Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку 7 класс ( учебник Баранова) с развернутым тематическим планированием( цели, задачи, содержание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 35.89 КБ |
kalendarno-tematicheskiy_plan_russkiy_yazyk_7_klass.docx | 102.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.:. Баранова М.Т. Ладыженской Т.А и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008.
Назначение программы:
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве, функционировании); развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
В настоящую рабочую программу из-за переноса в 6 класс «Наречия» 30 часов внесены изменения в расчасовку тем авторской программы .Оставшиеся 6 часов распределены по 1-2 часа на оставшиеся темы.
Принципы построения:
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков;
сведения об основных нормах русского литературного языка; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, служебных частей речи и междометия.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и контрольные работы.
В учебном плане предусмотрено 136 часов на изучение русского языка в VII классе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи урок контроля
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах);
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Формы контроля:
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
- написание сочинений;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Организация процесса обучения предполагает применение учебника
Русский язык, 7 класс, авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская Л.А. Тростенцова,, Л.Т. Григорян И.И. Кулибаба, под редакцией Н.М. Шанского, 2010г
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Период обучения в 5 – 11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. В связи с этим приоритетной задачей обучения в основной школе (5- 9 классы) является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании. Именно поэтому содержание обучения на этом этапе составляет освоение знаний о родном языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета. Именно на этом этапе происходит интенсивное обогащение словарного запаса школьников и расширение круга используемых ими грамматических средств.
Требования к уровню подготовки учащихся,
заканчивающих 7 класс
В результате изучения русского языка ученик 7 класса должен знать/понимать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог
• основные признаки разговорной речи, научного стилей, языка художественной
литературы;
• признаки текста
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель,
тему текста);
• пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть видом монолога - описанием;
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Русский язык - один из развитых языков мира (1)
Повторение изученного в 5-6 классе (12+2)
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография. Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Части речи. Морфологический разбор слова. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри предложения.
знать/понимать:
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог
• основные признаки разговорной речи, научного стилей, языка художественной литературы;
• признаки текста
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
• различать разговорную речь, научный стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Причастие (26+6)
Причастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Текстообразующая роль причастий.
Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы к в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква и в кратких причастиях.
знать: -признаки глагола и прилагательного у причастия; способ определения его окончания;
- правила употребления суффиксов –ущ- (-ющ-), -ащ-(-ящ-), -им-(-ем-), -енн-, -н-, -нн-;
- условия слитного и раздельного употребления «не» с причастиями;
-правило выделения причастного оборота, стоящего после определяемого слова.
уметь: - безошибочно определять окончания причастий с помощью вопроса;
- различать полную и краткую форму страдательных причастий и их роль в предложении;
- опознавать суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- определять написание Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий полных и кратких форм.
Деепричастие (11+2)
Деепричастие как особая форма глагола. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
знать: -признаки глагола у деепричастия; способ их определения ;
- условия слитного и раздельного употребления «не» с деепричастиями;
-правило выделения деепричастного оборота.
уметь: - умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом;
Служебные части речи. (1)
Предлог (11+2)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги.
Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
знать: о производных и непроизводных предлогах, соотносимых с формами других частей речи, и уметь их верно писать;
уметь: -употреблять предлоги в словосочетаниях со связью предложного управления; пользоваться предлогами –синонимами и многозначными предлогами для выражения различных смысловых отношений
Союз (17+2)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы соединительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия с частицей.
знать: - понятие о союзе как служебной части речи,
- сочинительные и подчинительные союзы, их признаки отличия
уметь: различать союзы и предлоги, правильно писать их; различать сложные предложения и предложения с однородными членами(особенно с союзом И) и правильно ставить знаки препинания между ними; различать виды связи (сочинительную и подчинительную); интонационно выделять различные синтаксические конструкции, правильно и уместно пользоваться различными союзными конструкциями в речевой практике; определять роль союза в построении текста.
Частица (19+4)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не а ни с различными частями речи.
Уч-ся должны овладеть понятиями «отрицательные и утвердительные предложения»;
знать: - понятие частицы ,
- отличительные признаки частицы от других частей речи,
- признаки сходства и различие частиц с предлогами и союзом
уметь: ставить ударение в слове, правильно выделять в нём значимые части, определять способ образования слов, различать части речи и глагольные формы; использовать частицы в различных стилях речи; уметь употреблять их с целью придания высказыванию большей выразительности, эмоциональности.
Междометие(4)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
знать: - понятие междометий,
- отличительные признаки междометий от других частей речи
уметь: - выразительно читать предложения с междометиями,
- составлять связный рассказ с междометиями.
Повторение (14+2)
Список используемой литературы
Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, и др.;науч. ред. Н.М. Шанский.- 32-е изд.– М.:Просвещение, 2010.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе.-М,2006г.
