Урок по теме "Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость"
методическая разработка по русскому языку на тему
Занимательные материалы по теме "Фразеологизмы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_frazeologizmy.docx | 46.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Встреча с фразеологизмами, или постоим за устойчивость.
Цели:
развивать познавательный интерес к изучению русского языка;
изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологизмах, учить правильно употреблять ФО в речи;
способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.
Оборудование: словарь, ТСО, карточки с заданиями.
Ход занятия
Сообщение темы занятия.
Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном явлении в русском языке, а о каком, вы сами узнаете, разгадав кроссворд.
11 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 |
Наука о звуках (Фонетика)
Наш родной язык (Русский)
Устаревшее слово (Архаизм)
Знак препинания (Запятая)
…и множественное число (Единственное)
Часть слова, служащая для связи слов в предложении (Окончание)
Словарный состав языка (Лексика)
Разные, но одинаково звучащие и пишущиеся слова (Омонимы)
Формальный строй языка, образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему (Грамматика)
Неопределенная форма глагола (Инфинитив)
То, что слышится, воспринимается слухом (Звук)
Минимальная значимая часть слова (Морфема)
Учитель: Ребята, посмотрите на кроссворд. Какое слово у нас получилось? (Фразеологизм). Тема нашего занятия – фразеологические сочетания.
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Прочитайте стихотворение «Ни пуха ни пера»:
Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила:
- Не дерись, не дразнись, не петушись,
Поспеши,
Уже пора.
Ну, ни пуха ни пера!
Через час едва живой
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера.
А теперь давайте ответим на вопросы:
- Прочитайте заглавие. Когда люди желают друг другу “ни пуха ни пера”?
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына словами “ни пуха ни пера”?
- Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?
- В каком предложении эти слова употреблены в переносном значении?
- Желая сыну “ни пуха, ни пера”, мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, пожелала удачи петушку. И сегодня мы продолжим наш разговор о фразеологизмах.
- Что такое фразеологизмы?
В речи есть устойчивые, постоянные сочетания слов. Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь.
2. Знакомство с фразеологическим словарем.
3. Работа со стихотворением В. Суслова «Как работает слово»
II. Тренировочные упражнения.
1. Объясните выражение. В нашей речи есть много фразеологизмов, где встречаются названия частей тела человека рука, голова, нога.
А) Рука об руку, набить руку, золотые руки, дать руку на отсечение, на руках носить, взять себя в руки, дело из рук валится, на все руки мастер, рукой подать, не покладая рук, сидеть сложа руки;
Б) Человек с головой, быть на голову выше, голова кругом идет, повесить голову, как снег на голову, ломать голову, с ног до головы, потерять голову;
В) Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
2. Загадки. А сейчас поиграем в игру “Угадай, что это”
1) Его вешают, приходя в уныние
Его задирают и всюду суют,
Вмешиваясь в чужие дела. (Нос)
2) Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают,
Не белье, а их развешивают
Доверчивые и любопытные.
А еще на них можно вешать лапшу. (Уши)
3) Его проглатывают, упорно
Не желая о чем-либо говорить.
Он может быть хорошо подвешен.
За него тянут или дергают
Его можно держать за зубами. (Язык)
4) Иногда в них пускают пыль,
Их можно сделать большими.
Они могут разбегаться в разные стороны. (Глаза)
3. Ребус. Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!
4. Этимология некоторых ФО
Бить баклуши
1.Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
2.Ну, а этот фразеологизм с пониманием добра “наоборот” достался нам от охотников. Чтобы усыпить бдительность злых духов и была удача при охоте на птицу и зверя. Они говорили: “Ни пуха, ни пера!”. Это замаскированное пожелание добра.
3. Выражение «Я покажу тебе, где раки зимуют» связано с историей народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем крестьянин наловит раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. После этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
4. «Лезть из кожи вон» и «Спать с открытыми глазами» - эти обороты связаны с животным миром. Меняют, то есть вылезают из своей кожи змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто во сне все видят.
5. Во всю Ивановскую. В Москве есть колокольня Ивана Великого , на которой по праздникам звонили во все 30 колоколов. Отсюда – звонить или кричать на всю Ивановскую. Здесь же дьяки оглашали разные указы, распоряжения. Чтобы всем было слышно, дьяк кричал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
5. Умная раскраска.
