значения слова.

Часто дети не могут дать внятное определение слова, потому что они не знают, как это делается. От ребёнка не требуется дать определение слова такое, как в словаре. Он должен дать определение на доступном ему уровне. Учёные говорят, что проще всего дать определение существительному, обозначающему конкретные предметы, труднее объяснить смысл абстрактного существительного, а именно такие слова и даются на экзамене.

Дать толкование слова – это значит раскрыть понятие, дать характеристику, сказать другими словами, определить смысл слова.

Чтобы дети смогли дать определение, необходимо их познакомить с различными способами толкования слова, научить давать определение несколькими способами.

СЛАЙД 10 Эффективен приём «Мозговой штурм» или «Дискуссия».

СЛАЙД 11

Самый распространенный способ- синонимический способ. Толкование слова даётся через подбор синонимов. Существенным достоинством таких определений является предельная краткость и взаимозаменяемость.

Пример: полемика- спор, оригинал- подлинник, выбор- путь, аморальный- безнравственный.  

Следующий способ - перечислительный. Не получается у ребенка подобрать синоним. Он понимает, о чем идет речь, но нет у него возможности назвать точно, что это.

Пример: морфема- это приставка, корень, суффикс, окончание. Цитрусовые- лимон, апельсин, мандарин. Времена года- зима, весна, лето, осень.

СЛАЙД 12.

Описательный способ. Определение, данное при помощи этого способа, состоит из двух элементов: слова, употребляемого вместо родового значения, и видовых значений.

Источник- то, что дает начало чему- либо, служит основой чего- либо; беспорядок- отсутствие или нарушение порядка.

СЛАЙД 13

Отрицательный способ. Указываются отсутствующие у предмета характеристики или свойства, например, беспорядок- это не порядок. 

Можно комбинировать эти способы.

СЛАЙД 14

Базой для тезиса на начальном этапе работы над сочинением является текст изложения. Учителю необходимо умело подбирать текст изложения к тексту для сочинения. В тексте для изложения может содержаться частичное определение, а напечатанный текст необходим для комментария и поиска аргументов к общей в двух текстах проблеме. В тексте для изложения рассматривается общая проблема нравственного характера, а в напечатанном тексте проблема раскрывается на частных примерах.

СЛАЙД 15

Проследим на примере. Приём «Слова - маркеры»  эффективно применяется для выделения из текста изложения ключевых слов, необходимых для формулировки определения. 

СЛАЙД 16

В данном тексте речь идёт о любви. Дети должны воспроизвести то определение, которое даёт автор, не искажая смысл. Помогут это сделать ключевые слова, которые мы находим в тексте (выделены).

Что такое любовь? Это чувство. Слово «чувство» может стать стержнем определения.

СЛАЙД 17

Следует обратить внимание и на слова, организующие определение.

Определение существительного лучше давать через другое существительное. Это поможет избежать очень распространённой ошибки при формулировании определения через слово «когда» (Счастье –это когда тебя понимают. Дружба – это когда… Любовь – это когда…).

СЛАЙД 18.

Опираясь на ключевые слова изложения, ученик напишет определение.

При сравнении колонок таблицы становится понятно, что ключевые слова из текста изложения помогли сформулировать тезис.

СЛАЙД 19

Необходимо с детьми рассматривать и неудачные тезисы, которые не будут засчитаны экспертом.

Любовь – это чувство, которое испытывает каждый человек.

Думаю, что без любви нельзя прожить.

Любовь – это наше всё.

Никто не может точно сформулировать, что такое любовь.

Далее приводим примеры удачных тезисов.

Любовь – это чувство особенной привязанности одного человека к другому.

 Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию.

 СЛАЙД 20   Текст для сочинения.

Следующая трудность – написание  комментария. Прокомментировать, -дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия.

СЛАЙД 21

Обязателен анализ неудачных и удачных комментариев. Неудачный пример.

Любовь – это самое важное, что может быть в жизни! Это состояние, данное человеку Богом. Это самое драгоценное в жизни. Это те чувства, которые испытывает каждый человек. Невозможно представить себе жизнь без любви. Это что-то душевное, настоящее.

