Элективный курс "Риторика"
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме

Катчиева Лилия Микояновна

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов в рамках реализации предпрофильной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_ritorika.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет языком, как и насколько эффективно пользуется этим богатством, - очень важная и актуальная задача.

Либерализация современной речи, её очевидный демократизм оказывают существенное влияние на оценку речевого поведения. Свобода и раскрепощённость языка влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариантности и т.д.

     Речевая неряшливость, приверженность штампам, стремление прикрыть банальность мысли «престижными» словами обнаруживаются в многочисленных высказываниях, звучащих по радио и с экранов телевизором. Многие передачи, прежде всего адресованные молодёжи, расшатывают представления о допустимом и недопустимом в публичной речи.

     Цель   элективного курса - ознакомить учащихся с одной из древнейших филологических наук; способствовать повышению уровня культуры владения современным русским литературным языком.

     Наряду с вооружением учащихся запасом новых знаний и умений, курс предлагает следующие перспективы:

возбуждение интереса к проблемам речи, общения, воздействия средствами речи;

интереса к наукам, предметом которых служит общение, речь, текст;

готовность продолжать изучение литературы по риторике;

способность по-новому, т.е. с точки зрения риторической системы, видеть, осознавать, использовать ранее полученные умения в области устной и письменной речи.

          Работа предполагается по пяти основным направлениям:

     1. Теоретический материал с элементами истории: усвоение понятий и терминов риторики и смежных наук, ряда закономерных связей, структур, моделей и т.п. Это основа курса.

      2. Чтение, аудирование и риторический анализ классических образцов и отрывков из современной практики ораторов.

      3. Изучение практических средств риторики: правил, приёмов, моделей, фигур, типов речи, видов связи, тропов, дикции и т.д.

      4. Создание собственных текстов учащимся, т.е. конструирование текстов, диалогов устных речей и письменных сочинений с обязательным использованием заданных преподавателем средств.

     5. Свободное творчество учащихся (рассказы, стихи, сочинения, учебно-исследовательские работы и т.д.)

Завершается курс зачётом, состоящим из  двух частей: первая - устная речь; вторая - письменный отчёт.

Учебно-тематический план

Название темы

Количество часов

Форма контроля

Образовательный продукт

всего

лекц.

практ.

1.

Введение. Предмет и цели риторики. Краткая история риторики.

1

0,5

0,25

Тест

«Оцените себя»

(прил. 1).

2.

Инвенция: выбор темы; сбор материала и его накопление; систематизация.

5

2

3

3.

Диспозиция (расположение материала): типология и композиция речевых произведений.

8

4

4

Написание письма

4.

Элокуция

(выражение мысли в слове):

коммуникативные качества речи.

10

6

4

Творческие работы

5.

Акцио (устное исполнение речи): вербальные и невербальные средства общения.

6

2

4

Тест «Что говорят вам мимика и жесты» (прил. 4)

Учебные выступления

(прил.5).

6.

Речевой этикет и риторика

2

1

1

УИР:

особенности

национального

речевого

этикета.

7.

Занятия

2

2

Зачёт

Творческие отчёты.

Итого:

34

16

18

Содержание программы

     Тема №1. Введение (1ч). Предмет и цели риторики. Риторика в Древней Греции и в Риме. Место риторики в европейской культуре. Традиции древнерусского красноречия. Первые книги по риторике в России. Труды В.М.Ломоносова по риторике. Кризис риторики. Возрождение риторики во второй половине XX в.

     Тема №2. Инвенция (5ч). Выбор темы. Деление тем на широкие и узкие. Микротема. Авторская позиция: осознание своей позиции цели выступления. Сбор материала, его источники и накопления, систематизация и распределение. Требования к содержанию предстоящего сочинения, оценка содержания.

     Тема №3. Диспозиция (расположение материала) (8ч). Зависимость расположения от вида речевого произведения, от жанра устного или письменного выступления.

Типология речевых произведений: повествование, описание, рассуждение.

Назначение планов и их виды. Понятие о композиции. Работа над композицией различных произведений: повествований, описаний, рассуждений.

Построение некоторых видов речей и сочинений: полемика, отчёт, лекция, письмо.

     Тема №4. Элокуция (выражение мысли в слове) (10ч). Понятие хорошей речи. Коммуникативные качества речи: содержательность, правильность, логичность, ясность, выразительность, целесообразность, точность и чистота.

Риторика и стиль. Функциональные стили русского языка.

Выбор языковых средств: синонимов, антонимов, паронимов, устаревших слов, иноязычной лексики, канцеляризмов; выбор грамматических средств.

Тропы: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, олицетворение, ирония, гипербола, литота, каламбур.

Риторические, или стилистические, фигуры: анафора, зевгма, эллипсис, повтор, параллелизм, многосоюзие, бессоюзие и др.

     Тема №5. Акцио (устное исполнение речи) (6ч). Знание аудитории. Внешность, манеры, поза, мимика оратора. Жесты: механические, ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические.

Дыхание и голос. Речевой аппарат. Темп речи. Особенности звучащей речи. Интонация - отличительный признак устной речи. Типы интонаций. Дикция.

Тема №6. Речевой этикет и риторика (2ч). Речевой этикет как социальное явление. Назначение речевого этикета. Обращение в русском речевом этикете. Интернациональное и национальное в речевом этикете.

Тема №7. Итоговое занятие (2ч). Подведение итогов. Сдача зачёта.

