Искусство общения с аудиторией
методическая разработка
Задумывались ли Вы о том, почему сегодня редко встречаются люди с голосами, завораживающими свободой звучания, красотой тембра, богатством интонации? С голосами, способными выражать всю глубину и значительность мыслей и чувств говорящего? И это при том, что сейчас одним из главных качеств личности, которое требуется везде, вне зависимости от профессии, является коммуникабельность человека. В чем причина? Именно об этом я хочу порассуждать дальше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_golos_skorrek.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство общения с аудиторией
Задумывались ли Вы о том, почему сегодня редко встречаются люди с голосами, завораживающими свободой звучания, красотой тембра, богатством интонации? С голосами, способными выражать всю глубину и значительность мыслей и чувств говорящего? И это при том, что сейчас одним из главных качеств личности, которое требуется везде, вне зависимости от профессии, является коммуникабельность человека. В чем причина? Именно об этом я хочу порассуждать дальше.
Давно известно, что люди, знающие секреты публичных выступлений, всегда достигают своей цели. Приобрести подобный опыт вам помогут голосовые тренинги. Я выделяю три условия, необходимых для успешного выступления: владение материалом («Что говорить?»), владение собой («Как говорить?»), образ выступающего («Кто говорит?»). Каждый из них включает в себя несколько компонентов.
Начнем с первого условия: «Что говорить?». Невозможно написать хороший грамотный текст, не имея богатого словарного запаса. Как же расширить его? В этом нет необходимости обращаться к специалисту, а достаточно начать работать над собой. Первое, что необходимо сделать, это избавиться от слов-паразитов. Расчистите место для новых выражений. Исключите из своей речи «э-э-э», «ну», «как бы», «это самое» и им подобное, а также нецензурную лексику и клише. К ним же отправьте чрезмерно ёмкие выражения вроде «реально», «короче» и «круто». Беда с ними в том, что они способны заменить существенную часть лексикона и делают речь скудной.
Потом добавьте разнообразия в чтение. Чем больше человек читает, тем больше слов он знает. Но не цепляйтесь только за высокую литературу. Не брезгуйте пролистывать посты в социальных сетях; блоги незнакомых Вам людей и журналы, которые не отвечают вашим интересам. Узнавайте значение непонятных слов. Не ленитесь заглядывать в словарь и не стесняйтесь переспрашивать собеседника, если Вам непонятно, о чём он говорит. Ничего стыдного в том, чтобы признаться в своём незнании, нет.
Публичное выступление требует знания и соблюдения лексических, грамматических и орфоэпических норм русского литературного языка. Если раньше в обществе стремились следовать правилам и нормам родного языка, то в современном мире язык переписывают под людей, что ведет к потере чистоты русского языка. В словах меняют ударения, теряется их орфоэпическое звучание, а иногда меняют даже род. Помните, что человек, который выступает перед другими должен владеть классическим литературным языком.
Второй раздел «Владение собой» требует обращения к специалистам. Еще до того, как человек произнес слово, мы уже наблюдаем за ним с экрана, как он идет, как держит голову. Поэтому ощущение внутренней свободы крайне необходимо выступающему. Мышечные зажимы – это главный враг оратора. Один из самых частых и опасных зажимов – это напряженные плечи, шея, руки и лицо. Чтоб воспитать в себе мышечную свободу, необходимо ежедневно проходить тренинги на снятие зажимов. Учится слушать свое тело и научиться включать и выключать те или иные мышцы.
И мы подходим к важному аспекту подготовки выступающего – «Техника речи». Дыхание, голос, дикция, интонация – такие важные составляющие техники речи необходимо освоить каждому из нас. Голосовой аппарат человека состоит из легких, гортани, связок и грудной клетки. Механизм создания звука достаточно прост: легкие выдыхают воздух, и под его действием голосовые складки гортани начинают колебаться, создавая звуки различного тембра. Смыкая связки, мы делаем звук ярче, размыкая — глуше (так рождается шепот).
Индивидуальная окраска, интонация и громкость голоса зависит от грудной клетки, работающей как резонатор. Вторая группа резонаторов находится в голове, это пазухи носа, лба и череп. Проверьте, как работают ваши резонаторы. Представьте, что вы — паровоз. Громко скажите несколько раз: «Чух-чух». Вы должны почувствовать вибрацию в горле и груди, а не в носу. Теперь нужно прикинуться героем повести и позвать свою собаку: «Му-Му», растягивая "м" и прижимая кончики пальцев к груди. Ими также нужно почувствовать вибрацию. Если все так, то с резонансом полный порядок. В противном случае, при разговоре вы перенапрягаете связки. Нужно стараться, чтобы голос рождался не в горле, а в груди, как у оперного певца.
