Урок в 11 классе "Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях"
план-конспект урока (русский язык, 11 класс) по теме
Интегрированный урок (русский язык, основы православной культуры. информатика)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Емелюшина Валентина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУСОШ №2 г. Меленки
Владимирской области
Интегрированный урок
(русский язык, основы православной культуры, информатика)
Тема урока: Речевой этикет: способы общения людей в нестандартных ситуациях.
Цели урока:
формирование реальных практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных видах коммуникации;
развитие коммуникативной компетентности учащихся;
содействие формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию
Оборудование урока: мультимедийная презентация
Ход урока.
I Вступительное слово учителя.
Человек преобразует пространство, в котором живет и действует. Люди строят дома и мосты, разбивают сады и парки. Но люди также разрушают города и устраивают свалки… Это в полной мере относится и к пространству человеческого общения. Формирование коммуникативного пространства – процесс, предполагающий, что мы заботимся не только о себе, но также помним и о тех, кто рядом с нами, стремимся гармонизировать межличностные отношения. Эта задача может быть решена только человеком, осознающим себя самого личностью, достойной уважения, обладающим культурой речи.
Работа над понятием культура речи.
Фронтальная беседа с классом: «Как вы понимаете, что такое культура
речи?»
Обобщение с помощью таблицы (слайд №2):
Культура речи, как известно, включает в себя следующие компоненты: нормативный (языковые нормы), коммуникативный (выбор необходимых языковых норм), этический (речевой этикет).
Для любознательных: этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка)
Из истории речевого этикета: сообщение ассистента (слайд №3):
Первые письменные правила поведения на Руси были составлены в XII в. князем Владимиром Мономахом. В своём «Поучении» древнерусский князь писал: «Куда ни пойдёте по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях, где остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего. Больного посещайте, мертвого пойдите проводить. Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово».
В первой половине XVI в. в России появилась «Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Эта книга представляла собой свод житейских правил и наставлений. В ней нашли своё отражение реальный быт и язык людей того времени.
В XVIII в., а точнее, в 1717 г., по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало», в которой давались советы молодым дворянам. Из неё можно было узнать, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях: «Нужду свою благообразно в приятных и учтивых словах предлагать, подобно якобы им с каким иностранным высоким лицом говорить случилось…»
Вывод: во все времена люди стремились регламентировать правила поведения, речевого в том числе, в соответствии с идеалами своего времени. Тем не менее в правилах речевого этикета есть общее: адресант речи должен уважать и себя, и адресата.
Повторение изученного: элементы речевой ситуации
(Кто – адресант, кому – адресат, о чем – тема беседы, где – пространство, когда – время, почему – мотив речевого действия, зачем – цель) – слайд №4
Особенности использования речевого этикета в нестандартных ситуациях:
Часто люди задумываемся над тем, как обратиться, извиниться, выразить благодарность, попрощаться, даже если общаются с близкими людьми. Но достаточно легко выходят из положения, ибо это обыденная реальность. Попадая же в непривычную ситуацию, многие испытывают неловкость от того, что не знают, как корректно вести себя. В каждом коллективе или социальной группе, этносе на протяжении времени складываются определенные нормы поведения, в том числе и речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, поздравления и т.д. И их необходимо знать и учитывать.
Православная среда.
а) Слово учителя: Этому социуму свойственны следующие этикетные особенности и правила:
Обращение: имя в канонической форме (Сергий, Алексий и т.п.)
без отчества и фамилии с нарицательным существительным, указывающим на сан. В официальных ситуациях – Ваше преподобие, Ваше Высокопреподобие, Ваше Преосвященство, ваше Высокопреосвященство, Ваше Святейшество (в зависимости от сана священнослужителя). В неофициальных ситуациях отец Александр, владыка Арсений, например. (Не рекомендуется святой отец – это католическая традиция, не принятая у православных). Если имя неизвестно и спросить не у кого, можно обратиться батюшка и изложить свою просьбу или задать вопрос. По христианскому учению, церковь, прихожане – одна семья. Поэтому в наименовании лиц при обращении используются термины родства: общепринятым является общее обращение Дорогие сестры и братья, сестра или матушка (в зависимости от возраста), батюшка (но к молодому мужчине не рекомендуется обращение брат). Верующие люди, общаясь между собой в неформальной обстановке, называют друг друга обычно по имени.
Приветствие: С праздником! Мир вам! Со святым вечером! Мир вашему
дому! Приветствие, обращенное к священнику, часто ограничивается просьбой благословить: Благословите, отче!
Прощание: До свидания, просим ваших молитв! С Богом! Господь с тобою!
Иди с миром!