Список литературы для учителя

1.  Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. - М.: Просвещение, 1978. - 256с.

2.  Бельчиков Ю.А. Стилистика и культура речи. - М.: УРАО, 2000. - 160с.

3.  Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2000. - 448с.

4.  Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону; Феникс, 2001. - 288с.

5.  Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Айрис-пресс, 1997. - 448с.

6.  Клюев Е.В. Риторика. - М.: ПРЧОР, 1999. - 272с.

7.  Кузнецов И.Н. Риторика. - Минск: Амалфея, 2000. - 464с.

8.  Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. - М.: Просвещение, 1995. - 224с.

9.  Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1999. - 208с.

10.Русская риторика: хрестоматия/Автор-составитель Л.К.Граудина. - М.:

Просвещение, 1996.-559с.

 11.Русский язык и культура речи./Под ред. В.Д. Черняк. - СПБ: САГА; М.:Форум, 2005. - 368с.

12.Сергеев Ф.П. О культуре русской речи. - Волгоград: Учитель, 1999. - 158с. 13.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. - М.: Высшая

школа, 1989.-159с.

 14. Школа этикета/Составитель Л.С.Лихачёва - Екатеринбург: Сред.-Урал. кн.

изд-во, 1995-448с.

Список литературы для учащихся

1.  Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие. 8-11 кл., - М., 1994.

2.  Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие. 10-11 кл., - М., 1996.

3.  Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие. 5-7 кл., - М.,1995.

4.  Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие. 8-9 кл., - М., 1995.

5.  Смелкова З.С. Азбука общения. - Самара, 1994.

Приложение 1

Тест «Оцени себя»

Как вы бы поступили бы в той или иной ситуации? Каждый ответ оценивается определённым количеством очков, в зависимости вы сможете определить свой характер...

1. В день рождения вы получили подарок - вазу для цветов. Она вам не нравится. Что вы сделаете?

•    а) подарите другому - 2;

•   б) дадите понять гостю, принесшему подарок, что он мог бы выбрать и получше - 6;

•   в) уберёте подальше, чтобы не видеть - 10.

2. Почтальон по ошибке опустил в ваш ящик открытку с адресом соседа. Как вы поступите?

•   а) прочтёте открытку и лишь после этого отдадите адресату - 6;

•    б) сразу же опустите в ящик соседа - 10;

•   в) выбросите как ненужную - 2.

3. Вам предложили работу - малоинтересную, но хорошо оплачиваемую. Примите ли вы предложение?

•    а) нет, вы продолжаете поиск, считая, что это не самый лучший вариант -Ю;

•    б) соглашаетесь, но убеждены, что могли бы рассчитывать на  большее -2;

•   в) соглашаетесь, не раздумывая - 6.

4. В компании рассказывают случай, который вам уже известен.

•    а) вновь внимательно выслушиваете его - 10;

•   б) сделаете ироническое замечание: «А, это мы давно знаем...» - 6;

•   в) прервёте рассказ и начнёте рассказывать сами - 2.

5. Случайно вы нашли способ, как разговаривать телефону-автомату без

монеты. Что вы сделаете?

•   а) сообщите на телефонную станцию - 10;

•    б) сохраните это в тайне - 2;

•   в) расскажите близким приятелям - 6.

6. В парке мальчишки мучают птичку с перебитым крылом. Как вы прореагируете на это?

•   а) прогоните мальчишек - 6;

•   б) постараетесь помочь птице - 10;

•   в) не обращая внимания, продолжите путь - 2.

Приложение 2

Темы, рекомендуемые для учебных выступлений

Я

1.  Кем быть - или каким быть?

2.  Комплекс неполноценности. Как с ним бороться?

3.  Красота спасёт мир?

4.  Если хочешь быть счастливым - будь им! (Козьма Прутков).

5.  И придёт ко мне любовь.

Семья

1.  Проблема «отцов» и «детей» сегодня.

2.  семейные традиции.

3.  «Мой дом - моя крепость».

4.  Великие люди о своих предках.

5.  Семейный бюджет.

Жизнь выдающихся людей

1.  Мой любимый писатель.

2.  Мир глазами художника.

3.  Трагедия Жанны д'Арк.

4.  Лев Толстой.

5.  Полководец Г.Жуков.

Исчезнувшие цивилизации

1.  Шумеры.

2.  Ацтеки.

3.  Инки.

4.  Персы.

5.  Скифы.

Закон

1.  «Домострой».

2.  Законы Хамураппи: можно ли их применить сейчас?

3.  Преступление и наказание.

4.  Права и обязанности людей.

Образование и наука

1.  Главный предмет школьного преподавания.

2.  Рентабельность образования.

3.  Школа вчера, сегодня, завтра.

4.  Гуманитарные науки.

5.  Что такое развивающее обучение?

По странам и континентам

1.  Великие географические открытия.

2.  Восхождение на Фудзияму.

3.  Путешествие из Петербурга в Москву сегодня.

4.  Город на воде.

5.  Путешествия Н.Рериха (Монголия, Тибет).

История

1.  Личность Александра Македонского.

2.  Почему пал Рим?

3.  Варфоломеевская ночь.

4.  Крещение Руси.

5.  Наполеон в России.

Искусство

1.  Мифы народов мира (по выбору).

2.  Театр Древней Греции.

3.  Книга, открывшая мне мир.

4.  Бетховен.

5.  Телевидение и искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Основы православной культуры"

Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...