Мы видим набор фраз. Даже экспрессивная форма подачи материала не позволяет получить баллы по первому критерию.

Удачный пример.

В современном мире так мало истинной любви. Любовь –замечательное чувство. Она делает человека добрее, а мир прекраснее. Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию. Любовь сочетает в себе и дружбу, и благородство, и преданность.

СЛАЙД 22

Приём «Денотатный граф» по теме «Любовь».

СЛАЙД 23

Приём «Кластер» по теме «Сострадание» (по теме одного из уроков подготовки к ГИА).

«Кластер», который может быть использован для групповой и индивидуальной работы. В центре размещается ключевое слово. Остальные ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. «Кластер» позволяет увидеть связи между явлениями, систематизировать информацию. В результате составления кластера получается опорный конспект по теме сочинения.

СЛАЙД 24.

Далее основная часть. В этой части мы аргументируем тезис. Два аргумента. Один аргумент должен быть из  указанного текста, второй аргумент из жизненного опыта.

Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Наибольшие трудности заключаются в том, что дети не всегда понимают, что те предложения, которые они берут из прочитанного текста, нуждаются в комментировании.

СЛАЙД 25.

Клише для связи вступления и основной части. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

Попробуем разобраться в смысле этого понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

И масса других вариантов. Мы записываем с ними такие клише, и они в любом случае имеют представление, как им перейти от одной части к другой.

СЛАЙД 26

Недостаточно написать: это мы видим в предложении 22. Надо обязательно объяснить, почему взяты именно эти предложения, что хочет сказать ими автор. Подавать аргумент без привязки к тезису невозможно.

Тезис.

Любовь – сильное чувство, которое заставляет особенно нежно и внимательно относиться к другому человеку, и даже неважно, красивый он или нет, умный или глупый, бедный или богатый.

Аргумент.

В предложении 10 подчёркивается мысль о том, что влюбляются не только в красивых: ничего необычного в Сашке не было.

Очевидно, что тезис и аргумент перекликаются.

СЛАЙД 27.

Приём «Чтение с остановками». Текст читается вслух учеником, в определённом месте учитель говорит СТОП! И задает вопросы-прогнозы: Как вы думаете, что будет дальше? Как поступит герой? Чем закончится текст? Чтение с остановками можно использовать и при подготовке к устной части, и при написании изложения. Этот приём помогает проанализировать текст, понять его тему, идею. 

СЛАЙД28.

Приём «Слова- маркеры», «Дерево- предсказаний».  Приём  «Слова- маркеры» также весьма полезен, так как помогает определить информацию для аргумента из текста.

СЛАЙД 29.

 Приём «ПОПС» (Позиция, обоснование, подтверждение, следствие).

СЛАЙД 30.

Обращаем особое внимание на оформление аргументов. Акцентируем внимание на отсылки к предложениям. Прямая отсылка к предложениям скобок не требует, а в скобках номера предложений помещаются тогда, когда указание на них имеет дополнительное значение, дополнительную информацию. Анализируем примеры с ошибками, ошибки исправляем.

Неправильно.

В предложениях (7-12) говорится о чувствах героев. В тексте говорится о чувствах героев, 7-12. Первым примером-аргументом являются предложения 7-12. В предложении 6 Сашка – шалопай, а в предложении 7 он остепенился.

Правильно:

В предложениях 7-12 говорится о чувствах героев.

В тексте говорится о чувствах героев (предложения 7-12).

Первым примером-аргументом являются предложения 7-12, в которых говорится о чувствах героев. В предложении 6 Сашка характеризуется как шалопай, а в 7 предложении говорится о том, что мальчик, повзрослев, остепенился.

СЛАЙД 31.

Необходимо познакомить детей с различными источниками для аргументов на основе жизненного опыта.

Исторические факты.

Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ.

Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и т.д.

Примеры из читательского опыта.

Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).

Это является подготовкой к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку и итогового сочинения по литературе в 11 классе.

Если ребёнок строит аргумент на основе жизненного опыта, он должен уметь его правильно подать: убрать лишнюю событийную конкретику, имена, высветить саму суть. При использовании высказываний известных людей не рекомендуется использовать кавычки, так как часто цитаты детей неточны, что приводит к фактическим ошибкам.

