Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (к учебнику "Русский язык" Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская)
рабочая программа (русский язык, 6 класс) на тему
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Данная рабочая программа содержит общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса "Русский язык", содержание учебного курса "Русский язык. 6 класс", тематическое и календарно-тематическое планирование, планируемые результаты освоения учащимися учебного предмета русский язык в 6 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._rus._yaz._6_kl.odt | 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа I и II видов»
Центр дистанционного образования
Рабочая программа
по русскому зыку
в 6 классе
Учитель: Титова Татьяна Александровна
2012 — 2013 учебный год
РАССМОТРЕНО на заседании МО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Протокол № 1 от «___»___________ 2012 г. | Зам.директора по УВР _______/Н.Ю.Жукова/ | Директор школы __________/Н.А.Коткина/ |
Руководитель МО _________ / О.А. Голубева/ | «___»_____________ 2012 г. | «___» _____________ 2012 г. |
Предмет | Русский язык | |||||||||
Класс | 6 | |||||||||
Учитель | Титова Татьяна Александровна | |||||||||
Количество часов | ||||||||||
на 1 полугодие | 16 | |||||||||
на 2 полугодие | 18 | |||||||||
Всего часов | 34 | |||||||||
В неделю | 1 | |||||||||
Плановых контрольных работ | ||||||||||
Зачетов | ||||||||||
Тестов | ||||||||||
Административные контрольные работы | ||||||||||
Планирование составлено на основе программы | Программы для общеобразовательных учрежде | |||||||||
ний. Русский язык. 5 — 9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений Граник Г. Г. и др. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. Содержание программы соответствует обязательному минимуму образования по русскому языку для основной школы, а также действующему базисному плану.
1. ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ.
Основными целями обучения русскому языку является пробуждение у учащихся осознанной любви к школьному предмету «Русский язык», воспитание культурного человека, свободно владеющего грамотной устной и письменной речью, понимание школьниками лингвистических понятий, законов лингвистики. Достижение поставленных целей невозможно без решения проблемы понимания учащимися как научно-познавательных, так и художественных текстов.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Данная программа хорошо подходит для дистанционного обучения детей, которые по состоянию здоровья вынуждены обучаться дома, так как в ней учитываются их основные индивидуальные различия.
Принципиальные отличия курса:
1. Изменена последовательность изучения материала. Единицы языка даются в такой последовательности: текст – предложение – слово в его различных ипостасях – морфема – звук – фонема.
2. Фундаментом всего курса является синтаксис. На его основе даются другие разделы лингвистики. Курс построен так, чтобы школьник шел от речи к слову и на новом, более высоком уровне овладевал речью. Слово же для него на всех этапах выступает как составной элемент речи. Иными словами, усвоение языка идет через речь. Через речь пополняется и словарный запас, появляется основа для ведения диалога и т.д.
3. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В основу определения частей речи положен единый принцип – грамматическая форма слов (связь грамматического значения с грамматическим способом его выражения). Иными словами, принцип их изменяемости по родам, числам, падежам, лицам, наклонениям, временам и т.п.
Так, существительные – это слова, которые изменяются по падежам и числам. Этими формами словоизменения передается значение существительных – грамматическое значение предметности. Глаголы – это слова, которые изменяются по наклонениям и временам. Этими формами словоизменения передается общее значение глаголов – в них грамматически выражено значение процессуального признака.
Классификация частей речи, принятая в данном курсе, не во всем совпадает с традиционной школьной грамматикой. В тех случаях, когда речь идёт о спорных лингвистических категориях, учитель всегда приводит обе точки зрения.
В отдельный грамматический класс не выделяются местоимения, поскольку у них нет общих грамматических признаков. Грамматически они все разные: одни местоимения изменяются как имена существительные (я, ты, кто? что?, никто), другие – как прилагательные (мой, твой, этот, такой, каждый), третьи – как числительные (несколько, столько, сколько-нибудь). Местоимённые слова разделены на местоимённые существительные, местоимённые прилагательные и местоимённые числительные.
4. Фундаментом курса орфографии является фонемно-морфемный принцип. Фонема вводится прежде всего потому, что большинство правил, изучаемых в школе, фонемные. Фонемный принцип позволяет проверить 80 процентов орфографических трудностей в нашем языке. На нем основано «главное правило», отвечающее за правописание гласных и согласных в корне, правописание мягкого знака для обозначения мягкости согласных и т.п. Этот подход дает учащимся возможность воспринимать русскую орфографию не как неупорядоченное нагромождение множества разных правил, а как систему правил, объединенных одним принципом – «буквой записываем фонему в сильной позиции». А так как фонема «живет» в морфеме, сам принцип правильнее назвать фонемно-морфемным.
