Урок обобщения и систематизации знаний 11 класс Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_i_sistematizacii_znaniy.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний
11 класс
Тема: «Устойчивость и саморегуляция биогеоценозов»
Цель урока: Провести систематизацию и обобщение знаний детей по темам «Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правило экологической пирамиды».
Задачи урока: 1. Показать связь колебаний численности популяций и саморегуляции.
- Доказать, что пищевые связи служат фактором, регулирующим численность популяций и структуру биогеоценозов.
- Показать механизм самоочищения биогеоценоза на примере водоем.
- Проверка выполнения домашнего задания.
Цель этапа – определить уровень усвоения предыдущего материала; откорректировать не усвоение тех или иных понятий.
- Актуализация знаний учащихся.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Инструктирование по домашнему заданию.
Конструирование урока. 2 и 3 – основные этапы
Трофические связи
Пространственная Видовое многообразие
структура
Устойчивость
Саморегуляция Самоочищение
(численность не постоянна, (отходы включаются
одни виды ограничивают в цепи питания)
численность других)
I. Проверка выполнения домашнего задания.
1. Дайте характеристику биогеоценоза.
Биогеоценоз – это совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования.
Биогеоценоз характеризуется:
- Видовым разнообразием – числом видов растений, животных и других организмов, образующий данный биоценоз.
- Плотностью популяций – числом особей данного вида, отнесенного к единице площади или единице объема.
- Биомассой – общим количеством живого органического вещества, выраженного в единице массы.
2. Что является основой связей между популяциями биогеоценоза?
Основу связей между популяциями биогеоценоза обуславливает характер питания особей и способы получения ими энергии.
По способу питания организмы делят на автотрофные – образующие органические вещества, используя неорганические соединения окружающей среды и гетеротрофные – питающиеся готовыми органическими веществами, которые синтезируют автотрофы.
Привести пример цепи питания в биогеоценозе дубравы, раскрыть правило пирамиды энергии и сделать вывод о том, почему цепи питания не бывают слишком длинными.
II. Актуализация знаний учащихся.
В широколиственном лесу в среднем встречается около 3000 видов разнообразных растительных организмов и грибов и примерно 6000 видов животных.
За счет чего на территории биогеоценоза достигается такое многообразие?
За счет ярусности или пространственной структуры.
Ярусами расположены не только растения и их корневые системы. Каждый вид животных тоже осваивает определенный ярус, а в силу своей подвижности, иногда, несколько ярусов.
Причем одни виды становятся доминантными, а другие остаются малочисленными.
В биогеоценозе водоема также наблюдается пространственная структура.
Насколько равномерно распределены в нем растительные и животные организмы и с чем это связано?
Растения и животные распределяются неравномерно. Наиболее освоена прибрежная полоса и верхние слои водоема. Это связано с температурой воды, освещенностью и содержанием кислорода.
Как уже говорилось между видами, населяющими биогеоценоз, существует постоянное взаимодействие.
Что же объединяет между собой различные виды живых организмов?
Их объединяют пищевые или трофические связи (хищник – жертва; паразит – хозяин).
Одни виды потребляют живую пищу, другие – остатки растений или мертвых животных, помет или растворы органических веществ.
Изучая цепи питания, мы говорили, что один и тот же вид может питаться разнообразной пищей и, следовательно, находиться на разных уровнях продуктивной пирамиды, то есть образуются сети питания.
Значительно ли отразится на биогеоценозе и его цепях питания исчезновение одного из видов? (На примере дубравы и водоема)
Делается вывод, что при видовом многообразии дубравы исчезновение вида не приведет к значительным изменениям, т.к. его место в цепях питания займут другие. А в биогеоценозе водоема исчезновение одного из видов может привести к нарушению устойчивости.
Значит, большое значение в биогеоценозе имеет видовое многообразие.
Численность видов не является постоянной.
Какие изменения численности видов в биогеоценозе мы можем наблюдать?
Наблюдается систематическое увеличение численности, вслед за которым – её резкое уменьшение. (На примере дубравы и водоёма).
Одни виды ограничивают численность других видов. Таким образом, мы наблюдаем саморегуляцию биогеоценоза.
