Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и каледарно-тематическое планирование.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в БУП МБОУ «Краснооктябрьская СОШ»
Базисный учебный план МБОУ «Краснооктябрьская СОШ» предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VII классе – 105 часов (3 часа в неделю).
Программа рассчитана на 1 год.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Русский язык как развивающееся явление. | 1 |
Повторение пройденного в 5-6 классах. | 10 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
Причастие. | 21 | 2 | 3 |
Деепричастие. | 9 | 1 | 2 |
Наречие. | 17 | 2 | 3 |
Категория состояния. | 4 | 2 |
Служебные части речи. Культура речи. Предлог. | 1 8 | 1 | 1 |
Союз. | 11 | 1 | 1 |
Частица. | 12 | 1 | 3 |
Междометие | 3 |
Повторение о обобщение изученного в 5-7 классах. | 8 | 1 |
Итого | 105 | 10 | 17 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI КЛАССАХ (8 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (97+22 ч)
Причастие (29 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (8 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (20 ч + 6 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы я в наречиях на -о и -е.
Буквы о я е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ъ после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (3 ч)
I. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
Предлог (7 ч + 2 ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (11 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (1 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.
Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Учебные пособия
Тростенцова Л.А, Баранов М.Т, Ладыженская Т.А. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009.
Тростенцова Л.А., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Комиссарова Л.Ю. Обучение русскому языку в 7 классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение. 2009.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. М.: ВАКО, 2009.
Контрольно-измерительные материала. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2010.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Диафильм.
Знаменательные (самостоятельные) части речи.
Диапозитивы.
К урокам русского языка в VII классе.
Приложение1. Календарно - тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты освоения материала | Вид контроля | Дата проведения |
План | Факт |
Введение (1ч) |
1 | Русский язык как развивающееся явление
| 1 | Вводный урок, лекция | Содержание УМК. Русский язык – один из славянских языков. Русский язык как развивающееся явление. Развитие и совершенствование языка как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа | Работа со словарем, работа с учебником | Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения, используемые в нем; историю существования и развития русского языка; основные изменения, происходящие в языке с течением времени | Развернутый ответ на вопрос о путях развития русского языка | 3.09 |
Повторение изученного в 5-6 классах (8+2ч) |
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Комбинированный | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Состав словосочетания. Главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Состав предложений. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях. Синтаксический разбор предложения и словосочетания. Составление предложений по схемам | Выполнение упражнений, конструирование предложений и словосочетаний | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам; определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в сложном предложении; составлять простые и сложные предложения на указанную тему; производить синтаксический разбор простого предложения. | Текущий контроль | 6.09 |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор
| 1 | Комбинированный | Пересказ текста. Грамматическое оформление орфограмм | Знать предмет изучения пунктуации; функции знаков препинания. Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложении с прямой речью. | Текущий контроль | 7.09 |
4 | Лексика и фразеология | 1 | Комбинированный | Лексика и фразеология. Лексическое значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Толковые словари | составление таблицы, словарная работа | Знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте; пользоваться толковым словарем; подбирать примеры на все изученные лексические понятия. | Текущий контроль | 10.09 |
5 | Фонетика и орфография. | 1 | Комбинированный | Фонетика и орфография. Фонетический состав слов. Орфограмма-буква. Звуковое значение букв. | Выполнение упражнений | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах, признаки орфограмм-букв Уметь определять звуковое значение букв, правильно писать слова с изученными орфограммами; производить фонетический разбор | Текущий контроль | 13.09 |
6 | Словообразование и орфография. | 1 | Комбинированный | Словообразование и орфография. Состав слов. Морфемный и словообразовательный разбор слов. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Орфограммы в разных частях слов | Выразительное чтение, работа с учебником, выполнение упражнений | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах. Уметь морфемный и словообразовательный разбор слов; правильно писать слова с изученными орфограммами-гласными и согласными в корнях, с орфограммами-дефисами; обозначать их графически | Текущий контроль | 14.09 |
7 | Морфология. Морфологический разбор слова | 1 | Комбинированный | Морфология и орфография. Морфологические признаки частей речи. Морфологический разбор слов. Имя существительное имя прилагательное. Глагол. Местоимение | Работа с учебником, выполнение упражнений | Знать предмет изучения морфологии, перечень самостоятельных и служебных частей речи, порядок морфологического разбора изученных частей речи Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола, производить морфологический разбор изученных частей речи; | Текущий контроль | 17.09 |
