Рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) по теме

Криводерева Людмила Вячеславовна

 

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._8_kl._rus.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО


на заседании МО учителей русского языка и литературы


Протокол

от «__» _______2012 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО


заместитель директора

МАОУ «СОШ №33 с УИОП»

 

______________

                  (подпись)

              Малахова Г.Ф.

РАССМОТРЕНО


на  заседании педагогического совета


Протокол

от «__» ______2012 г.

№ _____

УТВЕРЖДЕНА


Приказом МАОУ «СОШ №33 с УИОП»


от «____»________2012

             

________

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Криводеревой Людмилы Вячеславовны,

учителя русского языка и литературы,

по учебному курсу «Русский язык»

8 класс      (базовый уровень)

Старый Оскол

2012

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос и другие.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Учебно-тематический план составлен на основе приказа № 819 от 23.03.10г Белгородского департамента образования.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 8 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «СОШ№33 с УИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 105 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам.

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы».

Раздел II. Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;

по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;

по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний и др.) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Создание теста. Уметь видеть проявление физического и психологического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении.  Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

Раздел III.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ   РУССКОГО   ЯЗЫКА   в 8 КЛАССЕ

Программа по русскому языку. 5-9 классы. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов. М. 2009 год

Базовый учебник: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. М. ООО «Дрофа», 2009 год

Количество часов в неделю – 3  

Контрольные диктанты – 1

Контрольные сочинения – 2

Контрольные изложения – 2

Контрольное тестирование -1

Тема урока

Часы

 учебного

 времени

Сроки проведения урока

Подготовка к ЕГЭ

Примечание

1

1 ЧЕТВЕРТЬ (27 часов)

Русский язык в семье славянских языков

1

2

Морфология и орфография

Буквы Н-НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий

1

Решение орфографических задач по типу А14

3

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1

Решение орфографических задач по типу А19

4

Слитное и раздельное написание НЕ-НИ с местоимениями и наречиями

1

Решение орфографических задач по типу А19

5

Р.Р Речь, её разновидности. Текст, его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи.

1

6

Употребление в тексте частицы НИ

1

Решение орфографических задач по типу А19

7

Употребление дефиса

1

8-9

Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи

2

10-12

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение

Словосочетание

3

словосочетание, связь слов в словосочетании – В3

13-14

Р.Р. Изложение "Как я покупал собаку" по рассказу Б.Емельянова

2

15-16

Предложение (общая характеристика)

2

характеристика предложения – А10

17

Типы речи.

Р.р.Обучающее сочинение на тему "Легко ли быть молодым?"

1

типы речи – А30

18

Двусоставное предложение.

Главные и второстепенные члены предложения

Главные члены предложения, их функция. Подлежащее и способы его выражения

1

части речи – А11, В2;

основа предложения – А9, В4

19

Сказуемое и способы его выражения.

1

части речи – А11, В2;

основа предложения – А9, В4

20

Тире между подлежащим и сказуемым

1

21

Правильное согласование главных членов предложения

1

22

Р.Р. Текст: способы и средства связи предложений в тексте

1

средства связи предложений в тексте – В7

23

Второстепенные члены предложения, их функция.

1

24

Определение

1

25

Дополнение

1

26

Обстоятельство

1

27

Порядок слов в предложении

1

28

2 ЧЕТВЕРТЬ (21 час)

Р.Р  Репортаж, его тематика, задачи речи

1

29-31

Интонация простого предложения

3

32-33

Односоставное простое предложение


Виды односоставных предложений

2

основа предложения – А9,


В4

34

Определённо-личное предложение

1

35

Р.Р  Репортаж-повествование, его строение, характерные языковые средства

1

36

Неопределённо-личное предложение

1

37-38

Обобщённо-личное предложение

2

39-40

Безличное предложение

2

Решение пунктуационных задач по типу А9, В4

41

Назывные предложения

1

42

Р.Р  Контрольное сочинение в жанре репортажа

1

43-44

Неполное предложение

Понятие неполного предложения.