Знакомство с образными выражениями: «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга. «Делать большие глаза» — удивляться. «Смотреть сквозь пальцы» — не обращать внимания на что-либо. «Как за каменной стеной» — быть под надежной защитой. «Видеть жизнь в черном цвете» — мрачно воспринимать окружающее. «Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Водить за нос» — обманывать. «За семью замками» — великая тайна. «Сесть на шею» — быть обузой для другого человека. «Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Витать в облаках» — мечтать. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело.
У него денег куры не клюют: | |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
7. Доскажи словечко.
Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых …(рукавицах).
Держать в ежовых рукавицах – относиться строго.
За обедом в разговоре
Лез в бутылку, с нами споря,
А потом сказал: «Друзья
Не в своей …(тарелке) я».
Лез в бутылку – обижался.
Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.
Глеб у доски повесил …(нос),
Краснеет до корней …(волос).
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь …(землю провалиться).
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши …(бил) с утра?
Повесить нос – унывать.
Краснеть до корней волос – стыдиться
Сквозь землю провалиться – стыдиться
Бить баклуши – бездельничать.
Задание по группам.
Даны несколько Ф с неменяющейся частью основного слова, которая обозначена тильдой ( ~). Отгадайте все выражение и составьте с ними предложения.
1гр. Как ~ой сняло. Из ~ вон плохо. Сбыть с ~ . Мастер на все ~ . Сидеть сложа ~ . Золотые ~ . ~ об ~
2гр. Толочь ~ в ступе. Как в ~ канул. Решетом ~ носить. Тише ~, ниже травы. Много ~ утекло. Выйти сухим из ~.
3гр. Не в бровь, а в самый ~ . На ~ у кого-либо. Разбегаются ~. ~ на лоб полезли. ~ на мокром месте. Смотреть правде в ~ . Бросаться в ~ .
4гр. Не ~ в обиду. ~ волю слезам. ~ себя знать. Не ~ спуску кому-либо. ~ маху.
Замените подчеркнутые Ф одним словом-синонимом и указать, каким членом предложения является.
Собака рванулась вперед и исчезла из глаз.
Раньше ты у нас бывал, а теперь и носа не показываешь.
Мальчишки сломя голову помчались к реке.
Мы не знали, кого ввести в нашу футбольную команду, ведь хороших игроков у нас кот наплакал.
Я думал, что этот город находится где-то на краю света.
Друзья вопросительно смотрели на меня, но я даже бровью не пошевельнул.
Отгадать и объяснить Ф в картинках.
К данному ряду синонимических фразеологизмов подобрать слова-синонимы.
Намылить голову, задать жару (перцу), протереть с песком, разделать под орех.
Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.
Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.
Разводить тары-бары, молоть вздор.
Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.
Прочитайте. Соедините стрелочками Ф с противоположным значением.
Рукой подать
Хоть пруд пруди
Повесить голову
За тридевять земель
Взять себя в руки
С гулькин нос
Воспрянуть духом
Выйти из себя
Задание по группам.
Карточка №1 Выделенные в тексте слова замените фразеологическими оборотами: ни свет ни заря; рукой подать; с минуты на минуту; с пустыми руками; битый час; чуть свет; в мгновении ока.
Ещё с вечера Вася и Коля договорились о рыбалке. Вася проснулся очень рано, оделся, закусил быстро, торопливо и стал ждать. Колю. Тот должен был прийти в очень скором времени, но почему-то опаздывал. Наверное, проспал.
Долгое время прождал Вася своего друга. Наконец дождался. «Ничего, успеем,— оправдывался Коля.— Речка-то очень близко».
…Пришли. Закинули удочки. Следят за поплавками. А они не шелохнутся.
Вдруг Вася замечает: клюёт! Вытаскивает удочку и видит: на конце её — маленькая серебристая плотвичка. «Стоит ли её брать? — думает Вася.— Родилась-то она совсем недавно. Пусть подрастёт!» И выбросил рыбку в воду.
Но, кроме этой крошечной красивой плотвички, ни Васе, ни Коле так больше ничего и не попалось. И вернулись они домой, обманувшись в своих ожиданиях.
Карточка №2 Выделенные в тексте слова замените фразеологическими оборотами: за глаза, выходить из себя, козел отпущения, остаться в дураках, ни за что, замести следы, кипеть от негодования.