8 | Морфология и орфография | 1 | Комбинированный | выполнение упражнений | Текущий контроль | 20.09 |
9 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» | 1 | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | Диктант с грамматическим заданием | 21.09 |
10 | Р/р. Текст | 1 | Урок развития речи | Текст. Абзац. Средства связи предложения в тексте. Типы речи и их признаки | Выразительное чтение, анализ текста | Знать понятия текст, абзац, типы речи, их признаки; Уметь выразительно читать текст и озаглавить его в соответствии с темой и идеей; определять пит речи, делить текст на абзацы, определять средства связи предложений в тексте | Комплексный анализ текста | 24.09 |
11 | Р/р. Публицистический стиль. | 1 | Урок развития речи | Стиль речи. Публицистический стиль. Воздействие на публику – основная задача публицистического стиля | Составление таблицы, работа с текстами различных стилей | Знать стили речи и их признаки; признаки публицистического стиля, его жанры; языковые особенности Уметь определять принадлежность текста к тому или иному стилю по его характерным признакам, находить тексты публицистического стиля по характерным признакам и составлять их самостоятельно | Текущий контроль | 27.09 |
Морфология и орфография. Причастие (18+3ч) |
12 | Причастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Морфология. причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Признаки глагола и прилагательного у причастия. Морфологический разбор глаголов и прилагательных. | Выполнение упражнений, словарная работа | Знать понятие причастие, общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении | Текущий контроль | 28.09 |
13 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок изучения нового материала | Склонение причастий. Условия выбора гласных в безударных падежных окончаниях причастий. Употребление причастий в речи. Грамматические разборы. | Устные выступления, конструирование предложений. Словарная работа | Знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе; условия выбора гласных в падежных окончаниях причастий. Уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий; уметь правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Текущий контроль | 01.10 |
14 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | Урок изучения нового материала | Причастный оборот. Место причастного оборота по отношению к определяемому слову. Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. Орфоэпические нормы. Синтаксический разбор предложений. | Конструирование предложений, наблюдение над текстом, словарная работа | Знать понятие причастный оборот, определяемое слово Уметь находить причастные обороты, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову; правильно расставлять запятые при причастном обороте; находить границы причастных оборотов и обозначать их графически | Текущий контроль | 05.10 |
15 | Р/р. Описание внешности человека | 1 | Урок развития речи | Описание как тип речи. Описание внешности человека. Словесный портрет. Элементы внешней характеристики человека (лицо, фигура, одежда, жесты) | Конструирование предложений, наблюдение над текстом, словарная работа | Знать особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные слова»). Уметь устно или письменно составлять развернутое описание знакомого человека | Сочинение-миниатюра | 08.10 |
16 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Значение и употребление действительных и страдательных причастий | Конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками | Знать понятие действительные и страдательные причастия, Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, правильно употреблять их в речи | Текущий контроль | 11.10 |
17 | Краткие причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия. Полная и краткая форма страдательных причастий. Изменений и синтаксическая роль кратких страдательных причастий. | Наблюдения в тексте, орфоэпическая работа | Знать понятия полные /краткие страдательные причастия, особенности изменения кратких страдательных причастий; нормы произношения Уметь различать полные и краткие страдательные причастия, определять их синтаксическую роль в предложении; | Текущий контроль | 12.10 |
18 | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Действительные причастия настоящего времени. Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Конструирование словосочетаний, словарная работа | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени; условия выбора гласных у (ю) и а (я) в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь образовывать действительные причастия настоящего времени; правильно выбирать и писать гласные у (ю) и а (я) в ДПНВ | Текущий контроль | 15.10 |
19 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Действительные причастия прошедшего времени. Образование действительных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий прошедшего времени. | Конструирование словосочетаний. Лингвистический разбор | Знать способы образование действительных причастий прошедшего времени; суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени; правильно писать гласные перед суффиксами ДППВ | Объяснительный диктант | 18.10 |
20 | Страдательные причастия настоящего времени. | 1 | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия настоящего времени. Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Работа с таблицей, конструирование предложений. Словарная работа, развитие речи | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени; правило написания гласных в суффиксах СПНВ. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени; выбирать и писать гласные е и и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Словарно-орфографическая работа | 19.10 |
