Рабочая программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы Т.А. Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_5_kl.docx | 77.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Русский язык. 5 класс» составлена на основе следующих документов:
- Государственный стандарт общего образования (2004)
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку
- Русский язык. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.
Русский язык – это важнейшая часть национальной культуры русского народа, поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, являясь не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются практически важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.
Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Применение знаний и умений в жизни.
Программа разработана в соответствии с используемым учебно-методическим комплектом:
Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский// Москва, Просвещение, 2010.
Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова)/сост. Г.М. Вялкова. – 4-е изд. – М.: Планета, 2010.
Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, и др. - М.: Просвещение, 2005.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010.
Иссерс О.И. Тесты. Русский язык. 5 класс. – М.: Разум, 2008.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
Рабочая программа рассчитана на 210 часов в год, 6 часов в неделю.
Содержание программы учебного курса
Язык - важнейшее средство общения (2ч)
Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе.
Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Устная и письменная речь. Разделы лингвистики, изучающие устную и письменную речь. Приемы слушания.
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (26 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).Запятая между простыми предложениями в составе сложного перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (9 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (24 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове, чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (2 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (22 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа. Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (11 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (35 ч)
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
определения основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
ЧТЕНИЕ:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух; говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
ПИСЬМО:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово:
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
продолжения образования.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | контр. работы | разв. речи | |||
I | Язык - важнейшее средство общения | 2 | 1 | 1 | |
II | Повторение пройденного в I - IV классах. | 26 | 19 | 1 | 6 |
III | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 36 | 31 | 2 | 3 |
I\/ | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи | 14 | 10 | 1 | 3 |
\/ | Лексика. Культура речи | 9 | 7 | 2 | |
\/I | Морфемика. Орфография. Культура речи | 24 | 20 | 1 | 3 |
\/II 1 | Морфология. Орфография. Культура речи Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | 64 2 | 48 1 | 4 | 12 1 |
2 | Имя существительное | 22 | 18 | 1 | 3 |
3 | Имя прилагательное | 11 | 7 | 1 | 3 |
4 | Глагол | 29 | 22 | 2 | 5 |
\/III | Повторение и систематизация пройденного в 5 классе | 35 | 30 | 1 | 4 |
IХ | ИТОГО | 210 | 166 | 10 | 34 |
Календарно-тематическое и поурочное планирование по русскому языку для 5 класса
№ | Тематическое планирование с указанием количества часов | Поурочное планирование Тема урока | Дата пров | |
По плану | Факт | |||
1 | Язык - важнейшее средство общения (2 ч) Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы (1 ч.) | Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы. | ||
2 | Р.р. №1 Стили речи | Р.р. Стили речи | ||
3 | Повторение пройденного в 1 - 4 классах (26 ч.) Состав слова (1 ч.) | Повторение изученного в начальных классах. Состав слова. | ||
4 | Орфограмма (1 ч.) | Орфограмма. | ||
5 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова (1 ч. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
6 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова (1 | Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. | ||
7 | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова (1 ч.) | Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова. | ||
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова (1 ч.) | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | ||
9 | Буквы и,у.а после шипящих (1 ч.) Сл. дикт. | Буквы и, у, а после шипящих | ||
