Урок обощения по теме "Фразеологизмы", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Верейская Светлана Николаевна

Данный урок состоит из разнообразных занимательных заданий, позволяющих обобщить знания учеников по теме "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_frazeologizm.obobshchenie.doc32.5 КБ
Office presentation icon urok_po_teme_frazeologizm.ppt381.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Фразеологизмы» в 5 классе

Цели.

Образовательная – углубить познания детей о фразеологизмах, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся.

Развивающая – развивать творческие способности детей, умение представить свою работу другим, развивать устойчивый интерес к русскому языку.

Воспитательная – воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Оборудование урока.

1 Презентация

2 Карточки с заданиями

Класс делится на три команды: «Знатоки», «Мыслители»,  «Мудрецы»

Оргмомент.

Ребята, сегодня на уроке мы вспомним, что такое фразеологизмы и поучимся правильно их употреблять.

Итак, давайте вспомним, что такое фразеологизмы (слайд №2)

Фразеологизмы, как и слова, могут иметь синонимы и антонимы (сайд №3 и слайд №5). Попутно выясняется значение непонятного слова орало (слайд №4)

Интересно происхождение некоторых фразеологизмов, например, бить баклуши(слайд»6)

Бить баклуши

Раньше ложки, вилки и разную посуду делали из дерева. Чтобы изготовить ложку, нужно было сначала от большого дерева отколоть небольшой кусочек. Этот кусочек назывался баклушей. Откалывать такие кусочки – дело простое и легкое, никаких специальных умений и навыков не требующее. Поэтому заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Процесс заготовки назывался «Бить баклуши» Опытные мастера подсмеивались над баклушечниками – мол, занимаются ерундой – баклуши бьют.

Реветь белугой (слайд № 7)

Так говорят, когда кто-то заливается слезами и кричит уж очень громко. Возникает вопрос: при чем здесь белуга? Ведь с детства известно, что рыбы не разговаривают. Оказывается, речь здесь идет не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. А вот он действительно ревет очень громко.

А теперь давайте поиграем. У нас получилось три команды: «Мудрецы», «Знатоки», «Мыслители».

Первое  задание командам.

Отгадать фразеологизмы по картинкам (слайды 9-17)

За каждый правильный ответ команда получает по одному очку (с места выкрикивать запрещается)

Второе задание (по карточкам)

Определить значение фразеологизмов.

Положа руку на сердце

Диву даваться

Держать язык за зубами

Как снег на голову

        

        Держать камень за пазухой

Как пить дать

Зубы скалить

Дело в шляпе

Спустя рукава

Водить за нос

Во весь дух

Как с гуся вода

 Третье задание командам (по два очка за правильный ответ)

Соединить стрелками фразеологизмы и их значение.

Глаза на мокром месте                        Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        Часто плачет

Глаза разгорелись                                Узнал истинное положение

Глаза открылись                                Наедине

Вкладывать душу                        Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык        Отдавать себя целиком

Ломать голову        Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу        Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит        Подвести кого-либо

Уйти несолоно хлебавши        Жить дружно, в согласии

Душа в душу        Не к чему придраться

Четвертое задание командам(слайд № 19)

Расположите фразеологизмы по степени нарастания признака ГНЕВА

(2 балла той команде, которая быстрее справится с заданием)

                

Пятое задание командам

Подобрать к глаголам подходящие по смыслу устойчивые сочетания.

Самопроверка на слайде № 20.

Шестое задание командам

Инсценировать фразеологизмы (участники произвольно выбирают карточки с фразеологизмами)

Водить за нос        

Зарубить на носу

Засучив рукава

Клевать носом

Убить двух зайцев

Кусать себе локти

За это задание по 1 баллу получает команда, которая показывает инсценировку, и по 1 баллу команда, которая угадывает фразеологизм.

Подведение итогов урока.

Какую роль играют фразеологизмы? (вносят многообразие в нашу речь

В каком значении (прямом или переносном ) употребляются фразеологизмы?

Подсчет результатов игры, вручение поощрительных акций.

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-обощение по теме "Металлы" 9 класс

Презентация к уроку обощения и систематизации знаний по теме: "Металлы" в 9-м классе...

Урок повторения и обощения в 7 классе "Эпоха Петра I"

Интегрированный урок, который позволяет в игровой форме обобщить знания учащихся по теме, подчеркнуть значение реформ Петра Великого, расширить представление учащихся о личности Петра, его роли в исто...

Урок обощения по английскому языку в 4 классе "Наше путешествие в Лондон"

Этот урок был представлен в рамках изучения темы "Town life. London"  УМК для 4 класса общеобразоват.учреждений и школ с углубл.изучением англ.яз./ Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкин...

Урок обощения знаний по немецкому языку 3 класс

В данной презентации даны упражнения на повторение следующего грамматического материала:спряжения глаголов "sein", "haben"спряжение глаголов в настоящем времениличные местоимениясчет от 1 до 19определ...

Урок обощения и систематизации знаний по теме " Пямоугольгый треугольник" 7 класс

Материал содержит презентацию и технологическую карту...