Текстовые умения как важнейшие составляющие общеучебных умений
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Парасоцкая Татьяна Алексеевна

Методическая разроботка по формированию текстовых умений. Представлена в виде теоретического материала и конспекта урока по написанию изложения с элементом сочинения для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekstovye_umeniya.urok_.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Текстовые умения

 как важнейшие составляющие общеучебных умений

        Текстовые умения являются важнейшими по своей значимости в системе общеучебных умений, т.к. являются базовыми для многих из них: умения работать со статьями учебников, конспектировать и т.д.

        Текстовые умения формируются на основе знаний о тексте, которые в методике преподавания русского языка принято называть речеведческими, которые формируются на основе текстовых знаний, это знания о стилях и типах речи, композиции текста, теме и основной мысли текста, композиции текста и т.п. Их состав известен.

        Текстовая деятельность осуществляется определенным набором текстовых умений, которые можно объединить в три большие группы:

- умения воспринимать текст;

- умения воспроизводить текст;

- умения создавать собственный текст.

        Все эти группы умений строятся на речевых видах деятельности: чтение, слушание, письмо, говорение.

        Выделяют три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации. «Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение» (32, с. 266). Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, «выявить, что сообщается по интересующему вопросу, либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде» (32, с. 266), то используются приемы ознакомительного чтения, формируется умение читать текст осознанно. Если перед читающим ставится задача «получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в общих чертах» (32, с. 266). Такой вид чтения называется просмотровым.

        Таким образом, при чтении текста учащийся должен знать, с какой целью он читает и, осознав эти цели и задачи, прочитать текст, используя приемы одного из названных видов чтения. Следовательно, надо научить не чтению вообще, а тому или иному виду чтения, что предполагает обучение различным приемам осмысления того или иного текста, решению определенных мыслительных задач в процессе его восприятия, что невозможно, если ученик не владеет умениями воспринимать текст.

        Следующий вид речевой деятельности, на основе которого строится восприятие текста является слушание. Оно «тесно связано с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь» (32, с. 267). Решая задачи развития устной речи, учитель одновременно обучает детей умению слушать, т.е. воспринимать информацию. При этом надо учитывать, что «в школе на уроках русского языка следует целенаправленно развивать все виды восприятия текста: глобальное, детальное и критическое.

        Глобальное восприятие  предполагает «восприятие текста в целом, когда слушающему при известных обстоятельствах достаточно определить, о чем шла речь в высказывании, какова его основная мысль» (32, с. 269).

        Детальное восприятие предполагает, как это явствует из названия, «осознании если не всех, то, безусловно, самых главных смысловых блоков текста – в зависимости от установки, которая дается говорящим или которую ставит перед собой слушающий. Такая установка соответствует подробному пересказу» (32, с. 270).

        Критическое восприятие  основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, но, кроме того, оно «требует критического осмысления воспринятого на слух: выражения своей точки зрения на то, о чем и как говорится в тексте, мотивированного согласия или несогласия с основной мыслью автора, его аргументацией, с формой выражения мысли и т.д.» (32, с. 270).

        Следующая группа текстовых умений – это умение воспроизводить текст, при этом используются все виды речевой деятельности. Основным видом работы является изложение. Оно занимает большое место в учебной деятельности, являясь для школьников средством усвоения, а для учителя – одним из средств проверки усвоения учебного материала.

        Последний вид умений – это умения создавать собственные тексты, которые в первую очередь строятся на таком виде работ, как сочинение. Оно активизирует умственную работу, развивает способности творческие и воссоздающие, а также внимание память, логическое мышление учащихся и их самостоятельность. Способность к творчеству характеризуется изобретательностью, живостью воображения, раскованностью мышления, свободной игрой ассоциаций, умением перекомбинировать и создавать новое сочетание из имеющихся элементов. Главная задача текстообразовательных умений – научить создавать собственные высказывания, т.е. сочинения, а также уметь их редактировать.

        Таким образом, текстовые умения состоят из 3-х групп умений: текстовосприятия, текстовоспроизведения и текстообразования и формируются при осуществлении всех видов речевой деятельности.

        Вниманию коллег хочу представить урок, в котором хочу показать, как формируются текстовые умения, конечно, это написание изложения с элементом сочинения. На данную тему отводится 2 урока: 1-ый урок – работа с текстом, 2-ой урок – непосредственное написание изложения и сочинения (7 класс).

Тема урока: Изложение с элементом сочинения.

Цели урока:

  1. Продолжать работу над развитием умения писать изложения по составленному плану и умением создавать собственный текст;
  2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, любви к ней, учить охранять природу.