5. К важнейшим понятиям, связанным с усвоением орфографии, относится понятие орфографического блока, т.е. буквосочетания, которое оседает в памяти как целостная единица, запоминается, распознается и воспроизводится на письме как целое. Примерами орфографических блоков являются буквосочетания жи-ши, ча-ща, оро-ра, оло-ла, морфемные блоки (по-, под-, зар-зор, раст-рос, -тель, -оват-) и др.
6. Решается проблема возбуждения и поддержания познавательного интереса к предмету. Усвоение абстрактного грамматического материала требует от ребенка немалых усилий. Отсюда психологический барьер между возможностями школьника и «сухой», абстрактной системой изучения языка. Своеобразие же информации, получаемой на уроке русского языка, состоит в том, что грамматические правила не захватывают эмоционально, не дают пищи для воображения. Количество новой информации, вводимой за один урок, невелико. Но на небольшой объем информации приходится значительное количество тренировочной работы, в результате чего возникает «информационный голод», ведущий к скуке. Преодолеть эти трудности, можно, только найдя пути мотивации обучения. Наиболее действенным из всех мотивов является познавательный интерес. В предлагаемом курсе заложены условия не только для пробуждения познавательного интереса, но и для его поддержания.
Программой предусмотрены разные возможности создания интереса к обучению русскому языку. Одной из таких возможностей является форма изложения материала, одновременно адресованная и к эмоционально-образному, и к абстрактно-логическому мышлению. «Сухие» грамматические понятия гораздо эффективнее усваиваются детьми, если их лингвистическое содержание воплощено в образной форме. Примерами «образной грамматики» являются образы предложений-«гусей» и предложений-«матрешек», синтаксических «карликов» и «великанов», «границ» и «пограничников» между частями сложного предложения, «ошибкоопасного места» и многие др. Особую роль при работе с текстом играет развитие воображения (не только творческого, но и воссоздающего). Без него невозможно понимание и запоминание текста.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Курс русского языка рассчитан на дистанционную форму обучения. В соответствии с индивидуальными учебными планами обучающихся на 2012-2013 учебный год его изучение рассчитано на 1 час в неделю (34 часа в год). В связи с этим внесены изменения в распределение часов по разделам программы. В связи с нехваткой времени на уроке большое количество материала систематизировано виде электронных таблиц и презентаций, которые высылаются каждому ученику индивидуально по электронной почте. Таким образом, большая часть времени отводится на самостоятельное изучение под контролем учителя. Также в связи с сокращением количества часов на изучение курса русский язык работа над темами по развитию речи проводится параллельно с изучением языковых разделов.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Предметные результаты освоения курса «Русский язык» представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 6 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК.
В данной программе изучение языка строится не по концентрам, а по принципу расширяющейся спирали. Спираль, в отличие от концентрических кругов, не прерывается, и именно в этом ее преимущество и залог подлинной преемственности в передаче знаний. Это позволило создать систематический, целостный курс русского языка с 1-го по 9-й класс, состоящий из двух ступеней (1-4 кл., 5-9 кл.).
Структура курса определяется его целями и задачами, а также психолого-дидактическими закономерностями усвоения предмета.
В 6 классе представления учащихся о строении слова, полученные в 5 классе, обогащаются обращением к разделу «Словообразование». В этом же разделе дается правописание суффиксов разных частей речи. На новой ступени (новом витке спирали) изучаются такие части речи, как глагол, существительное и прилагательное, вводятся постоянные и непостоянные признаки этих частей речи, а также новые грамматические понятия (безличные глаголы, разносклоняемые существительное и др.). В разделе «Синтаксис и пунктуация» повторяется изученный в начальной школе материал о словосочетании, углубляется понятие о видах подчинительной связи и второстепенных членах предложения.
Основное содержание учебного курса русский язык за 6 класс:
I. ОТ ФОНЕМЫ К МОРФЕМЕ (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) (2 ч.)
Фонемы, фонемные правила, фонемные блоки. Сросшиеся и сложные блоки.
Чередующиеся гласные в корне слова.
«Главное» (фонемное) правило русской орфографии.
Этимология на службе орфографии.
Фонемные и нефонемные правила правописания приставок.
II. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ (3 ч.)
Словообразование – основной путь развития словарного состава русского языка.
