Комплекс заданий по русскому языку для 5 класса (олимпиадный уровень)
олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему
Комплекс заданий составлен на основе книги В.А.Малюгиной. Задания включают в себя материал по таким разделам языкознания, как фонетика, морфемика, лексика, морфология, синтаксис и пунктуация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
олимпиадные задания, 5 класс, русский язык | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания по русскому языку, 5 класс
1. В каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
1) Лень, степь, ехать, шесть;
2) вперёд, поёт, мёд, жёлудь;
3) салют, вьюга, жюри, люди;
4) пять, мять, земля, объявит.
2. Верно ли затранскребированы слова? Если неверно, исправьте.
[П'а]тнадцать, [жа]леть, [ч'и]рта, [то]вар, [ч'а]сы.
3. Распределите слова по группам: а) без приставки; б) с приставкой о-; в) с приставкой от-; г) с приставкой ото-.
Отцовский, оттепель, отыскать, оторвать, отварить (капусту), отворить (дверь), ошибка, отрывать, отработать, отделать, основать, отселить, отощать, отпарить, отобразить, отодвинуть, отопить.
4. Прочитайте. Найдите антонимы. С какой целью автор использует антонимы в тексте?
И грустно и радостно
Странный в сентябре лес – в нем рядом и весна и осень.
Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная белая радуга.
Увядание и расцвет. Тишина и песни.
И грустно и радостно. (Н.И.Сладков)
5. Подберите известные вам слова, получившие свои названия от собственных имен существительных. Объясните происхождение этих слов.
6. Подберите семь фразеологизмов со словом рука. Объясните их значение.
7. Найдите подлежащее в отрывке из стихотворения В. Дыховичного и М. Слободского:
А за стеной ревущее, звенящее, гремящее,
Спешащее, бегущее несется настоящее.
8. Определите спряжение глаголов и вставьте пропущенные гласные:
Они стел…т, они стро…т, они кол…т, они се...т.
9. Расставьте знаки препинания в предложениях:
А) Маша воскликнула Ребята сюда!
Б) Мы знали что скоро наступит ночь.
В) Лес зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи свёкла морковь капуста и картофель.
Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.
10. В каком слове допущена ошибка в образовании грамматической формы?
А) шоферы; Б) пара чулок; В) пара носков; Г) килограмм мандарин; Д) многие директора.
Ключи к заданиям
1. Ехать (т.к. е стоит в начале предложения), поёт (т.к. ё стоит после гласного), вьюга (т.к. ю стоит после ь), объявит (т.к. я стоит после ъ).
2. [П'и]тнадцать, [жы]леть, [ч'и]рта, [та]вар, [ч'и]сы.
3. а) без приставки: отцовский, ошибка, основать; б) с приставкой о-: отворить (дверь), отощать, отопить; в) с приставкой от-: оттепель, отыскать, отварить (капусту), отрывать, отработать, отделать, отселить, отпарить, отобразить; г) с приставкой ото-: оторвать, отодвинуть.
4. Текст Н.И.Сладкова насыщен антонимами. В природе не бывает однозначных явлений, особенно осенью: природа готовится к долгому зимнему сну, но жизнь в ней еще теплится. Обилие антонимов передает противоречивость осенней природы, но в то же время ее многоцветье и многообразие.
5. Дизель – от имени изобретателя двигателя, немецкого инженера Рудольфа Дизеля. Сталелитейная печь мартен названа в честь французского металлурга Пьера Мартена. Мансарда получила свое название по имени французского архитектора Франсуа Мансара. Саксофон увековечил имя своего изобретателя – бельгийского мастера духовых инструментов Адольфа Сакса. Плотная бумага для черчения и рисования ватман носит имя владельца английской бумажной фабрики Джеймса Ватмана.
Мороженое пломбир родом из французского города Пломбьер. Майонез пришел к нам из города Маон, находящегося на о.Менорка в Средиземном море. Название тюль связано с французским городом Тюль, славившимся легкими позрачными тканями. Тонкая шерстяная ткань кашемир получила свое название по области Кашмир на севере Индии, откуда ее издавна вывозили. А плащ болонья назван по городу Болонья в Италии.
Слово сэндвич произошло от имени графа Сэндвичского , жившего в XVIII веке. Он был таким азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для того, чтобы поесть. Слугам приходилось подавать ему мясо, закрытое хлебом с обеих сторон, чтобы легче было нести.
6. Своя рука-владыка – о том, кто имеет возможность поступать по своему желанию.
Рукой подать – рядом, близко.
Из рук в руки – без посредников.
Работать не покладая рук – усердно.
Легкая рука – о том, кто приносит удачу.
Правая рука – надежный помощник.
Чужими руками жар загребать – присваивать чужой труд.
7. Грамматическая основа предложения: настоящее несется.
8. Они Стелют, строят, колют, сеют.
9. А) Маша воскликнула: «Ребята, сюда!»
Б) Мы знали, что скоро наступит ночь.
В) Лес - зеленый дом для многих его обитателей.
Г) В огороде у бабушки были посажены разные овощи: свёкла, морковь, капуста и
картофель.
Д) Солнце играет светом и льет теплые лучи на землю.
10. Мандаринов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс
данный материал можно использовать для школьной олимпиады для учащихся 5 классов...
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 5 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 6 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс....
Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс
Школьный этап...
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс
Школьный этап...