Рабочая программа по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов \ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский \\ Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы \ Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2005.).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_6_kl.doc | 335 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куженкинская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
Директор школы:
________________ /И.Б. Кокорева/
«_______»______________ 2012 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
6 класс
Разработана:
учителем русского языка и литературы
I категории
И.Б.Кокоревой
с. Куженкино
2012
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для VI класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов \ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский \\ Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы \ Сост. Л. М. Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2005.).
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VI класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся VI класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
русского языка 6 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Содержание программы учебного курса
Русский язык – один из развитых языков мира.(1 ч.)
Повторение изученного в 5 классе(15+ 2 Р/Р)
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности. Фонетика, орфография. Орфограммы в корнях и приставках. Части речи. Морфологический разбор слова. Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Лексика. Культура речи. (10 + 2 Р/Р)
Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Архаизмы и историзмы. Неологизмы. Заимствованные и исконно русские слова. Фразеологизмы.
Словообразование и орфография. Культура речи. ( 20 + 6 Р/Р)
Основные способы образования слов в русском языке. Корни кас-кос, гар-гор. Буквы ы-и после приставок. Гласные в приставках пре-при. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Сочинение по картине.
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное ( 17+1 Р/Р)
Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имён существительных. Не с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК(-ЩИК). Гласные в суффиксах существительных. –ЕК и –ИК. Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. Сочинение по личным впечатлениям.
Имя прилагательное. ( 20 + 5 Р/Р)
Степени сравнения имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Сочинение-описание природы. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательных. НЕ с прилагательными. Выборочное изложение .Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Сочинение по картине. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных – К- и –СК-.
Имя числительное ( 14 + 4 Р/Р) Имя числительное как часть речи. Простые и составные числит. Мягкий знак на конце и в середине числит. Разряды количественных числит. Дробные числит. Собирательные числит. Склонение порядковых числит. Морфологический разбор имени числит.
Местоимение ( 14 + 5 Р/Р)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Рассказ по рисункам. Сочинение-рассуждение. Морфологический разбор местоимения. Сочинение по картине.
Глагол ( 18 + 5 Р/Р)
Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи. ( 10 + 1 Р/Р)
Разделы науки о языке. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Орфография. Орфографический разбор. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология. Морфологический разбор слова. Синтаксис. Синтаксический разбор. Сочинение.
Содержание программы
Что изучается | Всего кол-во часов | Из них контр .знаний | Из них развитие речи |
Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | 0 | 0 |
Повторение изученного в 5 кл. | 17 | 1 | 2 |
Лексика. Культура речи. | 12 | 1 | 2 |
Словообразование и орфография. Культура речи. | 26 | 1 | 6 |
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное. | 18 | 1 | 1 |
Имя прилагательное. | 25 | 1 | 5 |
Имя числительное. | 18 | 1 | 4 |
Местоимение. | 19 | 1 | 5 |
Глагол. | 23 | 1 | 5 |
Повторение и систематизация изученного | 11 | 1 | 1 |
Всего: | 170 ч. | 9 ч. | 31 ч. |
Календарно-тематический план курса русского языка, 6 класс
№п/п | Дата | Раздел, тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Вид контроля измерителя | Словарная работа. | Домашнее задание |
Введение (1 час) |
1. | Русский язык – один из развитых языков мира. | Вводный урок, КУ | Знать представление о языке как средстве общения; понятие «развитой язык»; о богатстве, выразительности и образности РЯ. Уметь работать с учебником, отвечать на вопросы | ФО Устное высказывание (упр.3) | развитый развитой | Домашнее сочинение на основе упр.25 |
Повторение изученного в 5 классе (15+ 2 Р/Р) | Повторение изученного в 5 классе (16 + 3 Р/Р) |
2-3 | Фонетика, орфоэпия, графика. Орфография. | УПКЗУ (Урок-путешествие) | Знать основные понятия фонетики и орфографии Уметь объяснять написание слов,делать фонет.разбор | Фонет. разбор. | П.1. упр.8 |
4. | Морфемы в слове. Морфемный разбор. | УПКЗУ | Знать значимые части слова, находить их в слове .Уметь производить морфемный разбор слова | Разбор по составу | П.2. упр.13 |
5. | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | УПЗУ | Знать изученные орфограммы и правила, с ними связанные Уметь объяснять написание слов | Объясн. д-нт (упр.11) | бирюзовый | П.2, упр.16 |
