Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки. "Времена года". 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Данный урок способствует творческому развитию учеников, знакомит со стихами лучших поэтов России и Казахстана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkoy.doc | 66.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русской, казахской литературы и музыки.
Времена года.
Оборудование: репродукции картин И.И. Левитана «Осенний день», «Март», Ю. Клевера «Зимний закат в еловом лесу», И.И. Шишкина «Раннее утро», запись фрагментов из «Времен года», Антонио Вивальди, музыка Г.В. Свиридова, отрывки из первой части «Зимние грезы» П.И. Чайковского.
Цель: воспитание патриотизма на основе духовного наследия, ценностей и традиций казахской и русской национальной культуры, разбудить творческую мысль учеников, их воображение и фантазию, познакомив со стихами лучших поэтов России и Казахстана (Абая и Пушкина); создавать потребность находить информацию и осмысливать ее; продолжить работу над обучением анализу поэтического творчества.
Учащимся предложены опережающие задания, которые были распределены между четырьмя группами, сформированными самими учениками с учетом их интересов и способностей. После обсуждения план работы групп выглядел так:
- Подобрать стихи Пушкина и Абая на определенную тему и выполнить их сопоставительный анализ, выписав все имеющиеся художественные средства, подобрав подходящий тон чтения и выучив наизусть.
- Подобрать музыку, созвучную данной теме.
- Найти репродукции картин, иллюстрирующих данные поэтические тексты. (по мнению соавторов ответа)
- Проиллюстрировать данные стихотворения Пушкина и Абая (объяснив выбор красок)
После проведения подготовительной работы проведен зачетный урок, на котором ребята показали результат сотрудничества, оценив работу своей группы и группы одноклассников.
Ход зачетного урока:
- Вступительное слово учителя.
Сегодняшний наш разговор о пейзаже.
– Что такое пейзаж?
– Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы.
Это также описание природы в литературном произведении.
– Как мы назовем художника, рисующего пейзажи?
Пейзажист.
Сегодня мы познакомимся с работами представителей разных жанров искусства, обратившихся к теме пейзажа: со стихами А.С. Пушкина, Абая, репродукциями картин И.И. Левитана, Ю. Клевера, И. Шишкина, с отрывками музыкальных произведений А. Вивальди, Г. Свиридова, Т. И. Чайковского. Проделан огромный труд по подбору материала. Сегодня они расскажут о своей работе.
- Знакомство с работой отдельных групп.
- Зима.
К тексту стихотворений Пушкина «Зимнее утро» и Абая «В белой шубе, плечист» ребята ведут нас от зрительных впечатлений. Рассматриваем репродукции картин Ю.Клевера «Зимний закат в еловом лесу», Тихомирова «Мороз и солнце», А. Васнецова «Зимний сон». На этих картинах изображена поэтическая правдивая картина зимнего леса. Многовековые сосны, зеленые мохнатые ветви покрыты белым снегом. Сквозь темные стволы в бледной туманной дымке виднеется солнце: ярко-желтый диск на фоне мутно-белых облаков. Чувствуется спокойствие и умиротворенность.
Затем на фоне фрагмента музыки Г.В. Свиридова звучат стихи: Пушкина («Зимнее утро») и Абая («В белой шубе, плечист»). Ученики отмечают жизнерадостное настроение этих стихотворений, ощущение счастья, которое испытывают авторы. Анализ стихотворений помогает показать каким образом им удалось передать читателям ощущение радости.
Художественные средства | А.С. Пушкин «Зимнее утро» | Абай «В белой шубе, плечист» |
Эпитеты | день чудесный | старый сват |
Олицетворения | вьюга злилась | тучу шапкой надвинув |
Цветопись | Блестя на солнце лес чернеет | С серебристой седой бородой нашествие сумрачных туч |
Художественные средства, выбранные авторами, создают ощущение яркости, контраста. Анализ помог глубже осмыслить содержание стихотворений и проиллюстрировать их, т.е. стать художниками-пейзажистами. Русский живописец Константин Коровин считает, что в пейзаже «должна быть история души», «он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это так трудно выразить словом, это так похоже на музыку». В этом высказывании художник объединяет пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровение души.
Перейти к иллюстрациям нам поможет анализ музыкального фрагмента и «Времен года» Чайковского «Декабрь».
– Каков характер музыкального фрагмента?
– Пьеса написана в виде легкого изящного вальса.
– Какие картины вы видите, слушая эту пьесу?
– Мелодия рисует картину кружащихся сверкающих снежинок.
– Что ощущаете вы, слушая этот вальс?
Вальс вызывает ощущение праздника.
Стихи и музыка помогают нам создать иллюстрации. Ребята составляют словарь цветов:
А.С. Пушкин
голубые небеса ель зеленеет
«Зимнее утро»
блеск снега иней (светло-голубой)
лес чернеет лед (темно-голубой)
Абай
В белой шубе темно-серый (сумрачных туч)
«В белой шубе плечист…»
седой светло-серый (туман)
розовый (румян) серебристый
Ребята демонстрируют иллюстрации к стихотворению и объясняют выбор красок: к стихотворению Пушкина- голубые, серебристые, переливающиеся краски (от светло-голубого до сиреневого), черные и зеленые; к стихотворению Абая – белые, серебристые фиолетово-серые (промозглый туман) и серо-черные (обложено небо нашествием туч…)
- Вторая группа работала по теме Весна.
Вначале они представили картину И.И. Шишкина «Раннее утро».
Природа не нуждается в приукрашивании. Отсюда простота этого художественного полотна. Ребята указывают на сходство этого пейзажа с родной природой Северного Казахстана. То же небо, те же желтые облака, камыш у речки Ишим. Время года – поздняя весна. Трава кажется шелковистой, деревья покрылись яркой зеленой листвой.
От знакомства с картиной переходим к чтению и анализу подобранных стихотворений, иллюстрированию.
Аналогичную работу проделали третья и четвертая группа.
- Заключительное слово учителя
Содружество искусств и содружество ребят помогло нам сегодня еще раз поближе познакомится с великими людьми XIX и XX столетия, получше узнать значение слова пейзаж; сравнивая, самостоятельно делать выводы и умозаключения.
Казахстан и Русь, как две вершины
Одной горы, над миром вознеслись,
Воспетые в легендах и былинах
Поэтами своей родной земли.
Звучат стихи могучего Абая
И Пушкина пророческий призыв,
Чтоб народы, как семья большая,
«Соединились, распри позабыв».
Вечная дружба, единство и братство
На просторах моей страны, -
Как самое заветное богатство,
Молодому поколению вручены.
Анатолий Павлович Яшин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Интегрированный урок (русский язык+литература)
Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей....
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...
Презентация к интегрированному уроку русский язык, литература, биология 5-6 класс
Интегрированный урок русского языка, литературы и биологии в 5-6 классах...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка, литературы, информатики в 7 классе по теме «Деепричастный оборот или нужны ли деепричастия в поэзии?»
Данный урок является уроком закрепления знаний о деепричастном обороте. Учащиеся на протяжении всего уроказакрепляют умения находить деепричастия, графически обозначать деепричастный оборот, стр...