10 | Разделительные ъ и ь (1 ч.) | Разделительные ъ и ь | ||
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами (1 ч.) | Раздельное написание предлогов с другими словами | ||
12 | Р.р. №2 Текст (1 ч.) | Р.р. Текст | ||
13 | Р.р. №3 Изложение с изменением лица рассказчика (№66) (1 ч.) | Р.р. Изложение с изменением лица рассказчика | ||
14 | Части речи (1 ч.) | Части речи. | ||
15 | Р.р. №4 Анализ изложения. Работа над ошибками (1 ч.) | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками. | ||
16 | Глагол (1 ч.) | Глагол | ||
17 | -Тся и -ться в глаголах (1 ч.) | -Тся и -ться в глаголах. | ||
18 | Р.р. №5 Тема текста (1 ч.) | Р.р. Тема текста. | ||
19 | Личные окончания глаголов (1 ч.) | Личные окончания глаголов | ||
20 | Имя существительное (1 ч.) | Имя существительное. | ||
21 | Правописание падежных окончаний имён существительных (1 ч.) | Правописание падежных окончаний имён существительных | ||
22 | Имя прилагательное (1 ч.) | Имя прилагательное | ||
23 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных (1 ч.) | Правописание падежных окончаний имён прилагательных | ||
24 | Р.р.№6 Творческая работа по картине А.А. Пластова «Летом» (1 ч.) | Р.р. Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Летом» | ||
25 | Местоимение (1 ч.) | Местоимение | ||
26 | Р.р. №7 Основная мысль текста (1 ч.) | Р.р. Основная мысль текста. | ||
27 | Обобщение по теме «Повторение изученного в начальных классах»1 | Обобщение по теме «Повторение изученного в начальных классах» | ||
28 | Контрольная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах» (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах» | ||
29 | Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||
30 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (36 ч.) Синтаксис (1 ч.) | Синтаксис | ||
31 | Пунктуация (1 ч.) | Пунктуация | ||
32 | Словосочетание (1 ч.) | Словосочетание | ||
33 | Разбор словосочетания (1 ч.) | Разбор словосочетания | ||
34 | Предложение (1 ч.) | Предложение | ||
35 | Р.р. №8 Сжатое изложение (№137) (1 ч.) | Р.р. Сжатое изложение | ||
36 | Виды предложений по цели высказывания (1 ч.) | Виды предложений по цели высказывания | ||
37 | Восклицательные предложения (1 ч.) | Восклицательные предложения | ||
38 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее (1 ч.) | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | ||
39 | Сказуемое (1 ч.) | Сказуемое. | ||
40 | Тире между подлежащим и сказуемым (2 ч.) | Тире между подлежащим и сказуемым. | ||
41 | Закрепление по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» | |||
42 | Нераспространённые и распространённые предложения (1 ч.) | Нераспространённые и распространённые предложения | ||
43 | Второстепенные члены предложения. Дополнение (1 ч.) | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | ||
44 | Определение (1 ч.) Слов. дикт. | Определение | ||
45 | Обстоятельство (1 ч.) | Обстоятельство | ||
46 | Закрепление по теме «Второстепенные члены предложения» (1 ч.) | Закрепление по теме «Второстепенные члены предложения» | ||
47 | Предложения с однородными членами (1 ч.) | Предложения с однородными членами | ||
48 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами (2 ч.) | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||
49 | Закрепление по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» | |||
50 | Предложения с обращениями (1 ч.) | Предложения с обращениями. | ||
51 | Контрольная работа за 1 четверть (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | ||
52 | Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||
53 | Р.р. № 9 Письмо (1 ч.) | Р.р. Письмо | ||
54 | Синтаксический разбор простого предложения (1 ч.) | Синтаксический разбор простого предложения. | ||
2 четверть | ||||
55 | Пунктуационный разбор простого предложения (1 ч.) | Пунктуационный разбор простого предложения | ||
56 | Простые и сложные предложения (2 ч.) | Простые и сложные предложения | ||
57 | Закрепление по теме «Простые и сложные предложения» | |||
58 | Синтаксический разбор сложного предложения (1 ч.) | Синтаксический разбор сложного предложения | ||
59 | Прямая речь (2 ч.) | Прямая речь | ||
60 | Сл дикт. | Закрепление по теме «Прямая речь» | ||
61 | Р.р.№10 Диалог (1 ч.) | Р.р. Диалог | ||
62 | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (1 ч.) | Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | ||
63 | Контрольная работа по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | ||
64 | Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||
65 | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (14 ч.) Фонетика. Гласные звуки (1 ч.) | Фонетика. Гласные звуки. | ||
66 | Согласные звуки (1 ч.) | Согласные звуки | ||
