Нестандартные ситуации в межличностных взаимоотношениях воспитанников в СРЦН и роль наставничества в разрешении этих ситуаций
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги! Сегодня у нас своеобразный круглый стол. Не совсем круглый конечно, но суть это не меняет. Тема очень обширная.
Нестандартные ситуации в межличностных взаимоотношениях воспитанников в СРЦН и роль наставничества в разрешении этих ситуаций
На каждую группу я раздам вот такую памятку по нестандартным ситуациям. Этих ситуаций на самом деле очень много. Здесь они только обозначены, освещены несколько поверхностно. Рассмотрим мы не все 30 с лишним, а так скажем «горячую десятку». Остальные более подробно можно изучить в интернете, которым мы все пользуемся, и не забываем про важную роль наставничества.
Что-то расскажу я, своим подходом к разным ситуациям поделятся опытные воспитатели нашего СРЦ. Надеюсь, что эта информация поможет кому-то правильно отреагировать, не растеряться в трудной ситуации.
СРЦ - это место, где собрано вместе много детей. Все такие разные, у каждого своя, зачастую нерадостная, ситуация в семье, свой печальный жизненный опыт. Многие, как мы знаем, имеют разные отклонения. Ведь даже если им повезло родиться без патологии, эти дети приобретают ее благодаря своему окружению. (См. «Личные дела») Поэтому могут случаться разные, в том числе и особые ситуации и вопросы, к которым лучше быть готовым заранее.
1. Не ладятся отношения с коллегами – воспитателями. Перед началом работы на одной группе необходимо четко обговорить самые важные для всех вас моменты в воспитании детей и работе вообще (например: разделение обязанностей, способы наказания детей и др.). Если вы считаете, что коллега не прав – ни в коем случае не говорите ему об этом при детях и не выясняйте ситуацию при них, дабы сохранить авторитет и свой и другого воспитателя. Согласитесь с ним, или тактично намекните, что вы с ним не согласны – разбираться будете потом - не при детях. Если отношения совсем не ладятся – опять же вам поможет разговор по душам. Если и это не помогает – обращайтесь к психологу. В любом случае – требования для детей должны быть едины. Не идите с коллегами врознь, пытайтесь решить проблему, даже если ее корень кроется в коллеге, а не в вас, ведь это в ваших интересах.
2. Энурез. В каждой группе бывают такие дети, которые писают в кровать. Зрелость детей в этом плане наступает в разном возрасте. Столкнувшись с такой ситуацией, воспитателю главное сохранять спокойствие и принять это. Самое важное - избавить ребенка от смущения и унижения сверстниками. Спокойно попросите ребенка снять постельное белье, свое собственное и заменить его. Возьмите у завхоза клеенку. Ночному воспитателю можно разбудить его около 24 часов, чтобы ребенок пописал. Позже этого времени почки работают в медленном режиме и мочи выделяется меньше. Как правило, этих мероприятий достаточно. В трудных случаях можно обратиться к врачу СРЦ.
3. Ребенок лунатит. Лунатики обычно во время сна встают с кровати и начинают ходить. Они могут совершать какие-то целенаправленные действия и что-то говорить. Со стороны может показаться, что человек находится в состоянии бодрствования, однако, это не так. Если присмотреться, то будут заметны некоторые особенности, присущие сомнамбуле. Движения человека будут медленными и плавными. Хотя глаза лунатиков открыты, но они ничего не воспринимают и не слышат. Нужно знать, что будить человека во время снохождения нельзя. Это может очень сильно напугать его и даже нанести серьезную психологическую травму. Будить лунатика нельзя, а вот помочь ему добраться до постели необходимо. Делать это нужно медленно и спокойно, чтобы его не напугать. Можно класть мокрую тряпку перед кроватью лунатика, наступив на которую, он сразу же просыпается… В случае обнаружения лунатизма – немедленно обращайтесь к врачу!
4. Гиперактивность. Большинство детей активны. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен - бегает взад-вперед, редко занимается чем-то, задирается, постоянно убегает. Как правило, это защитная реакция снять тревогу. Роль воcпитателя заключается в том, чтобы защитить ребенка от его собственных действий, сделать так, чтобы он участвовал в обычной жизни центра. Это требует значительного контроля, но контроль должен быть доверительным. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства специалистов. Вы можете обратиться к психологу СРЦ.
5. Агрессивное поведение. Достаточно часто встречается у воспитанников СРЦ, причем не только у подростков, но и детей младшего возраста. Внутренняя причина агрессивного поведения - страх перед чем-либо. Часто ребенок его не осознает. Чаще всего это страх потерять себя или уважение, любовь других. Часто такой стиль поведения – наследие семьи ребенка. Следует принять ребенка: "Бывает, что дети дерутся (ругаются и т.д.)" и "поднять" его. Показать, как можно выразить свой гнев неагрессивно. О таких проблемах воспитанника должен быть оповещен психолог СРЦ.
Ругается нецензурными словами. При всех четко и спокойно скажите ребенку, что вы чувствуете по принципу: "Когда ты говоришь такие слова, у меня возникает чувство…" и далее "Я хочу, чтобы в нашей группе не звучало этих слов". Будьте готовы к тому, что ребенок не сразу поймет это. Дайте ему время. Главное - оставаться спокойным и твердым.
