Развитие речи 2 класс "Насекомые. Жук. Бабочка"
план-конспект урока по русскому языку по теме

Ильина Роза Васильевна

На этом уроке учащиеся знакомятся с майским жуком и бабочкой-капустницей и учатся отличать их от других насекомых на основе беседы, составления рассказа и работы над загадками. Дети читают стихи о насекомых и выполняют различные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_r_2_kl_nasekomye.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Насекомые. Жук. Бабочка.

Задачи: уточнить и расширить знания учащихся об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; познакомить с майским жуком и бабочкой-капустницей, учить отличать их от других насекомых; активизировать память и внимание, развивать мыслительные операции; формировать интерес к познанию окружающего.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

Вводно-мотивационный этап.

Эмоциональный настрой:

Добрый день!

    Солнцу и птицам

    Добрый день!

    Улыбчивым лицам!

- Посмотрите друг на друга и глазками пожелайте успехов на  сегодняшний урок.

Постановка задачи:

Учитель: Кто любит разговаривать?

Дети: Мы любим разговаривать!

Учитель: Тот должен выговаривать…

Дети: Мы будем выговаривать!

Учитель: Всё правильно и внятно!

Дети: Всё правильно и внятно!

Учитель: Чтоб было всем понятно.

Дети: Чтоб было всем понятно!

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие из школы на поляну. На чем поедем?

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Веселые соседи,

Хорошие друзья,

Тра-та-та (2 р.)

Мы везем с собой ……(дети называют свои имена)

– Вот мы и выехали из школы. Что вы видите? (Экологический букварь: трава, цветы, насекомые.)

- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, кого автор увидел в лесу.

Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг -

Ты многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук. 

Порхает легкий мотылек; 

Пьет хоботком душистый сок

И собирает мед пчела...

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись:

Волшебную увидишь жизнь!

- Кого автор увидел в лесу?

- Как одним словом можно назвать эту группу животных?

- Кто назовет тему нашего урока? (Мы будем говорить о насекомых.)

- Верно. Мы познакомимся с двумя интересными насекомыми, но какими – узнаете чуть позже.

III. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

- Каких вы знаете насекомых?

- Мы знаем, что насекомые бывают разные и по-разному они передвигаются. Как они передвигаются? ( Ползают, летают, прыгают.)

- Чем питаются насекомые? (Листьями, корой, другими животными.)

Жуки, которые питаются листьями, называются листоедами.

Жуки, которые питаются корой, называются короедами.

Жуки, которые питаются другими животными, называются хищными.

- Куда они прячутся зимой?

- А сейчас отгадайте загадки и вы узнаете, о каких насекомых мы будем  говорить на уроке.

Не жужжу, когда сижу,

                             Не жужжу, когда хожу.

                             Если ж в воздухе кружусь,

                             То уж вволю нажужжусь.

О ком эта загадка? (О жуке.)

Давайте сейчас мы с вами хором скажем :

                  Жук летает над лужком.

                  Он устал ходить пешком.

Кто из вас видел жука? Какого он размера? Покажите.

Кто скажет, сколько лапок у жука? Покажите на пальчиках.

-  Верно. А сегодня на уроке вы познакомитесь с майским жуком.

( Показ картинки майского жука)

Рассмотрите и опишите внешний вид майского жука.

Покажите части тела жука. (Голова, грудь, брюшко.)

Откуда отходят ножки? (От груди.)

Чем покрыто тело жука? (Тело жука покрыто прочным покровом.)

Что на голове? (Глаза, усики, ротовой аппарат.)

Как передвигается жук? (Летает.)

С помощью чего летает жук? (С помощью крыльев.)

Покажите крылья. (Дети показывают надкрылья.)

Это надкрылья. А настоящие крылья у жука спрятаны под ними. Когда видны крылья? (Крылья видны в полете.)

Обобщение результатов рассматривания жука.

Итак, кто это? (Майский жук.)

Да, его назвали так потому, что именно в мае появляются эти жуки и их особенно много вечерами. Они летают низко над землей и жужжат.

Сколько частей тела можно выделить у жука и как они называются? (Голова, грудь, брюшко.)

