ктп по подготовке к ГИА по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по подготовке к ГИА по русскому языку. Можно использовать материал для факультативных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование занятий по русскому языку "Интенсив-подготовка к ГИА (в новой форме), или Учиться языку как искусству". 9-й класс
Пояснительная записка
С детства до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан нам во владение. Любить, изучать и беречь его призывали нас великие русские классики.
Внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки слова, овладевать языковой культурой – наша общая задача.
Овладение культурой речи предполагает знание правил и законов, по которым развивается язык, предполагает знакомство с неисчерпаемыми его смысловыми и стилистическими богатствами, умение разбираться в живых языковых процессах, отметая прочь то ненужное, что засоряет или обесцвечивает язык, и в то же время, развивая в нем все ценное, накопленное веками или возникающее вновь.
Расширение знаний учащихся о речевых нормах с целью предостережения их от использования языковых средств, лежащих за пределами норм литературного языка является одним из приоритетных направлений лингвистической науки. В условиях современного общества связная речь является одним из важнейших факторов успешности формирования личности учащихся. Однако формированию умения правильно построить свою речь и преподнести ее аудитории в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания. В процессе обучения письменной речи недостаточно внимания уделяется и вопросам редактирования текстов сочинений учащихся, чаще всего эта работа проводится на уроках, связанных с разбором ошибок, допущенных учащимися при написании сочинений и изложений. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом.
Коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Конечной целью обучения русскому языку является формирование навыков свободного владения речью в её устной и письменной формах. Адекватное ситуации, самостоятельное, произвольно создаваемое высказывание должно быть построено с учётом требований языковых норм. Именно на навыках коммуникации замыкается система изучения отдельных разделов лингвистики в школьном курсе русского языка. Коммуникативные навыки позволяют создать ту мотивационную среду, в которой овладение грамотным письмом становится актуальным, значимым для каждого выпускника школы.
Цель курса: помочь ученикам 9-го класса успешно подготовиться к итоговой аттестации в новой форме (ГИА).
Задачами курса является научить:
употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения;
пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения,
отбирать из множества слов самое нужное, которое точно передаёт мысль;
отбирать слова, не нарушая лексической и грамматической сочетаемости;
отбирать речевые средства с учётом ситуации и обстановки речи;
избегать двузначности, тавтологии, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций;
соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
править написанное;
грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменные тексты на русском языке.
Содержание программы:
№ занятия | Кол-во часов | Тема занятия |
1. | 1 | О новой форме государственной (итоговой) аттестации в 9 классе по русскому языку. Структура и критерии экзаменационной работы. Система оценивания. |
2. | 1 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1.Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. |
| 1 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 1. Сжатое изложение. Приёмы трансформации текста (сокращение, выделение ключевых слов, абзацное членение, добавление фрагмента). Тренинг. |
4. | 1 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. |
5. | 1 | Подводные камни ГИА. ЧАСТЬ 2. Выполнение тестовых заданий на основе прочитанного текста (задание с выбором ответа-а-7). Тренинг. |
6. | 1 | Типы ошибок. Употребление слова в несвойственном ему значении как речевая ошибка. Уместность употребления слов различных образовательных типов («Не говори красиво!», «Не говори красиво?»). Повторение: качества хорошей речи). Тренинг. |
7. | 1 | Нарушение лексической сочетаемости, лишнее слово, тавтология как речевые ошибки. Повторение слов и близкое употребление однокоренных слов как средство выразительности. Тренинг. |
8. | 1 | Ошибки в формообразовании форм имён существительных, числительных, личных и притяжательных местоимений. Трудности в употреблении местоимений. Местоимение и сочинение. Тренинг. |
9. | 1 | Нарушение видо-временных отношений глаголов-подлинное и мнимое. Ошибки в употреблении деепричастного оборота, ошибки в употреблении причастного оборота. Синтаксическая бедность. |
10. | 1 | Служебные части речи. Трудности в употреблении предлога, союза. Тренинг. |
11. | 1 | Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого. Тренинг. |
12. | 1 | Нарушение границ предложения (парцелляция) как грамматическая ошибка. Парцелляция как средство выразительности. Тренинг. |
13. | 1 | Нарушение порядка слов. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Тренинг. |
14. | 1 | Ошибки в построении сложного предложения Прямая и косвенная речь. Тренинг. |
15. | 1 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 1, 2. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. |
16. | 1 | Обобщающее повторение. Проверенная работа 3, 4. Непроверенная работа 1, 2. Образцы ответа. |
|
| Задания на осмысление содержания текста |
17. | 1 | Чтение и аудирование текста . «На экзамене проверяются умения…» Виды аудирования. Виды чтения. |
18. | 1 | Как слушать текст, чтобы понять его содержание? |
19. | 1 | Типичные формулировки заданий. Смысловой, стилистический, типологический, лексический анализ текста. Анализ средств связи предложений. Анализ средств выразительности. |
|
| Задания на определение стиля и типа речи, на выявление лексического значения некоторых слов, на определение средств связи предложений, на выявление средств выразительности |
20. | 1 | Определение функционального стиля текста. |
21. | 1 | Определение смыслового типа речи. |
22. | 1 | Определение темы и главной мысли текста. |
23. | 1 | Составление плана текста. Виды плана (назывной, вопросный, тезисный). |
24. | 1 | Составление логической схемы текста. |
25. | 1 | Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса). |
26. | 1 | Работа со средствами, обеспечивающими связность текста. |
27. | 1 | Анализ изобразительно-выразительных средств, используемых в тексте (тропы, фигуры речи, общие средства выразительности). |
28. | 1 | Обобщающие задания (задания на повторение и закрепление изученного). Комплексный анализ текста (текст А, текст Б, текст В). |
|
| Создание собственного текста |
29. | 1 | План сочинения-рассуждения может быть таким. Инструкция по написанию сочинения. |
30. | 1 | Работа над вступлением («Магниты» для вступления. Приёмы написания вступления). |
31. | 1 | Работа над основной частью (1. Как обозначить и прокомментировать проблему? 2. Как сформулировать позицию автора? 3. Как выразить своё мнение? 4. Как аргументировать своё мнение, или «Как строить систему доказательств?» «Копилка мудрых мыслей»). |
32. | 1 | Работа над заключением. Приёмы написания заключения. |
33. | 1 | Приёмы, помогающие сделать текст эмоциональным. |
34. | 1 | Примеры написания сочинений. |
Ожидаемые результаты:
учащиеся должны владеть навыками сокращения текста;
отбирать материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание части З, С.1.): о функциях знаков препинания в тексте, особенностях использования офографического правила, роли определённой части речи в текст;
составлять текст сочинения на социально-нравственную тему (С.2.);
уметь выполнять тестовые задания на основе прочитанного текста (задания с выбором ответа и с открытым ответом) по основным разделам школьного курса русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.
№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...
Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»
Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...