6. | Части речи. Морфологический разбор слова. | УПКЗУ | Знать изученные части речи, их морфологические признаки . Уметь производить морфологический разбор | Морф. разбор. Деформированный текст. | П.3. упр.20 |
7. | Орфограммы в окончаниях слов. | УПЗУ | Знать условия выбора написания орфограмм с опорой на морфологическую принадлежность слова Уметь объяснять написание слов | Объясн. д-нт | П.4. упр.24 |
8. | Словосочетание. | УОСЗ | Знать отличие сл/соч от предложения, строение и значение сл/соч .Уметь производить синтаксич. разбор сл/соч | Разбор словосочетаний | П.5. упр.28 |
9. | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | КУ. | Знать виды простых предложений, знаки препи-нания внутри и в конце предложения; термин «грамматическая основа» Уметь производить синтакс. и пунктуац. разбор простого предложения | тест | багряный | П.6 упр.30 |
10. | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. | КУ | Знать отличие простого предложения от сложного Уметь производить синтакс. и пунктуац. разбор сложного предложения | Объясн. д-нт | П.7. упр.38 |
11. | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. | УПЗУ | Знать термин «пунктограмма» Уметь производить синтакс. и пунктуац. разбор сложного предложения | Цифровой д-нт | П.8. упр.39 |
12. | Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. | УПКЗУ | Знать, что такое прямая речь, диалог. Уметь пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений | Составление диалога на заданную тему | П.10 упр.43 |
13. | Текст. | Урок Р/Р | Знать, что такое текст, способы связи предложений в тексте. Уметь подобрать заголовок к тексту | Составление текстов разных типов речи | П.10 упр.49 |
14. | Официально-деловой стиль речи. | Урок Р/Р | Знать признаки официально-делового стиля. Уметь составлять заявление | Составление заявления | П.11 упр.51 |
15. | Повторение. Подготовка к контрольному диктанту. | УОСЗ | Знать орфографические и пунктуационные правила на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты | Объяснительный д-нт | Повт.П.1-11, карточки с индив.заданием |
16-17. | К/Д и его анализ. | Урок проверки ЗУН, К/Д | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложений. Отражение в письменной форме результатов своей деят-ти | Контр. д-нт с дополн. заданием | Словарные слова (к слов.работе) |
Лексика. Культура речи. (12 + 2 Р/Р) | Лексика. Культура речи. (14 + 2 Р/Р) |
18. | Повторение изученного в 5 классе. Знакомство со словарями. | УПКЗУ. | Знать понятие о лексикологии как науке о языке; понятие «лексическое» и «грам-матическое» значения слов; однозначные и многозначные слова. Уметь определять лексическое значение слова ; синонимы и антонимы Обогащение словарного запаса учащихся. | тест | поражать бордовый | П.12. упр.58 |
19. | Сочинение-описание | Урок Р/Р | Формировать навыки устной монологической речи, воспитывать интерес и любовь к родному языку. Обогащение словарного запаса учащихся | Составление простого плана | перила терраса исчезать пропадать теряться | Закончить сочинение |
20. | Общеупотребительные слов. | УОНМ КУ. | Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные и слова ограниченного употребления); нормы употребления диалектной и профессиональной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения сферы употребления того или иного слова; определять уместность-неуместность использования диалектных, профессиональных и жаргонных слов в обиходной речи, в художественном произведении | Анализ текста | солдат | П.14-15, карточки с индив.заданием |
21. | Профессионализмы. Диалектизмы. | УОНМ КУ | Составление словаря профессий | изобретение | Рассказ о профессии родителей |
22-23. | Сжатое изложение (упр. 75) | Урок Р/Р | Уметь писать сжатое изложение (выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, уметь сжимать информацию.). | Сжатое изложение | Карточки с индив.заданием |
24. | Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова. | УОНМ КУ. | Знать, что такое жаргон. Уметь их отличать от других слов, соблюдать нормы языка. | Редактирование текста | П.17,18, упр.82 |
25. | Устаревшие слова. Новые слова (неологизмы). | УОНМ КУ | Знать о причинах устаревания и появления новых слов в русском языке.Уметь пользоваться толковым словарем для определения значений устаревших и новых слов. | Редактирование текста | П.19,20, упр.86, найти примеры |
26. | Исконно русские и заимствованные слова. | УОНМ КУ. | Знать об исконно русских и заимствованных словах. Уметь пользоваться «Школьным словарем иностранных слов» с целью выяснения значения слова и правильного его использования в речи. | Упр.95 диктант по памяти | реформа | П.21 упр.95 |
27. | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | УОНМ КУ | Знать о фразеологизмах и их источниках, их роли в обогащении речи. Уметь определять лексическое значение фразеологизма Употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения | Лексич. д-нт | фразеология | П.22,23 упр.97 |
28. | Повторение. | УПЗУ (Урок-путешествие) | Знать изученный материал. Пополнять и обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к родному языку | Контр. сл./д. | Стр.50 вопросы, упр. 107 |
29. | К/Р по теме «Лексика». | Урок проверки ЗУН | Уметь применять на практике изученное. Владеть навыками самоанализа, самоконтроля | Тест | Словарные слова |