Богданова Г.А Сборник диктантов по русскому языку 5-9 классы .- Москва.:Просвещение, 2011
КИМы: русский язык к учебникам Баранова М.Т.:Москва: ВАКО,2012
Орфографические, толковые, словообразовательные, фразеологические словари, словари синонимов, антонимов, иностранных слов.
КозловаР.П.,Чеснокова Н.В Тесты по русскому языку 5-7 классы.-Москва.: ВАКО,2009
Журналы «Русский язык в школе», «Русский язык в школе и дома».
УЧЕБНО –ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи |
1.Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира. | 1 | |
2.Повторение в начале года. | 12 | 2 |
3.Морфология. Орфография. Культура речи: |
|
|
Причастие. Деепричастие. | 26 11 | 6 2 |
4. Служебные части речи | 1 |
|
Предлог. Союз Частица | 11 17 19 | 2 2 4 |
5. Междометие | 4 | |
6.Повторение и систематизация изученного в 7 классе. | 14 | 2 |
ИТОГО | 116 | 20 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по русскому языку в 7 классе.
№ | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые УУД | Формы контроля | Дом. задание | Дата прове дения План. | Факт |
1 | Русский язык как развивающееся явление | Вводный урок с элементами беседы | Понятие о русском языке как развивающемся явлении Русский язык – национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе. | Понимать социальную сущность языка, усвоить, что русский язык – это прежде всего язык русского народа, русской нации. | Беседа. Анализ текстов | С.4, вып упр 3 | ||
ПОВТОРЕНИЕ | ИЗУЧЕН | НОГО в 5-6 КЛАССАХ 12+2 р.р. | ||||||
1 | Синтаксис. Синтаксический разбор | Повторительно-обобщаю- щий урок | Предмет изучения синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения, простого предложения от сложного. Главные и второстепенные члены.Синтаксический разбор | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь; составлять словосочетания, распространять предложения | Составление схем, констру-ирование по схемам, | Выуч § 1 Вып упр.9 | ||
2 | Пунктуация Пунктуационный разбор | Повторительно-обобщаю- щий урок | Пунктуация. Функции знаков препинания; знаки завершения. Пунктуационный разбор. | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение ПП и СП, правила постановки знаков препинания в ПП и СП. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах | схематический диктант. | Выуч § 2 Вып.упр 12 | ||
3 | Лексика и фразеология | Повторительно-обобщаю- щий урок | Лексический состав языка. Языковые нормы. | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями различать многозначные слова и омонимы | Лексический диктант | Выуч § 3 Вып.упр 15 | ||
4 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Урок контроля знаний | Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора | диктант | Упр.16 (устно) | ||
5 | Анализ контрольного диктанта Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | Повторительно-обобщаю- щий урок | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. Правописание | Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические е нормы, соблюдать эти нормы в устной речевой практике. Отрабатывать навыки фонетического разбора. Учить составлять план текста. Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями | Диктант по упр 16 | Выуч § 4 Вып.упр 22 составить план, выполнить фонетичес разбор | ||
6 | Словообразование и орфография. | Повторительно-обобщающий урок | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; определять способы образования слов разных частей речи, комментировать изменения в морфемной структуре слова | Работа по карточкам | Выуч § 5 Вып.упр 27 | ||
7 | Морфемный и словообразовательный разбор | Повторительно-обобщающий урок | Порядок морфемного и словообразовательного разбора | Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-сти. | Выуч § 5 Подобрать 5сл,сделать Морфемный разбор | ||
8 | Морфология и морфологический разбор | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные и служебные части речи, морфологический и | Уметь разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; Знать понятие паронимы | Выборочный диктант | Выуч § 6 Подобрать 5сл.сделать морфологич Разбор | ||
9 | Орфография | Повторительно-обобщающий урок | Развивать орфографическую зоркость Правописание окончаний,суффиксов существительных.Правописание корней | Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры | Осложненное списывание | Выуч § 6 Вып.упр 30 | ||
10 | Повторение изученного по орфографии в 5-6 классах | Повторительно-обобщающий урок | Развивать орфографическую зоркость. Правописание окончаний,суффиксов прилагательных,глаголов.Правописание корней | Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры | Объяснительный диктант | Повт§ 6 Вып.упр 39 | ||
11 | Повторение орфографии | Повторительно-обобщающий урок | Правописание корней, правописание наречий | Уметь применять орфографические, пунктуационные правила, приводить свои примеры | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-сти. | Повт§ 6 Вып.упр 41 | ||
12 | Р.Р. Текст. Типы речи. | Урок развития речи | Понятие о тексте. Типы текстов. Связь предложений в тексте. | Знать понятие – текст. Определять тему, основную мысль текста, озаглавливать. Находить речевые ошибки, исправлять их. | Работа с текстом | Выуч § 7 Вып.упр 47 (5предл) | ||
13 | Р,Р Стили литературного языка | Урок развития речи | Текстовые стили литературного языка. Сфера употребления, лексические и синтаксические особенности. | Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; | Работа с текстом | Выуч § 8 Вып упр 50 | ||
14 | Контрольный диктант № 1по теме «Повторение» | Урок контроля | Повторение по материалу 5-6 классов | Уметь записывать текст под диктовку в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора. | Диктант с грамматическим заданием | Не задано | ||
МОРФОЛОГИЯ | И ОРФОГ | РАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ 37+8р.р | ||||||
ПРИЧАСТИЕ | 26+6р.р | |||||||