67 | Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие (1 ч.) | Позиционные чередования гласных и согласных. Согласные твёрдые и мягкие. | ||
68 | Р.р. №11 Повествование (1 ч.) | Р.р. Повествование | ||
69 | Р.р. №12 Подробное изложение (№ 275) (1 ч.) | Р.р. Подробное изложение | ||
70 | Согласные звонкие и глухие (1 ч.) | Согласные звонкие и глухие | ||
71 | Графика. Алфавит (1 ч.) | Графика. Алфавит | ||
72 | Р.р. №13 Описание предмета. Подготовка к сочинению на тему «Моя любимая игрушка» (1 ч.) | Р.р. Описание предмета. Подготовка к сочинению на тему «Моя любимая игрушка» | ||
73 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака (1 ч.) | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | ||
74 | Двойная роль букв е, ё, ю, я (1 ч.) | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | ||
75 | Орфоэпия. Фонетический разбор слова (1ч.) | Орфоэпия. Фонетический разбор слова | ||
76 | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография» (1 ч.) | Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | ||
77 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография» (1 | Контрольная работа (тестирование) по теме «Фонетика. Графика. Орфография» | ||
78 | Работа над ошибками (1 ч.) | Работа над ошибками | ||
79 | Лексика. Культура речи (9 ч.) Лексика. Слово и его лексическое значение (1 ч.) |
Лексика. Слово и его лексическое значение | ||
80 | Однозначные и многозначные слова (1 ч.) | Однозначные и многозначные слова | ||
81 | Прямое и переносное значение слов (1 ч.) Сл дикт. | Прямое и переносное значение слов | ||
82 | Омонимы (1 ч.) | Омонимы | ||
83 | Синонимы (1 ч.) | Синонимы | ||
84 | Антонимы (1 ч.) | Антонимы | ||
85 | Повторение по теме «Лексика» (1 ч.) | Повторение по теме «Лексика» | ||
86 | Р.р. №14-15 Творческая работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (2 ч.) | Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | ||
87 | Р.р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | |||
88 | Морфемика. Орфография. Культура речи (24 ч.) Морфемика. Морфема. Изменение и образование слов (1 ч.) | Морфемика. Морфема. Изменение и образование слов. | ||
89 | Окончание (1 ч.) | Окончание | ||
90 | Основа слова (1 ч.) | Основа слова | ||
91 | Корень слова (1 ч.) | Корень слова | ||
92 | Контрольная работа за 1 полугодие (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 полугодие. | ||
93 | Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками | ||
94 | Р.р. №16 Рассуждение (1 ч.) | Р.р. Рассуждение | ||
95 | Суффикс (2 ч.) | Суффикс | ||
96 | Закрепление по теме «Суффикс» | |||
3 четверть | ||||
97 | Приставка (1 ч.) | Приставка | ||
98 | Чередование звуков. Беглые гласные (1 ч.) | Чередование звуков. Беглые гласные | ||
99 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова (1 ч.) | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | ||
100 | Правописание гласных и согласных в приставках (1 ч.) | Правописание гласных и согласных в приставках | ||
101 | Буквы з и с на конце приставок (2 ч.) | Буквы з и с на конце приставок | ||
102 | Закрепление по теме «Буквы з и с на конце приставок» | |||
103 | Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- (1 ч.) | Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- | ||
104 | Буквы о-а в корне –раст- - -рос- (1 ч.) | Буквы о-а в корне –раст- - -рос- | ||
105 | Закрепление по теме «Буквы о-а в корнях -лаг-, -лож-, -раст-, -рос-» | Закрепление по теме «Буквы о-а в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - -рос-» | ||
106 | Буквы ё-о после шипящих в корне (1 ч.) | Буквы ё-о после шипящих в корне | ||
107 | Буквы и-ы после ц (2 ч.) | Буквы и-ы после ц | ||
108 | Слов. дикт. | Закрепление по теме « Буквы и-ы после ц» | ||
109 | Повторение по теме «Морфемика» (1 ч.) | Повторение по теме «Морфемика» | ||
110 | Р.р. №17-18 Творческая работа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (2 ч.) | Р.р. Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | ||
111 | Р.р. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | |||
112 | Морфология. Орфография. Культура речи (64 ч.) Морфология. Самостоятельные и служебные части речи (1 ч.) | Морфология. Самостоятельные и служебные части речи | ||
113 | Р.р. №19 Анализ сочинения. Работа над ошибками (1 ч.) | Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками | ||
114 | Имя существительное (22 ч.) Имя существительное как часть речи (2 ч.) | Имя существительное как часть речи | ||
115 | Закрепление по теме «Имя существительное как часть речи» | |||
116 | Р.р. №20 Доказательства в рассуждении. Подготовка к сочинению-рассуждению (1 ч.) | Р.р. Доказательства в рассуждении. Подготовка к сочинению-рассуждению | ||