Словообразование и орфография. Культура речи. ( 20 + 6 Р/Р) | Словообразование и орфография. Культура речи. ( 23 + 5 Р/Р) |
30 | Повторение изученного в 5 классе. | УПКЗУ КУ | Знать основные сведения по словообразованию, структуру слова. | Д-нт «Проверь себя» | паркет предмет | П.24, упр. 113 |
31 | Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе. | УПКЗУ КУ | Уметь учитывать значение морфем при выборе их правильно написания. | Тест | П.24, упр.118 |
32. | Описание помещения. | Урок Р/Р | Знать структуру описания помещения. Уметь различать описания в худож. и официально-деловом стилях, писать сочинение-описание помещения | Описание интерьера | интерьер [т] богатырь | П.25 упр. 122 |
33-34 | Основные способы образования слов в русском языке. | УОНМ анализ языкового материала | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь определять способ образования слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями. | Орфографич. диктовка | П.26, карточки с индив.заданием |
35. | Этимология слов. | УОНМ | Знать, что изучает такой раздел лингвистики как этимология. Уметь пользоваться этимологическим словарем | Составление словарной статьи этимологического словаря | этимология | П.27 упр. 131(подготовить выступление) |
36. | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Урок Р/Р, КУ | Знать отличие простого плана от сложного. Уметь составлять сложный план. План как вид информационной переработки текста | Составление сложного плана | искусство кружева | П.28 упр. 135 |
37. | Сочинение – описание помещения (упр. 136). | Урок Р/Р | Знать структурные особенности описания и уметь их применять в сочинении. | Сочинение-описание помещения | ставить устанавливать | Карточки с индив.заданием |
38. | Буквы О и А в корне –кос-/-кас-. | УОНМ анализ языкового материала | Знать условия выбора написания –кос-/-кас-. Уметь владеть способом действия при выборе букв О-А в однокоренных словах с корнем –кос-/-кас- | Объяснительный д-нт | П.29, упр.138 |
39. | Буквы О и А в корне –гор-/-гар-. | УОНМ анализ языкового материала | Знать лексическое значение корня –гор-/-гар-. Уметь определять условия выбора О-А в корне –гор-/-гар | Тест | П.30 упр.142 |
40. | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | УЗИ урок-практикум | Знать перечень корней с чередованием гласных, уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание. | Выборочный д-нт | П.29-30. Карточки с индив.заданием |
41. | Буквы Ы и И после приставок. | УОНМ анализ языкового материала | Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные .Уметь правильно применять правило | Словарн. д-нт | П.31. Карточки с индив.заданием |
42-44. | Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-. | УОНМ анализ языкового материала | Знать о зависимости написания гласных в приставках от их лексического значения; о написании слов с трудно определяемым значением приставок ПРЕ- и ПРИ- Уметь определять лексическое значение приставки; учитывать значение морфемы при выборе ее правильного написания | Упр.176 д-нт «Проверь себя» | прийти привет пример природа причина приключение прилежный приятный препятствие презирать | П.32 упр.155,161, 165 |
45. | Сочинение, посвящённое Дню Матери. | Урок Р/Р | Уметь писать сочинение на свободную тему. | Дописать сочинение |
46. | Соединительные О и Е в сложных словах. | УОНМ анализ языкового материала | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных. Уметь верно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах | Сл./д | великолепный состязание подражать поражение | П.33 упр.169 |
47. | Сложносокращенные слова. | УОНМ анализ языкового материала | Знать о видах сложносокращенных слов по способу их образования Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов, правильно употреблять их с именами прилаг., глаголами пр. врем. Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов. | Орфографич. диктовка | генерал лейтенант командир | П.34 упр.176, (найти свои примеры) |
48. | Род сложносокращенных слов. | УОНМ КУ | Осложненное списывание | салфетка бахрома карниз квартира | Упр.174 |
49-50. | Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» (упр. 177). | Урок Р/Р | Знать особенности сочинения по картине. Уметь писать сочинение-описание пейзажа. Использовать синонимы и однокоренные слова, цепную и параллельную связь. | Сочинение-описание | аккуратный опрятный чистоплотный | Карточки с индив.заданием |
51 | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | УПЗУ Урок-соревно-вание | Знать о различении словообразовательного и морфемного разборов . Уметь проводить морфемный разбор слова с учетом его значения и особенностей образования; проводить словообразовательный разбор слова | Морфемный и словообразовательный анализ | П.35 упр.182 |
52-53 | Повторение. | УОСЗ Урок-конкурс | Уметь самостоятельно анализировать учебный материал и делать выводы, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме | Упр.182 подготовленный д-нт | Стр.76 вопросы. Карточки с индив.заданием |
54-55 | К/Д и его анализ. | Урок проверки ЗУН | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь определять место орфограммы в слове, её вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст. | К/Д с грамматическим заданием | Словарные слова (к слов.работе) |
Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное ( 17+1 Р/Р) | Морфология и орфография. Культура речи. Имя существительное ( 20 + 2 Р/Р) |
56-57. | Повторение изученного в 5 классе. | УПКЗУ комбинир. | Знать номинативную, коммуникативную и эмоционально-выразительную роль сущ. в речи . Уметь определять грамматические признаки имен сущ., их синтаксическую роль в предложении; правильно писать окончания сущ. | Словар. д-нт | рейс[рь] рейка[рь] рельс[рь] резерв[рь] рейд[рь] спортсмен[мь] деталь[дь] | П .36 упр.193,204 |
58. | Разносклоняемые имена существительных. | УОНМ | Знать разносклоняемые сущ, о суффиксе –ЕН- (-ЁН-) в основе сущ. на -МЯ Уметь обосновывать выбор гласных в окончаниях сущ. на -МЯ | Упр.209 подготовленный д-нт | договорённость намерение добыча троллейбус | П.37 упр.209 |
59. | Буква Е в суффиксе –ЕН- сущ. на –МЯ. | УОНМ | Уметь образовывать формы косвенных падежей сущ. на -мя | Д-нт «Проверь себя» | Сколько времени? Нет времени. | П.38 упр. 212 |
60. | Несклоняемые имена существительные | УОНМ | Знать о несклоняемых сущ., употреблении их в косвенных падежах. Уметь употреблять в речи несклоняемые сущ. | Редактирование текста | депо [дь] плато кафе [фэ] | П.39 упр.222 |
61. | Род несклоняемых имен существительных. | УОНМ | Знать способы определения рода несклоняемых сущ. | Выборочный д-нт | шимпанзе [зэ] тире [рэ] реле [рэ] | П.40 упр.228 |
62. | Имена существительные общего рода. | УОНМ | Знать об именах сущ. общего рода . Уметь согласовывать прилаг. и глаголы в форме прош. вр. с сущ. общего рода | Орфографич. диктовка упр.233 | непоседа егоза юла | П.41 упр233 |
63 | Урок-конференция «Имя в реке времени» | Урок Р/Р | Уметь работать с научно-популярной литературой, отбирать материал по предложенной теме, излагать его перед классом. | Интервью |
64. | Морфологический разбор имени существительных. | КУ УОСЗ | Знать, как морфологически разбирается имя сущ. Уметь определять морфологические признаки имени сущ. | Морфологический разбор | Домашнее сочинение (упр.2360 |
65-66. | НЕ с существительными. | УОНМ УЗИ | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с сущ. Уметь писать НЕ с сущ.: различать НЕ – приставку, частицу, часть корня | Словар. диктант | копировать профессия арматура | П.43 упр.239,242 |
67. | Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК (-ЩИК). | УОНМ КУ | Знать способ действия при выборе написания в сущ. суффиксов –ЧИК и -ЩИК Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов –ЧИК и -ЩИК | Упр.250 подготовленный диктант | бетон агент | П.44 упр.250 |
68. | Гласные в суффиксах существительных. –ЕК и –ИК. | УОНМ КУ | Знать об образовании сущ. с помощью суффиксов –ЕК и –ИК, о способе действия при выборе данных суффиксов Уметь различать значение суффиксов в именах сущ.; владеть способом действия при выборе суффиксов –ЕК и -ИК | тест | П.45 упр.251 |
69. | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных. | УОНМ КУ | Знать об образовании сущ. с помощью суффиксов –ОК, -ЕК, -ОНОК и др. и условия выбора в них гласных О-Е после шипящих. Уметь применять правило при выборе О-Е в суффиксе сущ. после шипящих под ударением | Выборочный диктант | П.46 упр.258 |
70-71 | Повторение. | УПЗУ Урок-деловая игра | Знать и уметь различать разносклоняемые, несклоняемые, существительные общего рода. Знать условия выбора изученных орфограмм, уметь осуществлять правильный выбор. | Комплексный анализ текста | Стр.108 вопросы упр.267,268 |
72-73. | К/Д и его анализ. | Урок проверки ЗУН | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь определять место орфограммы в слове, её вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст. | К/Д с дополнительным заданием | Словарные слова (к слов.работе) |
Имя прилагательное. ( 20 + 5 Р/Р) | Имя прилагательное. ( 22 + 5 Р/Р) |
74-75. | Повторение изученного в 5 классе. | УПКЗУ | Знать о роли прилаг. в речи Уметь правильно писать окончания имен прилаг.; определять синтаксическую роль прилаг. в предложении; распознавать морфемы, с помощью которых образуются имена прилаг. | Орфографич. диктовка | П.47 упр.271,273 |
76. | Описание природы. | Урок Р/Р | Знать особенности текста-описания пейзажа. Уметь писать , используя в тексте различные средства выразительности. | Сравнение текстов, выявление роли прилагательных | П.48. упр.280 |
77-78 | Сочинение-описание по картинам И.И.Левитана «Золотая осень» и «осенний день.Сокольники» | Урок Р/Р | Уметь писать сочинение-описание, используя в тексте различные средства выразительности. | Карточки с индивид. заданием. |
79-80. | Степени сравнения имен прилагательных. | УОНМ УЗИ | Знать о степенях сравнения, как они образуются. Уметь находить прилаг. в степени сравнения, определять их роль в предложении | Творческое списывание | красивее свободнее спокойнее удобнее | П.49 упр.284,287 |
81. | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. | УОНМ | Знать о делении прилаг. на три разряда, о признаках качественных прилаг Уметь находить качественные прилаг., определять их синтаксическую роль. | Орфографич. диктовка | слаще мягче легче твёрже мельче | П.50 упр.290 |
82. | Относительные прилагательные. | УОНМ КУ | Знать определение относительных прилаг., их значения, грамматические признаки. Уметь различать качественные и относительные прилаг | Орфографич. диктовка | Языковое (явление) Языковая (колбаса) | П.51 упр.294 |
