Урок русского языка в 5 классе на тему: "Обобщение и закрепление членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Мухаметзянова Рамзия Зуфаровна

Урок- сказка по обобщению и закреплению главных и второстепенных членов предложения. Все примеры взяты из сказок, попутно повторяются все изученные орфограммы и все виды разборов: фонетический, разбор слова по составу, морфологический и синтаксический.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение и закрепление членов предложения.

Цели: 1. Актуализировать знания по главным и второстепенным членам предложения.

            2. Научить определять члены предложения, ставить вопросы, обозначать, какой частью речи выражены.

Ход урока:

Орг.момент.

-В некотором царстве, в некотором государстве «Члены предложения» жили – были царь с царицею «Сказуемое» и «Подлежащее». И было у них три самых главных помощника – «Дополнение», «Определение» и «Обстоятельство». Жили они очень дружно. Но однажды налетел злой волшебник и заколдовал – сделал незаметными все члены предложения. И сегодня на уроке мы должны им помочь, спасти их, освободить от волшебства. Итак, отправимся в путь.

    2. Актуализация прежних знаний.

- Чтобы вспомнить все о членах предложения, не побояться трудностей, мы выполним тестовые задания и вооружимся знаниями до зубов.

       (выполнение тестовых заданий, проверка, анализ на месте)

    3. Основной момент.

-А теперь мы смело можем отправиться в царство членов предложения. И нас сразу же ожидает первое испытание – помочь царице, которую зовут Подлежащее.

(задания даются заранее в карточках)

Зад.1  Прочитайте предложения, вставьте пропущенные орфограммы, объясните. Подчеркните подлежащее, укажите, чем выражено.

Три д…вицы под окном

Пряли поз…но в…черком.

И тридцать вит…зей прекрасных

Чредой из вод выход…т ясных.

Входят семь б…гатырей.

(ученики работают в карточках:

         словосоч.

Три девицы под окном (дева – 1 орф.)

Пряли поздно вечерком. (опоздать – непр.согл., вечер – 1 орф.)

                словосоч.

И тридцать витязей прекрасных (витязь – 2орф.)

Чредой из вод выходят ясных. (гл. 2 спр.)

                        словосоч.

Входят семь б огатырей. ( 2 орф.)

-Молодцы! Подлежащее мы освободили (карточку  с подлежащим – на доску). Отправляемся дальше.

Зад. 2 Пользуясь толковым словарем учебника, письменно объясните значение слов тарантас, пороша.

(2 ученика работают на доске:

Тарантас – это дорожная четырехколесная повозка на длинных дрогах.

Пороша – это только что выпавший рыхлый снег.)

-Теперь подчеркните грамматические основы, объясните постановку тире.

(карточку со сказуемым – на доску)

-Молодцы! Мы немного устали, поэтому садимся на тарантас и, оставляя следы на пороше, едем спасать главных помощников царя. Чтобы по дороге не было скучно, делаем дыхательную гимнастику и повторяем нашу скороговорку.

(физкультминутка:

-Ребята! Вот дом, который построил Джек. А это?

Дети (делают глубокий вдох, на выдохе говорят):

-А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

-А это?

Дети: А это веселая птица – синица,

          Которая часто ворует пшеницу,

          Которая в темном чулане хранится

          В доме, который построил Джек.

-Молодцы! Выполняем задание №3. В этих предложениях потерялись слова. Вы найдите их и запишите, потом определите, каким членом предложения являются.

Зад.3  1. Там королевич мимоходом

                Пленяет (зад.2) грозного ________.

Колдун несет __________.

Там царь Кощей _________чахнет.

Царь _____________ (зад 2) простился,

В путь – дорогу снарядился.

(Ученики работают в карточках:

     1. Там королевич мимоходом

                Пленяет (зад.2) грозного  царя.

Колдун несет  богатыря.

Там царь Кощей  над златом чахнет.

Царь  с царицею (зад 2) простился,

В путь – дорогу снарядился.)

-Потерявшиеся слова – дополнения (карточку с дополнением – на доску)

Задание 2: плен/я/ет,  гроз/н/ого,  с цар/иц/ею

-Молодцы! Мы помогли Дополнению. А теперь работаем по картинкам. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное». С помощью какого члена предложения вы указали признаки изображенных предметов?

Зад.4 Составление словосочетаний по картинкам.

-Это были определения (карточку с определением – на доску)

Зад.5 Подчеркните обстоятельства, относящиеся к выделенным сказуемым. Поставьте вопросы.

 х куда?                                                                     х куда?  

Смотрит назад – руки не просунуть, смотрит направо – пни да колоды.

  х где?                                                                                                                                 х куда?

Находил он в садах много аленьких цветочков. После ужина она вошла в палату беломраморную.

               3

В палату  - сущ., н.ф. палата, 1 скл, ж.р., ед.ч., в.п., обстоят.

-Молодцы, ребята, вот мы и спасли, освободили всех главных жителей королевства (карточку с обстоятельством – на доску).

   4. Подведение итогов.

-А теперь подведем итог проделанной нами работе. Нашли упражнение 192, читаем задание.

(дети отвечают, учитель делает на доске схемы)

                                 Члены предложения

               Главные                                Второстепенные

подлежащее  сказуемое       дополнение    определение    обстоятельство    --Если  предложение состоит только из главных членов, оно называется нераспространенным, если предложение состоит из главных и второстепенных членов, оно называется распространенным.                         –А теперь выполняем следующее задание.                                                             Зад.6. Запишите предложение в тетрадь и сделайте разбор по членам предложения.                                                                                                       Долго по дремучим лесам пробирался Иван. (Ученики делают разбор по членам предложения и синтаксический разбор: Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное).                       5.Домашняя работа.                                                                                      Напишите небольшую сказку, распространяя данные предложения:       Жила-была девочка. Она пошла и заблудилась. Девочка увидела и испугалась. Старичок-лесовичок помог.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения

Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.

Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения)  Презентация може...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....