При оценивания сочинения  критерий 2 оценивает аргумент. Один аргумент должен быть из текста, второй аргумент из жизни. Но если ученик приведет оба аргумента из текста, это не карается.

СЛАЙД 32

При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»:

Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу.

Какова сила любви?                                Как любовь перерождает нас?

В чем заключается сила любви?            Почему любовь способна  менять

                                                                   человека?

На что направлена любовь?            Что может повлиять на мировоззрение

                                                              человека?

Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной.

СЛАЙД 33.

Для включения в сочинение примеров- аргументов можно использовать следующие речевые клише:

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста )автор).

Предложение... подтверждает мысль о том, что...

СЛАЙД 34.

В выводе должна прозвучать мысль, отражённая в начале сочинения. Сочинение без вывода является структурно неполным.

Ни вводная, ни заключительная части не должны быть дольше основной. Бывают творческие дети, которые начинают рассуждать во вступлении, и получается у них вступление больше половины всего сочинения. А аргумент так, вскользь. В сумме вводная часть и заключение должны быть чуть меньше основной части. Вот на это тоже обращайте внимание.

Ну, и какие же здесь можно использовать речевые клише? Можно начать вводными словами (значит, итак, следовательно), либо же опять речевыми клише (подводя итог, делая вывод, в заключение хочу сказать, что...)

СЛАЙД 35, 36 Синквейн

Синквейн — быстрый, но мощный инструмент не только для развития связной речи, но и для развития рефлексии, эффективное средство развития способностей ребенка к самовыражению. Синквейн — это пятистрочие, алгоритм выглядит следующим образом: 1 строка — 1 существительное 2 строка — 2 прилагательных 3 строка — 3 глагола 4 строка — 4 слова разных частей речи 5 строка — вывод.

И в завершение работы над анализом текста обучающиеся пишут эссе, создают свой собственный текст сочинения- рассуждения.

 СЛАЙД 37 Фрагменты удачных работ (определение, тезис, читательский опыт).

СЛАЙД38--41

Теперь давайте с Вами посмотрим критерии оценивания. Обязательно знакомьте с этими критериями учеников, чтобы они знали, за что они получают баллы. За что эти баллы могут с них снять.

Итак, 4 критерия по сочинению: (читаю трактовку каждого С3К1, С3К2, С3К3...) и соответствие баллам.

Максимальное количество - 9 баллов.

Обязательно говорим о том, что есть еще 10 баллов, которые даются им к сумме за сочинение и изложение- это грамотность. Они получают 2 балла если нет ошибок по орфографии, 2 балла за пунктуацию, 2 балла за отсутствие грамматических ошибок, 2 за речь и 2 балла за фактическую достоверность.

СЛАЙД 42

И последнее: сочинение нужно писать не только грамотно, но и аккуратно, разборчиво, чтобы написанное можно было прочитать без труда.

СЛАЙД43-44.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления. Подготовка к ОГЭ. Написание сочинения- рассуждения. Задание 9.3 Мастер- класс учителя русского языка и литературы Овсянниковой Галины Николаевны МБОУ СОШ №44 г. Ставрополь 05 февраля 2020 года

Слайд 2

Успешный выпускник школы XXI века должен: уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 3

Актуальность. Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 9.3 на ОГЭ по русскому языку: это задание выбирают больше всего, но в нём же и допускают наибольшее количество ошибок. Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой , Т.А. Ладыженской и т.д. Преемственность этого сочинения для выполнения задания №27 на ЕГЭ в 11 классе. Эффективную помощь оказывают сайты «Решу ОГЭ», ГИА-9, ФИПИ, «По уши в ГИА (ОГЭ) И ЕГЭ», «Капканы ЕГЭ и ГИА. Сайт учителя Бенделевой Любови Михайловны». Есть и необходимая методическая база: КИМы Л.И. Мальцевой, И.П. Цыбулько позволяют осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход. Обоснованность моего выбора

Слайд 4

«Технология критического мышления отвечает цели современного образования по ФГОС: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и практическую реализацию личностно — ориентированного подхода». Технология критического мышления позволяет научить учащихся рассуждать, анализировать, выявлять проблему, сравнивать, приводить аргументы.

