Урок-путешествие
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок развития речи. Обучение сочинению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.odt | 22.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5 классе. Обучение сочинению.
Урок-путешествие.
Цель урока: Показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний.
Обогатить речь школьников глаголами различных лексико-семантических
групп, в частности глаголами движения, речи, чувств, звучания.
Прививать любовь к живописи, музыке, воспитывать бережное
отношение к природе.
Оборудование: проектор, раздаточный материал, аудио, сочинения учащихся, плакат
«Напутствие М. Пришвина».
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Сообщение целей и задач урока.
2. Вступительное слово учителя.
- Предлагаю отправиться в вооображаемое путешествие, в котором мы должны
сделать привал на трех станциях:
- «Луговая»;
- «Лесная поляна»;
- «Лесная речка».
- Почему я так назвала наши станции?
(по репродукциям — через проектор показаны репродукции картин)
- Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, обратимся к словам-напутствиям
М. Пришвина:
«Обычно вы входите в лес и начинаете греметь барабаном: бум-бум! Кричите, шумите, и от вас все птицы и звери шарахаются и убегают. А вам надо весь этот мир настроить к себе дружественно, доверчиво. Вы должны быть тихи и скромны. Тогда вы услышите шорохи леса, познаете его тайны, Лес раскроет вам глубины своих сокровищ, красоту мира, шире откроет вам двери в наш большой мир жизни».
- Почему с таким напутствием обращается к нам М.М.Пришвин?
Вот сегодня мы и попытаемся выяснить: умеем ли мы слушать природу.
Итак, отправляемся в путешествие.
3. Путешествие.
Станция «Луговая».
Вопрос классу: Что можно услышать на лугу?
- Голоса птиц; звуки, издаваемые насекомыми.
Проверка домашнего задания.
Назвать глаголы, передающие голоса птиц, звуки ,
издаваемые насекомыми, голос травы
- Пчелы жужжат, комары пищат, звенят; кузнечики трещат; ласточки щебечут;
синицы тенькают; сороки трещат и т.д.
Травы шепчутся, шелестят и т.д.
Слушание музыки.
«Жаворонок».
Вопросы классу. 1. Какие звуки вы услышали в музыке?
- А при помощи каких глаголов можно передать восприятие звуков?
- Слышатся, доносятся, раздаются, замирают и т.д.
Станция «Лесная поляна».
Анализ текста.
Задание. 1. Какие глаголы, по-вашему, точнее и выразительнее передают звуки
леса?
- Люблю, когда лес шумит, особенно летом, Иду и слушаю, о чем деревья
переговариваются. Ведь это целый лесной разговор. Его понимать надо.
Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. Это значит -
погожий день устоялся. Иди смело, куда задумал. А то в другой раз как загудят,
заволнуются, ну жди ненастья, грозы. Им-то сверху видней, что на небе
делается, еще издали тучку увидят и начнут друг другу весть подавать.
А самые старые заохают и застонут, будто страшно им, что не выдержат,
сломает их ветер. Зато, как пройдет гроза, выглянет солнышко, тут уж по лесу
такой радостный разговор пойдет, прямо заслушаешься.
- (Г. Скребицкий)
- К какому стилю речи отнесем этот текст?
Проверка домашнего задания.
1. Назвать глаголы, передающие голоса деревьев.
- Березы шепчут; осины лепечут; сосны гудят, стонут и т.д.
2. Написать сочинение-миниатюру.
- (читаем)
Станция «Лесная речка».
Слушание музыки «Рассвет на Москве-реке».
Задание. Перенесите звуки музыки на репродукцию с картины «Лесная речка».
Анализ текста.
- Из-под камня течет родник. Он превращается в ручеек, который весело
бежит на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно
скатывается вниз. По склону горы он льется дальше. Несколько таких ручейков
сливается в один большой ручей, и он спокойно течет по равнине, А вот он с шумом
низвергается в пропасть.
(К. Паустовский)
Вопросы классу. 1. Какие глаголы более точно передают движение ручейка?
2. Определите стиль текста.
- К какому типу речи относится данный текст?
- Слово учителя.
- Вот и подошло к концу наше путешествие в природу, Мы слушали с вами звуки леса, луга,музыку. А сейчас перед вами стоит задача:
- написать сочинение на одну из тем: «Звуки летнего леса», «Лес проснулся»,
«На берегу лесной речки».
5. Самостоятельная работа.
- (работаем над сочинением на черновиках)
6. Домашнее задание.
- Дописать сочинение.
7. Подведение итогов. Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...