Элективный курс "Основы православной культуры"
элективный курс по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_elektivnogo_kursa.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2»
Программа элективного курса
«Основы православной культуры»
Составитель: учитель начальных классов МОУ СОШ№2 Колесникова С. Н.
С. Целинное, 2009 г.
Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Анализ ситуации в России за прошедшие годы показал:
- Нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание практичности и рационализма.
В результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде.
В качестве дидактической формы необходимой духовно- нравственной коррекции (в пределах возможностей школьного обучения) предлагаю ввести элективный курс « Основы православной культуры», который противопоставит моральным антиценностям современного общества традиционные ценности российской культуры. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Попытки создать некую новую культуру не приводят и не могут привести к успеху, о чем убедительно свидетельствует история. Именно традиционные ценности российской культуры могут явиться основой духовно-нравственного оздоровления (воспитания, перевоспитания) современного школьника.
Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных со здоровым образом жизни, с нормами человеческого общежития, обретением внутренней гармонии через культуру православия. Также программа поможет в изучении школьных исторических дисциплин, литературы, мировой художественной культуры и искусства. Курс рассчитан на 17 часов.
Цель элективного курса – сохранение духовно-нравственного здоровья, через приобщение к культуре православия
Основные задачи:
- раскрытие и углубление понятий о здоровье (духовном, психическом, телесном) как одной из главных ценностей жизни;
- развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали;
- развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.
- развитие умения рефлексировать.
Основной особенностью элективного курса является его культурологическая направленность. Устанавливаются межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, русская литература, обществознание, мировая художественная культура.
Основные содержательные компоненты курса
« Основы православной культуры»:
1. Православная культура как опыт эмоционально-ценностного отношения. Этот компонент отражает нравственно - эстетические, ценностные критерии православия на культурологическом уровне и позволяет решать следующие задачи:
-Православная культура отношения человека к Богу (задачи духовного воспитания);
-Православная культура отношений к обществу (задачи социального воспитания);
-Православная культура отношения к людям, себе и миру вещей (задачи нравственного воспитания);
-Православная культура отношения человека к миру природы (задачи эстетического и экологического воспитания).
2. Православная культура как творческий процесс и его результат (творцы и объекты православной культуры).
Данное направление предполагает необходимость развития личности ребенка:
- Ассоциативно – образного мышления, появляющегося, прежде всего в способности видеть систему Божьего замысла (Промысла Божьего), отраженного в традициях и ценностях народной жизни.
- Способности создавать на основе развитого эстетического восприятия и понимания особенностей православного мировосприятия образцы собственного элементарного творчества (поделки, роспись, стихосложение, игра на музыкальных инструментах), а также воспринимать их в произведениях православного искусства. Это позволит установить связь между традициями православного искусства и возможностями их применения в жизни современного школьника.
3. Православная культура как система средств выражения.
Этот содержательный компонент программы, обеспечивающий возможность освоения средств выражения (язык богословия, православного искусства, церковно-славянский язык).
Содержание курса углубляет познание личных связей ребенка с православной культурой, устанавливает связь главных проблем православной культуры с современностью. Ведущими становятся проблемы смысла жизни в их религиозно философском осмыслении.
Программа ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные ценности (а также ценностной традицией для истории России является православная культура). Являясь предметом духовно-нравственной и эстетической направленности, она дает возможность познакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества.
Без духовности и нравственности невозможной становится основная задача образования - приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Здоровье ребенка определяется биологическими предпосылками, социальными условиями и взаимодействием с окружающим миром. Эмоциональное, психическое здоровье обеспечивает физическое здоровье.
Правильная забота о своем духовном, психическом и телесном здоровье способствует совершенствованию человека, его миропонимания и мироотношении:
- к его собственной жизни: человек воспринимает жизнь как подарок Бога, как ценность, дорожит каждым мгновением жизни;
- к самому себе: определяя свою позицию на земле, принимая себя таким, каков ты есть на самом деле. Человек стремиться к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию;
- к окружающему миру, которое выражается в понимании того, что ты являешься частью огромного мира, взаимодействие с которым необходимо строить на основе любви, доброты, и гармонии;
- к своей любви к Богу как творцу мира. К своим ближним и близким людям на основе основополагающего жизненного принципа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»;
- к своим негативным помыслам, стереотипам поведения, обидам и страхам как греховному отпущению через внутреннее осознание их и собственное самоочищение души от их негативов, которые они у человека создали, с целью обретения внутренней гармонии души и тела.
Занятия по программе могут быть только лично- ориентированными. Это реализуется в форме диалога, при этом используются эвристические и проблемные методы обучения
В программе используются: теоретические, практические занятия, беседы, экскурсии, лекции, тестирование, анкетирование, предполагается использование ИКТ.
Широко привлекаются наглядные материалы: книги, картины, иконы, слайды, видео, аудио записи, фотографии.
Планируемые результаты
- Знакомство с традиционными ценностями российской культуры.
(богословие, искусство живописи, архитектуры, музыки, литературы)
-Формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе; стремление к самосовершенствованию.
- Приобщение к здоровому образу жизни.
И еще результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Содержание курса
Введение (1час) Знакомство с целями и задачами курса.
Тема 1. Что мы знаем о православной религии? (3 часа) Роль православия в жизни российского общества. Возникновение христианства и Православной Церкви. Истоки и традиции православного вероучения. Источники знаний о Боге. Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси. Осторожно, секта!
Тема 2. Священное писание (3 часа) О Библии. Сюжеты Ветхого Завета. Ветхозаветные пророки. Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа. Евангельские события после воскресения Христа.
Тема 3. Храм – дом Божий (3 часа) Откуда взят образ храма. Древнее культовое зодчество на Руси. Внутреннее устроение храма. Святыни – храмы православного мира. Храмы Московского Кремля.
Тема 4. Религиозное искусство (3 часа) Религиозная тематика в искусстве. Церковное искусство. Иконопись на Руси. Чудотворные иконы Божией Матери. Монументальная живопись в православном храме. Символы православного искусства.
Тема 5. Агиография (3 часа) Жития святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадского.
Итоговый урок. (1 час)
Оценка знаний Достижение учащимися планируемых результатов выявляется в следующих формах: Защита проектов, эссе, докладов, создание слайд – фильмов, участие в круглых столах, конференциях.
Литература А.В.Бородина Основы православной культуры. М. , 2003 Г.А. Воронина Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М., 2006 Л. Л. Шевченко Методическое пособие для учителя. М., 2004 Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры. М., 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. (урок № 2 подготовлен по модулю «Православная культура» для 4 классов; учебник А. Кураева «Просвещение», 2012 год)
Цели и задачи:1. Познакомить учащихся с сущностью материальной и духовной культуры; показать взаимосвязь культуры и религии, дать представления о понятии «православ...
Программа элективного курса "Основы православной культуры" (для 10-11 классов)
Данная рабочая программа элективного курса «Основы православной культуры» для 10-11 классов разработана на основе авторской Программы курса «Основы православной культуры» для старшей школы (10-11 клас...
Терскова С.А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе // Уклад православной семьи. В помощь учителю основ православной культуры и обществознания. – Краснодар: КМКОЦ, 2009. – С. 11-15.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе...
Результаты общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры "Русский мир в православной культуре"
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллапри поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Отдела религ...
. Терскова С. А. Семья и брак в православной культуре. Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе. // Основы православной культуры в школе. – 2015 - № 4. – с. 27-29.
Методическая разработка цикла уроков по обществознанию в 10-м классе....
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...
Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса ФГОС к Программе Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 9 год обучения.
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...