Слайд 5

Одно из главных направлений технологии РКМ – исследование текста . Учит думать критически - проявлять и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, грамотно интерпретировать текст. Эффективное средство при обучении написанию сочинения- рассуждения в 9 и 11 классах. Основана на тесном сотрудничестве учителя и ученика в процессе поиска и аналитической деятельности. Роль учителя- направить ученика к принятию осознанного решения. Цель применения технологии развития критического мышления: развитие интеллектуальных умений учащихся, умений принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Слайд 6

Технология РКМ базируется на «двух китах»: · структура урока, включающая три фазы; · содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления. Фаза вызова - активизация имеющихся у обучающихся знаний, пробуждение интереса к теме (определение цели изучения материала ). Приёмы : «Мозговой штурм», «Дискуссия», «Слова- маркеры». Фаза осмысления нового материала, систематизация, отслеживание собственного понимания. Приёмы : «Чтение текста с остановками», «Дерево предсказаний», «ПОПС», «Кластер», «Слова- маркеры», составление таблиц (ЗУХ, « Денотатный граф», « бортовой» журнал»). Фаза размышления - суммирование и систематизация новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле (рефлексия). Приёмы : «Дискуссия», « Синквейн », «Эссе».

Слайд 7

Сочинение 9.3 Как Вы понимаете значение слова...? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Слайд 8

9.3 . Композиция сочинения- рассуждения Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

Слайд 9

Вступление. Тезис. Дать толкование слова- значит… раскрыть понятие; дать характеристику; сказать другими словами; определить смысл слова.

Слайд 10

Приёмы ТКРМ: На стадии «вызова» эффективно применение приёма «Мозговой штурм» Как методический прием «Мозговой штурм» используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии « вызова » при работе с фактологическим материалом. 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме. 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию: 1. Жёсткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут; 2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; 3. Оперативная запись высказанных предложений. Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Слайд 11

Вступление . Толкование значения слова. Способы толкования лексического значения слова. Синонимический способ Дискуссия- спор. Зодчий- архитектор. Оригинал- подлинник. Усвоить- изучить, выучить. Выбор- путь. Гордый- высокомерный, надменный. Аморальный- безнравственный. Перечислительный способ Морфема- приставка, корень, суффикс, окончание. Цитрусовые- лимон, апельсин, мандарин. Времена года- осень, зима. весна, лето.

Слайд 12

Вступление . Толкование значения слова. Способы толкования лексического значения слова. Описательный способ Источник- то, что даёт начало чему- либо, служит основой чего- либо. Наглядность- то, что можно непосредственно наблюдать, созерцать. Отрицательный способ Беспорядок- отсутствие или нарушение порядка. Злоба- отсутствие доброты. Безответственный- лишённый ответственности.

Слайд 13

Основные способы толкования слова Описательный способ Чёрствость- отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам. Синонимический способ Чёрствый- нечуткий, бездушный. Способ отрицательного определения Чёрствый человек- тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия.

Слайд 14

Текст для изложения Общая проблема нравственного характера Текст для чтения Аспект проблемы Определение слова (понятия) Содержит Комментирует Раскрывают Тезис- определение (толкование) данного для анализа слова. Обязательна опора на текст изложения. Тезис поможет сформулировать ответ на вопрос «Как я понимаю это слово?»

Слайд 15

Сочинение 9.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое…?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера- аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Слайд 16

Приём «Слова -маркеры» эффективно применяется для выделения из текста изложения ключевых слов, необходимых для формулировки определения. Текст для изложения. Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Почему? Возможно, потому, что глубины психологии человека - материал неподатливый, меняющийся медленно. Поэтому нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? И, конечно, главное: что такое любовь? Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о понимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов понять. А как же дружба? - спросите вы. Я думаю, всё это свойственно и дружеским отношениям. Конечно, в дружеском общении тоже раскрывается личность человека. Но насколько, в какой мере? Так ли велика степень доверия к другу, как к любимому человеку? Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения , но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