1 | Анализ контрольной работы Причастие.Повторение изученного о глаголе | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки глаголола.правописание безударных личных окончаний глагола | Знать морфологические признаки глагола.Уметь выполнять морфологический разбор,выбирать гласнуюв безударных окончания | Выборочный диктант | Составить связный рассказ о глаголе | ||
2 | Причастие как особая форма глагола | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о причастии в системе частей речи. Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи, определять постоянные и непостоянные признаки причастий | Работа по карточкам | Выуч § 9 Вып.упр 52 | ||
3 | Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастий | Урок усвоения новых знаний | Связь причастия с прилагательным и глаголом; формировать умение отличать причастие от прилагательного.Глагольные признаки причастий | Знать грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками прилагательного. Уметь находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями | Беседа | Выуч § 9 Вып.упр 57 | ||
4 | Р.Р Публицистический стиль | Урок развития речи | Публицистический стиль. Сфера употребления, лексические и синтаксические особенности. | Знать изученные стили речи. Уметь работать со справочно-информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; | Творческая работа | Выуч § 10 Вып.упр 62 | ||
5 | Склонение причастий | Урок усвоения новых знаний | Склонение полных причастий и правописание гласных в па-дежных окончаниях причастий | Знать, что причастия склоняются так же, как и прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы; определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму | Работа с текстом | Выуч § 11 Вып.упр 65 | ||
6 | Причастный оборот. | Урок усвоения новых знаний | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом | Коллективная работа | Выуч § 12 Правило с.31 Вып.упр 69 | ||
7 | Выделение причастных оборотов запятыми | Урок закрепления изученного | Текстообразующая роль причастий. Синтаксическая синонимия. Правильное построение предложений с причастным оборотом | Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот, устанавливая связь причастия с определяемым и зависимым словами, выразительно читать предложения с причастным оборотом | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-сти. | Выуч § 12 Правило с. 33 Вып.упр 73 | ||
8 | Обособление причастного оборота | Урок закрепления изученного | умение определять границы причастного оборота, навык постановки знаков препинания при причастном обороте | Уметь выделять из предложения сочетания причастия и определяемого слова, причастия и зависимого слова, определять место причастного оборота по отношению к определяемому слову, графически обозначать причастный оборот | Редактирование текста | Повт§ 12 Вып.упр 75 Подготовить тезисы к сочинению | ||
9 | Р.Р. Описание внешности человека | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своем тексте | Творческая работа | Составить план | ||
10 | Р.Р. Сочинение - описание внешности человека | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные» слова) | прилагательные и причастия, словосочетания со значением качественного признака, сравнительные обороты и др., основные средства связи предложения: местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты и др. | Сочинение | Дописать сочинение-описание «Литературный портрет друга» | ||
11 | Действительные и страдательные причастия | Урок усвоения новых знаний | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания | Выборочное списывание | Выуч § 14 Вып.упр 83 | ||
12 | Действительные причастия настоящего времени.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | Урок усвоения новых знаний | Способы образования действительных причастий настоящего времени. Суффиксы действительных причастий настоящего времени | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий, уметь находить изучаемую орфограмму | Работа по карточкам | Выуч § 16 Вып.упр 91 | ||
13 | Причастия настоящего времени. | Урок усвоения новых знаний | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени, образование действительных причастий настоящего времени | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму | )Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-сти. | Повт§ 16 Вып.упр 94 Подготовка к самостоятельной работе | ||
14 | Действительные причастия прошедшего времени.Самостоятельная работа | Урок усвоения новых знаний Урок контроля | Способы образования действительных причастий прошедшего времени. Суффиксы действительных причастий прошедшего времени | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени | Самостоятельная работа | Выуч § 17 Вып.упр 97 | ||
15 | Гласные в действительных причастиях | Урок закрепления изученного | Суффиксы действительных причастий прошедшего времени. | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени | Анализ таблицы учебника (с. 45) | Повт § 17 Вып.упр 98 Вып упр 100 (устно) | ||
16 | Р.Р.Изложение (по тексту упр.100) от 3-го лица | Урок развития речи | Анализ текста: определение его идеи, темы, нахождение ключевых слов, изложение от 3-го лица | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица | Изложение от 3-го лица | Повторить словарные слова | ||
17 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок усвоения новых знаний | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола | Словарный диктант | Выуч § 18 Вып.упр 104 (3-4) | ||
18 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Урок закрепления изученного | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | Уметь обосновывать выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах -ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно делать выводы; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | Комментированное списывание | Повт§ 18 Вып.упр 107 | ||