Как вы знаете, в образовании звука важнейшую роль играет дыхание. Мы с вами говорим на выдохе. На вдохе говорить, как видите очень трудно. Как и во всяком серьезном деле, в вопросе постановки голоса и постановки дыхания нельзя рассчитывать на мгновенный эффект. При регулярных и систематических занятиях ощутимого результата можно ожидать через три-шесть месяцев. Начинать нужно прежде всего с корректировки дыхания. Нужно научиться глубоко и ровно дышать, пробовать различные варианты дыхания животом.
Низкий голос кажется слушателям более приятным. Но он должен быть естественным. Если, разговаривая, выпрямить спину, диафрагма автоматически прогнется, сделав голос немного ниже.
Нулевая тональность – это такое положение связок, при котором легче всего говорить, менять силу звука и артикулировать. В этой тональности голос чувствует себя комфортнее всего. Чтобы определить нулевую тональность, нужно сделать сильный и глубокий зевок. Сразу после него голосовые связки займут самое удобное для них положение.
Теперь нужно прочитать какой-нибудь текст, не выходя из нулевой тональности. Если хочется говорить громче, не следует напрягать связки, просто нужно быстрее выдыхать воздух. Больший напор воздуха увеличит громкость звука, не добавляя лишней нагрузки на связки. Основой всех интонационных модуляций должна быть нулевая тональность. Стоит избегать говорить на повышенной тональности, т.к. человека который пищит можно слушать не больше минут, далее он начинает раздражать.
В технике речи отдельные разделы посвящены артикуляции и дикции. Артикуляция – это работа и расположение органов речи (глотки, мягкого нёба, губ, нижней челюсти языка), при произнесении слогов, слов, фраз. Для тренировки артикуляции существует специальная гимнастика, что помогает разбудить и привести в тонус все органы речи.
Дикция — выработка четкой речи, правильного произношения гласных и согласных, и исправление имеющихся дефектов, таких как небрежность, в произношении отдельных звуков, вялость речи или, наоборот, скороговорка, нечеткое произношение начала и конца слова и.т.д
Работая над голосом, следует помнить, что он должен быть цельным и единственным. Нельзя иметь один голос для работы, второй для девушки, а третий для ссоры в очереди — тогда все они будут одинаково фальшивы. Следует всегда разговаривать тем голосом, который хочется иметь.
Помимо того, что говорить и как говорить, очень важно, и кто говорит. В процессе общения люди используют не только «язык слов», но и «язык чувств» – мимику, интонации, жесты, движения. Именно «язык чувств» позволяет нам быстрее, точнее угадывать оценивать состояние другого человека, его чувства, понимать их, сопереживать ему.
Вообще, визуальный облик задается временем и господствующими в этот момент тенденциями. Сейчас, тенденции диктуют нам, что визуальный облик должен соответствовать образу делового человека. Для того чтобы человек не воспринимался отрицательно, он обязательно должен невербальным способом подавать нужную информацию. Поэтому самому поведению, можно определить установку на общения партнера по коммуникации. Известно достаточно случаев, когда несоответствующие, неправильные изображения мимики или телодвижения приводили к негативному отношению публики. К примеру, многие отмечают вечно «бесстрастную маску» на лице ведущего телепрограммы «Итоги» Евгения Киселева, что создает о нем впечатление как о равнодушной личности.
Подобные явления происходят гораздо чаще, чем мы можем себе представить. Из этого следует, что для создания благоприятного образа необходимо тщательно продумывать не только речь и поведение на публике, а также свой визуальный образ, насколько опрятно вы выглядите и как одеты до вашего непосредственного невербального поведения, средств передачи эмоций, мимики, жестов и поз.