Слайд 17

Слова, организующие определение Любовь- это чувство … Война- это состояние … Милосердие- это потребность … Доброта- это свойство … Ответственность- это качество … Самовоспитание- это деятельность … Красота- это категория …

Слайд 18

Ключевые слова Определение понимание; способность к сочувствию, сопереживанию; безусловное и безграничное доверие; дружеские отношения. Любовь- это стремление одного быть понятым другим, то есть это желание взаимопонимания. Любовь – это способность переживать за другого, как за самого себя. Любовь – это чувство безграничного доверия к другому человеку. Опираясь на ключевые слова изложения, ученик формулирует определение. Выделенные ключевые слова, которые не использовались для создания тезиса, могут помочь в написании комментария.

Слайд 19

Необходимо вместе с детьми рассматривать и неудачные тезисы , которые НЕ будут засчитаны экспертом. Любовь – это чувство, которое испытывает каждый человек. Думаю, что без любви нельзя прожить. Любовь – это наше всё. Никто не может точно сформулировать, что такое любовь. Далее приводим примеры удачных тезисов . Любовь – это чувство особенной привязанности одного человека к другому. Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию.

Слайд 20

Текст для сочинения. (1)А было это давно, Оля тогда в школе училась. (2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось. (4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков, первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила и непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого. (10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный… (12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной. (18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в театральный поступать. (20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.(25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка ни был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание. (31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов, да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были, седьмой класс. – (33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она вдруг голос Саши. – (34)Силач! – (35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише… – (37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин защитник и обратился к ней: – (38)На, возьми мою конфету!.. (По О.Ю. Рою). * Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – российский писатель. Оба текста объединены общей темой – темой любви.

Слайд 21

Комментарий тезиса. Данное определение необходимо прокомментировать, то есть дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность описываемого понятия. Обязателен анализ неудачных и удачных комментариев. Неудачный пример . Любовь – это самое важное, что может быть в жизни! Это состояние, данное человеку Богом. Это самое драгоценное в жизни. Это те чувства, которые испытывает каждый человек. Невозможно представить себе жизнь без любви. Это что-то душевное, настоящее. Мы видим набор фраз. Даже экспрессивная форма подачи материала не позволяет получить баллы по первому критерию. Удачный пример . В современном мире так мало истинной любви. Любовь –замечательное чувство. Она делает человека добрее, а мир прекраснее. Любовь – это не только чувство глубокой привязанности одного человека к другому, но и бесконечное и бесспорное доверие, вера друг в друга, а также способность к самопожертвованию. Любовь сочетает в себе и дружбу, и благородство, и преданность.

Слайд 22

Приём « Денотатный граф» по теме «Любовь» предполагает способствует принимает даёт делает взаимность, ответственность доверительным отношениям партнёра таким, каков он есть смысл жизни, силы для преодоления любых препятствий человека счастливым

Слайд 23

П риёмы ТРКМ: Кластер по теме «Сострадание» по теме одного из уроков (работа в группах).

Слайд 24

Основная часть. Аргументы. В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 аргумента- примера : из указанного текста; из жизненного опыта (свидетельство очевидцев; случай действительно имевший место в жизни автора; читательский опыт и т.п.). Примеры должны соответствовать данному понятию; иллюстрировать данное определение.

Слайд 25

Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише : Попробуем разобраться в смысле данного понятия. Как можно понять это определение? Попробуем объяснить данное определение.

Слайд 26

Недостаточно написать: это мы видим в предложении 22. Надо обязательно объяснить, почему взяты именно эти предложения, что хочет сказать ими автор. Подавать аргумент без привязки к тезису невозможно. Тезис. Любовь – сильное чувство, которое заставляет особенно нежно и внимательно относиться к другому человеку, и даже неважно, красивый он или нет, умный или глупый, бедный или богатый. Аргумент. В предложении 10 подчёркивается мысль о том, что влюбляются не только в красивых: ничего необычного в Сашке не было. Очевидно, что тезис и аргумент перекликаются.

Слайд 27

Приёмы ТКРМ: Приём «Чтение с остановками» используется для осмысления содержания текста. Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет.