19 | Страдательные причастия прошедшего времени | Урок усвоения новых знаний | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий | Работа по карточкам | Выуч § 19 Вып.упр 109 (3-5) | ||
20 | Полные и краткие страдательные причастия | Урок усвоения новых знаний | Формы изменения кратких страдательных причастий, их синтаксическая роль в предложении | Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое-причастие | Выборочный диктант | Выуч § 15 Вып.упр 89 | ||
21 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных | Урок усвоения новых знаний | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов | Понимать условия выбора гласных перед Н и НН в причастиях. Уметь обосновывать выбор, конструировать предложения с причастным оборотом, различать причастия и отглагольные прилагательные | Групповая работа | Выуч § 20 Вып.упр 112 | ||
22 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Правила написания н и нн в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило | Предупредительный диктант | Выуч § 21 Вып.упр 114 | ||
23 | Правописание Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Урок закрепления изученного | Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий | Знать правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применяя изученные правила | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят- | Повт§ 21 Вып.упр 120 | ||
24 | НиНН в суффиксах кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных | Урок усвоения новых знаний | Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных | Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи | Осложненное списывание | Выуч § 22 Вып упр.125 | ||
25 | Р.Р.Контрольное выборочное изложение упр 130 | Урок развития речи | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | понимать содержание художественного текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять | Творческая работа | |||
26 | Р.Р.Контрольное выборочное изложение упр 130 | Урок развития речи | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | принадлежность к типу речи, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности | Изложение | Не задано | ||
27 | Морфологический разбор причастий | Повторительно-обобщающий урок | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи | Морфологический разбор | Выуч § 23 Вып упр.131 | ||
28 | Слитное и раздельное написание не с причастием | Урок усвоения новых зн | Условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями, прилагательными, существительными | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь применять орфографические правила | Групповые задания | Выуч § 24 Вып упр.135 | ||
29 | Правописание НЕ с причастием | Урок закрепления изученного | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Уметь различать НЕ-приставку, НЕ-часть корня, НЕ-частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы, обобщать знания о правописании НЕ с причастиями, с другими частями речи, делать правильный выбор написания, употреблять в речи | Комментированное письмо | Повт § 24 Вып упр.137 | ||
30 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок усвоения новых знаний | Условия выбора букв е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, уметь применять орфограмму «Буквы о - е после шипящих» | )Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Выуч § 25 Вып упр.144(2-4) | ||
31 | обобщение и систематизация изученного по теме «Причастие» | Повторительно-обобщающий урок | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Знать орфографию причастия. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложненного и осложнённого причастным оборотом; применять изученные орфографические правила | Объяснительный диктант | Подготовка к контрольной работе Ответы на вопросы с.72 | ||
32 | Контрольная работа № 2 по теме «Причастие» | Урок контроля | Причастие. Категориальные признаки. Правописание | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий, уметь применять полученные правила на практике | Диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | ||
Деепричастие | 11+2р.р | |||||||
1 | Анализ контрольной работы Деепричастие как особая форма глагола Словарный диктант | Урок усвоения новых знаний | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразую-щая роль дееприч. | Знать лексическое, грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения | Словарный диктант | Выуч § 26 Вып упр.161 | ||
2 | Деепричастный оборот | Урок усвоения новых знаний | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия. запятыми | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | Коллективная работа | Выуч § 27 Вып упр.165 | ||
3 | Знаки препинания при деепричастном обороте | Урок закрепления изученного | Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия. запятыми | Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | Работа по карточкам | Повт § 27 Вып упр.168 | ||
4 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Урок усвоения новых знаний | НЕ с деепричастиями | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями. Уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему | Комментированное письмо | Выуч § 28 Вып упр.172 | ||
5 | Деепричастие совершенного вида | Урок усвоения новых знаний | Деепричастия несовершенного вида и их образование | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий | Работа по карточкам | Выуч § 29 Вып упр.177 | ||
6 | Деепричастие совершенного вида | Урок усвоения новых знаний | Деепричастия совершенного вида и их образование | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом | Групповая работа | Выуч § 30 Вып упр.181 | ||
7 | Образование деепричастий совершенного вида | Урок закрепления изученного | Деепричастия совершенного вида и их образование | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид, употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом | Комментированное письмо | Повт § 30 Вып упр.186 Вып упр 187 (устно) | ||