Оборудование: картины животного василиск

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Беседа: повторение знаний о тексте, о типах речи.

- Что такое текст, признаки текста?

- Какие типы речи вы знаете?

- Остановимся подробно на повествовательном типе речи, какие художественные жанры мы можем отнести  к нему? Рассказ, в основе него лежит …( По мере того как учащиеся называют, записываем в столбик на доске: случай, эпизод, событие происшествие, приключение, инцидент, эпизод, история)

- А какие три основные части в построении рассказа можно выделить? (Завязка, кульминация, развязка)

Материал для учителя: Завязка – это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события. Развязка – результат развития события, его заключительный момент.

  1. Объявление темы урока: Изложение.
  2. Чтение текста.

Жуткая встреча

        Это случилось в Южной Америке. Только что прошел сильный ливень. Мы с отрядом пробирались вдоль небольшой речки. Здесь был не особенно густой лесок с разбросанными кое-где пальмами, из сердцевины стволов которых индейцы добывают нечто вроде муки. На войлочных стволах пальм и на кустарниках вода оставила толстый слой ила и грязи.

        Вдруг в волокнах, покрывавших ствол пальмы, что-то зашуршало. Я подкрался ближе и осторожно раздвинул покрывало из лиан. Под лианами было сумрачно, и я долго не мог ничего разглядеть. Но потом испуганно отскочил: на меня в упор смотрели страшные глаза. Постепенно я смог различить какое-то страшное серо-зеленое пресмыкающегося длиной около семидесяти сантиметров, с зубчатым гребнем на спине и хвосте, шлемообразным наростом на затылке и горловым мешком в виде воротника. Животное держалось за ствол длинными пальцами с когтями. Это был василиск. Так вот кА выглядит это легендарное, очень редкое животное.

        - Только не беги резко, спокойно уходим, - сказал местный сопровождающий.

         Я был изрядно напуган видом чудища, о котором знал лишь по рассказам и картинкам. Легенды рассказывают, что взгляд его смертелен. Но страшное животное неожиданно, цепляясь когтями за ствол дерева, скрылось в густой листве.

        - Видишь, а ты хотел бежать.

        - Страшно!

        - А убегать еще страшней.

        5. Работа с текстом

1) - Озаглавьте его по-своему.

2) - Составьте план текста.

Примерный план: 1. В Южной Америке. 2. Жуткая встреча с василиском. 3. Страшное животное неожиданно скрылось.

3) - Перескажите текст по плану.

4) Определяем  тип речи:

- Найдите слова начала, развития, завершения.

- Определите время глаголов в тексте.

- С каким типом речи мы имеем дело?

5) Определяем стиль текста.

- Какую цель преследует автор, рассказываю читателю историю встречи с василиском: описать внешний вид василиска или дать научное представление о василиске?

- Укажите эпитеты, при помощи которых автор описывает внешний вид василиска?

- Какой стиль текста?

6) Синтаксическая работа.

- Составьте схему шестого предложения.

- Объяснить запятую перед союзом и в седьмом предложении.

- Укажите сложноподчиненные предложения.

- Предложение 13 по цели высказывания.

7) Орфографическая работа. Объяснить орфограммы. Южная Америка, прошел, пробирались, небольшой, разбросанными, кое-где, постепенно, лианы, ничего, василиск, испуганно, в упор, серо-зеленое, смертелен.

6. Чтение текста 2-ой раз, ребята записывают опорные слова, затем пересказывают, опираясь на план и записанные слова.

7. Чтение текста 3-ий раз, далее учащиеся приступают к написанию изложения, сохраняя структуру предложений исходного текста.

8. Итоги урока

9. Домашнее задание:  написание небольшого сочинения на тему: «Моя неожиданная встреча с …», учитывая композицию рассказа.

Библиография

  1. Методика преподавания русского языка в школе./ Под ред. М.Т. Баранова.-М., 2001.-368с.
  2. Методические указания кфакультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 классы)»: Пособие для учителя./Под редю Т.А. Ладыженской.-М., 1986.-127с.
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. М.: Дрофа, 2006. – 156 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений на уроках истории

Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории...

Определение и классификация общеучебных умений и навыков

Презентация по теме "Определение и классификация  общеучебных умений и навыков"...

Общеучебные умения и навыки как объект управления образовательным процессом.

Доклад на Межрегиональном интернет-педсовете «Создание в общеобразовательном учреждении единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся». Данный матер...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Перевод предметных умений в общеучебные умения школьника на уроках ИЗО

 «ПЕДАГОГИКА – не наука, а искусство: самое обширное, сложное,     самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опир...