Слайд 28

Приёмы ТКРМ: Приёмы «Слова- маркеры» и «Дерево предсказаний» применяются на стадии «осмысления». Приём «Слова маркеры» эффективно применяется для создания комментария тезиса и для написания аргумента №1 (из художественного текста). В предложенном тексте обучающиеся выделяют ключевые слова, важные для раскрытия смысла, идеи текста, сюжета, необходимого для обоснования тезиса. Приём «Дерево предсказаний» По ключевым словам, написанным на доске, спрогнозировать сюжетную канву (кратко). Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Слайд 29

Приёмы ТКРМ: «ПОПС» . Для формирования навыков работы с источниками хорошо зарекомендовал себя приём «ПОПС» (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами: «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». Делается вывод: «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

Слайд 30

Оформление аргументов. Прямая отсылка к предложениям скобок не требует, а в скобках номера предложений помещаются тогда, когда указание на них имеет дополнительное значение, дополнительную информацию. Неправильно. В предложениях (7-12) говорится о чувствах героев. В тексте говорится о чувствах героев, 7-12. Первым примером-аргументом являются предложения 7-12. В предложении 6 Сашка – шалопай, а в предложении 7 он остепенился. Правильно: В предложениях 7-12 говорится о чувствах героев. В тексте говорится о чувствах героев (предложения 7-12). Первым примером-аргументом являются предложения 7-12, в которых говорится о чувствах героев. В предложении 6 Сашка характеризуется как шалопай, а в 7 предложении говорится о том, что мальчик, повзрослев, остепенился.

Слайд 31

Источники для аргументов на основе жизненного опыта: Исторические факты. Общественно значимые вопросы, обсуждаемые в СМИ. Высказывания известных философов, писателей, учёных, художников и т.д. Примеры из читательского опыта. Результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни). Особую роль отводим работе над аргументами из читательского опыта, так как это является подготовкой к написанию сочинения этого на ЕГЭ по русскому языку, а также к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе. Если ребёнок строит аргумент на основе жизненного опыта, он должен уметь его правильно подать: убрать лишнюю событийную конкретику, имена, высветить саму суть. При использовании высказываний известных людей не рекомендуется использовать кавычки, так как часто цитаты детей неточны, что приводит к фактическим ошибкам. Когда мы будем говорить о критериях оценивания сочинения, критерий 2 оценивает аргумент. Один аргумент должен быть из текста, второй аргумент из жизни. Если ученик приведет оба аргумента из текста, это не карается.

Слайд 32

При написании аргумента из жизни и при работе над композицией эффективен будет приём «Тонкие» и «толстые» вопросы»: Расположите предложенные вопросы в порядке возрастания от слабого аргумента к сильному аргументу. Какова сила любви? Как любовь перерождает нас? В чем заключается сила любви? Почему любовь способна менять человека? На что направлена любовь? Что может повлиять на мировоззрение человека ? Благодаря этому ранжированию аргументация в сочинении станет убедительной.

Слайд 33

Включение примеров. Для включения в сочинение примеров- аргументов можно использовать следующие речевые клише : Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор). Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор). Предложение… подтверждает мысль о том, что… Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере. В подтверждение приведу также пример из жизни.

Слайд 34

Заключение. Вывод. Заключение, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения- подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезисам и аргументам. Начать заключение можно вводными словами (значит, итак, следовательно, таким образом) или речевыми клише (мы пришли к выводу, подводя итог, делая вывод из вышеизложенного, в заключение хочу сказать, что...).

Слайд 35

Приемы ТКРМ: Синквейн (от англ. «путь мысли» или от французского «пять») 1 строка - 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных ( описывающие признаки и свойства выбранного предмета ) 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – фраза из 4-х слов (отношение к теме) 5 строка - 1 слово – резюме (синоним темы)

Слайд 36

Любовь Страстная, нежная. Захватывает, оберегает, спасает. Любовь – самое сильное чувство. Переживание. Любовь. Вечная, неразделенная. Чувствовать, обожать, думать. Встречается редко и мыслит сердцем. Чувство. Любовь. Возвышенная, божественная. Восхвалять, радовать, дарить. Помочь любому может спастись. Дар. Любовь. Безответная, горькая. Ранит, убивает, не щадит. Горе великое несет. Боль.

