Открытый урок по теме "Использование фразеологизмов в речи"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Корнева Галина Александровна

данный урок по фразеологизмам в 5 классе по уч-ку Львова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терминологический диктант. 1. Наука, изучающая словарный состав языка. 2. Слова, употребляемые жителями одной местности. 3. Слова, употребляемые людьми разных профессий. 4. Слова, которые знакомы и понятны всем людям, говорящим на русском языке. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Устойчивые сочетания слов в русском языке. 7. Слова одной части речи, имеющие одинаков о е значени е , но различающиеся правописанием.

Слайд 2

Самопроверка. 1. лексика 2. диалектизмы 3. профессионализмы 4. общеупотребительные 5. устаревшие 6. фразеологизмы 7. синонимы

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: «ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.»

Слайд 4

Определи значение фразеологизмов 1.Собака на сене. 2.Глаза разбегаются. 3.Водить за нос. 4.Белая ворона.

Слайд 5

Определи значение фразеологизмов 5.БЕЖАТЬ, СЛОМЯ ГОЛОВУ 7.КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ 6.СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ

Слайд 6

Проверь себя. 1.Не пользоваться чем – либо и не давать другим. 2.Нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений. 3.Обманывать, вводить в заблуждение. 4.Тот, кто сильно отличается от других. 5.Очень быстро. 6.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться. 7.Баловаться, бегать, прыгать.

Слайд 7

Кто больше? НОС КЛЕВАТЬ НОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ ЯЗЫК ГОЛОВА ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ ОСТАВИТЬС НОСОМ ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ ОКУНУТЬСЯ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ БУРЧАТЬ ПОД НОС СТОЛКНУТЬСЯ НОС К НОСУ ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

Слайд 8

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 9

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 10

Отгадайте загадки. 1. Так говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха. 2.Выполнять быстро, ловко, хорошо. 3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. 4. Очень темно, ничего не видно. 5. Оказаться в неловком положении. 6. Молчать, не говорить лишнего. 7. Выполнять обещание. 8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно известно. 9. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. 10. Его вешают приходя в уныние. 11. Не цветы, а вянут.

Слайд 11

Фразеологизмы- устойчивые сочетания Медведь на ухо наступил. Горит в руках . Семь пятниц на неделе. Ни зги не видно. Сесть в калошу. Будто муху проглотил. Дать зарок. Открывать Америку. Мухи не обидит. Вешать нос. Уши вянут.

Слайд 12

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами сходим, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем . Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову». У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете». И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 13

Продолжи фразы. Любишь кататься - ……... . Тише едешь - ……. . Лучше синица в руках, чем …... Кончил дело - …… . Не спеши языком, ….. . На вкус и цвет ….. . Готовь сани летом, а … . (журавль в небе; дальше будешь; товарища нет; люби и саночки возить; торопись делом; телегу зимой; гуляй смело; )

Слайд 14

Найди фразеологизмы-синонимы. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Заткнуть за пояс Набрать воды в рот Зарубить на носу Птица высокого полета Как по маслу Стреляный воробей Как свои пять пальцев Непочатый край

Слайд 15

Проверь себя. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Как по маслу Руки опускаются Птица высокого полета Набрать воды в рот Как свои пять пальцев Зарубить на носу Стреляный воробей Непочатый край Заткнуть за пояс

Слайд 16

Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Чем могут различаться фразеологизмы – синонимы? Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? Какова роль фразеологизмов в речи?

Слайд 17

Домашнее задание. Задание по группам: 1 группа готовится к конкурсу «Лучший оформитель книги фразеологизмов.» 2 группа составит сочинение – рассказ, используя фразеологизмы. 3 группа выполняет упражнение №720, работает с фразеологическим словарем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терминологический диктант. 1. Наука, изучающая словарный состав языка. 2. Слова, употребляемые жителями одной местности. 3. Слова, употребляемые людьми разных профессий. 4. Слова, которые знакомы и понятны всем людям, говорящим на русском языке. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Устойчивые сочетания слов в русском языке. 7. Слова одной части речи, имеющие одинаков о е значени е , но различающиеся правописанием.