117 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые (1 ч.) | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | ||
118 | Имена существительные собственные и нарицательные (2 ч.) | Имена существительные собственные и нарицательные | ||
119 | Закрепление по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» | |||
120 | Р.р.№21 Публичное выступление на лингвистическую тему (1 ч.) | Р.р. Публичное выступление на лингвистическую тему | ||
121 | Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных (1 ч.) | Морфологический разбор имени существительного. Род имён существительных | ||
122 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа (1 ч.) | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | ||
123 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа (1 ч.) | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | ||
124 | Три склонения имён существительных (1 ч.) | Три склонения имён существительных | ||
125 | Падеж имён существительных (2 ч.) Сл. дикт. | Падеж имён существительных | ||
126 | Закрепление по теме «Падеж имён существительных» | |||
127 | Буквы е-и в падежных окончаниях существительных (1 ч.) | Буквы е-и в падежных окончаниях существительных | ||
128 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие (1 ч.) | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных на -ий, -ия, -ие | ||
129 | Множественное число имён существительных (2 ч.) | Множественное число имён существительных | ||
130 | Закрепление по теме «Множественное число имён существительных» | |||
131 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных (1 ч.) | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | ||
132 | Повторение по теме «Имя существительное» (1 ч.) | Повторение по теме «Имя существительное» | ||
133 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» | ||
134 | Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками | ||
135 | Р.р. №22 Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (1 ч.) | Р.р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | ||
136 | Имя прилагательное (11 ч.) Имя прилагательное как часть речи (2 ч.) | Имя прилагательное как часть речи | ||
137 | Закрепление по теме «Имя прилагательное как часть речи» | |||
138 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (2) | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | ||
139 | Закрепление по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» | |||
140 | Р.р. №23 Описание животного (1 ч.) | Р.р. Описание животного | ||
141 | Р.р. №24 Подробное изложение (№587) (1 ч.) | Р.р. Подробное изложение по отрывку из рассказа А.И. Куприна «Ю-ю» | ||
142 | Прилагательные полные и краткие (2 ч.) | Прилагательные полные и краткие | ||
143 | Закрепление по теме «Прилагательные полные и краткие» | |||
144 | Р.р. №25 Анализ изложения. Работа над ошибками (1 ч.) | Р.р. Анализ изложения. Работа над ошибками | ||
145 | Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение по теме «Имя прилагательное» (1 ч.) | Морфологический разбор имени прилагательного. Повторение по теме «Имя прилагательное» | ||
146 | Зачёт по теме «Имя прилагательное» (1 ч.) | Зачёт по теме «Имя прилагательное» | ||
147 | Глагол (29 ч.) Глагол как часть речи (1 ч.) | Глагол как часть речи | ||
148 | Не с глаголами (2 ч.) | Не с глаголами | ||
149 | Закрепление по теме «Не с глаголами» | |||
150 | Р.р. №26 Рассказ (1 ч.) | Р.р. Рассказ | ||
151 | Неопределённая форма глагола (2 ч.) | Неопределённая форма глагола | ||
152 | Закрепление по теме «Неопределённая форма глагола» | |||
153 | Правописание –тся и –ться в глаголах (2 ч.) | Правописание –тся и –ться в глаголах | ||
154 | Закрепление по теме «Правописание –тся и –ться в глаголах» | |||
155 | Контрольная работа за 3 четверть (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть. | ||
156 | Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||
4 четверть | ||||
157 | Виды глагола (2 ч.) | Виды глагола | ||
158 | Закрепление по теме «Виды глагола» | |||
159 | Буквы е-и в корнях с чередованием (2 ч.) | Буквы е-и в корнях с чередованием | ||
160 | Закрепление по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием» | |||
161 | Р.р. №27 Невыдуманный рассказ (о себе) (1 ч.) | Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе) | ||
162 | Время глагола. Прошедшее время (1 ч.) | Время глагола. Прошедшее время | ||
163 | Настоящее время (1 ч.) | Настоящее время | ||
164 | Будущее время (1 ч.) | Будущее время. | ||
165 | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? (1 ч.) | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием? | ||
166 | Правописание личных окончаний глаголов (1 ч.) | Правописание личных окончаний глаголов. | ||