21 | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Страдательные причастия прошедшего времени. Образование страдательных причастий прошедшего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Словарная работа, выполнение упражнений, работа с учебником | Знать, как образуются страдательные причастия прошедшего времени; суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; находить страдательные причастия прошедшего времени; определять форму причастий. | Объяснительный диктант | 22.10 |
22 | Диктант с грамматическим заданием за I четверть | 1 | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | Диктант | 25.10 |
23 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени | Тренировочные упражнения | Знать условия выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов Уметь применять ход рассуждения для выбора гласных перед н в полных и кратких страдательных причастиях; правильно выбирать и писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Словарно-орфографическая работа | 26.10 |
24 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Урок изучения нового материала | Способы различения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | Конструирование предложений. Словарная работа. Орфоэпическая работа | Знать условия написания одной и двух букв н в суф. страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени; разграничивать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные; правильно писать н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Комментированное списывание, | 29.10 |
25 | Практическая работа Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | 1 | Урок- практикум | Практичес-кая работа, тест | 01.11 |
26 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие прилагательные, образованные путем перехода причастий в прилагательные. Правописание н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Тренировочные упражнения | Знать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; Уметь разграничивать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные; правильно писать н или нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь описывать внешность друзей, знакомых по фотографии. | Текущий контроль | 02.11 |
27 | Р/р. Подготовка к выборочному изложению с описанием внешности | 1 | Урок развития речи | Текст. Стиль и тип речи. Авторская лексика. портрет литературного героя. План и заголовок к тексту | Выразительное чтение, работа с планом, самостоятельная работа | Уметь писать выборочное изложение, сохраняя стиль и тип речи и выдерживая текст в рамках одной тематики | Составление плана, отбор материала для изложения | 12.11 |
28 | Р/р. Выборочное изложение с описанием внешности | 1 | Урок развития речи | Работа над написанием изложения | Изложение | 15.11 |
29 | Морфологический разбор причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора причастия. | Работа с учебником. Лингвистический разбор, словарная работа | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) причастия. | Комплексный анализ текста | 16.11 |
30 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Виды орфограмм, связанных со слитным и раздельным написанием не. Условия слитного и раздельного написания не с причастиями. Причастный оборот. | Беседа по вопросам, словарная работа, выполнение упражнений | Знать условия слитного и раздельного написания не с причастиями, Уметь различать частицу не и приставку не; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями | Объяснительный диктант. | 19.11 |
31 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Правило написания е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Работа с учебником, выполнение упражнений, | Знать правило написания гласных е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени; Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой и графически обозначать ее | Текущий контроль | 22.11 |
32 | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | Урок контроля | Повторение изученного, практикум | Знать теоретический материал по изученной теме. Уметь применять на практике правила правописания и произношения причастий, расставлять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами, выполнять морфологический разбор причастия | Тест | 23.11 |
Деепричастие (7+2ч) |
33 | Деепричастие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Деепричастие. Основное и добавочное действие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия. Употребление деепричастий. | Работа с учебником, выполнение упражнений | Знать понятие деепричастия, общее грамматическое значение. Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастий. | Текущий контроль | 26.11 |
34 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 1 | Урок изучения нового материала | Деепричастный оборот. Выделение деепричастных оборотов и одиночных деепричастий на письме. Деепричастный оборот как член предложения. Конструирование предложений с деепричастными оборотами | Лингвистический разбор, работа со схемами, конструирование предложений | Знать понятие деепричастный оборот Уметь находить деепричастные обороты и одиночные деепричастия и выделять их на письме запятыми, производить синонимичную замену личных форм глагола деепричастиями, подчеркивать деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения | Комплексный анализ текста |
