Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ольга Петровна Демьянко

Урок на основе рассказа К.Г. Паустовского "Скрипучие половицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока36.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №1 Г. Пушкино

 Демьянко Ольга Петровна

e-mail:oldemyanko@yandex.ru

Интегрированный урок литературы и музыки  в 7 классе

«К.Г. Паустовский и П.И. Чайковский – певцы родной природы»

Цели урока:

  1. Развитие представление учащихся о своеобразии музыки в сравнении с художественной литературой
  2. Развитие понимания роли писателя, способного глубоко постичь образную сущность других видов художественного искусства
  3. Развитие эстетического вкуса учащихся, понимания прекрасного в искусстве, влияния искусства на душу человека

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского как «музыкального писателя»
  2. Развитие речи учащихся
  3. Анализ  художественного текста (в том числе характеристика героев) с точки зрения средств художественной выразительности; выявление идеи рассказа
  4. Анализ средств музыкальной изобразительности в произведениях П.Чайковского
  5. Углубление знаний о жанре симфонии

Оборудование:

  1. Иллюстрации с изображением природы.
  2. Выставка произведений К.Г. Паустовского.
  3. Портрет К.Г. Паустовского.
  4. Портрет П.И. Чайковского
  5. Фотография дома П.И. Чайковского во Фроловском.

Виды учебной деятельности:

репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров;

продуктивная: характеристика героев, выразительное чтение отрывков;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; поиск художественных средств;

исследовательская: сравнительный  анализ литературного и музыкального произведения произведений, сопоставление образов.

                           

Ход урока.

«Кто хочет понять поэта,

тот должен вступить в его мир».

И. Гете

Организационный момент. Запись в тетрадях темы урока.

Учитель литературы: Обратимся к  эпиграфу. Как вы понимаете его содержание?

Учитель музыки: (Звучит начало1-го  концерта  Чайковского). 

Ребята, вы, конечно, узнали музыку великого русского композитора П.И. Чайковского. В торжественных звуках 1 концерта как в зеркале отразились мощь и величие нашей Родины. Сегодня мы поговорим о творчестве двух выдающихся мастеров: К.Г. Паустовского и П.И. Чайковского. Вы услышите, насколько может быть музыкально слово и как проникновенно может говорить музыка.

Что вы знаете о жизни и творчестве великого русского композитора?  

Предполагаемый ответ учеников. П.И. Чайковский - тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Композитор  создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Всемирно известны его балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; фортепианный цикл «Времена года»; концерты, симфонии. Его талант был по достоинству оценен современниками: Чайковского приглашают на должность профессора консерватории, он выступает в печати в качестве музыкального критика, занимается активной музыкально-общественной деятельностью, концертирует не только в России, но и за рубежом (Германия, Австро-Венгрия, Франция, Англия, Швейцария).

Учитель литературы: На фотографии дом Чайковского в Подмосковном имении Фроловском, где в августе 1888 года  была написана 5 симфония гениального маэстро. Звуками именно этого произведения пронизан рассказ К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы», о котором пойдет речь на уроке

         Учитель литературы: На доске написан ряд литературоведческих терминов. Выберите из них те, которые относятся к произведению, изучаемому на уроке.  

Ключ (2,3, 5,7, 8, 9, 10, 11, 12).

  1. Стихотворение
  2. Рассказ
  3. Пейзаж
  4. Авторская позиция
  5. Эпилог
  6. Диалог
  7. Проза
  8. Литературный герой
  9. Вступление
  10. Монолог
  11. Художественные средства, приемы

     Учитель литературы: Почему вы думаете, что именно эти термины имеют отношение к  изучаемому произведению? Зачем нужно на этом уроке и на многих других знать значение литературоведческих терминов?

            (Используя значение этих и других терминов, мы научимся глубоко анализировать произведение, проникать во внутренний мир героев, оценивать авторскую позицию и  понимать, какими художественными средствами и способами пользовался автор для раскрытия темы и создания образов героев).

    Учитель литературы: Обратимся еще раз к термину «литературный герой». Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы»? Почему вы так считаете?

Композитор и писатель талантливо и чутко выражали в творчестве свое отношение к судьбе России. Любовь к Родине, к необъятным просторам Росси, к ее людям  мягкость, отзывчивость отразились в произведениях писателя. Паустовский писал:        «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей».

Звучит симфония №5 часть 3, вальс

Учитель музыки читает текст на фоне музыки:

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоет то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из нее любимую ноту. Еще это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там - то на чердаке, то в маленьком зале, то в застекленной прихожей - кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал ее. Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стекол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.

Учитель литературы. Где разворачивается действие рассказа? Чем привлекал Чайковского дом? Зачитать из текста.

