Основные элементы межличностного общения.
материал

Назарова Татьяна Васильевна

о том, как правильно общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_elementy_mezhlichnostnogo_obshcheniya.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Основные компоненты межличностного общения. Как самостоятельный процесс культурное общение включает в себя три основных компонента восприятие, взаимодействие, взаимоотношение.

В современной психологии восприятие человека человеком понимается как непосредственное отражение их друг другом. Этот процесс пронизывает общение от начала до конца. При установлении взаимодействия в процессе общения человек всегда исходит из определенных личных потребностей, интересов, устремлений. Всех, с кем у него есть возможность установить взаимодействие, он относит к определенным категориям и в соответствии с этим строит с ними взаимоотношения.

Личность как партнер по общению может представлять для нас различную ценность. В основном оценка здесь идет по морально-личностным качествам, информированности, по роду любительских увлечений, по складу характера, по физической привлекательности. Восприятие во многом предопределяет содержание и результаты общения. Во-первых, от него зависит то, с кем именно мы будем взаимодействовать. Во-вторых, восприятие решающим образом влияет на достижение согласованности в действиях. В-третьих, восприятие и связанные с ним понимание и взаимопонимание определяют уровень удовлетворенности общением в целом.

Восприятие всегда обусловлено тем, какие конкретные цели мы преследуем, что именно ищем в других людях.  Оценка и отношения складываются без всякой предвзятости на них не влияют никакие привходящие обстоятельства. Структуру взаимодействия можно представить в качестве трехчленного процесса. Первый его элемент - налаживание связей. Второй элемент - прием и оценка информации. И третий - принятие решения и последующие практические совместные действия субъектов. Любое взаимодействие начинается с установления связи. Без этого невозможен ни обмен информацией, ни формирование благоприятных для общей деятельности отношений.

Связь почти всегда носит комплексный характер включает в себя осведомление, эмоции, побуждение к действию. В зависимости от конкретной направленности общения один из этих компонентов становится ведущим. Мы можем выдвигать на первый план разные задачи сообщить своему партнеру какие-то новые сведения, пробудить в нем определенные переживания, склонить к определенным действиям или образу поведения.

Соответственно и взаимодействие способно быть по своим результатам не только положительным, но и отрицательным. Для ситуаций на уроках иностранного языка  последнее является сравнительно редким, однако оно существует, и это приходится учитывать и в теории, и в практике организационной и воспитательной работы. Несмотря на то, что свободное общение изначально ставит людей в равные позиции, степень проявления их активности может быть различной.

Здесь мы вплотную подходим к проблеме распределения инициативы взаимодействующих субъектов. Анализ опыта показывает, что позиции, в которые попадает человек в процессе общения, зависят от ряда обстоятельств. Прежде всего, большое значение имеют цели и намерения тех, кто вступает в контакт. Если человек заранее ориентирует себя на выдачу информации и у него есть для этого основания, он вполне естественно становится лидером разговора диалога, беседы и т. д  И наоборот тот, кто предпочитает добывание новой информации, играет в общении более скромную роль. Дело значительно осложняется, если на инициативу претендуют сразу несколько человек.

Здесь возможны разные варианты. Один из них - поочередное владение инициативой. Второй - борьба за инициативу, в результате которой она переходит в руки одного из партнеров. Несколько иначе происходит распределение инициативы там, где общение опосредовано предметно-практической деятельностью. В таком случае каждый, ориентируясь на статус другого, подбирает для себя соответствующую роль и позицию.

При предметно-практической деятельности в рамках стабильной общности мы наблюдаем несколько видов воздействия людей друг на друга, Прежде всего, здесь, как и при свободном общении, имеет место информирование и взаимоинформирование. Решение сложных задач, связанных с совместной деятельностью, почти всегда предполагает инструктирование, в процессе которого уточняются способы взаимодействия и функции действующих лиц. Третий вид воздействий - стимулирование человека на определенные практические шаги или образ поведения.

В коллективных занятиях любительского типа этот вид воздействия играет ведущую роль. Там, где все построено на полной добровольности, нельзя обойтись только информированием и инструктированием. Здесь особенно важно, чтобы человек сам захотел действовать в нужном направлении. А для этого надо повлиять на его потребности и на его мотивационную сферу, что и составляет основную функцию процесса стимулирования.

В результате взаимодействия между людьми возникают определенные взаимоотношения. Это третий и наиболее важный компонент любого общения. По своей психологической сути общение и есть практическое выражение установившихся взаимоотношений. И не случайно социальная психология квалифицирует взаимоотношения как основную, определяющую сторону общения.

Термин отношение употребляется в двух смыслах. В первом понимании отношение квалифицируется как выражение позиции человека к различным объектам окружающего мира. Отражая в себе общую социальную направленность личности, такое отношение проявляется в форме потребностей, интересов, ценностных установок и взглядов личности. Отношение во втором смысле - это взаимосвязь и взаимозависимость между людьми. В отличие от отношения к предметам и явлениям, отношение человека к другим людям имеет взаимный характер и выступает как взаимоотношение.

Сложившиеся и складывающиеся в процессе культурного общения межличностные отношения можно разделить на три основных вида. Первый вид - формальные, или, как их еще называют, функционально- деловые, отношения. Даже самая простая деятельность невозможна без продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости, без определенных требований друг к другу. Эта структура создается для того, чтобы сделать общность управляемой и успешно выполнять поставленные задачи.

Формальная структура всегда базируется на более или менее развитой структуре неформальных отношений. Между ними существует ярко выраженная зависимость неформальные отношения с самого начала рождаются на базе какого-то делового взаимодействия. Психологическую природу неформальных отношений можно объяснить следующим образом. В условиях добровольной и интересующей всех деятельности люди никогда не строят свои контакты на чисто функциональных началах.

Третьим видом межличностных отношений являются отношения избирательные. Это наиболее высокая разновидность положительного отношения людей друг к другу. Практически они выступают в форме товарищества или дружбы и предполагают не только симпатию, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Статья по теме: Межличностное общение

Очень часто в начальных классах мы слышим о том ,что ученики обзывают.Можно, конечно, отмахнуться. Не обращай, мол, внимания. Ты ведь не такой, как тебя обзывают, правда? Ну и все, забыли. А не получа...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Особенности работы классного руководителя по развитию навыков межличностного общения

Выступление на городской конференции по теме "Роль классного руководителя во нравственном  воспитании учащихся" (опыт работы с учащимися 6 класса...

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения

Коммуникативные стратегии устного общения: эпистолярный дискурс как составляющее межличностного общения...

“Основные области затруднений общения в школе: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений”

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не просто передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания учеником. Адекватность восприятия учебной информации зависит от ряд...

“Основные области затруднений общения в школе: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная, область межличностных отношений”

В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не просто передать информацию, но и добиться ее адекватного понимания учеником. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема высту...