Урок -КВН по теме "Фразеологизмы" в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Игровая форма урока, заставляющая учащихся при подготовке обратиться к Словарю фразеологизмов, чтобы запомнить как можно больше фразеологических оборотов и их значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-kvn_po_frazeologii.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-КВН по фразеологии в 6 А классе
Цели урока: расширить представления учащихся о фразеологии, дать возможность в процессе коллективного поиска найти правильный, остроумный ответ, проявить каждому свои знания, сообразительность, юмор.
Ведущим является учитель, чтобы избежать утечки информации о типах заданий, ответах и направить работу Клуба в учебное русло. Он же записывает на доске количество очков команд за ответы и за конкурс капитанов.
I команда: Кузнецова Я., Романова К., Хаников С., Ерыщенков Д., Кузнецов П., Левин Д., Фёдоров Е., Половинкин Н., Грызлин А., Савинова К., Петров Д..
Капитан — Белоконь Марта
II команда: Пылаева Ю., Тимаков В., Загородников С., Фёдорова И., Баталов Е., Мирзоев М., Савельев В., Пятанина Е., Лебольд Г., Родников Д..
Капитан — Туманова Кира
Звучит первый куплет песни В. Шаинского, открывающий телевизионную передачу КВН:
Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок-КВН. Дверь в наш Клуб весёлых и находчивых вам откроет конкурс-разминка «Знаешь ли ты?» Я буду называть фразеологизмы, а вы должны объяснить их значение.
Водой не разольёшь (неразлучные друзья);
как в воду опущенный (грустный человек);
толочь воду в ступе (бесполезная работа);
носить воду решетом (бессмысленная работа);
седьмая вода на киселе (дальний родственник);
воды не замутит (тихий человек);
набрал в рот воды (молчаливый);
как в воду глядел (угадал, предсказал);
как две капли воды (очень похожи);
прошли огонь и воду (всё испытали).
Теперь подсчитаем, с каким количеством очков мы отправились в путешествие.
Подводится и объявляется итог первого конкурса.
А сейчас отправляемся по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания и… «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке Высоцкий…
Перед нами первое препятствие — пропасть, на дне которой плещется вода. Не случайно все фразеологизмы в нашей разминке включали это слово. Ответьте, в состав каких ещё фразеологических оборотов входит слово вода. За каждый быстрый и правильный ответ команда получает пол-очка (утопить в ложке воды, концы в воду, как в воду кануть, как с гуся вода, как рыба в воде, много воды утекло, воду мутить, в мутной воде рыбку ловить, вилами по воде писано, обдать (окатить) холодной водой, сидеть на хлебе и воде, вывести на чистую воду, выйти сухим из воды…).
Объявляется итог конкурса и общий счёт.
Ведущий. Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая — составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. После 5 примеров команды меняются ролями.
*
гладить по головке
кормить завтраками
вырвать с корнем
поставить в тупик
ходить на цыпочках
*
протянуть руку
прокладывать дорогу
выйти из строя
сесть в лужу
намылить шею
Подведение итогов конкурса. Звучит «Песенка капитанов КВН».
Ведущий. Перед капитанами стоит трудная задача: вытягивая по очереди карточки с именами собственными, они должны вспомнить фразеологизмы с ними. Поскольку сделать это нелегко, капитан может обратиться за помощью к своей команде.
На карточках написаны имена Ерёма (я ему про Фому, а он мне про Ерёму), Емеля (мели, Емеля, — твоя неделя), Маланья (на Маланьину свадьбу), Фома (Фома неверующий), Макар (куда Макар телят не гонял), Сидор (драть как сидорову козу), Федот (Федот, да не тот).
Второе задание для капитанов: найти устойчивые обороты в отрывках (тексты заранее записаны на доске или на карточках):
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу —
Не ударил в грязь лицом
И не сем в галошу.
А. Шибаев
За домом едва
Пожелтела трава
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава.
Другой — засучив рукава.
В. Викторов
Последнее задание потребует от капитанов не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
На карточках записано: сесть в галошу, водить за нос, дело в шляпе, льёт как из ведра, связать руки, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья.
Подведение итога конкурса капитанов.
Ведущий. А теперь опять задание командам: подберите синонимы к устойчивым оборотам: поминай как звали (и след простыл), куры не клюют (хоть пруд пруди), водить за нос (морочить голову), глядеть в оба (держать ухо востро), закрывать глаза на что-то (смотреть сквозь пальцы), тьма кромешная (ни зги не видать), ни слуху ни духу (ни ответа ни привета), пальчики оближешь (язык проглотишь).
Следующее задание: быстро и правильно назвать антоним к фразеологизмам: жить душа в душу (как кошка с собакой), чуть свет (на ночь глядя), хоть пруд пруди (кот наплакал), рукой подать (куда Макар телят не гонял), дать волю языку (держать язык за зубами).
Объявляется итог конкурса и общий счёт, называется команда-победитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».
Материал данного урока предназначен для повторения решения линейных неравенств; формирования понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»; форм...
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....