83. | Притяжательные прилагательные. | УОНМ КУ | Знать, что обозначают, на какие вопросы отвечают притяжательные прилаг Уметь правильно писать и употреблять притяжательные прилаг | Распределит.д-нт | П.52 упр.300 |
84. | Морфологический разбор имени прилагательных. | КУ УОСЗ | Знать, как морфологически разбирается имя прилаг. Уметь определять морфологические признаки имени прилаг | Морфологич. р-р | П.53 упр.304 |
85-86 | НЕ с прилагательными. | УОНМ УЗИ | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилаг. Уметь правильно писать НЕ с прилаг | Словарн. д-нт упр.312 «Проверь себя» | П.54 упр.308,312 |
87. | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | УОНМ КУ | Знать об условиях выбора О и Е в суффиксах прилаг. после шипящих и Ц Уметь сопоставлять правило написания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен сущ. и прилаг. | Распределительный д-нт | П.55 Карточки с индивид. заданием. |
88-89 | Сочинение по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» (упр. 315). | Урок Р/Р | Уметь писать сочинение по картине. Знать особенности сочинения по картине. Уметь писать сочинение-описание пейзажа. Использовать синонимы и однокоренные слова, цепную и параллельную связь. | написание сочинения-описания | Закончить сочинение |
90-91 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. | УОНМ | Знать о способах образования прилаг.; условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилаг. Уметь обнаруживать орфограмму «Н и НН в суффиксах прилаг.» Масляный и масленый – оттенки значения и употребления | «Проверь себя» | Ветряная (мельница) Ветреный (человек) кухонный обыкновенный | П.56 упр.321,325 |
92. | Различение на письме суффиксов прилагательных – К- и –СК-. | УОНМ КУ | Знать об образовании с помощью суффикса –К- качественных прилаг. (кроме исключений), с помощью суффикса –СК- относительных прилаг Уметь различать на письме Знать устаревшие слова на –ЦКИЙ (молодецкий, аглицкий, бурсацкий, яицкий) суффиксы –К- и –СК | Упр.329 орфоэпический д-нт | зеленый синий юный румяный свиной украинский январский | П.57 упр.329 |
93-94 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | УОНМ КУ | Знать условия употребления дефиса в сложных прилаг., различения слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилаг. | Словарная диктовка | Общественно-политический Общественно полезный | П.58 упр.333,336 |
95-96 | Повторение. | УПЗУ; Урок-зачет | Уметь работать с художественным текстом, находить прилаг., определять их грамматич. признаки Воспитывать умение грамотно и точно выражать свои мысли | «Проверь себя», тест | средство средствами | Вопросы стр.140, упр.341.342 |
97-98 | К/Д и его анализ. | Урок проверки ЗУН | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь определять место орфограммы в слове, её вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст. | К/Д с заданием | переводнОй НО! перевОдный (балл) | Карточки с индивид. заданием. |
Имя числительное ( 14 + 4 Р/Р) | Имя числительное ( 13 + 2 Р/Р) |
99. | Имя числительное как часть речи. | УОНМ | Знать о признаках числит. как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтакс. роль), об отличии числит. от других частей речи с числовым значением Уметь находить числит. в тексте | Сл./д | П.59 упр.347 |
100. | Простые и составные числит. | УОНМ | Знать об обозначении числительного одним и несколькими словами Уметь различать простые и составные числит | Составление текста на заданную тему | миллион миллиард | П.60 упр.351 |
101. | Мягкий знак на конце и в середине числит. | УПЗУ | Знать соответствующее орфографическое правило Уметь правильно применять его при написании числительных | Выборочный д-нт | экземпляр | П.61 упр.354 |
102. | Разряды количественных числит. Числительные обозначающие целые числа. | УОНМ | Знать разряды колич. числит. (целые, дробные и собират.) Уметь определять разряд колич. числит. | Слов. диктовка | киломЕтр бассейн | П.62-63 упр.357 |
103-104. | Склонение числительных, обозначающих целые числа. | КУ | Уметь склонять составные количественные числит. Развивать интерес к русскому языку и математике т | Слов. диктовка | одиннадцать гараж девяносто | П.63 упр.363, карточки с индив.заданиями |
105-106. | Изложение с элементами сочинения | Урок Р/Р | Уметь писать изложение с элементами сочинения.Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную и второстепенную информацию, определять основную мысль, вычленять структурные части текста. | Написание изложения | Дописать изложение |
107. | Дробные числит. | КУ | Знать о функции, составе дробных числит., особенности их склонения . Уметь правильно употреблять дробные числит | Подготовленный д-нт упр 369 | центнер | П.64 упр.369 |
108. | Собирательные числит. | УОНМ КУ. | Знать значение собират. Числит. их образование, особенности сочетания с сущ. Уметь правильно употреблять в речи собират. числит | Подготовленный д-нт упр.375 | двое трое четверо оба,обе | П.65 упр.374 |
109. | Порядковые числит. | УОНМ КУ. | Знать об изменении порядковых числит, согласовании их с сущ., синтаксической роли, назначении в речи . Уметь разграничивать количест. и порядк. числит., использовать их в речи | П.66 упр.379 |
110. | Склонение порядковых числит. | КУ. | П.66 упр.382 |
111. | Морфологический разбор имени числит. | УОСЗ КУ | Знать план разбора числит. Уметь определять морфологические признаки имени числит | Морфологич. р-р | П.67 упр385 |