Оформление неполных предложений на письме

2

45

Контрольное тестирование  «Односоставное простое предложение»

1

46-48

Простое осложненное предложение.

Предложения с однородными членами.

Понятие однородности членов предложения

3

49


          3 четверть (30 часов)                                       Р.Р  Репортаж-описание, его строение. Обучение сочинению

Подготовка к домашнему сочинению

1

50-52

Средства связи между однородными членами предложения

3

предложения с однородными членами, союзы при ОЧП – А24, В6

53

Р.Р  Статья в газету, понятие о жанре

1

54-55

Однородные и неоднородные члены предложения

2

56

Р.Р  Обучающее сочинение с грамматическим заданием по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка 17 века"

1

57-58

Обобщающие слова при однородных членах предложения

2

Решение пунктуационных задач по типу А25

59-60

Проверочный диктант

2

61

Р.Р  Статья в газету. Строение текста

1

62-63

Предложения с обращениями и вводными конструкциями

Обращение

2

64-65

Понятие водности как речевой категории

2

Решение пунктуационных задач по типу А23

66

Р.Р  Изложение на тему "Что значит быть воспитанным?"

1

67-69

Понятие водности как речевой категории

3

70-71

Вставные конструкции

2

72-73

Проверочный диктант и его анализ

2

74

Р.Р  Портретный очерк; общее представление о жанре

1

75-76

Предложения с обособленными членами

Понятие обособления второстепенных членов предложения

2

77-78

Обособленные определения и приложения

2

обособленные члены предложения – А22, В5

79

Р.Р  Портретный очерк (продолжение): его композиция, используемые в нем типы речи и

языковые средства

1

80-83

            4 четверть      (27 часов)                              Обособленные определения и приложения

4

обособленные члены предложения – А22, В5

84-85

Контрольный  диктант и его анализ

2

   86

Обособленные обстоятельства

1

обособленные члены предложения – А22, В5

87

Р.Р  Обучающее сочинение по картине М.М. Кустодиева "Шаляпин"

1

88-89

Обособленные обстоятельства

2

обособленные члены предложения – А22, В5

90-91

Уточняющие члены предложения

2

92-93

Проверочный диктант и его анализ

2

94-95

Прямая речь

Прямая речь и ее оформление

2

Решение пунктуационных задач по типу А25

96

Р.Р  Контрольное сочинение в жанре портретного очерка

1

97

Прямая речь и ее оформление

1

98-99

Косвенная речь Замена прямой речи косвенной

2

100

Цитаты и их обозначение

1

101

Р.Р  Урок-деловая игра "Мы делаем газету.»

1

102-103

 Итоговый контроль

2

104-105

Повторение

2

Раздел IV. Содержание тем учебного курса

                          Русский язык в семье славянских языков (1ч) .

РЕЧЬ (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.

Жанры публицистики: репортаж, портретный очерк, проблемная статья. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа:

репортаж-повествование о событии (посещении театра, экскурсии, походе);

репортаж-описание памятника истории или культуры (родного города, поселка, улицы, музея).

Высказывание, ориентированное на жанр портретного очерка (рассказ об интересном человеке).

Высказывание, ориентированное на жанр проблемной статьи «Хочу и надо — как их примирить?».

Основные умения

Анализ текста. Находить в молодежных газетах проблемные репортажи, портретные очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в «том контексте заголовок. Находить в тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование, разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя.

Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное высказывание, отражая в нем свое понимание проблематики текста и позиции автора, давать письменный анализ текста — стилистический, типологический, включая анализ характерных для стиля и типа речи выразительных средств языка. Пересказывать (устно и письменно) тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.

Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинения о человеке (литературном герое, знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.

Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию, экспрессивный синтаксис: именительный темы,  расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации, контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные конструкции.

