урок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

урок по русскому языку  6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_oktyabrya.docx37.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок.

Тема: Правописание гласных и согласных в морфемах. Повторение изученного в 5 классе.

Цели:актуализировать знания учащихся, развивать орфогрфические умения и навыки, воспитание любви   к родному краю.

Оборудован ие : использование ИКТ

                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка дом. Зад.  Упр 115

 3  . Повторение

 -  На уроке будет помогать ученик- эксперт. .

 

-  Какую морфему называем корнем ?

-  Что  вы знаете о В. И. Дале?

 Ученик- эксперт ( В « Толковом словаре живого великорусского языка « Даль даёт  такое определение : . Корень слова, производство, слог или звук, от которого слово произошло )

- Какие правила ру сской орфографии  о правописании гласных в корне слова   вы знаете?

                                Корень слова –это главная значимая часть слова, в которой заключается общее значение всех однокоренных слов

                     Безударные  гласные  в корне слова

                     Проверяемые согласные  в корне слова

                     Непроизносимые согласные  в корне слова

 

Корни  с чередующимися гласными

  Буквы   О –Ё после шипящих в корне слова

                 

    Буква И  после Ц в корнях   слов

                     Непроверяемые гласные и согласные  в корне слова ( словарные слова)

Н   а     доске

                               

4       Самостоятельная работа с текстом.

Прочитайте.

. Какая  основная мысль текста?. Спишите, объясняя морфемы, в которых вы будете вставлять  буквы.В ставьте недостающие знаки препинания.

    Как прекрасен наш Мещёрский край! Он б..гат озёрами  маленькими речками таинственными мшарами.

   Мы идём по у…кой доро…ке берегом большого озера. Его со всех ст… окружае6т лес. Под яркмими лучами со..нца сверкает голубое оз…ро.   . За ним  ш…рокой п…лосой л…гло б…лото.. Тут ш…гать опа(?)но.

                               ( К. Г. Паустовский. )

-- Объясните Значение слова мшары?  (  значение слова в толковом словаре)

 Ученик- эксперт

  - Обратите внимание на слово солнце

Г

 

-

На доске

       Этимология – греч. истинное значение слова      

 

 Выполнение упражнения 118 . На доске выписывает уч-ся и объясняет слова с пропущенными орфограммами в корне слова

На доске

             

                        Чередование а(я) и им, а(я) и ин

 

  В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать – сжимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

 

 

                 

                   

 5 .Выборочный диктант. Отгадайте загадки (устно), выпишите слова с чередующейся гласной. В корнях слов

 На доске

Корни с чередующимися гласными  Е-И     не проверяйте родственными словами!

Бир - бер

Дир - дер

Блист - блест

Жиг - жег

Мир - мер

Пир - пер

Стил - стел

 В корнях с чередующимися гласными е-и (бер- - бир-, пер- - пир-, мер- - мир-, стел- -стил, дер- -дир , блист-блест, жиг-жег,мир-мер)

 буква     И     пишется только тогда, когда после корня следует суффикс -а-, например: выбирать – выберут, запирать – запереть, умирать – умереть, расстилать -  расстелить, раздирать – раздерут, блистать – блестеть.

 

а) Постелю рогожку, посею горошку,

положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц.)

б)Где пробегает – ковром устилает. (Снег.)

г) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег.)

д) Осенью в щель заберется, а весной проснется. (Муха.)

е) Летают, кружатся, на землю ложатся,

С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)

ж) Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло. (Морковь.)

л) Летит орлица по синему небу крылья распластает, солнышко застилает. (Туча.)

 - Какую орфогра мму   повторили ?

 6  

- Расскажите о правописании букв О- Ё в корнях  слов?

         Игра    «Узнай слово по словосочетанию».Запиши слово Рядом запиши однокоренное слово.

                 

  1. Разговор тихим голосом – шёпот
  2. Цвет одуванчика – жёлтый
  3. Предмет для чистки зубов – щётка
  4. Плод дуба – жёлудь
  5. Цвет, противоположный белому – чёрный
  6. Водитель автомобиля – шофёр (иноязычное)

  1. Цирковой актёр, который подбрасывает и ловит одновременно несколько предметов – жонглёр (иноязычное слово)
  2. Маленькая щель – щёлка
  3.  Ягоды на колючих кустах – крыжовник
  4.  Пришит к куртке, надевается на голову – капюшон.

-     К  каким слова м не смогли подобрать  однокоренное

   Слово? Среди них есть заимствованные слова. Какие слова называются заимствованными ?

 Слова- исключения : шов, капюшон, крыжовник, шофёр, шоколад, жонглёр,

-     Какую орфограмму мы сейчас повторили (О-Е  после шипящих в корне слова)

7.

 - Расскажите о правописании  буквы  И после  Ц в корнях слов.

Слова – исключения : цыган, цыпочки, цыц, цыплёнок, цыкнуть

 

Самостоятельная  работа по карточкам

Вставьте пропущенные буквы или слова.

первая ц___фра

ц___нковая стружка

ц___рковой артист

Ц___кличность свойственна природе.

опасная бац___лла

ц___тата из Пушкина

проц___тировать стихотворение

древняя ц___вилизация

Ц___корий добавляют в кофе.

весёлый ц___ган

ц___ганский хор

хитрый ц___ганёнок

танцевать ц___ганочку

жёлтенький ц___плёнок

стоять на ц___почках

встать на ц___почки

Ц___ц! Сейчас же замолчите!

ц___плячья шея

худой, как ц___плёночек

 

7. Итог урока

 - Какие правила о правописание гласных в корне СЛОВА , изученные в 5 классе, мы повторили ?

8. Д. З.  упр. 119( Повторить правило о правописании  з. с  в приставках0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...