35 | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | Правило правописания не с деепричастиями. Не с разными частями речи. | Лингвистический разбор, работа со схемами, конструирование предложении | Знать условия раздельного написания не с деепричастиями. Уметь распознавать и графически обозначать условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Текущий контроль | 29.11 |
36 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | Урок изучения нового материала | Способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида. Гласные перед суффиксами –в и –вш деепричастий совершенного вида. | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения. Словарная и орфоэпическая работа | Знать способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида; условия выбора гласных перед суффиксами –в- и –вш- деепричастий совершенного вида. Уметь распознавать и образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида | Текущий контроль | 30.11 |
37 | Деепричастия совершенного вида | 1 | Урок изучения нового материала | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения. Словарная работа | Осложненный диктант | 03.12 |
38 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь» | 1 | Урок развития речи | Рассказ. Композиция рассказа. Творческая история картины «Вратарь». Репродукция картины. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения. | Беседа по вопросам. Устное описание картины. Словарная работа | Знать особенности текста-повествования; особенности описания действий; главное в рассказе. Уметь описывать действия, используя деепричастия; создавать текст-повествование с элементами описания на основе изображенного на картине от имени одного из действующих лиц картины (с учетом ситуации, мотивов и адресата рассказа). | Текущий контроль | 06.12 |
39 | Р/р. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» | 1 | Урок развития речи | сочинение | 07.12 |
40 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Порядок морфологического разбора деепричастия | Лингвистический разбор | Знать порядок морфологического разбора деепричастия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) деепричастия. | Морфологический разбор деепричастия | 10.12 |
41 | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 1 | Урок контроля | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь применять правила произношения и правописания деепричастий; расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | Тест | 13.12 |
Наречие (14+3ч) |
42 | Наречие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Наречие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий. | Словарная работа, выполнение упражнений | Знать понятие , общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречий Уметь находить наречия в тексте и определять их синтаксическую роль | Текущий контроль | 14.12 |
43 | Смысловые группы наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Обстоятельственные и определительные наречия. Их значения. Конструирование предложений с наречиями. | Работа с таблицами, тренировочные упражнения | Знать смысловые группы наречий Уметь правильно ставить вопрос к наречиям, определять к какой смысловой группе они относятся | Текущий контроль | 17.12 |
44 | Степени сравнения наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Сравнительная и превосходная степень сравнения наречий, способы их образования. Простая и составная форма сравнительной степени наречий. Синтаксическая роль наречий в сравнительной степени. | Работа с таблицей. Конструирование предложений, тренировочные упражнения | Знать степени сравнения наречий (сравнительную и превосходную), способы образования форм степеней сравнения наречий; Уметь образовывать разные формы степеней сравнения, находить наречия в форме сравнительной степени в тексте, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени. | Текущий контроль | 20.12 |
45 | Морфологический разбор наречия | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические и синтаксические признаки наречий. Порядок морфологического разбора наречий | Лингвистический разбор. Словарная и орфоэпическая работа, тренировочные упражнения | Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) наречия. | Комплексный анализ текста | 21.12 |
46 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание не с разными частями речи. Условия слитного и раздельного написания не с наречиями на –о и –е. грамматические разборы. Устное высказывание на лингвистическую тему. | Тренировочные упражнения | Знать условия слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е;. Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Подготовленный диктант | 24.12 |
47 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Отрицательные наречия. Способы образования отрицательных наречий. Правописание гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи | Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения, составление устного рассказа по опорным словам | Знать условия выбора букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий, отрицательных местоимений. Уметь правильно выбирать и писать буквы е и и в приставках не- и ни- в отрицательных наречиях, отрицательных местоимениях; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Комментированное письмо тест | 27.12 |
48 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание одной и двух букв н в наречиях на –о и –е. различение наречий, кратких прилагательных и кратких причастий | Лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения | Знать условия выбора одной и двух букв н в наречиях на -о и-е. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Текущий контроль | 28.12 |
49 | Р/р. Описание действий | 1 | Урок развития речи | Описание как тип речи. Описание действий. Процесса труда. Роль наречий в описании действий. Ошибки, связанные с неоправданным повторение слов. Материал для устного сочинения-описания действий | Работа над планом, устное сочинение | Знать особенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности. Уметь описывать действия и процессы труда; собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда; | Сочинение | 14.01 |
