Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Цибуля Елена Владимировна

Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Цибуля Елена Владимировна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска

 «Открытый урок по обществознанию в 10 - 11 классах».

Пояснительная записка к сценарию открытого урока

Предмет: обществознание

Класс: 10

Тема: Деятельность – способ существования людей.

Данный урок проводится  в рамках рабочей учебной программы в 10-х классах. Урок может быть использован для учащихся с различным уровнем подготовки и актуален для формирования их личности в рамках социализации. Здесь  уделяется внимание изучению, как основных обществоведческих понятий, так и практической направленности курса. Существует несколько уровней изучения понятия деятельность. Урок построен на внимании к его основным составляющим, которые могут быть усвоены шестиклассниками на основе их небольшого социального опыты и предполагает углубление познания данного направления при дальнейшем изучении курса.  Урок создан как составляющее занятие учебной программы «Обществознание» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Примерной программы по предмету «Обществознание».

В сценарий входят:

1.Технологическая карта урока

2.Презентация - сопровождение (связана гиперссылками с остальными составляющими папки – просматривать папку целостно)

Для реализации поставленной цели (см. технологическую карту) и стимулирования познавательных интересов учащихся,  учителем продуманны содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Применены индивидуальные, групповые и парные формы организаций учебной деятельности школьников, словесные, визуальные методы, ИКТ.  На уроке реализованы следующие принципы и технологии:
-принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
-принцип доступности обучения;
-технология критического мышления, созданная американскими преподавателями Дженни Л. Стил, Чарльза Темпла и Скотта Уолтера.
Каждый вид наглядности и ИКТ использовались для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания.
Соблюден принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает и на основе игровых действий, что соответствует жизненному опыту учащихся.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществляется по следующим схемам: учитель – ученик; ученик – ученик, группа-ученик.

Используемая литература и электронные ресурсы:

1.Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.  Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.

2. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации (http://orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm)

3.Мультфильм “Лень” Киевская киностудия научно-популярных фильмов. Объединение художественной мультипликации, 1979. (http://lenynet.ru/mult-len/)

4. Миф о Сизифе. (http://skazanie.info/sizif)

5. Иллюстративные интернет-ресурсы.

Основы для формулирования проблемы: 

Назначение человека — в разумной деятельности. Аристотель.

Кто пассивно ждёт - в конце концов, получает ожидаемое, но только то, что осталось после тех, кто действовал энергично. Авраам Линкольн.
Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя. Цицерон.

Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. Бернард Шоу.

Если ты сам рубишь дрова, то согреваешься ими дважды. Стив П. Джобс.

Технологическая карта урока по обществознанию

«Деятельность – способ существования людей» (10 класс)

Тема урока

Деятельность – способ существования людей.

Дата урока

В соответствии с программой

Тип урока

Комбинированный, актуализация полученных ранее знаний. ознакомление с новым материалом

Цель урока

Способствовать формированию представлений о том, как происходит процесс становления личности через деятельность.

Образовательные
ресурсы

 Авторская презентация «Деятельность-способ существования людей»

Учебник

Мультипликационный фильм «Лень»

Текст мифа «Сизифов труд»

План урока

1. понятие «Деятельность».

2 структура деятельности

3. понятие «мотив»

4. виды деятельности.

5. общение

6.труд и игра

Личностно значимая проблема

Назначение человека — в разумной деятельности. (Аристотель)

Методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный,

познавательный

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Деятельность, структура деятельности. виды деятельности, целеполагание, целесообразность.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: понимать, почему без деятельности человек не может развиваться полноценно.

Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия на уроке

Универсальные
учебные действия
(УУД)

Формы контроля

I. Мотивация
к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения

в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы
на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

8

Беседа по теме «В чем основные отличия человека и животного (на примере обезьяны)?»

Организует диалог с учащимися по вопросам, ответы на которые фиксируются в сравнительной таблице.

К формулировке вопросов учащиеся приходят сами (например – внешние отличия, способность к речи, разумность и т.п.)