8 | Р.Р.Рассказ с включением описания действий. Сочинение по картине | Урок развития речи | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ- описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Творческая работа | |||
9 | Р.Р.Контрольное сочинение по картине С.Григорьева « Вратарь» | Урок развития речи | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ- описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Сочинение | Повт § 26-30 Подготовка к тесту | ||
10 | Морфологический разбор деепричастия Тест | Повторительно-обобщающий урок | Порядок морфологического разбора деепричастия | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий | Морфологический разбор деепричастия | Выуч § 31 Вып упр.188 | ||
11 | Употребление деепричастия в речи | Урок закрепления изученного | Употребление деепричастий в речи | Уметь использовать полученные знания., использовать свойства деепричастий дорисовывать» действия в текстах разных стилей и типов речи | Комплексная работа с текстом | Вып упр 190 | ||
12 | обобщение и систематизация изученного по теме: «Деепричастие» | Повторительно-обобщающий урок | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания при деепричастном обороте | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Осложненное списывание | Подготовка к контрольной работе | ||
13 | Контрольная работа № 3 по теме «Деепричастие» | Урок контроля | Систематизация изученного | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь выполнять различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | ||
СЛУЖЕБНЫЕ | ЧАСТИ | РЕЧИ 48+8р.р | ||||||
1 | Самостоятельные И служебные части речи | Урок усвоения новых знаний | Служебные части речи. Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы, частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи | Работа с текстом | Выуч § 47 Вып упр.284 | ||
ПРЕДЛОГ 11+2р.р | ||||||||
1 | Предлог как служебная часть речи | Урок усвоения новых знаний | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями | Определить роль предлогов в предложении | Выуч § 48 Вып упр.288 | ||
2 | Употребление предлогов | Урок усвоения новых знаний | Однозначные и многозначные Употребление предлогов с сущ, числит, мест. Предлог перед прилаг., порядк. числит. и прич. | Знать об однозначных и многозначных предлогах; способности предлога в разных словосочетаниях выражать разные значения; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | Предупредительный диктант | Выуч § 49 Вып упр.294 | ||
3 | Употребление однозначных и многозначных предлогов | Урок закрепления изученного | Однозначные и многозначные Употребление предлогов с сущ, числит, мест. Предлог перед прилаг., порядк. числит. и прич. | Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | Осложненное списыванпие | Повт § 49 Вып упр.295 | ||
4 | Непроизводные и производные предлоги | Урок усвоения новых знаний | Непроизводные и производ-ные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | Работа по картотчкам | Выуч § 50 Вып упр.297 | ||
5 | Употребление непроизводных и производных предлогов | Урок закрепления изученного | Непроизводные и производ-ные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | Проверочная работа Заменить непроизводные предлоги производными | Повт § 50 Вып упр.302 | ||
6 | Простые и составные предлоги. | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные предлоги | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные предлоги» | Выборочное списывание | Выуч § 51 Вып упр.303 | ||
7 | Морфологический разбор предлога | Повторительно-обобщающий урок | Порядок морфологического разбора. Конструирование словосочетаний с предлогами | Знать порядок морфологического разбора; уметь выполнять морфологический разбор предлогов | Работа по карточкам | Выуч § 52 Вып упр.297 | ||
8 | Р.Р.Контрольное сочинение-описание по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа» | Урок развития речи | Сочинение – рассказ по картине С. Григорьева «Вратарь». Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. | Уметь самостоятельно создавать текст с описанием действий | Творческая работа | |||
9 | Р.Р.Контрольное сочинение-описание по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа | Урок развития речи | Особенности рассказа-репортажа, его композиция, описание внешности персонажей | Уметь создавать рассказ-репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы | Сочинение | Повт § 48-51 | ||
10 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Урок усвоения новых знаний | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных | Комментированное письмо | Выуч § 53 Вып упр.309 | ||
11 | Различение слитного и раздельного написания производных предлогов | Урок закрепления изученного | Условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь правильно писать производные предлоги Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. | Составить таблицу «Различайте предлоги и существительные» | Повт§ 53 Доделать таблицу | ||
12 | обобщение и систематизация изученного по теме: «Предлог» | Повторительно-обобщающий урок | Повторить изученный материал; совершенствовать орфографические навыки | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их | Коллективная работа | Подготовка к контрольной работе | ||
13 | Контрольная работа № 4 по теме « Предлог» | Урок контроля | Предлог. Категориальные признаки. Правописание. | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила | Диктант с грамматическим заданием | Повторить словарные слова | ||
СОЮЗ 17+2р.р | ||||||||
1 | Анализ контрольног диктанта Союз как часть речи. Словарный диктант | Урок усвоения новых знаний | Союз как часть речи. Синтаксическая роль союза. | Знать орфограммыи пунктограммы в рамках изученных тем; признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении. Уметь анализировать и выполнять работу над ошибками; находить союзы среди других частей речи,; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти Словарный диктант | Выуч § 54 Вып упр.315 | ||