Существуя совместно, живые организмы постоянно выделяют в окружающую среду продукты своей жизнедеятельности: экскременты животных, отмершие растительные организмы и так далее.
Как происходит самоочищение биогеоценоза: дубравы – от трупов животных.
Отходы включаются в цепи питания.
III. Обобщение и систематизация знаний
Основываясь на ваших знаниях, ответьте на вопросы и сделайте выводы:
- Какие структуры придают биогеоценозам устойчивость?
Устойчивость биогеоценозам придают видовое многообразие, трофические связи и пространственная структура.
(Если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, т.к. используются другие источники пищи).
- В чем заключается саморегуляция биогеоценоза?
Процесс саморегуляции проявляется в том, что все разнообразное население биогеоценоза существует совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем.
- По какому принципу происходит самоочищение биогеоценоза?
Биогеоценозы перерабатывают отходы через включение их в цепи питания: если вещество является продуктом жизнедеятельности одного организма, то в биогеоценозе обязательно найдется другой организм, способный его утилизировать. (Самоочищение имеет свои пределы, зависящие от степени устойчивости живых существ к загрязнению).
IV. Контроль и самопроверка знаний.
- В естественном биогеоценозе взаимодействуют факторы:
А. Биотические.
Б. Абиотические и биотические.
В. Биотические и антропогенные.
- Какой из компонентов экосистемы наиболее подвержен изменениям?
А. Консументы.
Б. Продуценты.
В. Редуценты.
- Какое количество энергии переходит на каждый последующий уровень?
А. 1%
Б. 10%
В. 25%
- В какой экосистеме запас биомассы равен биологической продуктивности?
А. Лес.
Б. Луг.
В. Однолетний посев трав.
- Какой фактор экосистемы смешанного леса является ограничивающим?
А. Вода.
Б. Пища.
В. Почва.
- Сообщество растений называется:
А. Фитоценоз.
Б. Зооценоз.
В. Биоценоз.
- Выпадение какого звена в цепи питания может привести к серьезным по следствиям для биоценоза?
А. Редуценты.
Б. Консументы 2.
В. Консументы 1.
- Исключение каких видов из экосистемы школьного аквариума приведет резкому нарушению ее равновесия?
А. Рыбы.
Б. Моллюски и простейшие.
В. Высшие водные растения.
V. Инструктирование по домашнему заданию
Предлагается домашнее задание по группам двух уровней сложности:
1 уровень. Пользуясь таблицей «Влияние загрязнения на водное сообщество» составьте цепи питания, в результате которых в организме человека может накопиться максимальное и минимальное количество тяжелых металлов.
2 уровень. К каким последствиям для биогеоценоза может привести загрязнение водоема выбросами, содержащими тяжелые металлы?
1 уровень. Используя таблицу «Влияние ядохимикатов на сообщество поля пшеницы» ответьте на вопрос: возможно ли при обработке поля пшеницы попадание ядохимикатов в организм человека? Ответ аргументируйте.
2 уровень. Какие вы можете предложить способы защиты урожая без использования ядохимикатов.
Задача № 1
В Польше некоторое время усиленно уничтожали выдру как вредителя рыбоводства.
Однако выяснилось, что уничтожение этого зверя вызвало вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
Ответ: выдра питается в первую очередь больной рыбой и поддерживает, таким образом, нормальное состояние популяци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Бессоюзное сложное предложение" 10 класс
Урок предполагает применение деятельностного и дифференцированного подход в работе с учащимися. Используемые разнообразные формы и методы направлены на формирование языковой и лингвистической компетен...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Функция» в 9 классе.
В ходе урока учащиеся повторяют определение и свойства функции, способы задания функций и построения их графиков. Проводится контроль знаний : повторительный математическ...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)
Урок по химии в 8 классе "Основные классы неорганических соединений" (конспект урока+презентация)...
Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Важнейшие классы неорганических соединений."
Обобщение свойств по классам: оксиды, кислоты, основания, соли. Качественные реакции на кислоты с использованием реактивов.Тестовый материал....
Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)
Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...