Учитель музыки. Объясните, как вы понимаете музыкальность дома? Какие звуки слышатся? Найдите слова, с помощью которых автор передает музыкальность дома. А как, по вашему, эту музыкальность удалось передать композитору?

Легко ли установить соответствие между текстом и музыкой? Какими дополнительными знаниями нужно обладать для этого?

Учитель литературы. А сейчас работа в парах – объясните значение слова «вдохновение».

Для проверки правильности на каждую парту раздается словарная статья:

Вдохновение — особое состояние человека, которое характеризуется, с одной стороны, высокой производительностью, с другой — огромным подъёмом и напряжением сил человека. Является типичной чертой и составным элементом творчества.

Учитель литературы. Что, по-вашему,  является источником вдохновения? А что помогало Чайковскому в работе? (обращение к тексту)

«Пожалуй, больше всего ему помогали леса, лесной дом, где он гостил этим летом, просеки, заросли, заброшенные дороги - в их колеях, налитых дождем, отражался в сумерках серп месяца, - этот удивительный воздух и всегда немного печальные русские закаты.

Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России - ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя».

Но больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Он вглядывался в него, видел всё новые пласты света, падавшие на знакомые леса. Как только он раньше не замечал этого?

Учитель музыки. Вот так прекрасное освещение изображено на картинах русских пейзажистов.

Ученикам демонстрируются репродукции картин Шишкина И.И. «Лес», «Лесная дорожка», «На опушке соснового леса». А. Куинджи «Березовая роща» и др.

На фоне симфонии №1, 1 часть с начала ученик читает под музыку:

С неба свет лился прямыми потоками, и под этим светом особенно выпуклыми и кудрявыми казались вершины леса, видного сверху, с обрыва.

На опушку падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. И с необыкновенной в то утро зоркостью он заметил, что сосновые стволы тоже отбрасывают свет на подлесок и на траву - очень слабый, но такого же золотистого, розоватого тона.

И, наконец, он увидел сегодня, как заросли ив и ольхи над озером были освещены снизу голубоватым отблеском воды.

Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызвали у Чайковского то состояние, когда кажется, что вот-вот случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Он испытывал это состояние и раньше. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль и наспех записывать проигранное на листках нотной бумаги.

Учитель музыки. Чем поразило Чайковского освещение? Как вы представляете картину, когда свет падает пластами? Как мы можем охарактеризовать состояние композитора? Чем оно объясняется?

Работа с текстом.

Учитель литературы.

  • Какую новость принес лесник Василий?
  • Кто купил лес? Что о нем говорит лесник?

Чтение текста.

В золотых очках, и бородка седенькая, гребешочком расчесанная. Чистая бородка. Отставной штабс-капитан. А не похоже. Вроде как церковный староста. В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди - там пусто. Как в могиле. Приехал с ним приказчик, все хвалится: "Мой, говорит, волкодав леса свел по всей Харьковской и Курской губерниям. Сплошной рубкой. Он, говорит, к лесу злой - на семена ничего не оставит. На лесах большие капиталы нажил

Учитель литературы. Работаем в парах:

  • Найти в описании купца слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? С какой целью их использует автор?
  • Как автор описывает глаза героя? О чем это говорит? Как такое описание глаз помогает понять внутренний мир, сущность персонажа?
  • Подумайте, чем такое описание отличается от обычного портрета. Обсудите в парах.

Введение нового понятия - психологический портрет.

Запись в тетрадях:

Портрет – изображение внешности героя литературного произведения как способ его характеристики.

Психологический портрет раскрывает характер, внутренний мир и душевные переживания героев.

  • Как фамилия купца? Как вы можете объяснить ее смысл?

Новое понятие – «говорящая» фамилия. Как, по-вашему, что значит этот термин?

Запись в тетрадях:

Говорящая фамилия – характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии, указывающих на определенные качества характера.

  • Каким видит Чайковский Трощенко?  Работа с текстом.

Трощенко, в сапогах и шляпе, которую звали "здравствуй и прощай", - шлеме из люфы с двумя козырьками, спереди и сзади, - ходил по лесу и сам метил топором сосны. 

  • Какое у вас сложилось мнение об этом человеке?
  • Какая деталь наиболее ярко раскрывает характер этого человека?
  • Сможет ли Чайковский уговорить Трощенко не губить лес?

 Обсудите в парах и аргументируйте.

Учитель литературы. Найдите в тексте описание гибели дерева?

От подножия сосны, согнувшись, как воры, разбегались лесорубы.