2 | Простые и составные союзы | Урок усвоения новых знаний | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | Графический диктант | Выуч § 55 Вып упр.319 | ||
3 | Союзы сочинительные и подчинительные. | Урок усвоения новых знаний | Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных и подчинительных союзов. Текстообразующая роль союзов | Знать разряды союзов по значению, особенности каждой группы союзов, их назначение, уметь разграничивать сочинительные и подчинительные союзы. | Синтаксический разбор | Выуч.§ 56, Вып упр.322 | ||
4 | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | Урок усвоения новых знаний | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении. | Уметь разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания | Конструирование предложений по схемам | Выуч.§ 57 Вып упр.324 | ||
5 | Запятая в сложном предложении | Урок закрепления изу- ченного | Навык постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; орфографические навыки | Уметь разграничивать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, правильно ставить знаки препинания | Работа по карточкам | Повт.§ 57 Вып упр.326 Повт.§ 55-57 | ||
6 | Проверочная работа (диктант по теме «Союз. Простое и сложное пр-е») | Урок контроля | Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора | Диктант | Не задано | ||
7 | Сочинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Выуч§ 58, вып упр.330 | ||
8 | Употребление сочинительных союэов | Урок закрепле ния изу- ченного | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Предупредительный диктант | Повт § 58, вып упр.336 | ||
9 | Подчинительные союзы | Урок усвоения новых знаний | Группы подчинительных союзов по значению | Знать группы подчинительных союзов, их назначение, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Конструирование предложений | Выуч § 59, вып.упр.339 | ||
10 | Употребление подчинительных союзов | Урок закрепления изу- ченного | Употребление подчинительных союзов | Уметь различать подчинительные союзы,употреблять для связи предложений и целого текста | Самостоятельная работа: заменить простые предложения сложноподчиненными предложениями | Повт § 59 Вып упр 340 | ||
11 | Морфологический разбор союза. | Повторительно-обобщающий урок | Морфологический разбор. Разряды союзов по строению и значению | Уметь различать союзы по значению и строению, использовать их для связи предложений и целого текста, определять, какие смысловые отношения между частями сложных предложений передают союзы | Морфологический разбор | Выуч § 60, упр.342 Подготовить тезисы к сочинению Упр.343 | ||
12 | Р.Р.Контрольное сочинение-рассуждение «Книга-наш друг и советчик» | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля | Знать особенности текста-рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала | Творческая работа | |||
13 | Р.Р.Контрольное сочинение-рассуждение «Книга-наш друг и советчик» | Урок развития речи | Структура текста-рассуждения, его языковые особенности. Особенности публицистического стиля | Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов | Сочинение-рассуждение | Повт § 58-60 Повторить словарные слова | ||
14 | Слитное и раздельное написание союзов также,тоже,чтобы, зато | Урок усвоения новых знаний | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | Работа с текстом | Выуч § 61, упр.346 | ||
15 | Различение слитного и раздельного написания союзов | Урок закрепления изу- ченного | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | Составить таблицу отличия союзов от других частей речи | Подготовка к тесту | ||
16 | Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от созвуч- ных сочетаний .Тест | Урок закрепления изу- ченного | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Повт § 61, Вып упр 349 | ||
17 | обобщение и систематизация изученного по теме « Союз» | Повторительно-обобщающий урок | Предлоги. Категориальные признаки. Правописание | Уметь систематизировать,обобщать знания | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Ответы на вопросы с. 165 | ||
18 | Закрепление по теме « Союз» | Повторительно-обобщающий урок | Предлоги. Категориальные признаки. Правописание | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем | Работа по карточкам | Подготовка к контрольной работе | ||
19 | Контрольная работа № 5 по теме « Союз» | Урок контроля | Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания | Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | Не задано | ||
ЧАСТИЦА 19+4р.р | ||||||||
1 | Анализ контрольной работы Частица как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служеб-ными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков | Определить значение частиц в тексте | Выуч § 62, вып упр.359 | ||
2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Урок усвоения новых знаний | Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать разряды частиц по значению, роль формообразующих частиц, уметь распознавать формообразующие частицы, отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки | Выборочный диктант | Выуч § 63, Вып упр. 363 Упр 364(устн | ||
3 | Р.Р.Сочинение –рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» | Урок развития речи | Рассказ по данному сюжету | Уметь определять тему,основную мысль своего высказываания,выбирать тип речи,особенности языка,обдумывая содержание текста,готовить рабочий материал,выстраивать композицию | Творческая работа | Составить план. | ||
4 | Р.Р.Сочинение –рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель» | Урок развития речи | Рассказ по данному сюжету | Правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | Сочинение | Повторить словарные слова | ||