112-113. | Повторение. | УПЗУ | Знать разряды числительных, основные морфологические категории числит., уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять. | «Проверь себя» | Вопросы стр.162, упр.388 Подготовка к диктанту. |
114 | Контрольная работа по теме «Имя числительное» | Урок проверки ЗУН | Знать разряды числительных, основные морфологические категории числит., уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять. | Работа с текстом |
115-116. | Изложение с элементами сочинения | Урок Р/Р | Уметь писать изложение с элементами сочинения.Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную и второстепенную информацию, определять основную мысль, вычленять структурные части текста. | Написание изложения | Работа над ошибками. допущенными в к/р |
Местоимение ( 14 + 5 Р/Р) | Местоимение ( 18 + 5 Р/Р) |
117. | Местоимение как часть речи. | УОНМ. | Знать о местоимении как части речи (указывает на предмет, лицо, событие и т.д., не называя их), о роли местоимений как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической роли. Уметь находить местоимения, определять их роль в тексте, правильно употреблять | Сл./д | П.68 упр.392 |
118. | Личные местоимения. | КУ | Знать, как изменяются личные местоим. Уметь правильно писать личные местоим. с предлогами | Упр.400 д-нт | грущу по вас тоскуешь по нас скучает по вас | П.69 упр.396 |
119. | Возвратное местоимения «себя». | КУ. | Знать о лексическом значении и особенностях склонения местоимения. Уметь употреблять местоимение. Уметь употреблять местоимение «себя» в составе фразеологических оборотов | Осложненное списывание | заглавие подзаголовок | П.70. домашнее сочинение (упр 405) |
120. | Рассказ по рисункам «Как я однажды помогал маме» (упр. 405). | Урок Р/Р | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности. | Составление рассказа по сюжетным картинкам | Упр.404 (редактиро вание) |
121. | Вопросительные местоимения. | КУ. | Знать вопросит. местоим., их назначение в речи . Уметь употреблять в речи вопросит. местоим. с учетом особенностей их склонения, интонационно правильно произносить предложения с вопросит. местоим. | Составление анкеты | П.71 упр.409 |
122. | Относительные местоимения. | КУ | Знать относительные местоимения, их употребление в речи . Уметь различать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоим. в сложном предложении | Анализ текста | инструмент коллекция | П.72 упр.413 |
123 | Неопределенные местоимения. | УОНМ КУ | Знать об отличительном признаке неопределенных местоим. (неопределенности), образовании неопределенных местоим., написании. Уметь находить неопред. местоим., объяснять их синтакс. роль, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ Знать стилистические особенности употребления неопределенных местоим. в тексте | Орфографич. диктовка, д-нт «Проверь себя» | П.73 упр.417 |
124 | Отрицательные местоимения. | УОНМ УЗИ | Знать, как образуются отриц. местоим., как изменяются. Уметь распознавать приставки НЕ- и НИ- в отриц. местоим., правильно писать отриц. местоим. с предлогами | Творческое списывание упр.430 д-нт | П.74 упр.430 |
125. | Притяжательные местоимения. | УОНМ УЗИ | Знать притяж. местоим., о склонении притяж. Местоим. Уметь различать личные и притяж. местоим., употреблять личные местоим. в значении притяжательных Культура речи (исправление речевых ошибок, характерных для некоторых говоров) | Орфографич. диктовка Подготовленный д-нт упр.435 | Чья?----его её их | П.75 упр.435 |
126. | Рассуждение. Сочинение-рассуждение (упр. 436). | Урок Р/Р | Знать структуру текста-рассуждения. Уметь писать сочинение-рассуждение на нравственные темы на основе прочитанного, употреблять средства выразительности языка. | написание сочинения | возражать противоречить | Дописать сочинение |
127. | Указательные местоимения. | КУ | Знать об указат. местоим., их значении, употреблении в речи. Уметь находить в тексте указат. местоим., использовать их как средство связи предложений в тексте | Упр.443 д-нт | иллюстрация | П.77 упр.441 |
128. | Составление сложного плана на основе простого. | Урок Р/Р | Знать отличие простого плана от сложного. Уметь составлять сложный план на основе прочитанного текста (разбивать текст на смысловые части.) | Составление сложного плана | типография биография орнамент | Упр.443 |
129. | Определительные местоимения. | КУ | Знать об определит. местоим., их значении, употреблении в речи . Уметь находить в тексте определит. местоим., использовать их в речи | Выборочный д-нт | П.78 Карточки с индивид. заданием |
130. | Морфологический разбор местоимения. | УОСЗ КУ | Знать морфологические признаки местоимения. Уметь правильно определять морфологические признаки местоимения | Терминологич. д-нт Морфологич.р-р | П.79 упр.449 |
131-132. | Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» (упр. 450). | Урок Р/Р | Уметь писать сочинение с опорой на картину. Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание. | Составление рассказа по воображению | Закончить сочинение |
133-134 | Повторение. | УПЗУ КУ | Знать разряды местоимений. Уметь определять морфологические признаки, безошибочно писать, различать приставки НЕ- и НИ-, употреблять в соответствии с нормой. | Д-нт «Проверь себя», тест | Стр.190 вопросы. Подготовка к к/р |
135. | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Урок проверки ЗУН | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь определять место орфограммы в слове, её вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст. | К/Д с граммат. заданием | Словарные слова (к слов.работе) |
Глагол ( 18 + 5 Р/Р) | Глагол ( 23 + 5 Р/Р) |
136-137. | Повторение изученного в 5 классе. | УПКЗУ . (Урок-экспедиция) КУ | Знать грамматические признаки глагола, правописание безударных личных окончаний и НЕ с глаголами Уметь правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глагола, определять его синтаксическую роль | Сл./д Орфографич.диктовка | формировать премировать | П.80. упр.461, работа над ошибками. допущенными в диктанте |
138. | Сочинение-рассказ «Степа колет дрова» (упр. 465). | Урок Р/Р | Знать композицию рассказа Уметь составлять рассказ, самостоятельно его редактировать .Совершенствование навыков нормированного употребления глаголов в речи | Составление рассказа по сюжетным картинкам | поскользнуться | Рассказ по картинкам |
139. | Разноспрягаемые глаголы. | УОНМ | Знать об особенностях изменения разноспрягаемых глаголов. Уметь употреблять разноспрягаемые глаголы, правильно писать окончания в данных глаголах | Редактирование текста. | П.81 упр.474 |
140-141. | Глаголы переходные и непереходные. | УОНМ УЗИ | Знать о переходных и непереходных глаголах Уметь употреблять возвратные глаголы, определять переходность глагола | Упр.481 д-нт | маляр штукатур | П.82 упр. 476,481 |
142. | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. | КУ | Знать о наклонениях глагола, изменении глаголов в изъявительном наклонении Уметь различать наклонения глагола | Выборочный д-нт | конвейер | П.83 упр.483 |
143-144. | Изложение с элементами сочинения | Урок Р/Р | Уметь излагать текст. Использовать глаголы для передачи последовательности действий. | Написание текста повествования | Дописать изложение |
145. | Условное наклонение. | УОНМ УПЗУ | Знать, как образуются и изменяются формы условного наклонения, что обозначают Уметь находить глаголы в условном наклонении, различать формы изъявительного и условного наклонений. Уметь вступать в речевое общение | Составить текст на тему: «Если бы я …» | П.84 упр.489 |
146-147. | Повелительное наклонение. | УОНМ УПЗУ | Знать, как образуются и изменяются формы повелительного наклонения, об употреблении форм повелительного наклонения; условия употребления Ь в глаголах в повелит. наклонении Уметь находить глаголы в повелит. наклонении, образовывать формы повелит. наклонения, правильно использовать их в речи; правильно писать глаголы в повелит. наклонении | Орфографич. диктовка | П.85 упр.498,502 |
148. | Различение на письме глаголов изъявительного и повелительного наклонения. | УПЗУ | Знать, чем различается написание глаголов в изъявит. и повелит. наклонении . Уметь правильно писать глаголы во 2-м л. мн.ч. в изъявит. и повелит. Наклонении. Уметь вступать в речевое общение | Выборочный диктант | П.83,85 Карточки с индив.заданием |
149. | Способы выражения повелительного наклонения. | УПЗУ | Уметь находить глаголы в повелит. наклонении, образовывать формы повелит. наклонения, правильно использовать их в речи; правильно писать глаголы в повелит. наклонении | Создание текста с глаголами повелит. наклонения | Упр.499 |
150. | Употребление наклонений. | Уроки Р/Р КУ | Знать о наклонениях глагола, их грамматических значениях, употреблении Уметь употреблять глаголы одного наклонения в значении другого | Орфографич. диктовка упр.510 д-нт | фасоль салат | П.86 упр. 510 |
151. | Безличные глаголы. | УОНМ КУ | Знать о значениях, выражаемых безличными глаголами . Уметь употреблять безличные глаголы, отличать безличные глаголы от личных | Упр.517 д-нт | педаль велосипед | П.87 упр.517 |
152. | Морфологический разбор глагола. | УОСЗ КУ | Знать порядок морфологического разбора глагола. Уметь определять морфологические признаки глагола. | Морфологич. разбор | звонит звонят | П.88 упр.518 |
153. | Рассказ на основе услышанного. | Урок Р/Р | Знать композицию рассказа Уметь составлять рассказ, самостоятельно его редактировать | Составление рассказа на основе услышанного | П.89 домашнее сочинение (упр.520) |
154. | Правописание гласных в суффиксах глаголов. | УЗИ УПЗУ | Знать о способах образования глаголов, способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов . Знать о способах образования глаголов, способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов | Орфографич. диктовка | баловать балую | П.90 упр.526 |
155-156. | Повторение. | УОСЗ УКЗ | Знать блок орфограмм Культура речи: одеть - надеть, позвони´шь – орфоэпическая норма | Орфографич. диктовка упр.535 д-нт | Стр.220 вопросы, упр.531,535 |
157-158 | К/Д и его анализ. | Урок проверки ЗУН | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты; «видеть» в словах ранее изученные орфограммы Отражение в письменной форме результатов своей деят-ти | К/Д с дополнит. заданием | Словарные слова (к слов.работе) |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи. ( 10 + 1 Р/Р) | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи. ( 14 + 1 Р/Р) |
159. | Разделы науки о языке. | УОСЗ | Знать разделы лингвистики и единицы языка .Уметь составлять таблицу. | Сл./д | П.91, карточки с индивид.заданием |
160. | Орфография. Орфографический разбор. | УПЗУ | Знать орфографические и пунктуационные правила. Уметь применять правила на практике. Воспитывать орфографическую и пунктуационную зоркость, формировать нормы правильной литературной речи | Объяснительный диктант, тест | П.92 упр.538 |
161. | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | УПКЗУ | Предупредительный д-нт, тест | П.93 упр.548 |
162. | Сочинение (упр. 549). | Урок Р/Р | Уметь писать сочинение-этюд. Знать особенности жанра, уметь создавать текст в соответствии с замыслом, композицией, основной мыслью. | Составление текста худож.стиля. | Закончить дома |
163. | Лексика и фразеология. | КУ | Знать основные понятия Уметь работать со словарем | Тест, терминолог. д-нт | П.94 упр551 |
164. | Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | УОСЗ УПЗУ | Знать основные понятия. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы | Орфографич. диктовка | П.95 упр.554 |
165 | Морфология. Морфологический разбор слова. | УОСЗ УПЗУ | Знать порядок морфологического разбора Уметь определять части речи. | Работа с деформированным текстом | П.96 упр.555 |
166 | Синтаксис. Синтаксический разбор. | УПЗУ | Знать основные понятия Уметь выполнять синтаксический разбор Воспитывать познавательный интерес к родному языку | Работа с деформированным текстом | П.97 упр.557 |
167-168 | Итоговая К/Р.Анализ к/р. | Урок проверки ЗУН, | Уметь классифицировать ошибки и производить пунктуационный разбор предложений. Отражение в письменной форме результатов своей деят-ти | К/Р | Составить кроссворд |
169 | Лингвистическая игра. | Урок-экскурсия (Урок-КВН) | Знать разделы языкознания, основные сведения, полученные в 6 классе. | Редактирование текста |
170 | Резервный урок. |
Тип урока |
УОНМ | Урок ознакомления с новым материалом |
УЗИ | Урок закрепления изученного |
УПЗУ | Урок применения знаний и умений |
УОСЗ | Урок обобщения и систематизации знаний |
УПКЗУ | Урок проверки и коррекции знаний и умений |
КУ | Комбинированный урок |
УКЗ | Урок коррекции знаний |
Р/р | Урок развития речи (31 ч.) |
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа, кем рекомендована и когда | Кол-во часов в неделю, общее кол-во часов | Базовый учебник | Методическое обеспечение |
Программа по русскому язы-ку к учебникам для 5-9 классов (авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыжен-ская, Н.М.Шанский) Рекомендовано департамен-том образовательных прог-рамм и стандартов общего образования Министерства образования РФ (2002) | 5 часов в неделю, 175 ч. в год | 6 класс - для общеобразоват. учреждений/ М.Т.Ба-ранов, Т.А.Ладыженская Л. А. Тростенцова и др. – М. Просвещение – 2005. | Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2004 Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы – М. Просвещение – 2005 3)Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т.А. Ладыженская, М.Г.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2006. 4)Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006. 5)Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс / Л.А. Тростецова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2005 |
Формы контроля: диктант (с заданием, словарный, подготовительный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);
Комплексный анализ текста;
Осложненное списывание;
Тест;
Составление сложного и простого плана к тексту;
Изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);
Составление диалога на заданную тему;
Составление текста определенного стиля и типа речи;
Сочинение (описание пейзажа, помещения)
Составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;
Редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);
Работа с деформированным текстом.
Печатные пособия.
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 6 класса.
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2008.
Диафильмы.
Диалектные и профессиональные слова.
Из жизни слова.
Заимствованные слова.
Фразеологические обороты.
Почему мы так говорим?
Правописание приставок пре- и при-.
Прилагательные. Степени сравнения.
Мультимедийные пособия.
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Литература
Для учителя
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 6 класс / Т.А. Костяева.- М.:Просвещение, 2006.
Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 6 классе / Т.А. Ладыженская, М.Г.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова. – М.: Просвещение, 2006.
Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс / С.И. Львова. – М.: Просвещение, 2006.
Трошин В.В. Слова и числа. Занимательные материалы по русскому языку на уроках, внеурочных и самостоятельных занятиях. – Волгоград: Учитель 2006.
Для учащихся
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: русский язык. 6 класс / Л.А. Ахременкова. – М.: Просвещение, 2005.
Баранов М.Т. Русский язык. Учебник. 6 класс / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шаманский. – М.: Просвещение, 2005.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс: Пособие для учащихся / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2006.
Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс / Сост. Т.М. Купалова. – М.: Просвещение, 1997.
Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку. 6 класс / Л.А. Тростецова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....