Что находится на голове жука? (Усики, глаза, ротовой аппарат.)

Что прикреплено к груди жука? (Ножки, крылья (со спинной стороны).)

Сколько пар ножек? (У жука три пары ножек.)

Физкультминутка

Я нашла себе жука                            Дети вытягивают руки вперед, как бы

На большой ромашке.                      показывая жука.

Не хочу держать в руках –               Изображают, как кладут что-то в

Пусть лежит в кармашке.                 карман.

Ой, упал, упал мой жук,                   Нагибаются.

Нос испачкал пылью.

Улетел мой майский жук,                Машут руками.

Зажужжали крылья.

Задание: подобрать подходящие слова-действия к слову жук.

                  летает

                  ходит

жук           жужжит

                  ползает

                  прыгает

- Какие слова не относятся к жуку?

- А какое насекомое прыгает? (Кузнечик.)

- А про кузнечика мы знаем песенку.

Исполнение песни «В траве сидел кузнечик» с движениями:

первый куплет – руки на пояс, лёгкие приседания;

второй куплет – руки на пояс, повороты в стороны;

третий куплет – руки на живот, в стороны;

четвёртый куплет – плечи вверх, вниз.

1. В траве сидел кузнечик (2 р.)

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

2. Он ел одну лишь травку (2р.)

Не трогал он козявку

И с мухами дружил.

3. Но вот пришла лягушка,    

Прожорливое брюшко,  (2 р.)

И съела кузнеца.

Представьте себе (2 р.)

И съела кузнеца.

4. Не думал, не гадал он (2 р.)

Никак не ожидал он

Такого вот конца.

Стихотворение про майского жука

ЖЖЖиво дайте мне посадку!
Глохнет с голоду мотор.
Майский
 жук, минуя грядку,
Держит путь через забор.
Вот желанная берёза-
Здесь его аэродром.
Сел. Мелькнула спинки бронза.
- Сколько вкусного кругом!
Ну, заправлюсь, так заправлюсь!
Съем-ка листик. Лучше - пять.
Да - обжора! Каюсь, каюсь.
Но ведь мне всю ночь летать!
Долго он жевал. Усердно.
От еды совсем обмяк.
Много есть бывает вредно.
Жук объелся , с ветки - шмяк!

Работа с наложенными картинками

- Каких животных вы видите на рисунке и сколько их? Назовите.

- Каких насекомых видите и сколько их? Назовите.

 - Слушайте следующую загадку:

В ярком платье модница –

Полетать охотница,

От цветка к цветку порхает,

Утомится - отдыхает.

Кто это? (Бабочка.) Что делает бабочка?

С помощью чего бабочка летает?

Рассматривание картинки бабочки капустницы

- Бабочки бывают разные. Сегодня мы с вами будем говорить о бабочке капустнице.

Назовите и покажите части тела бабочки. (Голова, грудь, брюшко.)

Что делает бабочка? (Летает, порхает.)

С помощью чего летает бабочка? (С помощью крыльев.)

Куда прикрепляются крылья? (К груди, со спинной стороны.)

Сколько пар крыльев у бабочки? (Две.)

Что находится на голове у бабочки? (Усики, глаза, ротовой аппарат.)

Рассказ учителя.

-        У бабочки две пары крыльев, покрытых разноцветными
мелкими чешуйками, образующими различные узоры. Тело бабочки тоже покрыто чешуйками и волосками. У этих насекомых короткие усики и большие глаза. Спирально свернутый прозрачный хоботок - рот. Когда бабочка пьет капельки нектара, хоботок разворачивается, а потом опять сворачивается спиралью. Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят пользу. Перелетая с цветка па цветок в поисках нектара,
бабочки попутно опыляют растения. Вред же приносят не бабочки, а их детеныши - гусеницы, которые поедают листья и стебли растений, сочные плоды.

Обобщение результатов рассматривания бабочки капустницы

- Кто  это?

- Сколько частей тела у нее можно выделить и как они называются? (Голова, грудь, брюшко.)

Что находится на голове у бабочки? (Усики, глаза, спиральный хоботок - рот.)

Что прикреплено к груди бабочки? (Крылья, ножки.)