Трудные случаи правописания (на основе изученного)8ч. (7+1р.р. )

ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 Синтаксис и пунктуация (74 ч) Словосочетание и предложение 8ч.(5 +3р.р.)

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания.

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логи ческое ударение.

Культура речи. Построение словосочетаний с разными видами подчинительной связи: управлением и согласованием. Логическое ударение и порядок слов как средство повышения точности и выразительности речи. Интонация побудительных и восклицательных предложений, передающая различные эмоциональные оттенки значения. Риторический вопрос, вопросно-ответная форма изложения как стилистические приемы, повышающие выразительность речи. Варианты произношения в устной речи.

I Синтаксис простого предложения

I Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения 14ч.(12 +2р.р.)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и  сказуемым.

 Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

Культура речи. Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием и сложносокращенными словами.

I Синонимика составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. Обстоятельства времени как средство связи предложений в повествовательных текстах; их синонимика.

   Обстоятельства места как средство связи предложений в описательных и повествовательных текстах; их синонимика.

Стилистическая роль сравнительных оборотов и определений в изобразительной речи.

Односоставные простые предложения 11ч.(9+2р.р.)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

Культура речи. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы. Употребление в описании назывных предложений для обозначения времени и места. Использование личных и безличных предложений как синтаксических синонимов.

Неполные предложения (3 ч)

Понятие о неполных предложениях.

Культура речи. Употребление неполных предложений в разговорной (в диалоге) и в книжной речи.

Предложения с однородными членами16ч (12+4р.р.)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзных и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с  однородными членами.

Культура речи. Правильное построение предложений с союзами не только..., но и..., как, так и . Синонимика рядов однородных членов с различными союзами и без союзов. Использование  разных типов сочетания однородных членов (парное соединение, с повторяющимися союзами)как средство выразительности речи. Интонация предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями13ч. (11 +2р.р.)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

Культура речи. Использование обращений в разных стилях речи как средство характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему. Интонация при обращении. Правильное произношение русских имен и отчеств в роли обращения.

Синонимика вводных слов. Стилистические различия между ними. Неуместное употребление вводных слов и выражений книжного характера в разговорной речи. Вводные слова как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с вводными словами и предложениями.

Предложения с обособленными  членами19ч. (17 +2р.р.)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Культура речи. Правильное построение предложений с обособленными определениями и обстоятельствами. Стилистическая роль обособленных и обособленных членов предложения и сопоставимых с ними синтаксических конструкций (обособленных определений и составных сказуемых, обособленных деепричастных оборотов и простых сказуемых). Деепричастные обороты как средство связи предложений в тексте. Интонация предложений с обособленными и уточняющими членами.

Прямая и косвенная речь 7ч.(б+1р.р.)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

Строение предложений с прямой речью.Знаки препинания при прямой речи.

Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Культура речи. Интонация предложений с прямой речью. Замена прямой речи косвенной. Стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.

Резервные уроки-5ч.

Раздел V. Формы и средства контроля

Виды контроля

 В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные диктанты

1

1

Контрольные сочинения

2

1

1

Контрольные изложения

2

1

1

Контрольное тестирование

1

1

             Изложение «Как я покупал собаку» по тексту Б. Емельянова

      Я попросил своих товарищей присмотреть где-нибудь для меня взрослого, солидного пса, который бы все понимал и умел себя вести дома и на охоте. Мне позвонили и сказали, что есть такая собака в городе Орехово-Зуеве. Хозяин продавал ее не от нужды, а от обиды: поблизости Орехова пропали тетерева и куропатки и охотиться стало не на кого.

  Огромный сеттер понравился мне с первого взгляда. Навстречу мне он чуть приподнял свою умную, лобастую голову и по приказу хозяина шагнул вперед, сурово и с достоинством.

  Хозяин коротко назначил цену, я не торговался, отсчитал деньги, взял ременной поводок и сам пристегнул его к собачьему ошейнику.