5 | Смысловые частицы | Урок усвоения новых знаний | Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные | Знать значения модальных частиц. Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства | Словарный диктант | Выуч § 64, С.171-173 вып упр. 369 | ||
6 | Смысловые (модальные) частицы | Урок закрепления изученного | Модальные частицы: вопросительные, указательные, восклицательные, их значение. Усилительные частицы. Частицы, выражающие сомнение, уточнение, ограничение | Уметь выделять модальные частицы среди других частей речи; употреблять частицы для выражения смысловых оттенков; выразительно читать предложения с модальными частицами, интонационно выражая разные чувства, понимать многообразие значений модальных частиц, уметь находить их в предложениях, определять значение, выраженное ими | Работа с текстом | Выуч§ 64, С.174 Вып упр.374 | ||
7 | Раздельное и дефисное написание частиц | Урок усвоения новых знаний | Раздельное и дефисное написание частиц | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | Свободный диктант | Выуч § 65, вып упр.380 | ||
8 | Различение на письме раздельного и слитного написания частиц | Урок закрепления изученного | Раздельное и дефисное написание частиц | Уметь выделять частицы среди других частей речи,употредлять их в своей речи,безошибочно писать местоимения,прилагательные ,наречия с частицами | Составить устное высказывание «Дефис в словах и между частями речи» | Повт § 65, вып упр.381 | ||
9 | Морфологический разбор частицы. | Урок закрепления изученного | Общее значение, правописание частиц | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать | Морфологический разбор | Выуч § 66, упр.384 | ||
10 | Отрицательные частицы.ОТрицательная частица НЕ | Урок усвоения новых знаний | Отрицательные частицы. Роль отрицательной частицы НЕ | Понимать смысловое значение и роль частицы НЕ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи | Предупредительный диктант | Выуч § 67, Правило с. 179 вып упр.387 | ||
11 | Отрицательная частица НИ | Урок усвоения новых знаний | Отрицательные частицы.Роль отрицательной частицы НИ | Понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь употреблять в речи | Объяснительный диктант | Выуч § 67, Правило с. 180 вып упр.390 | ||
12 | Различение на письме частиц НЕ и НИ | Урок закрепления изученного | Различение на письме частиц НЕ и НИ | Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ на письме и правильно употреблять их в речи в соответствии со значением и ролью в предложении; | Осложненное списывание | Повт § 67 Вып упр 392 | ||
13 | Правописание отрицательных частиц | Урок закрепления изученного | Навыки написания НЕ_НИ с различными частями речи | Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей не. Знать понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. применять обобщенные знания о случаях написания НЕ и НИ с различными частями речи на письме | Работа по карточкам | Составить 3 предложения с отрицательными частицами | ||
14 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ | Урок усвоения новых знаний | Правописание НЕ с различными частями речи.Орфоэпические нормы | Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи,обосновывать выбор написания,различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ ,применять правило написания | Комментированное письмо | Выуч § 68 Вып упр 395, | ||
15 | Правописание частицы НЕ и приставки НЕ | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НЕ с различными частями речи.Орфоэпические нормы | НЕ в отрицательных местоимения и наречиях и неопределенных местоимениях | Коллективная работа | Повт § 68 Вып упр398 | ||
16 | Р.Р.Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету | Урок развития речи | Рассказ по данному сюжету | Умение выстраивать схему текста-повествования.уметь создавать собственное высказывание,определять основную мысль высказывания,распространять текст характеристикой | Творческая работа | Повт §62- 68 | ||
17 | Р.Р.Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету | Урок развития речи | Рассказ по данному сюжету | Героя,элементами описания,диалогом,сохраняя при этом целостность,правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами языка | Сочинение | Не задано | ||
18 | Частица НИ ,приставка НИ, союз НИ-НИ | Урок усвоения новых знаний | Правописание НИ с различными частями речи | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написаниеконструировать предложения с данными словами | Работа по карточкам | Выуч § 69 Вып упр 405 | ||
19 | Различение на письме частицы НИ,приставки НИ, союза НИ-НИ | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НИ с различными частями речи | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ- и союз НИ-НИ; выбирать правильное написаниеконструировать предложения с данными словами | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Повт § 69 Вып упр 406 Упр 403устно | ||
20 | Обобщение и систематизция изученного по теме « Союз» Словарный диктант | Повторительно-обобщающий урок | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смы-словые различия частиц НЕ - НИ. Употребление частиц с разными частями речи | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ - НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Словарный диктант | Ответы на вопросы с. 187 подготовка к контрольной работе | ||
21 | Контрольная работа № 6 по теме « Частица» | Урок контроля | Частицы. Категориальные признаки. Правописание | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи | Диктант с грамматическим заданием | Повт § 62-69 | ||