50 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Условия выбора гласных о и е после шипящих на конце наречий. Гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончании в разных частях речи | Лингвистический разбор, работа с таблицей, самостоятельная работа | Знать условия выбора букв о и е после шипящих на конце наречий; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; о, е, ё после шипящих в разных частях слова различных частей речи; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Объяснительный диктант | 17.01 |
51 | Буквы о и а на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Образование наречий. Условия выбора гласных о и а на конце наречий. Орфоэпические нормы | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения | Знать условия выбора букв о и а на конце наречий. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Творческий диктант | 18.01 |
52 | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | Диктант | 21.01 |
53 | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Условия написания дефиса между частями слова в наречиях. Наречие и омонимичные им прилагательные и местоимения. | Тренировочные упражнения, словарная работа, лингвистический разбор | Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях; различение наречий с приставками и омонимичных сочетаний. Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Объяснительный диктант, тест | 24.01 |
54 | Р/р. Описание внешности и действий человека по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | 1 | Урок развития речи | Творческая история картины «Друзья». Репродукция картины. Настроение картины. Описание внешности и действий человека. Языковой материал для сочинения | Беседа по картине, устное описание | Знать особенности описания внешности и действий человека, композицию рассказа по картине. Уметь создавать рассказ на основе изображенного на картине с описанием внешности и действий человека от имени персонажа картины (или от своего имени). | Текущий контроль | 25.01 |
55 | Р/р. Сочинение по картине Е. Н. Широкова «Друзья» | 1 | Сочинение | 29.01 |
56 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | Урок изучения нового материала | Способы образования наречий. Условия слитного и раздельного написания наречий, образованных от существительных и количественных числительных | Работа с таблицей, словарная работа, тренировочные упражнения, конструирование словосочетаний и предложений | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Словарный диктант | 31.01 |
57 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Орфограммы, связанные с правописанием Ь после шипящих на конце слова. Правописание Ь после шипящих на конце наречий. | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения | Знать правило правописания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Объяснительный диктант | 01.02 |
58 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | Урок закрепления и обобщения | Наречие. Морфологические признаки наречия. Орфограммы. Связанные с правописанием наречия | Тренировочные упражнения, лингвистический разбор | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически; выполнять морфологический разбор наречий | Тест | 04.02 |
Категория состояния (2+2ч) |
59 | Категория состояния как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Категория состояния. Общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль категории состояния. Употребление слов категории состояния в художественном тексте | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения | Знать понятие категория состояния; общее грамматические значение , морфологический признак и синтаксическую роль. Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | Комплексный анализ текста | 07.02 |
60 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологический признак и синтаксическая роль слов категории состояния. Порядок морфологического разбора категории состояния | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения | Знать план морфологического разбора категории состояния. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) слов категории состояния. | Комплексный анализ текста | 08.02 |
61 | Р/р. Сжатое изложение с описанием состояния природы | 1 | Урок развития речи | Тема, основная мысль, план текста. Стиль и тип речи. Языковые особенности текста. Приемы сжатия | Работа над сжатым изложением | Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план, писать сжатое изложение, выдерживая текст в авторском стиле и в рамках заданной темы | Изложение | 11.02 |
62 | Р/р. Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Урок развития речи | Категория состояния. Материал к сочинению на лингвистическую тему | Элементы анализа текста. Составление плана. Написание черновика сочинения-рассуждения | Уметь создавать текст-рассуждение на лингвистическую тему. | Сочинение | 14.02 |
Служебные части речи (1ч) |
63 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок изучения нового материала | Самостоятельные и служебные части речи. Различия в значении и употреблении самостоятельных и служебных частей речи. Роль служебных частей речи | Выразительное чтение, выполнение упражнений | Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. | Текущий контроль | 15.02 |
Предлог (7+1ч) |