   К машине мы вышли вместе с хозяевами собаки. Томка уселся на заднем сиденье. Когда машина тронулась с места, Томка вздрогнул и оглянулся. Вслед за Томкой я тоже посмотрел назад. Старый его хозяин все стоял у ворот, жена хозяина вытирала платком глаза.

  В квартиру пес поднялся как будто спокойно. Дома Томка весь день лежал, положив морду на низкий подоконник. Когда стало трудно различать лица прохожих на улице, он встал, подошел ко мне – я в это время сидел на диване - и неожиданно опустил мне на колени свою тяжелую голову. По легкому, чуть заметному покачиванию собачьего тела я понял, что Томка дремлет.

  Прошло двадцать минут, полчаса. Ноги мои затекли, становилось все труднее сидеть, и наконец я не выдержал. Я взял Томку за ошейник и легонько тряхнул. Пес всхрапнул, доверчиво потянулся ко мне всем телом и только потом открыл глаза. И вдруг… в собачьих темных зрачках мелькнул ужас. Томка оскалил зубы и зарычал злобно, непримиримо.

  На третий день нашей совместной жизни я понял, что мне не удастся приручить Томку: он слишком любил своего старого хозяина. Три дня пес лежал в углу, у окна, без сна, не притрагиваясь к пище. Он тосковал и мучился, как человек. Я тоже мучился. Я уже успел полюбить Томку за верность.

  К концу третьего дня я дал телеграмму в Орехово-Зуево. Хозяин приехал за своей собакой тотчас же, с ночным поездом.

  Томка первым услышал его шаги на лестнице. Он еще не верил, что это возвращается самый любимый его человек. Когда я открыл дверь и хозяин вошел в комнату, Томка не бросился к нему. Он только завилял хвостом, лег на бок и закрыл глаза. Может быть, он опять боялся проснуться. Потом он повернулся и, как маленький щенок, опрокинулся на спину. По-собачьему это значило, наверное: «Видишь, я не могу жить  без тебя. Это хорошо, что ты вернулся».

  В ту же ночь Томка уехал со своим хозяином-другом.

  Томкин хозяин понял, что друзей не продают, а я – что друзей не покупают за деньги: дружбу и уважение надо заработать.

                                          Контрольное тестирование

                              Односоставные простые предложения

1.Укажите неопределенно-личное предложение.

А) Утром встаю в 7 часов.

Б) В поселке строят новую школу.

В) Мне холодно.

Г) Попить бы чаю.

2. Укажите безличное предложение.

А) Приятно пахнет черемухой.

Б) Берегите друг друга.

В) Цыплят по осени считают.

Г) В 8 часов выхожу из дома.

3. Укажите назывное предложение.

А) Будет гроза.

Б) В лесу тихо.

В) Сильнее кошки зверя нет.

Г) Письмо от сына.

4. Найдите односоставное предложение.

А) И жизнь хороша, и жить хорошо!

Б) Вот и снег.

В) Курить - здоровью вредить.

Г) Леса учат человека понимать прекрасное.

5. Укажите определенно-личное предложение.

А) Иду в школу.

Б) Недавно отремонтировали дом.

В) В саду красиво.

Г) Снег в поле.

6. В каком предложении сказуемое выражено безличной формой личного глагола?

А) Нет письма.

Б) Жарко в поле.

В) Пахнет травой.

Г) Хочу бежать

7. В каком предложении сказуемое выражено неопределенной формой в сочетании с безличным вспомогательным глаголом?

А) На улицу мне так и пришлось идти.

Б) О результатах тестирования уже сообщено.

В) Быть бычку на веревочке.

Г) Друзей нет.

8. В каком предложении сказуемое выражено безличным глаголом, при котором подлежащее невозможно?

А) Поездов больше не было.

Б) Мне нездоровилось.

В) В духоте ночной не закрывай окна.

Г) Свобода, как счастье, необходима.

9. Укажите односоставное  простое предложение.