Одна из особенностей православного этикета состоит в том, что формулы приветствия и прощания могут совпадать: С праздником! Кланяюсь вам!
Пожелание: Помощи Божией; Дай тебе Господь всякого на земле
благополучия; Храни тебя Господь и Пречистая Матерь и мн др. Провожая, желают Ангела в дорогу; вместо Приятного аппетита в православной среде скажут Ангела за трапезой, а в ответ услышат: Невидимый предстоит.
Знакомство во многом совпадает со светским ритуалом, но встречаются и
характерные фразы, например: Давай познакомимся и будем дружить во имя Господа.
Просьба чаще всего выражается зачином: Благословите (начало просьбы,
обращенной к священнику или старшему по возрасту), Помогите Христа ради. Помощь всегда оказывается Во славу Божию. Именно эти слова произносят вместо привычного Пожалуйста.
Благодарность: Спаси, Христос!; Спаси, Господи!; Благодарствую. Эти
слова свидетельствуют, что человек не только благодарит, но и желает спасения души своему благодетелю. Спасение души – это смысл земной жизни каждого человека. (Наше современное спасибо восходит к словосочетанию Спаси, Бог).
Извинение: Простите Христа ради! В ответ уместна реплика: Господь
простит, и я прощаю. ( И не только в Прощеное воскресенье, но и во все дни года).
Православный речевой этикет складывался долго, и многое оказалось утраченным. Сейчас постепенно возрождаются и нормы православного поведения, и речевой этикет
В жизни бывают самые разные ситуации, когда знание православного этикета позволит не попасть в неловкое положение и вести себя корректно.
б) Закрепление:
- заполнение таблицы слайда
- работа в группах: написание письма настоятелю Святоникольского храма отцу Иоанну с просьбой передать приглашение его сыну, выпускнику нашей школы, на ее юбилейный вечер.
Интернет.
а) Слово учителя: Многие уже имеют доступ к Интернету. Как же бесконфликтно совместить два мира - виртуальный и реальный? Сетевой этикет - это новое понятие, он складывается на наших глазах, его правила еще только формируются. Но одно ключевое положение уже ясно: общайся по компьютеру (т.е. в особом виртуальном мире) с другим как с живым собеседником. Однако наши привычные этикетные формулы должны отвечать принципу коммуникации, который предполагает набор определенных требований: полнота информации, качество информации, релевантность («не отклоняйся от темы»), манера («выражайся ясно»).
Сетевой этикет распространяется на следующие виды общения в интернете: электронную почту, личные странички (Web-страницы), телеконференции и форумы, чаты, гостевые книги. Каковы же самые простые этикетные правила в Сети?
Приветствие: очень редко используются вежливые формы типа
здравствуйте, уважаемый, дорогой, называние по имени-отчеству. Вместо них - привет
или привет, как дела? После этого сразу следует переход к сути дела.
Обращение: В официальной переписке используются Вы-формы, а
В форумах ты-формы. Это связано с тем, что сетевой «собеседник» не виден и зачастую придумывает себе псевдоним, меняет пол, возраст, национальность…
Прощание: формулы его также экономны - пока, до свидания, спокойной
ночи
Благодарность высказывается в обычных выражениях спасибо, пожалуйста
Кроме того есть в сетевом этикете категория вежливости с ее специфическими проявлениями (слайд 5), с тем, что принято (быстрая загрузка материала, минимум графики, указание на тему письма, квотирование, смайлики) и не принято (звуковые файлы, спам, большие буквы, курсив, растянутая запись).
Сетевой этикет – это новый вид этикета, формирующийся на наших глазах. Ведущие его признаки: демократичность (упрощенность системы приветствий, прощаний, обращений), деловитость (информационная достаточность сообщений), лаконичность, оперативность (быстрый ответна полученное сообщение), элементарная вежливость (выражения благодарности и ответа на нее; сообщения о цели, назначении электронного письма, подпись и обратный адрес). Разнообразие форм этикета, свойственное устному и письменному общению, в сетевом этикете рассматриваются как «информационный шум», создающий «помехи» в общении; потому этикетные формулы упрощаются до минимума.
б) Самостоятельная работа в парах: написание электронного письма учителю, в котором дать оценку нынешнему уроку.
VI. Подведение итогов урока, домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по физике "Применение физики в нестандартных ситуациях"
Цель данного урока показать, что знания по физике и интеграция знаний из других учебных предметов, позволяют решить на первый взгляд невыполнимое задание "Определение цвета медведя". Путем мозгового щ...

Презентация к уроку обществознания "Деятельность как способ существования людей" 10 класс
Презентация иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества. ...
Нестандартные ситуации в межличностных взаимоотношениях воспитанников в СРЦН и роль наставничества в разрешении этих ситуаций
Выступление на методическом объединении...

Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания "Деятельность как способ существования людей" (10 класс)...

Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"
Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса....

Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения
Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа и учитель самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности...