Технологическая карта урока по обществознанию "Деятельность - способ существования людей"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Данная технологическая карта является методической разработкой к уроку. Рекомендовано для 10 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цибуля Елена Владимировна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия №6» города Новочебоксарска
«Открытый урок по обществознанию в 10 - 11 классах».
Пояснительная записка к сценарию открытого урока
Предмет: обществознание
Класс: 10
Тема: Деятельность – способ существования людей.
Данный урок проводится в рамках рабочей учебной программы в 10-х классах. Урок может быть использован для учащихся с различным уровнем подготовки и актуален для формирования их личности в рамках социализации. Здесь уделяется внимание изучению, как основных обществоведческих понятий, так и практической направленности курса. Существует несколько уровней изучения понятия деятельность. Урок построен на внимании к его основным составляющим, которые могут быть усвоены шестиклассниками на основе их небольшого социального опыты и предполагает углубление познания данного направления при дальнейшем изучении курса. Урок создан как составляющее занятие учебной программы «Обществознание» на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Примерной программы по предмету «Обществознание».
В сценарий входят:
1.Технологическая карта урока
2.Презентация - сопровождение (связана гиперссылками с остальными составляющими папки – просматривать папку целостно)
Для реализации поставленной цели (см. технологическую карту) и стимулирования познавательных интересов учащихся, учителем продуманны содержание урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Применены индивидуальные, групповые и парные формы организаций учебной деятельности школьников, словесные, визуальные методы, ИКТ. На уроке реализованы следующие принципы и технологии:
-принцип направленности обучения на комплексное решение задач;
-принцип доступности обучения;
-технология критического мышления, созданная американскими преподавателями Дженни Л. Стил, Чарльза Темпла и Скотта Уолтера.
Каждый вид наглядности и ИКТ использовались для более доступного восприятия речи учителя и развития навыка монологического высказывания.
Соблюден принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различными видами деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает и на основе игровых действий, что соответствует жизненному опыту учащихся.
Сознательность, активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов, руководство учением школьников осуществляется по следующим схемам: учитель – ученик; ученик – ученик, группа-ученик.
Используемая литература и электронные ресурсы:
1.Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2016.
2. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации (http://orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm)
3.Мультфильм “Лень” Киевская киностудия научно-популярных фильмов. Объединение художественной мультипликации, 1979. (http://lenynet.ru/mult-len/)
4. Миф о Сизифе. (http://skazanie.info/sizif)
5. Иллюстративные интернет-ресурсы.
Основы для формулирования проблемы:
Назначение человека — в разумной деятельности. Аристотель.
Кто пассивно ждёт - в конце концов, получает ожидаемое, но только то, что осталось после тех, кто действовал энергично. Авраам Линкольн.
Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя. Цицерон.
Когда мы перестаем делать — мы перестаем жить. Бернард Шоу.
Если ты сам рубишь дрова, то согреваешься ими дважды. Стив П. Джобс.
Технологическая карта урока по обществознанию
«Деятельность – способ существования людей» (10 класс)
Тема урока | Деятельность – способ существования людей. |
Дата урока | В соответствии с программой |
Тип урока | Комбинированный, актуализация полученных ранее знаний. ознакомление с новым материалом |
Цель урока | Способствовать формированию представлений о том, как происходит процесс становления личности через деятельность. |
Образовательные | ∙ Авторская презентация «Деятельность-способ существования людей» Учебник Мультипликационный фильм «Лень» Текст мифа «Сизифов труд» |
План урока | 1. понятие «Деятельность». 2 структура деятельности 3. понятие «мотив» 4. виды деятельности. 5. общение 6.труд и игра |
Личностно значимая проблема | Назначение человека — в разумной деятельности. (Аристотель) |
Методы и формы | Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, познавательный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия | Деятельность, структура деятельности. виды деятельности, целеполагание, целесообразность. |
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: понимать, почему без деятельности человек не может развиваться полноценно. Получат возможность научиться: анализировать; делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля |
I. Мотивация | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 8 | Беседа по теме «В чем основные отличия человека и животного (на примере обезьяны)?» | Организует диалог с учащимися по вопросам, ответы на которые фиксируются в сравнительной таблице. К формулировке вопросов учащиеся приходят сами (например – внешние отличия, способность к речи, разумность и т.п.) Введение понятий целесообразность и целеполагание. | Формулируют вопросы и отвечают на них. | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала Физкультминутка | 21 | 1. Слайды презентации «Деятельность». 2. Работа 3. Работа 4. Беседа о видах деятельности. 5. Актуализация первоначальных сведений об общении 6.Работа с учебником стр. 53.. Анализ мифа «Сизифов труд» |
2. Предлагает проанализировать схему: Цель – средства – действия - результат Организует беседу по вопросам: – Как вы думаете, какими могут быть цели? – Что может быть использовано в качестве средств? – Что применяется в качестве действий? – Всегда ли результат соответствует поставленной цели? Приводит пример в соответствии со схемой. 3. Знакомит учащихся с новой информацией Просмотр и анализ содержания мультфильма (основной вывод, к которому должны прийти учащиеся: деятельность – основа человеческого существования) 4. Поясняет понятия, представленные в презентации. Дается общий анализ схемам. 5. Актуализирует понятие «общение» на основе эвристической беседы: – Может ли человек прожить без общения? – С кем можно общаться? - Какого вида общения не хватает на слайдах? 6.Организует работу с текстом учебника и иллюстрациями, формируя понятия об игре и труде. Организует работу с дополнительным текстовым материалом. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь, формулируют искомое понятие. 2. Просматривают презентацию, рассуждают, аргументированно отвечают 3. Просматривают сюжет, обсуждают, приходят к выводу. 4. Выполняют задания. 5. Высказывают собственное мнение об основной мысли беседы, обсуждают мнения своих товарищей 6. Высказывают собственное мнение о содержании текстов и иллюстраций, обсуждают мнения своих товарищей | 1. Индивидуальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа 6. Фронтальная работа | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения; проявляют заинтересованность не только Регулятивные: совместно Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания; планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером | Записи в тетради. Устные ответы 2. Уст- 3. Уст- 4. Задания в рабочей тетради. 5. Уст- 6. Уст- |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Задания слайдов презентации: Отгадать зашифрованные пословицы | Поясняет задания, выполняемые учащимися, | Выполняют | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и СМИ | Опрос |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | На основе высказываний проводит беседу по вопросам: – Какое значение для человека имеет деятельность? – Какой бывает деятельность? (учащиеся сами выбирают высказывание, которое лучше, по их мнению, актуализирует проблему) | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 5. Задания | Объяснение домашнего задания | Записывают | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока 8 класс "Способы изменения внутренней энергии"
Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода с применением цифровых образовательных ресурсов...
Технологическая карта урока по теме "Способы изучения иностранного языка".
Урок английского языка в 9 классе по теме "Способы изучения иностранного языка". При организации урока использовалась "кейс"-технология....
Технологическая карта урока "Искусство и религия древних людей"
Разработка урока по истории Древнего мира по теме "Искусство и религия древних людей"....
Технологическая карта урока по географии 8 класс "Люди и труд" ФГОС ООО В.П. Дронов
Данная разработка урока соответствует требованиям ФГОС и построен с учетом системно-деятельностного подхода, где реализуются все УУД....
Технологическая карта урока «Языки и способы кодирования информации»
материал опубликован на Всероссийском педагогическом портале Методкабинет.рфЯвляется частью групповой работы городского методического объединения учителей информатики по теме "Технологическая кар...
Технологическая карта урока по теме: Способы увеличения и уменьшения давления
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока "Отделка и способы защиты древесины"
Открытый урок...