А) Век живи – век учись.

Б) Сон мне снился один и тот же.

В) Меня захватывает радость предстоящего путешествия.

Г) Чего только не услышишь и не увидишь в тайге за день?!

10. Укажите односоставное определенно – личное предложение.

А) Мне часто приходится думать о своем поведении.

Б) На чужой стороне и сокола зовут вороною.

В) До сих пор мне не позволяли купаться в ночном море.

Г) Пожалуйста, помоги мне собрать вещи для поездки.

11. Укажите односоставное неопределенно-личное предложение.

А) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через через Сан.

Б) Напишешь – не сотрешь, выпустишь – не поймаешь.

В) В это время обычно по всему проспекту зажигались фонари.

Г) На берегу никого не было.

12. Укажите обобщенно-личное предложение.

А) На пароме с удивлением смотрели на мельника и смеялись.

Б) Не красна изба углами, а красна пирогами.

В) Семеро одного не ждут.

Г) Хмурыми осенними вечерами, сидя у камина, нет-нет да и вспомнишь летние солнечные деньки.

13. Укажите односоставное назывное.

А) Какое наслаждение гулять по деревне!

Б) Что такое атмосфера?

В) Юг – это исполинский конденсатор растений родина тепла и человеческой культуры.

Г) А вот и искрящаяся на солнце река.

14. Укажите неполное предложение.

А) Часто у него не было даже второй пары обуви.

Б) Люблю голубой хрусталь Черного моря.

В) Как хочется учиться!

Г) За дальним лесом – необъятная равнина и бескрайняя степь.

15. В каком варианте ответа дана правильная характеристика предложения?

Ехали целый день.

А) Предложение двусоставное, полное.

Б) Предложение двусоставное, неполное.

В) Предложение односоставное, неопределенно-личное, полное.

 Г) Предложение односоставное, неопределенно – личное, неполное.

Ключи:

б).

а).

г)

б).

а).

в).

а)

б)

г)

г)

а)

г)

г)

г)

в).

Проверочный диктант по теме

«Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения».

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телеги въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.

 Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».

Что это? — спросил я возницу.

Михайловское, — улыбнулся он. — Отсюда начинается земля Александра Сергеича. Тут всюду такие знаки поставлены.

  Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озер... Из травы, из вереска, из сухой земляники — всюду звучали простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да бледное и застенчивое псковское небо.

Я изъездил почти всю страну, видел много удивительных тельных и сжимающих сердце мест, но ни одно ив них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское.

(К. Паустовский.) (148 слов)

Изложение на тему «Что значит быть воспитанным?»

по тексту С. Гиацинтовой

Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились высокой похвалы.

Так что же такое воспитанность?

Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными и очень нужными.

Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности.

(По С. Гиацинтовой.) (152 слова.)

Контрольный диктант по теме

«Предложения с обращениями и вводными конструкциями»

          Поэзия — слово греческое, оно происходит от глагола творю, создаю. Поэзия — это то, что создано, вернее, воссоздано человеком, его мыслью, чувством, воображением.

Древние греки, как известно, называли поэзией искусство человеческой речи вообще, имея в виду прозу и стихи, театральную декламацию и философский спор, судебную речь и поздравление другу.

     В настоящее время мы называем поэзией только стихотворное искусство, однако в нашем сознании живо представление о поэзии как о чем-то возвышенном, красивом, необычном. Разумеется, любить читать, писать стихи может лишь тот, кто обладает способностью входить в неосязаемый, невидимый мир (в отличие от кино и театра), неслышимый (в отличие от музыки), лишь воображаемый.

Страдать, удивляться, радоваться, негодовать по поводу того, что лично тебя не касается, что, может быть, было с другими, может быть, и не было. Конечно, поэтическое начало в человеке плохо уживается с эгоизмом, пошлостью, корыстолюбием. Оно либо победит и вытеснит зло, либо покинет вас незаметно, но навсегда. Недаром злые люди, как правило, не любят стихов.