167 | Морфологический разбор глагола (1 ч.) | Морфологический разбор глагола | ||
168 | Р.р. №28 Сжатое изложение (№701) (1 ч.) | Р.р. Сжатое изложение (А.Ф. Савчук. «Шоколадный торт») | ||
169 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа (1 ч.) | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа | ||
170 | Употребление времён (1 ч.) Сл. дикт. | Употребление времён. | ||
171 | Р.р. №29 Спортивный репортаж (1 ч.) | Р.р. Спортивный репортаж | ||
172 | Повторение по теме «Глагол» (1 ч.) | Повторение по теме «Глагол» | ||
173 | Контрольная работа по теме «Глагол» (1 ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | ||
174 | Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. | ||
175 | Р.р. №30 Устный рассказ по рисунку (О.В. Попович. «Не взяли на рыбалку») (1 ч.) | Р.р. Устный рассказ по рисунку (О.В. Попович. «Не взяли на рыбалку | ||
176 | Повторение и систематизация изученного (35 ч.) Повторение изученного. Разделы науки о языке (1 ч.) | Повторение изученного. Разделы науки о языке. | ||
177 | Фонетика. Фонетический разбор слова (1 ч.) | Фонетика. Фонетический разбор слова. | ||
178 | Орфоэпия (1 ч.) | Орфоэпия | ||
179 | Лексика (1 ч.) | Лексика. | ||
180 | Морфемика (1 ч.) | Морфемика | ||
181 | Морфология (1 ч.) | Морфология | ||
182 | Р.р. №31 – 32 Творческая работа на свободную тему (2 ч.) | Р.р. Подготовка к сочинению на свободную тему | ||
183 | Р.р. Сочинение на свободную тему. | |||
184 | Орфография (12 ч.) | Орфография. Правописание гласных и согласных в приставках | ||
185 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова | |||
186 | Р.р. №33 Анализ сочинения. Работа над ошибками (1 ч.) | Р.р. Анализ сочинения. Работа над ошибками. | ||
187 | Буквы о-а в корне –лаг- - -лож- | |||
188 | Буквы о-а в корне –раст- - -рос | |||
189 | Буквы е-и в корнях с чередованием | |||
190 | Буквы ё-о после шипящих в корне. | |||
191 | Буквы и-ы после ц. | |||
192 | Орфограммы в окончаниях существительных | |||
193 | Орфограммы в окончаниях прилагательных | |||
194 | Спряжение глаголов. | |||
195 | Орфограммы в окончаниях глаголов | |||
196 | Употребление букв ъ и ь | |||
197 | Р.р. №34 Повторение. Текст. Стили речи (1 ч.) | Р.р. №34 Повторение. Текст. Стили речи | ||
198 | Синтаксис и пунктуация (11 ч.) | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. | ||
199 | Предложение. Члены предложения. | |||
200 | Тире между подлежащим и сказуемым. | |||
201 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | |||
202 | Предложения с обращениями | |||
203 | Знаки препинания в сложном предложении | |||
204 | Синтаксический разбор простого предложения | |||
205 | Синтаксический разбор сложного предложения | |||
206 | Пунктуационный разбор предложения | |||
207 | Прямая речь | |||
208 | Диалог | |||
209 | Итоговая контрольная работа (1 ч.) | Итоговая контрольная работа (тестирование). | ||
210 | Анализ диктанта. Работа над ошибками (1 ч.) | Анализ диктанта. Работа над ошибками. |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Содержание | Класс | Автор | Издательство | Год издания |
1 | Программа Русский язык 5-9 классы. Программы для общеобразовательных учреждений Рабочие программы по русскому языку. 5 – 11 классы (по программам М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; А.И. Власенкова) | 5 5 | М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Сост. Г.М. Вялкова | М.: «Просвещение»
М.: Планета | 2010
2010 |
2 | Учебник (основной) Русский язык. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений | 5 | Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. | М.: Просвещение | 2005 |
3 | Учебники (дополнительные) | - | - | - | - |
4 | Учебные пособия: |
Литература
Для учителя:
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. – М., 2010.
Богданова Г.А Уроки русского языка в 5 классе/ Г.А. Богданова. СПБ, 2004
Ганжина И.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник изложений 5-7 класс.- Саратов: «Лицей», 2000.
Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2010.
Малюшкин А.Б. Иконицкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку, 5 класс – М.: « Сфера», 2011.
Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5- 7 классы.- М.: -Дрофа, 2002.
Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы М.: Просвещение. 2006.
Халикова Н.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2003.
Для учащихся:
Баранов М.Т., Ладыженская Т,А. Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007.
Иоффе И.В. Тесты по русскому языку для 5 класса. – М.: Свет, 2009.
Иссерс О.И. Тесты. Русский язык. 5 класс. – М.: Разум, 2008.
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 5 класс. – М.: «Образование», 2007.
Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...