Сколько пар ножек у бабочки? (Три пары ножек.)

Стихотворение про бабочку капустницу

Я бабочку капустницу ладошкою накрою.
Я белую капустницу возьму домой с собою.
Я посажу капустницу на мягкий лист герани.
Капустница хорошая, побудь немного с нами!
Я расскажу капустнице про то, как мы живем.
А, может быть, капустнице мы песенку споём.
Потом варенья вкусного капустнице я дам.
Захочет - ложку полную, захочет- килограмм.
Но улетела бабочка, её я не поймал!
Лети, моя капустница.
Я просто помечтал.

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется –

Бабочка кружит  и вьется.

- Посмотрите на доску и скажите, что есть общего в строении насекомых. (У насекомых три отдела тела, три пары ног, есть крылья. Ноги прикрепляются к груди.)

- Достаньте содержимое конвертов, лежащих у вас на партах. Сложите из осколков картинки.

- Какую картинку вы сложили? Кто получился?

Программированные задания

Насекомые – это (бабочка, синица, стрекоза, дятел, муравей, жук, воробей.)

Тело насекомых покрыто (чешуйками и волосками, перьями.)

У всех насекомых есть (клюв, голова, крылья, грудь, лапы, брюшко, хвост, туловище.)

Насекомые приносят вред, (потому что поедают растения, потому что поедают птиц.)

Насекомые принося пользу, (потому что они опыляют растения, кусают людей.)

Просмотр мультфильма о насекомых 

Подведение итогов, выставление оценок

- Кто это? (Бабочка. Жук.)

- У кого детеныши – гусеницы? (У бабочки.)

- Кому нравится летать в майский вечер? (Майскому жуку.)

- Кого вы описывали сегодня на уроке? (Бабочку. Жука.)

- Мы любуемся кем? (Бабочкой. Жуком.)

- О ком говорили на уроке? (О бабочке. О жуке.)

Домашнее задание: нарисовать жука или бабочку.

- Молодцы, очень хорошо поработали, а теперь пора возвращаться в школу.  

Мы едем, едем, едем,

В далекие края,

Веселые соседи,

Хорошие друзья.

Насекомые – это (бабочка, синица, стрекоза, дятел, муравей, жук, воробей.)

Тело насекомых покрыто (чешуйками и волосками, перьями.)

У всех насекомых есть (клюв, голова, крылья, грудь, лапы, брюшко, хвост, туловище.)

Насекомые приносят вред, (потому что поедают растения, потому что поедают птиц.)

Насекомые принося пользу, (потому что они опыляют растения, кусают людей.)

Насекомые – это (бабочка, синица, стрекоза, дятел, муравей, жук, воробей.)

Тело насекомых покрыто (чешуйками и волосками, перьями.)

У всех насекомых есть (клюв, голова, крылья, грудь, лапы, брюшко, хвост, туловище.)

Насекомые приносят вред, (потому что поедают растения, потому что поедают птиц.)

Насекомые принося пользу, (потому что они опыляют растения, кусают людей.)

Насекомые – это (бабочка, синица, стрекоза, дятел, муравей, жук, воробей.)

Тело насекомых покрыто (чешуйками и волосками, перьями.)

У всех насекомых есть (клюв, голова, крылья, грудь, лапы, брюшко, хвост, туловище.)

Насекомые приносят вред, (потому что поедают растения, потому что поедают птиц.)

Насекомые принося пользу, (потому что они опыляют растения, кусают людей.)

Насекомые – это (бабочка, синица, стрекоза, дятел, муравей, жук, воробей.)

Тело насекомых покрыто (чешуйками и волосками, перьями.)

У всех насекомых есть (клюв, голова, крылья, грудь, лапы, брюшко, хвост, туловище.)

Насекомые приносят вред, (потому что поедают растения, потому что поедают птиц.)

Насекомые принося пользу, (потому что они опыляют растения, кусают людей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Использование изодеятельности на уроках письма и развития речи, чтения и развития речи.

Интеграция изобразительного искусства с уроками  письма и развития речи, чтения и развития речи, использование живописных произведений, помогают детям создавать свои яркие художестве...