Урок русского языка в 5 классе на тему: "Обобщение и закрепление членов предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок- сказка по обобщению и закреплению главных и второстепенных членов предложения. Все примеры взяты из сказок, попутно повторяются все изученные орфограммы и все виды разборов: фонетический, разбор слова по составу, морфологический и синтаксический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Обобщение и закрепление членов предложения.
Цели: 1. Актуализировать знания по главным и второстепенным членам предложения.
2. Научить определять члены предложения, ставить вопросы, обозначать, какой частью речи выражены.
Ход урока:
Орг.момент.
-В некотором царстве, в некотором государстве «Члены предложения» жили – были царь с царицею «Сказуемое» и «Подлежащее». И было у них три самых главных помощника – «Дополнение», «Определение» и «Обстоятельство». Жили они очень дружно. Но однажды налетел злой волшебник и заколдовал – сделал незаметными все члены предложения. И сегодня на уроке мы должны им помочь, спасти их, освободить от волшебства. Итак, отправимся в путь.
2. Актуализация прежних знаний.
- Чтобы вспомнить все о членах предложения, не побояться трудностей, мы выполним тестовые задания и вооружимся знаниями до зубов.
(выполнение тестовых заданий, проверка, анализ на месте)
3. Основной момент.
-А теперь мы смело можем отправиться в царство членов предложения. И нас сразу же ожидает первое испытание – помочь царице, которую зовут Подлежащее.
(задания даются заранее в карточках)
Зад.1 Прочитайте предложения, вставьте пропущенные орфограммы, объясните. Подчеркните подлежащее, укажите, чем выражено.
Три д…вицы под окном
Пряли поз…но в…черком.
И тридцать вит…зей прекрасных
Чредой из вод выход…т ясных.
Входят семь б…гатырей.
(ученики работают в карточках:
словосоч.
Три девицы под окном (дева – 1 орф.)
Пряли поздно вечерком. (опоздать – непр.согл., вечер – 1 орф.)
словосоч.
И тридцать витязей прекрасных (витязь – 2орф.)
Чредой из вод выходят ясных. (гл. 2 спр.)
словосоч.
Входят семь б огатырей. ( 2 орф.)
-Молодцы! Подлежащее мы освободили (карточку с подлежащим – на доску). Отправляемся дальше.
Зад. 2 Пользуясь толковым словарем учебника, письменно объясните значение слов тарантас, пороша.
(2 ученика работают на доске:
Тарантас – это дорожная четырехколесная повозка на длинных дрогах.
Пороша – это только что выпавший рыхлый снег.)
-Теперь подчеркните грамматические основы, объясните постановку тире.
(карточку со сказуемым – на доску)
-Молодцы! Мы немного устали, поэтому садимся на тарантас и, оставляя следы на пороше, едем спасать главных помощников царя. Чтобы по дороге не было скучно, делаем дыхательную гимнастику и повторяем нашу скороговорку.
(физкультминутка:
-Ребята! Вот дом, который построил Джек. А это?
Дети (делают глубокий вдох, на выдохе говорят):
-А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
-А это?
Дети: А это веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
-Молодцы! Выполняем задание №3. В этих предложениях потерялись слова. Вы найдите их и запишите, потом определите, каким членом предложения являются.
Зад.3 1. Там королевич мимоходом
Пленяет (зад.2) грозного ________.
Колдун несет __________.
Там царь Кощей _________чахнет.
Царь _____________ (зад 2) простился,
В путь – дорогу снарядился.
(Ученики работают в карточках:
1. Там королевич мимоходом
Пленяет (зад.2) грозного царя.
Колдун несет богатыря.
Там царь Кощей над златом чахнет.
Царь с царицею (зад 2) простился,
В путь – дорогу снарядился.)
-Потерявшиеся слова – дополнения (карточку с дополнением – на доску)
Задание 2: плен/я/ет, гроз/н/ого, с цар/иц/ею
-Молодцы! Мы помогли Дополнению. А теперь работаем по картинкам. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное». С помощью какого члена предложения вы указали признаки изображенных предметов?
Зад.4 Составление словосочетаний по картинкам.
-Это были определения (карточку с определением – на доску)
Зад.5 Подчеркните обстоятельства, относящиеся к выделенным сказуемым. Поставьте вопросы.
х куда? х куда?
Смотрит назад – руки не просунуть, смотрит направо – пни да колоды.
х где? х куда?
Находил он в садах много аленьких цветочков. После ужина она вошла в палату беломраморную.
3
В палату - сущ., н.ф. палата, 1 скл, ж.р., ед.ч., в.п., обстоят.
-Молодцы, ребята, вот мы и спасли, освободили всех главных жителей королевства (карточку с обстоятельством – на доску).
4. Подведение итогов.
-А теперь подведем итог проделанной нами работе. Нашли упражнение 192, читаем задание.
(дети отвечают, учитель делает на доске схемы)
Члены предложения
Главные Второстепенные
подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство --Если предложение состоит только из главных членов, оно называется нераспространенным, если предложение состоит из главных и второстепенных членов, оно называется распространенным. –А теперь выполняем следующее задание. Зад.6. Запишите предложение в тетрадь и сделайте разбор по членам предложения. Долго по дремучим лесам пробирался Иван. (Ученики делают разбор по членам предложения и синтаксический разбор: Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное). 5.Домашняя работа. Напишите небольшую сказку, распространяя данные предложения: Жила-была девочка. Она пошла и заблудилась. Девочка увидела и испугалась. Старичок-лесовичок помог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения
Конспект урока русского языка по теме Смысловые знаки в ряду однородных членов предложения. Урок для 7 класса по учебнику И.В. Барановой...
Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.
Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Презентация для урока русского языка. 8 класс Простое предложение. Члены предложения.
Данная презентация возможна для использования при изучении темы: «Простое предложение» в 8 классе (виды предложений, главные члены предложения, второстепенные члены предложения) Презентация може...
Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения
повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....
урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщение по теме "Главные члены предложения"
технологическая карта урока...