Внезапно вся сосна, от корней до вершины, вздрогнула и застонала. Чайковский явственно слышал этот стон. Вершина сосны качнулась, дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны, ломая березы. С тяжким гулом сосна ударилась о землю, затрепетала всей хвоей и замерла. Лошади попятились и захрапели.

Это был миг, один только страшный миг смерти могучего дерева, жившего здесь двести лет. Чайковский стиснул зубы.

Чайковский подошел к вершине поваленной сосны. Она лежала горой сочной и темной хвои. На хвое еще сохранился блеск, свойственный тем воздушным просторам, где эта хвоя только что дрожала под ветерком. Толстые сломанные ветки, покрытые прозрачной желтоватой пленкой, были полны смолы. От ее запаха першило в горле.

Тут же лежали обломанные сосной ветки берез. Чайковский вспомнил, как березы пытались удержать падающую сосну, принять ее на свои гибкие стволы, чтобы смягчить смертельное падение, - от него далеко окрест дрогнула земля.

Учитель литературы. Какие литературные приемы использует автор, чтобы мы ярче представили себе картину гибели дерева? Работаем  в парах – найдите в данном тексте метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты.

Для проверки раздать ученикам распечатки отрывка, в которых подчеркнуты заданные средства. Обсудить результаты работы.

Учитель литературы. Какое впечатление произвела гибель леса на Чайковского? Зачитать отрывок:

Чайковский все ускорял шаги. Он почти бежал

- Подлость! - бормотал он. - Мерзость чудовищная! Кто дал право человеку калечить и безобразить землю ради того, чтобы какой-то Трощенко слюнявил по ночам ассигнации? Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять там, в Петербурге, этим многомудрым государственным мужам, что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, "промотавшиеся отцы"!..

Звучит финал 5 симфонии,  разработка

Учитель музыки. В Пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, ставятся более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». В данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал Чайковский.

Учитель литературы. Почему Чайковский считает, что музыка, которую он начал писать, не будет закончена? Найдите подтверждение в тексте. Работаем в парах с данным текстом:

Придется тотчас уехать, чтобы не видеть этого варварства. Еще вчера он мог остановиться, спокойно следить за полетом паутины и гадать, зацепится ли она за ветку березы или нет. А сегодня это уже невозможно. Нет покоя, - значит, нет радости. Нет ничего.

Взглянув на расплывшееся от счастья лицо слуги, он нахмурился, прошел в маленький зал, сел к роялю. Значит, так! Значит, харьковский купец в скрипучих сапогах, наглый, распоясавшийся маклак, безнаказанно пакостит землю. И начатая симфония умерла, не успев расцвести. Он усмехнулся. "Не расцвел и отцвел в утре пасмурных дней..." А там, в сознании, где вчера еще было столько звуков, осталась одна пустота. Какой-то барышник выгнал его из этих удивительных мест, поднял руку на его работу. Впереди опять скитальчество, одиночество. Опять жизнь как сплошная гостиница, где за все - равнодушную заботу, относительный покой, возможность создавать свои вещи - надо платить в срок и по дорогим счетам.

Он откинул крышку рояля, взял аккорд и поморщился: одна клавиша не звучала. Очевидно, ночью лопнула струна.  

Звучит симфония №5 начало 1-я часть.

Учитель музыки. Удалось ли в музыке передать драматизм и напряжение?

Учитель литературы. В чем заключается главная мысль произведения? Подтвердите текстом.

Могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где, "промотавшиеся отцы"!..

Учитель литературы. Как вы понимаете эти слова?

Учитель музыки. Насколько эта проблема актуальна? К чему призывает нас автор?

Учитель литературы. И в конце самый сложный вопрос: как вы считаете, была в реальности ситуация, описанная Паустовским? (Такого случая не было). Зачем втору понадобилось моделировать такую  ситуацию? В чем ему помогла личность Чайковского?

  Рефлексия

    Учитель литературы. Вернемся к эпиграфу урока. Раскрыли ли мы его  содержание?

     Учитель музыки. Что было для вас  самым  интересным на уроке? А самым трудным?

Выставление оценок.

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение: «Как я  убеждал бы Трощенко  не губить лес». Подумать над вопросом: Как вам в этом поможет музыка?

Интернет-ресурсы, использованные при подготовке урока:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/poslushay-muzyka-vokrug-ona-vo-vsem-po-rasskazu-kgpaustovskogo-skripuchie

http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-17357

http://festival.1september.ru/articles/530108/

http://www.zavuch.info/methodlib/298/48660/

http://kurs.znate.ru/docs/index-184876.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)

Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...

Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки. "Времена года". 6 класс

Данный урок способствует творческому развитию учеников, знакомит со стихами лучших поэтов России и Казахстана....

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...

Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"

Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...