6. Группу трудно собрать для разговора или мероприятия. Как правило, такие трудности испытывают неопытные воспитатели и воспитатели "пофигисты", которые не работали с самого начала над дисциплиной. Таким образом, основное, что сделает детей управляемыми, - это формирование дисциплины. Помогут Вам в этом, прежде всего, Ваша дисциплинированность, четкое соблюдение режимных моментов, планирование дня и подбор форм взаимодействия детей, адекватных возрасту, выполнение всех необходимых мероприятий оргпериода для каждого ребенка и авторитетный стиль руководства в оргпериод и во время выполнения режимных моментов.
Ребенок нарушает правила поведения. Часто у взрослых возникает ощущение, что ребенок это делает "назло". Рудольф Дрейкурс считает, что в основе любого нарушения лежит один из четырех мотивов:
- привлечение внимания
- власть
-месть
- избегание неудачи
Разберитесь, какой мотив движет ребенком в Вашей ситуации и помогите ему реализовать свое поведение.
7. Воровство. Случается это довольно часто. Когда обнаруживается, что ребенок украл что-то, с ним следует поговорить и указать на необходимость вернуть предмет с извинениями. Можно предложить ему поддержку и отправиться вместе с ним. При этом ваша роль - молчаливое физическое присутствие.
Если ребенок раскаивается, можно не выносить ситуацию на обсуждение и дать шанс ему реабилитироваться полностью.
В группе, где это случилось, следует обсудить этот поступок. Руководите этим обсуждением Вы. Вы всего лишь констатируете факты: "Было украдено то-то, теперь это возвращено, хозяину принесены извинения. Такие события случаются, я не хотел(а) бы, чтобы они повторялись. Я прошу каждого из вас высказать, что вы чувствовали, узнав об этом". Выслушав ребят, сделайте вывод о том, что "это неприятная ситуация для всех тем, что она подрывает доверие друг к другу и, прежде всего, к конкретному лицу, кто это сделал. Так делать не стоит. Хочется верить, что таких ситуаций не будет".
Причем напомните детям, что администрация просит не привозить с собой дорогие вещи, а деньги лучше отдать воспитателю. Каждый человек сам несет ответственность за свои вещи, если же он этого не делает, он провоцирует некоторых людей на подобные поступки.
Бывает, что кто-то таскает у детей печенье и конфеты, если станет известно, кто, просто объясните ребенку, что лучше просить, а еще следить за своими желаниями.
8. Сексуальные отношения между детьми. Старшие дети иногда находят СРЦ местом, удобным для сексуального поведения. Особенно тем, что они находятся в постоянном контакте со сверстниками или просто привыкли к таким отношениям до помещения в СРЦ. Такое поведение может быть разным: агрессивным, явным или скрытым. Не провоцируйте детей своим откровенным нарядом. В индивидуальных беседах говорите с ними о сексе откровенно без морализации. Покажите детям приемлемые схемы поведения.
Объясните, что несете ответственность за них и сексуальные отношения в СРЦ между детьми – запрещены.
9. Побег. Иногда такое происходит. Как правило, это делают дети, склонные к таким действиям, и, как правило, они уже имеют такой опыт. Необходимо сразу овладеть подобной информацией, ознакомившись с «Личным делом» каждого новичка. Алгоритм действий воспитателя в случае побега ребенка необходимо изучить заранее, он имеется в каждой группе. Об отсутствии ребенка сообщается администрации СРЦ. Как профилактика этого: воспитатель должен иметь сведения об адресах и телефонах родственников вновь прибывших детей, внимательно наблюдать за новичками, помогая им привыкнуть к правилам и распорядку центра, отслеживать круг общения и посетителей своих воспитанников, отслеживать состояние детей и их телефонные разговоры, всегда знать, где находится каждый ребенок его группы. Правильно организованный досуг ребенка отвлечет его от мыслей о побеге.
10. Суицидальное поведение. Бывает чаще как демонстрация. Однако, это не менее опасно. Демонстративное поведение может привести к реальному суициду. Особое внимание имейте к детям с депрессивными формами поведения (не улыбается, отказ от всего, частые уходы и изолируется). После разговора с таким ребенком обязательно обратитесь к психологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование метода разрешения проблемных ситуаций на уроках технологии"
В данной статье предлагается познакомиться с опытом использования на уроках технологии метода решения проблемных ситуаций. Материал будет интересе и всем тем кто собирается заниматься проектной ...
Типы конфликтов и приемы разрешения конфликтных ситуаций
Материал помогает разобраться в типах конфликтов и дает рекомендации по их разрешению....
Разрешение конфликтных ситуаций в системе воспитательной работы в школе как путь к успеху
Решение конфликтных ситуациях в специальной коррекционной школе на примерах классов 8 вида (Презентация)...
Презентация "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций
Данная презентация составлена по методическому пособию Г.А. Стюхиной "Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения"....
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Человек не изолированное и не замкнутое в себе существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Само существование его как организма пред...
Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения академ. часов: 6 Педагогический университет «Первое сентября», модульные курсы, 2013
Сертификат о прохождении модульных курсов...
Урок английского языка с мультимедийной презентацией по теме: "Разрешение конфликтной ситуации" для обучающихя 8 класса
Представленная Вашему вниманию методическая разработка урока английского языка по теме: Разрешение конфликтной ситуации для 8 класса по УМК Spotlight ("Английчкий В фокусе") содержит пояснит...