Обобщающий урок по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе учит анализу словообразовательной модели слова для установки его ЛЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch.urok_po_leksike_6_kl.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гаврилюк Ирина Васильевна,
Учитель рус.яз. и литературы,
1 кв.категория.
Урок-обобщение по теме « Лексика » ( 6 класс) . Словотворчество.
.Цели:1)Учить анализу словообразовательной модели слова для установления его ЛЗ
2)Совершенствовать языковое чутьё ;
3)Способствовать развитию творческого , неординарного восприятия мира.
Ход урока.
1. Речевая разминка.
Серёжа хвастал Тоне,
Что в зоопарк ходил,
Что льва кормил с ладони.
Катался на питоне,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тоне,
Что гладил в клетке рысь,
Что пончики у пони
В субботу родились.
-Прочитайте стих-е про себя.
-С какой интонацией его следует читать?Какое слово подсказывает такую интонацию?
-Какой будет темп речи?Чем он объясняется?(Торопливый.Серёже хочется побыстрее рассказать ,что он видел в зоопарке. Мальчик «захлёбывается » новостями.)
-Какое слово в тексте обратило на себя внимание и чем?(Пончики.Слово имеет не тот смысл,который придаёт ему Серёжа ,называя так детёнышей пони)
-Как образовал это название Серёжа?(По аналогии птенчик ,зайчик)
-А как же нужно называть детёнышей пони ? (Жеребёнок,т.к.пони-самая маленькая лошадь.)
2.Работа по теме.
Сегодня на уроке мы будем заниматься словотворчеством-составлять новые слова, придумывать такие, каких ещё нет в словаре.
-Как называются такие слова, появляющиеся в языке?
-Как они приходят в язык?
Такие слова , появившись в определённое время, входят в язык и становятся привычными. А те слова,которые употреблялись всего несколько раз и не прижились в языке, называются окказиональными.
-Где чаще всего мы можем встретить непривычно составленные слова? ( В детской речи ,т.к. ребёнок ещё не знает законов речи.)
Понаблюдаем за речью детей. Для этого послушаем маленькие монологи и диалоги детей из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»
Текст №1
-Почему ручей?Надо бы журчей.Ведь он не ручит , а журчит.
Текст№2
-Мама,утки утьком идут!
-Гуськом!
-Нет,гуси-гуськом , а утки-утьком.
Текст№3
-Почему ты говоришь:ногти?Ногти у нас на ногах,а на руках-рукти.
-Как образованы детьми слова в этих текстах?
-Удачны ли эти новообразования? Почему?
-Посмотрите на доску. Здесь записаны другие «детские» слова из этой книги. Объясните значение каждого слова и как оно образовано:
Иголкий Колоток-
Грозительный(палец) Рыбижирная(ложка)
Червячее(яблоко) Жукашечка
Низота Пианищник
людёныш
А теперь посмотрим ,для чего и как создают новые слова поэты и писатели?
Текст№1
Я утих.Годы сделали дело,
Но того, что прошло, не кляну.
Словно тройка коней оголтелая
Прокатилась во всю страну
Напылили кругом .Накопытили.
И пропали под дьявольский свист .
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
(С.Есенин)
Текст№2
Дарвалдая.Я предлагаю принять за новый глагол.Смешнее представить себе нельзя что-нибудь ,как Валдай,дарящий колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России…Но все, во всех слоях, пели дар Валдая, как дарвалдая, т.е. в виде глагола.Можно говорить про всех мотающихся и звенящих илистучащих- он дарвалдает.Можно даже сделать существительное «дарвалдай»..
(Ф.Достоевский)
-Какие слова , используемые С.Есениным и Ф.Достоевским не закрепились в языке.
Выдумывать новые слова мог автор известной вам сказки «Алиса в стране чудес» Л.Кэрролл:
Червело. Ужные мрави
Кузали на снову.
За нисом прали курави,
Слюняя пелаву.
-Спишите текст.Разберите каждое слово по составу.Попробуйте определить ,какой частью речи является каждое слово. Свой ответ аргументируйте. На основе этого составьте перевод стих-я Л.Кэрролла.
Мы увидели , что в процессе словотворчества используются известные приставки , суффиксы , добавляя их к известным корням или соединяя в одно слово несоединимые понятия. И их цель-чётче выразить суть предмета , явления или действия , заинтересовать читателя , заставить задуматься над смыслом слов.
Вот подошли мы к самому интересному.Чем мы хуже писателей?Попрбуем составить новые слова. Начнём с самого простого , а может быть, с самого сложног
-Попробуйте придумать новые названия привычным для нас предметам:
Учебник Ручка
Язык Стол
Ложка Чашка
Сегодня мы были и исследователями , и ётворцами новых слов.Мы только начали это интересное дело – словотворчество.Работу пародолжите дома.
3.Домашнее задание.
А)Поинтересуйтесь у родителей, бабушек и дедушек , какие слова придумывали они , когда были маленькими. Разберите эти слова по составу и объясните , как они образованы.
Б)Нарисуйте несуществующее животное , назовите его , объясните , как образовали это название.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Форма урока: «Математическая сказка». Тип урока: обобщающий урок с применением игровых технологий
Учитель математики МБОУ «Сойменская ООШ»Серегина Татьяна ВикторовнаФорма урока: «Математическая сказка». УМК: «Математика». Учебник для 5 класса общеобра...
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).
Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...
Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)
Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского...
Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений
На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....