64 | Предлог как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Служебные части речи. Предлог. Морфологические признаки предлога. Роль предлогов в словосочетаниях и предложениях. Раздельное написание предлогов со словами. | Лингвистический разбор, словарная работа, выполнение упражнений | Знать определение предлога, морфологические признаки, роль предлогов с словосочетаниях и предложениях, Уметь распознавать предлоги, различать предлоги и омонимичные приставки, писать предлоги с другими словами раздельно | Комплексный анализ текста | 18.02 |
65 | Употребление предлогов | 1 | Урок изучения нового материала | Многозначные предлоги. Употребление предлогов в речи. Морфологические и лексические нормы русского языка. | Конструирование словосочетаний, словарная работа, выполнение упражнений | Уметь определять, какие смысловые отношения выражают предлоги; употреблять предлоги в устной и письменной речи в соответствии с нормами русского языка; писать предлоги раздельно с другими словами | Словарный диктант | 21.02 |
66 | Непроизводные и производные предлоги | 1 | Урок изучения нового материала | Непроизводные и производные предлоги. Образование производных и непроизводных предлогов. | Лингвистический разбор, словарная работа, выполнение упражнений | Знать понятия производные /непроизводные предлоги Уметь находить непроизводные и производные предлоги; отличать производные предлоги от непроизводных, правильно употреблять предлоги в речи | Комплексный анализ текста | 22.02 |
67 | Простые и составные предлоги | 1 | Урок изучения нового материала | Простые и составные предлоги | Лингвистический разбор, работа по предупреждению речевых ошибок, выполнение упражнений, элементы анализа текста | Знать, какие предлоги являются простыми, какие — составными; Уметь находить простые и составные предлоги; группировать словосочетания с простыми и составными предлогами. | Самостоятельная работа | 25.02 |
68 | Морфологический разбор предлога | 1 | Урок изучения нового материала | Порядок морфологического разбора предлога | Лингвистический разбор. Выразительное чтение. Элементы анализа текста | Знать порядок морфологического разбора предлога. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) предлога. | Лингвистический разбор | 28.02 |
69 | Р/р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине | 1 | Урок развития речи | Творческая история картины «Детская спортивная школа». Жанровые особенности репортажа. Стиль и тип речи. Языковой материал для сочинения | Лингвистический разбор, выразительное чтение, словарная работа, составление плана рассказа. Устное описание картины | Знать особенности рассказа-репортажа, его композицию, описание внешности и действий человека. Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображенного на картине по данному началу с описанием внешности и действий человека. | Устное описание картины | 01.03 |
70 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Урок изучения нового материала | Правила слитного и раздельного написания производных предлогов. Речевые и грамматические ошибки в употреблении предлогов | Словарная работа, выполнение упражнений, лингвистический разбор | Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных. | Текущий контроль | 4.03 |
71 | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | Урок контроля | Практикум | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь применять правила правописания предлогов, выполнять морфологический разбор предлогов | Тестирование | 7.03 |
Союз (10+1ч) |
72 | Союз как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Союз. Морфологические признаки союза. Функции союзов. Союзы и предлоги. Запятые между частями сложных предложений | Работа со словарями, выполнение упражнений, выразительное чтение | Знать понятие союз, морфологические признаки союза, функции союзов Уметь узнавать союзы, отличать их от предлогов, пользоваться разными союзными конструкциями в речевой практике, расставлять знаки препинания с сложных предложениях | Текущий контроль | 8.03 |
73 | Простые и составные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Простые и составные союзы. Запятые между частями сложных предложений | Элементы анализа текста, выполнение упражнений, выразительное чтение | Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными. Уметь различать простые и составные союзы, расставлять знаки препинания в сложных предложениях | Комплексный анализ текста | 11.03 |
74 | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | Урок изучения нового материала | Союзы сочинительные и подчинительные в синтаксических конструкциях разного вида. Сложное предложение. Запятые перед союзами в сложных предложениях. | Повторение пройденного. Выполнение упражнений. Словарная работа | Знать о делении союзов на сочинительные и подчинительные. Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении; расставлять знаки препинания в сложных предложениях | Текущий контроль | 14.03 |
75 | Запятая в союзном сложном предложении | 1 | Урок изучения нового материала | Конструирование и разбор предложений, выполнение упражнений. Построение схем | Знать об употреблении запятой между предложениями в союзном сложном предложении. Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; употреблять запятую между простыми предложениями в составе союзных сложных; | Объяснительный диктант | 15.03 |
76 | Сочинительные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Сочинительные союзы и их функции. Группы сочинительных союзов по значению. | Конструирование, выполнение упражнений. орфоэпическая работа | Знать группы сочинительных союзов по значению Уметь определять роль сочинительных союзов в предложениях, употреблять сочинительные союзы для связи частей целого текста | Объяснительный диктант, тест | 18.03 |