Слайд 37

Фрагменты сочинений учащихся (определение + тезис + аргумент из читательского опыта). Каждый человек знает, что такое любовь. Любви посвящены многие произведения искусства. Но что такое настоящая любовь? Я считаю, что это чувство сильной привязанности к человеку. Настоящая любовь предполагает веру в человека, по отношению к которому испытываешь это чувство, и способность к совершению любых поступков ради него, даже безрассудных. Примером проявления настоящей любви является чувство героини романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяны Лариной. Девушка решилась на смелый, безрассудный поступок, написав Евгению Онегину письмо, в котором признаётся в любви. Во времена А.С.Пушкина это было непозволительно для девушки. Но ни автор, ни Онегин не обвиняют Татьяну в этом, так как чувства её настоящие, искренние. ************************************************************************************************* Любовь – это чувство глубокой привязанности по отношению к объекту своей любви. Любовь – это чувство, при котором человек может жертвовать всем, не получая ничего взамен. Влюблённый человек видит в объекте своей любви только хорошее, он видит то, что могут не видеть другие. Иногда влюблённые люди из-за разных обстоятельств могут идти наперекор всему миру. Примером настоящей любви являются чувства Ромео и Джульетты из произведения В.Шекспира «Ромео и Джульетта». Несмотря на многовековую непримиримую вражду семейств, герои решили тайно обвенчаться, тем самым они пошли наперекор всем. Их трагическая история – яркий пример настоящей любви. ************************************************************************************************** Многие люди во всём мире задаются вопросом: что же такое любовь? На мой взгляд, любовь – это чувство глубокой привязанности одного человека к другому. Это состояние, при котором ты не можешь ни дня прожить без любимого человека, готов жертвовать чем-то ради него, поддерживать в трудную минуту, верить в него. В рассказе А.Платонова «Юшка» говорится о любви главного героя ко всем людям. Он делился любовью со всеми окружающими его людьми, позволяя им вымещать на себе зло. Юшка помогает бедной девочке-сироте получить образование, стать врачом. Во всём отказывая себе, он откладывал средства для обучения девочки. В этом и проявляется любовь.

Слайд 38

Критерии оценивания выполнения задания 9.3 С3К1 Толкование значения слова Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение и прокомментировал его – 2 б . Экзаменуемый (в той или иной форме в любой части сочинения) дал определение , но не прокомментировал его – 1 б . Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует – 0 б.

Слайд 39

Критерии оценивания выполнения задания 9.3 С3К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста – 3 б . Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста – 2 б . Экзаменуемый привёл пример(- ы )-аргумент(- ы ) из жизненного опыта– 1 б . Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента– 0 б .

Слайд 40

Критерии оценивания выполнения задания 9.3 С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушения абзацного членения текста– 2 б . Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста– 1 б . В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста– 0 б .

Слайд 41

Критерии оценивания выполнения задания 9.3 С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет – 2 б . Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью , но допущена одна ошибка в построении текста – 1 б . В работе допущено две и более ошибки в построении текста - 0 б .

Слайд 42

Помнить! Сочинение нужно писать не только ГРАМОТНО , но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО , чтобы написанное можно было прочитать без труда.

Слайд 43

Технология развития критического мышления развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 44

Результат, наблюдаемый мной в ходе обучения детей по данной технологии, можно видеть в следующем: Создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества. Формирование навыка эффективного, вдумчивого чтения. Формирование навыка компрессии теста. Формирование умения четко аргументировать свою позицию при написании сочинения – рассуждения на ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку. Формирование умения работать с текстом ( с критической статьей). И так как современная школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, то формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Программа мастер-класса "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку"

Цель проведения:  Изучение, обобщение и распространение опыта учителя по  подготовке учащихся к  Единому государственному   экзамену. Задачи: дать методические рекомендаци...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов

Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...

Презентация к мастер-классу "Подготовка к ВПР по русскому языку. Определение основной мысли текста"

В презентации перечислены рекомендации, которые помогут учителям научить детей легко определять основную мысль текста. Приведены примеры заданий с урока по данной теме....

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...