Словообразовательная роль аффиксов. Лексическое и грамматическое значение слова. Словообразование и словоизменение.
Грамматическая форма. Значение окончания. Формообразующие суффиксы.
Как создаются новые однокоренные слова. Словообразовательное значение морфем. Способы словообразования при помощи аффиксов. Сложение. Правописание сложных слов с соединительными гласными о и е. Правописание сложных прилагательных. Правописание сложных слов, начинающихся с пол- (полу-).
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Словообразовательный и морфемный разбор.
III. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (9 ч.)
Правописание суффиксов глагола.
Глагольные суффиксы 1 группы (-я-, -е-,- и-, - а-). Правописание гласной перед суффиксом -ва-. Глагольные суффиксы 2 группы: -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.
Правописание суффиксов существительных.
Суффиксы имен существительных 1 группы (не подчиняющиеся правилам): суффиксы -тель, -ник, -ниц(а), -арь, -ер, -ств- и др. Суффиксы имен существительных 2 группы (подчиняющиеся правилам: -ек-, -ик-; -чик (-щик). Правописание о-ё после шипящих в суффиксах имен существительных.
Правописание суффиксов прилагательных.
Суффиксы прилагательных 1 группы: -чив-, -лив-, -чат-, -ист--, оват- (-еват-). Суффиксы прилагательных 2 группы: -к- – -ск-; -н- – -нн-. Правописание н и нн в отыменных прилагательных.
IV. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5 ч.)
Лексика. Можно ли обойтись без слов. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Синонимы. Синонимический ряд, доминанта синонимического ряда. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Употребление паронимов в речи. Переносное значение слова.
Развитие словарного запаса языка. Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Исконно русские и заимствованные слова. Признаки заимствованных слов. Освоение заимствованных слов в русском языке. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы и профессионализмы.
Фразеология. Свободные сочетания слов и фразеологизмы. Признаки фразеологизмов. Идиомы. Источники русской фразеологии.
Средства художественной выразительности. Сравнение. Замаскированное сравнение - метафора.
V. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (6 ч.)
Глагол. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Образование форм повелительного наклонения. Безличные глаголы.
Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Разносклоняемые существительные. Постоянные и непостоянные признаки существительных. Правописание не с существительными.
Имя прилагательное. Постоянные и непостоянные признаки глагола. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Правописание не с прилагательными. Степени сравнения прилагательных. Образование сравнительной и превосходной степени сравнения прилагательных.
VI. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (8 ч)
Предложение. Что такое предложение. Признаки предложения. Интонация предложения. Основные интонационные средства: интонационный центр, мелодика, пауза. Синтагмы. Грамматическая основа простого предложения. Сказуемое, виды сказуемых (повторение). Подлежащее, способы выражения подлежащего. Простые и сложные подлежащие.
Словосочетание. Признаки словосочетания. Виды словосочетаний.
Второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Определение: согласованные и несогласованные. Обстоятельство, виды обстоятельств.
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения. Союзы, соединяющие однородные члены. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах.
- ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 ч.)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Текст. Тема и главная мысль текста. Строение текста. Простой и сложный план (повторение). Обучение пониманию смысла текста. Приемы работы с текстом.
Развитие воображения. Изложения и сочинения на основе воображения. Окончание текста в соответствии с замыслом автора. Изложение с продолжением. Составление текста из эрзац-текста с перепутанными абзацами.
Разворачивание текстовой информации. Составление рассказа по предложению.