Вадим был добрый парень. Но сейчас он терял самообладание, вспоминая, как подло вел себя Игорь в истории с запчастями. Вадим часто и незаслуженно бывал у нас в классе человеком, на которого сваливаются все грехи. И, вспоминая теперь о несправедливостях, выпадавших на его долю, сердился.
Я заметил:
- Надо быть выше собственной обиды.
Шмаков Петр проворчал:
- Скажем Игорю, а они скроют. Останемся в глупом положении. Надо сообщить куда следует.
Я решительно сказал:
- В отсутствии человека? Никогда!
13. Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).
– Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
С этим овощем дружит горе. Что это?
В какой посуде чувствуют себя неловко?
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.
14.Существует несколько НЕЛЬЗЯ в употреблении Фразеологизмов:
Слова во Ф нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо ни рыба».
Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «Как зеницу ока» нельзя заменить «как зрачок глаза».
Нельзя изменять число. Например: нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног»
15. Фразеологизмы заблудились. Подчеркните их и отправьте стрелками в нужное направление.
Дождь лил как снег на голову.
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.
Я знал городские переулки как рыба в воде.
Гости свалились как из ведра.
Он всегда врет как по маслу.
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.
Упражнения на повторение и закрепление знаний учащихся о значении Ф.
К данным Ф, включающим в себя конструкцию «глагол+существительное», обозначающее части тела, подобрать синонимы.
Вешать нос, водить за нос, задрать нос, не показывать носа, зарубить себе на носу.
Прибрать к рукам, разводить руками, валиться из рук, отбиваться руками и ногами.
Держать в голове, ходить на голове, вешать голову, приклонить голову.
Оставаться без ног, потерять почву под ногами, путаться под ногами.
2. О каких животных идет речь? Восстановите фразеологизмы. Объясните их смысл.
1. Пишет как_____________ лапой
2. _______________ услуга
3. На сердце_____________ скребут
4.___л__________носа не подточит
5. Лить ________________ слезы
6. Белая__________________
7. Биться, как ____________ об лед
8. Вот где ______________ зарыта
9. Голоден как_________________
10. Нем как_______________
11. Денег ____________ не клюют
12. Заморить________________
13. Как ___________ языком слизала
14. Как _______________ в воде
15. Когда__________ на горе свистнет
16. Купить ______________ в мешке
17. ____________ на смех
Считать ________________
3.Допишите Ф, выбрав из скобок нужное слово или форму слова.
Держать … востро (ухо, уши)
Смотреть сквозь … очки (розовые, темные)
С … нос (гулькин, голубиный)
Делать из … слона (комара, мухи)
Не в своей … (тарелке, чашке)
4. «Кто больше?» Прочитайте текст. Найдите в тексте Ф.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, сказали ему, что на его месте мы бы давно сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать жару, снять с него шкуру и, в конце концов, показать, где раки зимуют.
- Найдите в тексте Ф, которые имеют одинаковое значение.
- Назовите их. Каково их значение?
5. Сказка «Курочка Ряба». Вставьте Ф в сказку.
Курочка ряба.
Жили – были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил – бил, не разбил. Баба … била – била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало и …. Бабка плачет …, у деда …, а мышке …. и …. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: ни с того ни с сего, изо всех сил, что есть мочи, сломя голову, вдребезги разбилось, в три ручья, глаза на мокром месте, хоть трава не расти, и в ус не дует, в два счета.
IV. Заключительная часть.
1. Для чего нужно изучать фразеологию?
2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?
. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок -КВН по теме "Фразеологизмы" в 6 классе
Игровая форма урока, заставляющая учащихся при подготовке обратиться к Словарю фразеологизмов, чтобы запомнить как можно больше фразеологических оборотов и их значение....
Урок обощения по теме "Фразеологизмы", 5 класс
Данный урок состоит из разнообразных занимательных заданий, позволяющих обобщить знания учеников по теме "Фразеологизмы"...
Учительская презентация к проекту "Фразеологизмы, или Постоим за устойчивость"
Проект направлен на углублённое изучение темы «Фразеологизмы» учениками 6 класса на уроках русского языка.Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что его предполагаемые результаты...
Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды»....
Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"
данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова...
Урок в 5 классе "Фразеологизмы"
Урок знакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь учащихся станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень знаний, обогатят свой сло...
Проектная деятельность на уроках русского языка. Урок-проект по теме "Фразеологизмы" в 6-м классе
проектная деятельность на уроках русского языка...