77 | Подчинительные союзы | 1 | Урок изучения нового материала | Подчинительные союзы и их роль в предложении и тексте. Группы подчинительных союзов по значению. Запятые в сложноподчиненных предложениях | Выразительное чтение, смысловой анализ и синтаксический разбор предложений, выполнение упражнений, построение схем, словарная работа | Знать группы подчинительных союзов по значению; их функции, порядок морфологического разбора Уметь расставлять знаки препинания с сложноподчиненных предложениях, определять роль подчинительных союзов в них, конструировать предложения по схемам | Орфографическая диктовка, тестирование | 21.03 |
78 | Морфологический разбор союза | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор союза. | Выполнение упражнений, словарная работа, элементы анализа текста | Знать порядок морфологического разбора союза. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) союза. | Морфологический разбор | 22.03 |
79 | Р/р. Сочинение-рассуждение | 1 | Урок развития речи | Рассуждение. Композиция рассуждения. Доказательства в тексте-рассуждении. Языковой материал для сочинения | Элементы сопоставительного анализа, обмен мнениями по теме, составление плана сочинения-рассуждения | Знать структуру текста-рассуждения, его языковые особенности, особенности публицистического стиля. Уметь подбирать необходимые материалы к сочинению на указанную тему; составлять план сочинения-рассуждения; создавать текст-рассуждение на дискуссионную тему. | Самостоятельная работа | 01.04 |
80 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание союзов также, тоже, зато, чтобы. | Элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, лингвистический разбор, словарная работа | Знать условия различения на письме союзов также, тоже, чтобы, зато и омонимичных форм наречия и местоимения с частицами, местоимения с предлогом. Уметь различать на письме союзы также, тоже, чтобы, зато и омонимичные формы; правильно писать союзы с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Словарный диктант | 04.04 |
81 | Повторение и обобщение изученного о союзе | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Морфологические признаки и функции союзов. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание и употребление союзов | Лингвистический разбор | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь правильно писать союзы; отличать союзы от омонимичных частей речи, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях | Тестирование, словарный диктант | 05.04 |
82 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Союз» | 1 | Урок контроля знаний | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматические задания | Диктант | 08.04 |
Частица (9+3ч) |
83 | Частица как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Частица. Функции частиц. Разряды частиц. Грамматические разборы | Выразительное чтение, работа над интонацией, выполнение упражнений | Знать определение частицы как части речи. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, которые служат для образования наклонений глагола. | Текущий контроль | 11.04 |
84 | Формообразующие частицы | 1 | Урок изучения нового материала | Формообразующие частицы, их функции. Различение частиц и омонимичных частей речи. Грамматические разборы. | Лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выразительное чтение | Знать понятие формообразующие частицы, их функции Уметь распознавать формообразующие частицы, определять их роль, различать омонимичные части речи | Устный диктант | 12.04 |
85 | Смысловые частицы | 1 | Урок изучения нового материала | Смысловые частицы и их функция. Богатство оттенков значения смысловых частиц. Многообразие способов выражения отношения к действительности с помощью частиц. | Лингвистический разбор, выразительное чтение. Тренировочные упражнения. Словарная работа | Знать понятие смысловые частицы и их назначение в предложении; Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять, какой оттенок значения они выражают, употреблять частицы в устной и письменной речи предложениях. | Орфографическая диктовка, тестирование | 15.04 |
86 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Урок изучения нового материала | Правила раздельного и дефисного написания частиц, состав слова. Различение частиц и омонимичных частей речи | Лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения | Знать условия выбора раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограммы; графически объяснять условия выбора правильных написаний. | Комплексный анализ текста | 18.04 |
87 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Урок развития речи | Лингвистический разбор, составление плана. Устное описание картины | Знать особенности рассказа по изображенному на картине; роль описаний в рассказе. Уметь составлять текст-рассказ по изображенному на картине; произносить этот текст (не читая). | Устные сочинения-выступления | 19.04 |
88 | Р/р. Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Урок развития речи | Работа над сочинением. | 22.04 |
89 | Морфологический разбор частицы | 1 | Урок изучения нового материала | Общее значение и разряды частиц. Порядок морфологического разбора частицы. | Лингвистический разбор, элементы анализа текста, выполнение упражнений | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь производить морфологический разбор (устный и письменный) частицы. | Комплексный анализ текста | 25.04 |
90 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | Урок изучения нового материала | Отрицательные частицы и их функция. Употребление частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. | Повторение пройденного, анализ предложений. Выполнение упражнений, игра-конкурс | Знать функции отрицательных частиц, правила употребления не и ни, условия слитного и раздельного написания не и ни с разными частями речи Уметь различать и правильно употреблять отрицательные частицы, определять роль отрицательных частиц | Комплексный анализ текста | 26.04 |