Типы речи. Повествование. Рассказ. Описание. Описание места. Описание состояния природы. Рассуждение.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
I. ОТ ФОНЕМЫ К МОРФЕМЕ (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ) | 2 ч. |
II. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ | 3 ч. |
III. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ | 9 ч. |
IV. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ | 5 ч. |
V. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ | 6 ч. |
VI. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ | 8 ч |
VII. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА | 1 ч. |
Итого — 34 часа
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа)
Раздел | № урока в разделе | Тема урока | Дата | |||
I. ОТ ФОНЕМЫ К МОРФЕМЕ (ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (2 часа) | ||||||
От фонемы к морфеме (повторение изученного в 5 классе) (2 часа) | 1 | Фонемы, фонемные правила, фонемные блоки. Чередующиеся гласные в корне слова. «Главное» (фонемное) правило русской орфографии. | ||||
2 | Фонемные и нефонемные правила правописания приставок. Тема и главная мысль текста. Строение текста. | |||||
II. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ (3 часа) | ||||||
Словообразование и орфография (3 часа) | 1 | Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматическая форма. Значение окончания. Формообразующие суффиксы. | ||||
2 | Словообразовательное значение морфем. Способы словообразования при помощи аффиксов. | |||||
3 | Правописание сложных слов. Словообразовательная цепочка, гнездо. | |||||
III. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ (9 часов) | ||||||
Правописание суффиксов глагола (2 часа) | 1 | Глагольные суффиксы 1 группы (-я-, -е-,- и-, - а-) и 2 группы (-ова-, -ева-, -ыва-, -ива-). | ||||
2 | Правописание гласной перед суффиксом -ва-. Понимание смысла текста. | |||||
Правописание суффиксов существительных (2 часа) | 1 | Суффиксы имен существительных 1 группы (-тель, -ник, -ниц(а), -арь, -ер, -ств- и др.) и 2 группы (-ек-, -ик-; -чик (-щик). | ||||
2 | Правописание о-ё после шипящих в суффиксах имен существительных. | |||||
Правописание суффиксов прилагательных (5 часов) | 1 | Суффиксы прилагательных 1 группы (-чив-, -лив-, -чат-, -ист--, оват- (-еват-)) и 2 группы (-к- – -ск-; -н- – -нн-). | ||||
2 | Н и НН в отыменных прилагательных. Приёмы работы с текстом. | |||||
3 | Подготовка к контрольной работе по теме «Правописание суффиксов глаголов, существительных, прилагательных». | |||||
4 | Контрольная работа по теме «Правописание суффиксов глаголов, существительных, прилагательных». | |||||
5 | Коррекция знаний и умений учащихся. Анализ контрольной работы по теме «Правописание суффиксов глаголов, существительных, прилагательных». | |||||
IV. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5 часов) | ||||||
Лексика (4 часа) | 1 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Переносное значение слова. | ||||
2 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Изложение на основе воображения. | |||||
3 | Неологизмы. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы). Исконно русские и заимствованные слова. | |||||
4 | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы и профессионализмы. | |||||
Фразеология Средства художественной выразительности (1 час) | 1 | Признаки фразеологизмов. Идиомы. Замаскированное сравнение - метафора. Изложение с продолжением. | ||||
V. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (6 часов) | ||||||
Глагол (3 часа) | 1 | Постоянные и непостоянные признаки глагола. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы особого спряжения. | ||||
2 | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. | |||||
3 | Образование форм повелительного наклонения. Безличные глаголы. Составление рассказа по предложению. | |||||
Имя существительное (1 час) | 1 | Постоянные и непостоянные признаки существительного. Разносклоняемые существительные. НЕ с существительными. | ||||
Имя прилагательное (2 часа) | 1 | Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Описание места. | ||||
2 | НЕ с прилагательными. Степени сравнения прилагательных. Описание состояния природы. | |||||
VI. СЛОВО В ГРАММАТИКЕ. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. (8 часов) | ||||||
Предложение (2 часа) | 1 | Признаки и интонация предложения. Синтагмы. Рассуждение. | ||||
2 | Грамматическая основа простого предложения. Виды сказуемых. Способы выражения подлежащего. Простые и сложные подлежащие. | |||||
Словосочетание (1 час) | 1 | Признаки словосочетания. Виды словосочетаний. | ||||
Второстепенные члены предложения (1 час) | 1 | Дополнение: прямое и косвенное. Определение: согласованные и несогласованные. Виды обстоятельств. | ||||
Простое осложнённое предложение (4 часа) | 1 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами при них. Однородные и неоднородные определения. | ||||
2 | Подготовка к контрольной работе по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении». | |||||
3 | Контрольная работа по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении». | |||||
4 | Коррекция знаний и умений учащихся. Анализ контрольной работы по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении». | |||||
VII. ПОВТОРЕНИЕ В КОНЦЕ ГОДА (1 час) | ||||||
Повторение в конце года (1 час) | 1 | Повторение по теме «Правописание существительных, прилагательных и глаголов». |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Дистанционная форма изучения курса определила идею глубокого взаимопроникновения предмета русский язык и информатики: в процессе изучения предмета «Русский язык» учащиеся осваивают информационные технологии и, в свою очередь, используют информационные технологии для изучения данного предмета. Это позволяет ставить и решать сложные и актуальные задачи развития учащегося, его интеллектуального, творческого потенциала, самостоятельности в приобретении знаний, работе с различными источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Граник Г. Г. и др. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Г. Г. Граник, Н. А. Борисенко, Г. Н. Владимирская. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
2. Граник Г.Г. И др. // Секреты орфографии. — М.: Просвещение, 1991.
3. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Развитие речи. М., 1994 г.
- 4. Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии. М., 1999.
5. Соловьева З.И. Учимся рассуждать. Учебное пособие по русскому языку. М., 2001.
6. Сараева А.Н. Уроки русской орфографии. М., 2003.
7. Арсирий, Т. А. Занимательные материалы по русскому языку. – М., 1995.
8. Алексеева И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
Образовательные электронные ресурсы:
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Словообразование. Выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного разбора; определять словообразовательное значение аффиксов; составлять словообразовательные пары, словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; различать изученные способы словообразования, производить словообразовательный разбор.
Лексика и фразеология. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей (толковым, иностранных слов, синонимов, антонимов, морфемным, словообразовательным, этимологическим и др.); подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное в данной речевой ситуации слово; правильно употреблять паронимы, различать прямое и переносное значение слова; находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры); объяснять значение и правильно употреблять в речи наиболее употребительные фразеологизмы.
Морфология. Различать части речи; определять постоянные и непостоянные морфологические признаки существительных, прилагательных и глаголов; производить морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи.
Орфография. Уметь видеть в слове ошибкоопасные места (орфограммы); применять на практике «главное» (фонемное) правило орфографии; правильно писать суффиксы глаголов, существительных и прилагательных (как подчиняющиеся правилам, так и не подчиняющиеся правилам); владеть правилами написания сложных слов; правильно писать не с существительным и прилагательными; находить и исправлять орфографические ошибки.
Синтаксис. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), составлять схемы словосочетаний; находить основу двусоставных предложений с разными видами сказуемого, простыми и сложными подлежащими; различать второстепенные члены предложения (прямое и косвенное дополнение, согласованное и несогласованное определение, виды обстоятельств); давать общую характеристику предложения; производить графический разбор предложения; составлять схемы предложений.
Пунктуация. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, в том числе с обобщающими словами, а также с однородными и неоднородными определениями; в сложных предложениях разных видов; объяснять постановку знаков препинания; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Работа с текстом, речевая деятельность:
Чтение и понимание текста. Понимать смысл познавательного и художественного текста; осмысленно и выразительно читать текст; определять тему, главную мысль текста, принадлежность к типу речи; озаглавливать текст в соответствии с темой или главной мыслью; по заголовку и/или началу прогнозировать содержание текста; составлять простой и сложный план; составлять схемы, таблицы на основе объяснительного текста параграфа; подбирать примеры на заданную грамматическую тему; делать прогноз на уровне отдельного слова, словосочетания, предложения, текста (задания типа «Работаем в бюро прогнозов», «Поработайте предсказателями»); подробно и сжато пересказывать прочитанный текст; отвечать на вопросы по его содержанию.
Развитие воображения. Использовать воссоздающее воображение как основу для понимания и запоминания текста; пересказывать текст с опорой на этот вид воображения; создавать собственный текст на основе творческого воображения.
Развитие речи. Строить устное высказывание на заданную тему; подробно, сжато и выборочно излагать тексты разных типов; писать изложение с продолжением; создавать текст-рассуждение; составлять рассказ по предложению («расшифровывать предложение»); использовать изученные речевые конструкции в собственной устной и письменной речи; редактировать написанное (задания типа «Поработайте редактором»).
Критерии оценки знаний учащихся
Нормы оценки призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
- Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает правильный ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1- 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1- 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный по времени, т. е. За сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
- Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Объем диктанта устанавливается: для 6 класса — 100-110 слов.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из 20-25 слов для 6 класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло) и под.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. Не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо также учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
О ц е н к а «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
О ц е н к а «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
О ц е н к а «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка 3 может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
О ц е н к а «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографических ошибки, для оценки «3» 4 орфографических ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.
О ц е н к а «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О ц е н к а «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ заданий.
О ц е н к а «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О ц е н к а «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О ц е н к а «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
О ц е н к а «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
О ц е н к а «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
О ц е н к а «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О ц е н к а «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок дктант оценивается баллом «1».
- III. Оценка сочинений
Сочинение — основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Рекомендуется следующий примерный объем сочинений: в 6 классе — 1-1,5 страницы.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т.е. За соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключение случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинения учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка | Основные критерии оценки | ||
Содержание и речь | Грамотность | ||
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка | |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. | |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. | |
«2» | 1. работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. | |
«1» | В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...