22 | Анализ контрольной работы Повторение по теме « Служебные части речи» | Повторительно-обобщающий урок | Служебные слова ,их отличие от самостоятельных частей речи.Основная роль служебных частей речи.Правописание предлогов.союзов,частиц, употребление их в речи | Уметь различать предлоги,союзы,частицы как служебные части речи,употреблять предлоги как средство связи в предложенияи, союз – дляя связи однородных членов и частей сложного предложения,различать частицы,безошибочно их писать | )Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Подготовка к контрольному тесту | ||
23 | Контрольный тест по теме «Служебные части речи» | Урок контроля | Служебные слова ,их отличие от самостоятельных частей речи.Основная роль служебных частей речи.Правописание предлогов.союзов,частиц, употребление их в речи | Уметь применять изученные орфографические правила. | Тест | Не задано | ||
МЕЖДОМЕТИЕ | 4 ч | |||||||
1 | Анализ контрольного теста Междометие как часть речи | Урок усвоения новых знаний | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи | Коллективная работа | Выуч § 70, вып упр.415 | ||
2 | Междометия и другие части речи | Урок закрепления изученного | Значение междометий в роли других частей речи; Отличие междометия от других частей речи, звукоподражательных слов | Показать значение междометий в роли других частей речи; развивать умение отличать междометия от других частей речи, звукоподражательных слов | Работа с текстом | Повт § 70, Вып упр 416 | ||
3 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | Урок усвоения новых знаний | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия | Осложенное списывание | Выуч § 71, вып упр.419 | ||
4 | Знаки препинания при междометиях. Морфологический разбор междометия | Повторительно-обобщающий урок | Знаки препинания при междометиях.Морфологический разбор междометий | Уметь использовать междометия и звукоподражательные слова в собственной речи, находить и определять их значение в художественном произведении, уместно ставить знаки препинания при междометиях | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Ответить на вопрос : почему междометия относятся к особому разряду слов | ||
ПОВТОРЕНИЕ и | СИСТЕМ | АТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО в 7 классе | 14+2 р.р | |||||
1 | Разделы науки о русском языке. | Повторительно-обобщающий урок | Разделы науки о русском языке. | Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей. Уметь различать тексты разных типов и стилей | Заполнение таблицы | Выуч § 72 Доделать таблицу Повторить стили, типы речи | ||
2 | Текст. Стили речи | Повторительно-обобщающий урок | Текст. Стили и типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Способы и средства связи предложений в тексте | Знать особенности текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | Работа с текстом | Выуч § 73 Вып упр 425, Подготовить тезисы | ||
3 | Р.Р.Контрольное сочинение | Урок развития речи | Сообщение как разновидность повествования. | Уметь определять тему в соотвествии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи | Творческая работа | |||
4 | Р.Р.Контрольное сочинение | Урок развития речи | Уметь определять тему в соотвествии с заглавием, составлять план, сохранять особенности стиля, выбирать тип речи | Сочинение | Повторить звуки | |||
5 | Работа над ошибками. . Фонетика. Графика. | Повторительно-обобщающий урок | Фонетика. Графика. Орфоэпические нормы | Соблюдать в речи орфоэпические нормы, уметь исправлять их | Фонетический разбор | Выуч § 74, Вып упр.432 | ||
6 | Лексика и фразеология. | Повторительно-обобщающий урок | Лексика и фразеология. Лексические нормы | Уметь находить нарушение лексических норм, исправлять их, строить высказывания, соблюдая лексические нормы | Работа с текстом | Выуч § 75, упр.433 | ||
7 | Морфемика. Словообразование. | Повторительно-обобщающий урок | Основные способы словообразования | Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова | Словообразовательный разбор | Выуч § 76, Вып упр.438 Повторить орфограммы в окончаниях | ||
8 | Морфология. Морфологический разбор | Повторительно-обобщающий урок | Самостоятельные и служебные части речи | Уметь производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе. Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи | Работа по карточкам | Выуч § 77, Вып упр.442 Повторить орфограммы в корнях | ||
9 | Орфография. Орфографический разбор | Повторительно-обобщающий урок | Общеобязательные правила орфографии | Уметь находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами | Выборочное списывание | Выуч § 78, Вып упр.453 Подготовиться к тесту | ||
10 | Контрольный тест по теме « Орфография» | Урок контроля | Орфографические навыки | Закрепить орфографические навыки | Тест | Повторить § 74-78, | ||
11 | Синтаксис .синтаксический разбор | Повторительно-обобщающий урок | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы | Уметь производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала | Работа по карточкам | Выуч § 79, Вып упр.459 | ||
12 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Повторительно-обобщающий урок | Общеобязательные правила пунктуации | Уметь находить изученные пунктограммы, обосновывать их выбор, правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложении | 1)Устные ответы на вопросы; 2)групповая форма организации уч. деят-ти | Выуч § 80, Вып упр.464 | ||
13 | НЕ с разными частями речи | Повторительно-обобщающий урок | Правописание НЕ с разными частями речи | Уметь различать написание НЕ с разными частями речи | Объяснительный диктант | Повт § 36 Вып упр 223 | ||
14 | Н-Н в разных частях речи | Повторительно-обобщающий урок | Правописание Н-НН в разных частях речи | Уметь различать написание Н-НН в разных частях речи | Работа по карточкам | Подготовка к итоговой контрольной работе | ||
15 | ИТОГОВАЯ контрольная работа | Урок контроля | Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять изученные пунктуационные правила на письме | |||||
16 | Анализ итоговой контрольной работы | Урок коррекции знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....