Введение понятий целесообразность и целеполагание.

Формулируют вопросы и отвечают на них.

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Физкультминутка

21

1. Слайды презентации «Деятельность».

2. Работа
над структурой деятельности, с учебником стр.50.

3. Работа
с понятием «мотив», анализ мультфильма «Лень»

4. Беседа о видах деятельности.

5. Актуализация первоначальных сведений об общении

6.Работа с учебником стр. 53..

Анализ мифа «Сизифов труд»

  1. Показывает и поясняет слайды презентации, организует обсуждение новой информации.
  2. Подводит учащихся к определению понятия «деятельность».
  3. Формулируется проблема урока совместно с учащимися.

2. Предлагает проанализировать схему:

Цель – средства – действия - результат

Организует беседу по вопросам:

– Как вы думаете, какими могут быть цели?  

– Что может быть использовано в качестве средств?

– Что применяется в качестве действий?

– Всегда ли результат соответствует поставленной цели?

Приводит пример в соответствии со схемой.

3. Знакомит учащихся с новой информацией
на основании иллюстраций мотивов. Формирует их классификацию.

Просмотр и анализ содержания мультфильма (основной вывод, к которому должны прийти  учащиеся:  деятельность – основа человеческого существования)

4. Поясняет понятия, представленные в презентации. Дается общий анализ схемам.

5. Актуализирует понятие «общение» на основе эвристической беседы:

– Может ли человек прожить без общения?

– С кем можно общаться?

- Какого вида общения не хватает на слайдах?

6.Организует работу с текстом учебника и иллюстрациями, формируя понятия об игре и труде.

Организует работу с дополнительным текстовым материалом.

1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, формулируют искомое понятие.

2. Просматривают презентацию, рассуждают, аргументированно отвечают  
на вопросы, приводят свои примеры.

3. Просматривают сюжет, обсуждают, приходят к выводу.

4. Выполняют задания.

5. Высказывают собственное мнение об основной мысли беседы, обсуждают мнения своих товарищей

6. Высказывают собственное мнение о содержании текстов и иллюстраций, обсуждают мнения своих товарищей

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа.

3. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.

5. Фронтальная работа

6. Фронтальная работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения;  проявляют заинтересованность не только
в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: ориентируются  в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна
для решения учебной задачи.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают

друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером

Записи в тетради.

Устные ответы

2. Уст-
ные ответы.

3. Уст-
ные ответы.

4. Задания в рабочей тетради.

5. Уст-
ные ответы

6. Уст-
ные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Задания слайдов презентации:

Отгадать зашифрованные пословицы

Поясняет задания, выполняемые учащимися,
организует обсуждение вопросов учебника

Выполняют
задания
слайдов

Фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Регулятивные: ориентируются в учебнике и СМИ

Опрос

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений

На основе высказываний проводит беседу по вопросам:

– Какое значение для человека имеет деятельность?

– Какой бывает деятельность?

(учащиеся сами выбирают высказывание, которое лучше, по их мнению, актуализирует проблему)

Отвечают  
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 5. Задания
в учебнике к параграфу (Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных организаций: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.:Просвещение, 2014.)

Объяснение домашнего задания

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 8 класс "Способы изменения внутренней энергии"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов...

Технологическая карта урока по теме "Способы изучения иностранного языка".

Урок английского языка в 9 классе по теме "Способы изучения иностранного языка". При организации урока использовалась "кейс"-технология....

Технологическая карта урока "Искусство и религия древних людей"

Разработка урока по истории Древнего мира по теме "Искусство и религия древних людей"....

Технологическая карта урока по географии 8 класс "Люди и труд" ФГОС ООО В.П. Дронов

Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС и построен с учетом системно-деятельностного подхода, где реализуются все УУД....

Технологическая карта урока «Языки и способы кодирования информации»

материал опубликован на Всероссийском педагогическом портале Методкабинет.рфЯвляется частью групповой работы городского методического объединения учителей информатики по теме "Технологическая кар...