Слайд 2

Самопроверка. 1. лексика 2. диалектизмы 3. профессионализмы 4. общеупотребительные 5. устаревшие 6. фразеологизмы 7. синонимы

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: «ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.»

Слайд 4

Определи значение фразеологизмов 1.Собака на сене. 2.Глаза разбегаются. 3.Водить за нос. 4.Белая ворона.

Слайд 5

Определи значение фразеологизмов 5.БЕЖАТЬ, СЛОМЯ ГОЛОВУ 7.КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ 6.СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ

Слайд 6

Проверь себя. 1.Не пользоваться чем – либо и не давать другим. 2.Нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений. 3.Обманывать, вводить в заблуждение. 4.Тот, кто сильно отличается от других. 5.Очень быстро. 6.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться. 7.Баловаться, бегать, прыгать.

Слайд 7

Кто больше? НОС КЛЕВАТЬ НОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ ЯЗЫК ГОЛОВА ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ ОСТАВИТЬС НОСОМ ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ ОКУНУТЬСЯ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ БУРЧАТЬ ПОД НОС СТОЛКНУТЬСЯ НОС К НОСУ ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

Слайд 8

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 9

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 10

Отгадайте загадки. 1. Так говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха. 2.Выполнять быстро, ловко, хорошо. 3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. 4. Очень темно, ничего не видно. 5. Оказаться в неловком положении. 6. Молчать, не говорить лишнего. 7. Выполнять обещание. 8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно известно. 9. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. 10. Его вешают приходя в уныние. 11. Не цветы, а вянут.

Слайд 11

Фразеологизмы- устойчивые сочетания Медведь на ухо наступил. Горит в руках . Семь пятниц на неделе. Ни зги не видно. Сесть в калошу. Будто муху проглотил. Дать зарок. Открывать Америку. Мухи не обидит. Вешать нос. Уши вянут.

Слайд 12

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами сходим, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем . Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову». У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете». И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 13

Продолжи фразы. Любишь кататься - ……... . Тише едешь - ……. . Лучше синица в руках, чем …... Кончил дело - …… . Не спеши языком, ….. . На вкус и цвет ….. . Готовь сани летом, а … . (журавль в небе; дальше будешь; товарища нет; люби и саночки возить; торопись делом; телегу зимой; гуляй смело; )

Слайд 14

Найди фразеологизмы-синонимы. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Заткнуть за пояс Набрать воды в рот Зарубить на носу Птица высокого полета Как по маслу Стреляный воробей Как свои пять пальцев Непочатый край

Слайд 15

Проверь себя. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Как по маслу Руки опускаются Птица высокого полета Набрать воды в рот Как свои пять пальцев Зарубить на носу Стреляный воробей Непочатый край Заткнуть за пояс

Слайд 16

Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Чем могут различаться фразеологизмы – синонимы? Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? Какова роль фразеологизмов в речи?

Слайд 17

Домашнее задание. Задание по группам: 1 группа готовится к конкурсу «Лучший оформитель книги фразеологизмов.» 2 группа составит сочинение – рассказ, используя фразеологизмы. 3 группа выполняет упражнение №720, работает с фразеологическим словарем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Терминологический диктант. 1. Наука, изучающая словарный состав языка. 2. Слова, употребляемые жителями одной местности. 3. Слова, употребляемые людьми разных профессий. 4. Слова, которые знакомы и понятны всем людям, говорящим на русском языке. 5. Слова, вышедшие из активного употребления. 6. Устойчивые сочетания слов в русском языке. 7. Слова одной части речи, имеющие одинаков о е значени е , но различающиеся правописанием.

Слайд 2

Самопроверка. 1. лексика 2. диалектизмы 3. профессионализмы 4. общеупотребительные 5. устаревшие 6. фразеологизмы 7. синонимы

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: «ИСТОЧНИКИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ В РЕЧИ.»

Слайд 4

Определи значение фразеологизмов 1.Собака на сене. 2.Глаза разбегаются. 3.Водить за нос. 4.Белая ворона.