91 | Различение частицы и приставки не- | 1 | Урок изучения нового материала | Частица не и приставка не. Условия слитного и раздельного написания не с разными частями речи | Выполнение упражнений, словарная и орфоэпическая работа | Знать условия раздельного и слитного написания не с разными частями речи. Уметь различать частицу не и приставку не | Работа с дидактическим материалом | 29.04 |
92 | Р/р. Сочинение-рассказ по данному сюжету | 1 | Урок развития речи | Элементы анализа текста, составление плана. Устные рассказы | Знать особенности рассказа по данному сюжету; роль описаний в рассказе; роль возможного диалога. Уметь составлять текст-рассказ по данному сюжету от лица одного из его героев. | сочинение | 02.05 |
93 | Частица ни, приставка ни-, союз ни — ни | 1 | Урок изучения нового материала | Частица ни, приставка ни, союз ни-ни. Условия слитного и раздельного написания ни с разными частями речи | Элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений | Знать о различении на письме частицы ни, приставки ни-, союза ни — ни. Уметь различать на письме частицу ни, приставку ни; союз ни — ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | Комплексный анализ текста | 03.05 |
94 | Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | Урок закрепления и обобщения знаний | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках. Уметь применять правила правописания частиц, употреблять частицы в устной и письменной речи, выполнять морфологический разбор частиц | Тест | 06.05 |
Междометие (3ч) |
95 | Междометие как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Междометие. Производные и непроизводные междометия. Употребление междометий в значении других частей речи | Составление плана, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений | Знать понятие междометия Уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия. | Комплексный анализ текста | 09.05 |
96 | Дефис в междометиях. | 1 | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Употребление дефиса в разных частях речи | Лингвистический разбор, выразительное чтение, выполнение упражнений | Знать условия употребления дефиса в междометиях, о знаках препинания при междометиях. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; | Текущий контроль | 10.05 |
97 | Знаки препинания при междометиях | 1 | Повторительно-обобщающий | Знаки препинания в предложениях с междометиями | Составление диалога, конструирование предложений, элементы лингвистического разбора, составление плана | Знать теоретический материал, изученный на предыдущих уроках Уметь применять правила правописания междометий, употреблять междометия в устной и письменной речи | Тест | 13.05 |
Повторение (8ч) |
98 | Фонетика. Графика | 1 | Урок повторения | Фонетика. Графика. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова | Фонетический разбор, работа с таблицей, выполнение упражнений, работа со словарями | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах Уметь писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять фонетический разбор слов | Текущий контроль | 16.05 |
99 | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения | Лексика. словарное богатство языка. Лексическое значение слов. Группы слов по значению и сфере употребления. Толковые словари | Лингвистические игры, выполнение упражнений. Работа со словарями | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах Уметь определять лексическое и грамматическое значение слов; подбирать к словам синонимы и антонимы, определять стиль речи, работать со словарями | Тест | 17.05 |
100 | Морфемика. Словообразование | 1 | Урок повторения | Морфемика. Словообразование. Части слова. Способы образования слов. Орфограммы в разных частях слов | Лингвистический разбор, выполнение упражнений | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах Уметь правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфемный и словообразовательный разборы | Тест | 20.05 |
101 | Морфология | 1 | Урок повторения | Морфология. Часть речи, морфологические и синтаксические признаки. Орфограммы в разных частях речи. Морфологический разбор слов | Лингвистический разбор, элементы сопоставительного анализа, работа с таблицей, выполнение упражнений | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-7 классах Уметь распознавать части речи, правильно писать слова с изученными орфограммами и обозначать их графически, выполнять морфологический разбор слов | Тест | 23.05 |
102 | Орфография | 1 | Урок повторения | Лингвистический разбор, работа с учебником, выполнение упражнений | Уметь применять на практике правила орфографии, изученные в 5-7 классах | Словарный диктант, устный опрос, работа по карточкам | 24.05 |
103 | Контрольный итоговый диктант | Урок контроля | Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы | Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 7 классе Уметь применять на практике полученные знания, умения и навыки. | Диктант | 27.05 |
104 | Синтаксис и пунктуация | 1 | Урок повторения | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простые и сложные предложения, знаки препинания в них. Синтаксический разбор предложения | Лингвистический разбор. Выполнение упражнений | Знать теоретический материал по теме урока, изученный в 5-6 классах Уметь расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях, выполнять синтаксический разбор словосочетаний и предложений. Уметь правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия выбора постановки знаков препинания. | Текущий контроль | 30.05 |
105 | Итоговый урок | 1 | Урок развития речи | Беседа, консультация | Знание учащимися своих достижений в изучении родного языка; задачи на лето. | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....