Рассматривая невербальное общение в сфере кинематографа, стоит отметить немое кино - именно такой тип съемки дал начало современному искусству кино. Из-за отсутствия технических возможностей озвучки фильмов, их создавали без речи актеров, а музыкальное сопровождение происходило уже живым человеком в зале кинотеатра. Такие актеры немого кино как, Чарли Чаплин, Мэри Майлс Минтер были родоначальниками невербальной коммуникации в мультимедиа. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты, мимику, позы и другие телодвижения для коммуникации. С помощью этих жестов и мимики происходило общение со зрителями, вырабатывался собственный, индивидуальный стиль каждого актера. Когда стали популярными звуковые фильмы на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.
В наше время наибольшее влияние на человека оказывают новости на телевидении, в частности программа «Время». За время эфира диктору приходится рассказывать о происходящих событиях, как в нашей стране, так и за рубежом. На каждое событие у ведущего может быть собственное мнение, но ведущий новостной программы должен как можно более объективно донести информацию до телезрителя. Именно поэтому, дикторы должны быть максимально сдержаны в одежде, жестах, мимике.
Ярчайшим примером классического портрета, образа телеведущей, является диктор первого канала – Екатерина Андреева. За долгие годы работы обозревателем новостей, она сумела создать себе образ человека, которого любит и которому доверяет зритель. В одежде она всегда строга и сдержанна – деловой костюм с длинным рукавом, аккуратно и гладко убранные волосы, минимум макияжа и аксессуаров. Зрителя ничто не отвлекает от восприятия именно новостей. Хорошо поставленная речь, уверенный, спокойный тон голоса, минимум жестов и мимики создает у зрителя образ доверия. Ведь неспроста программа «Время» на Первом канале является лидером всех новостных программ.
Другим ярким образом ведущего является – Андрей Малахов. В своих передачах он раскрывает проблемы и острые вопросы обычных людей. Его передача может быть субъективной и на многие проблемы он наравне с приглашенными гостями может выразить свое мнение, поэтому к его невербальным сигналам нет таких строгих требования, как у ведущих новостных передач. Андрей Малахов, достаточно ярко одет, каждую передачу он меняет одежду, прически и в целом образы. Он может позволить себе надеть аксессуары (яркий шарф, галстук, кольца, очки, ремни). В целом его образ достаточно расслабленный, повседневный и дружелюбный, который сразу располагает людей к себе. При общении с гостями передачи Андрей вникает в жизнь каждого человека, старясь его понять, может показать свои эмоции (смех, слезы, гнев, сострадание, жалость). В студии он ведет себя расслаблено, свободно, может ходить по залу, подсесть к любому герою, обнять его тем самым показав свое участие. У телезрителей, создается образ «своего парня» близкого и понятного. Смотря на его невербальное поведение, Андрей Малахов входит в доверие людям своей открытостью и живостью эмоций. Таким образом, невербальная коммуникация телеведущих Андрея Малахова и Екатерины Андреевой абсолютно противоположны, но полностью соответствуют формату программ, которые они ведут. Сдержанность, отсутствие эмоций и возможности выражения собственного мнения с одной стороны и эмоциональность, и открытость с другой стороны. Поэтому на телевидении невербальные коммуникации являются важнейшим звеном в создании законченного образа телепередачи от начала и до конца.
С невербальными знаками нужно быть очень аккуратными, в особенности, если это касается телевизионных трансляций. Каждый жест, каждое случайно брошенное движение может быть использовано против самого человека. Нельзя стараться делать жест незаметным, он должен быть полностью закончен. Нельзя переусердствовать с жестами и мимикой, все должно быть в меру.
Умение выступать перед большими аудиториями, хорошо поставленным голосом, отвечать на уроке, четко излагать основные идеи сотрудничества на встрече с потенциальными партнерами – вот что отличает успешного человека от остальных. Именно поэтому занятия сценической речи – это первый шаг, очень важная ступенька на пути к осуществлению своей мечты. Раскрыть свой потенциал, научиться овладевать вниманием аудитории любой сложности, Вы становитесь более уверенным в себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"
Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...
В чем состоит искусство общения?
Беседа...
Презентация воспитательного мероприятия "Искусство общения"
Данная презентация разработана по книге Д. Карнеги "Шесть способов располагатьк себе людей"...
Классный час «Искусство общения. Искусство беседы. Общение между юношами и девушками»
Классный час ...
Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса
Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1. знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2. развитие ум...
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Секреты общения в афоризмах".
Методическая разработка к программе "Искусство общения". Презентация "Афоризмы для 5-8 классов. Можно использовать для практических занятий по развитию навыков общения. Через обсуждение...