Слайд 5

Определи значение фразеологизмов 5.БЕЖАТЬ, СЛОМЯ ГОЛОВУ 7.КАК БЕЛКА В КОЛЕСЕ 6.СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ

Слайд 6

Проверь себя. 1.Не пользоваться чем – либо и не давать другим. 2.Нельзя сосредоточиться от разнообразия впечатлений. 3.Обманывать, вводить в заблуждение. 4.Тот, кто сильно отличается от других. 5.Очень быстро. 6.Находиться в постоянных хлопотах, суетиться. 7.Баловаться, бегать, прыгать.

Слайд 7

Кто больше? НОС КЛЕВАТЬ НОСОМ ЗАРУБИТЬ НА НОСУ ЯЗЫК ГОЛОВА ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ ОСТАВИТЬС НОСОМ ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ ТЯНУТЬ ЗА ЯЗЫК ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ ОКУНУТЬСЯ С ГОЛОВОЙ В РАБОТУ БУРЧАТЬ ПОД НОС СТОЛКНУТЬСЯ НОС К НОСУ ПРОГЛОТИТЬ ЯЗЫК МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ

Слайд 8

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 9

Расшифруйте фразеологизмы.

Слайд 10

Отгадайте загадки. 1. Так говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха. 2.Выполнять быстро, ловко, хорошо. 3. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. 4. Очень темно, ничего не видно. 5. Оказаться в неловком положении. 6. Молчать, не говорить лишнего. 7. Выполнять обещание. 8. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно известно. 9. Так говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. 10. Его вешают приходя в уныние. 11. Не цветы, а вянут.

Слайд 11

Фразеологизмы- устойчивые сочетания Медведь на ухо наступил. Горит в руках . Семь пятниц на неделе. Ни зги не видно. Сесть в калошу. Будто муху проглотил. Дать зарок. Открывать Америку. Мухи не обидит. Вешать нос. Уши вянут.

Слайд 12

НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. Попались на удочку. Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами сходим, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем . Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову». У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете». И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 13

Продолжи фразы. Любишь кататься - ……... . Тише едешь - ……. . Лучше синица в руках, чем …... Кончил дело - …… . Не спеши языком, ….. . На вкус и цвет ….. . Готовь сани летом, а … . (журавль в небе; дальше будешь; товарища нет; люби и саночки возить; торопись делом; телегу зимой; гуляй смело; )

Слайд 14

Найди фразеологизмы-синонимы. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Заткнуть за пояс Набрать воды в рот Зарубить на носу Птица высокого полета Как по маслу Стреляный воробей Как свои пять пальцев Непочатый край

Слайд 15

Проверь себя. Без сучка и задоринки Валиться из рук Важная птица Прикусить язык Вдоль и поперек Намотать на ус Тертый калач Хоть лопатой греби Утереть нос Как по маслу Руки опускаются Птица высокого полета Набрать воды в рот Как свои пять пальцев Зарубить на носу Стреляный воробей Непочатый край Заткнуть за пояс

Слайд 16

Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Чем могут различаться фразеологизмы – синонимы? Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? Какова роль фразеологизмов в речи?

Слайд 17

Домашнее задание. Задание по группам: 1 группа готовится к конкурсу «Лучший оформитель книги фразеологизмов.» 2 группа составит сочинение – рассказ, используя фразеологизмы. 3 группа выполняет упражнение №720, работает с фразеологическим словарем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

Открытый урок по письму и развитию речи в 8 классе по теме: «Дифференциация приставок и предлогов».

Этот урок - урок закрепления изученного материала по дифференциации приставок и предлогов в 8 классе коррекционной школы VIII вида....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи в 1 классе Звук и буква Г

    Цель данного урока: познакомить учащихся со звуком и буквой [г];научить выделять звук [г] в начале слова, соотносить звук и букву, подбирать слова с данным звуком в начале слова....

Открытый урок "В мире фразеологизмов"

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Открытый урок по теме "Фразеологизмы"

Данная разработка - это открытый урок в 5 классе с использованием различных современных педагогических технологий....

Открытый урок по теме "Фразеологизмы"

Цели урока:Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеология».Развивающая: развитие познавательного интереса; обогащение словарного запаса; развитие у учащихс...