(По Е. Дрыжаковой.) (153 слова.)

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Литература.

Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

ЕГЭ-2009. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2009.

Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994.

Львова С.И., Язык в речевом общении. – М., 1991.

Разумовская М.М., Методика обучения орфографии в школе. – М., 2005.

Разумовская М.М. и др. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс».- М., 2007.

Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., 2004

Мультимедийные пособия.

«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

Осн. школа

Базо-вая

Про-фильная

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

нет

1

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

нет

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

5

нахо-дится в библиотеке

5

СРЕДСТВА ИКТ

4

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

В соответствии с планируемой потребностью учителя

есть

5

Портативный компьютер ученика

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

6

Мобильный классный комплект портативных компьютеров

Используется в соответствии с планированием в дополнение к имеющимся регистраторам данных

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

7

Терминальный класс (тонкий клиент)

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

8

Универсальный настольный компьютер

Для выполнения домашних заданий в помещениях школы и проектной деятельности

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

есть

9

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

есть

10

Передвижной столик для мобильного цифрового проектора

Используется для установки мобильного цифрового проектора при отсутствии потолочного проектора и  возможности конструктивно связать проектор с демонстрационным столом

В соответствии с общешкольным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой, дополнитель-но 1 мобильный

нет

11

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

Для каждого стационар-ного проектора

есть

12

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

Если нет стационар-ного экрана

нет

13

Наушники с микрофоном

Предназначены для индивидуального ввода/вывода аудиоинформации в/из компьютера

По числу компьютеров и регистраторов данных

нет

14

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

15

Принтер лазерный цветной формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

16

Сканер маркерной доски

Предназначен для записи, отображения, анализа и редактирования информации непосредственно с аудиторной доски

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

17

Документ-сканер

Предназначен для ввода в компьютер (оцифровки) графических изображений и текстовых материалов

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

18

Документ-камера (имиджер)

Предназначена для проекции на экран объектов на демонстрационном столе

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

19

Видеокамера со штативом и выносным микрофоном

Предназначена для видеозаписи изучаемых процессов и явлений, фиксации хода образовательного процесса

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

20

Фотокамера цифровая со штативом

Предназначена для фиксации (записи) неподвижных изображений и короткой видеозаписи

В соответствии с общешколь-ным планом реализации курсов с ИКТ-поддержкой

нет

21

Мобильное устройство памяти для индивидуальной работы

Предназначено для хранения и обмена индивидуальной информацией

По одному для каждого учащегося, включенного в запланированную и контроли-руемую деятельность с применением ИКТ

нет

22

Мобильное внешнее устройство хранения данных для групповой работы

Предназначено для хранения массивов информации (экспериментальных данных, видеозаписей), ее передачи, архивирования и резервирования

По одному для каждого курса, модуля и проекта, идущего с ИКТ поддержкой

нет

23

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

В соответствии с технологи-ческой потребностью

есть

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

24

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

1

1

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех  школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

1

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

нет

1

27

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

нет

1

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

28

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса

1

частично

1

29

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

частично

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

30

РУССКИЙ ЯЗЫК // СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ// по русскому языку

Обеспечивают потребности учащихся в информации по литературе, нужной при выполнении домашних заданий, самостоятельных творческих работ и т. д. Возможно ограничение использования информации источников при выполнении специальных видов аттестационных заданий

 

 частично

 

31

Учебно-методические комплексы по русскому языку

УМК, включающие учебники, имеющие  рекомендацию Министерства образования РФ, и предоставленные правообладателем для свободного использования их содержания в цифровой форме в системе общего образования РФ. Предназначены для использования материалов (текстов и изображений) учителем и учащимися в процессе классной, групповой и самостоятельной работы.

1

есть

1

32

Иллюстрации по русскому языку

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

частично

1

33

Справочники по русскому языку

Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя

1

частично

1

 

     

   

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....