ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ с. Тирлянский
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Методика проведения занятий по теме
«Морфемика и словообразование»
(3 часа).
Учитель русского языка и литературы
Шерстнева М.В.
с. Тирлянский 2012г.
Занятие первое.
Тема : Основа слова и окончание .
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.
Начинать разбор слова необходимо с выделения окончания и основы.
Запомнить: все изменяемые части речи и формы слова имеют окончание . Оно может быть не выражено звуками ( нулевое окончание ).
Нулевое окончание имеют следующие формы :
1. | сущ.м.р.2-го скл.в Им.п. ж.р.3-го скл.в Им.п. Неодуш.- в В.п.ед.ч. Некоторые сущ. в Р.п. мн.ч. | колодец морковь яблок |
2. | Притяж.прилаг.в форме ед.ч. м.р. ,Им.п. | мамин |
3. | Краткие прил. и прич.в форме ед.ч. м.р. | умён обнаружен |
4. | Глаголы: - пр.в., усл.н. в ед.ч.,м.р. -пов.н. во 2-м лице ед.ч. | ушел сказал бы говори |
5. | Числит. «один» в форме ед.ч., м.р.,Им.п. Колич . числит. , обознач.целые числа , в Им.п. (кроме 2,3,4,90,100) | сорок |
6. | Местоимения: - личные ед.ч.,Им.п.; -притяж.ед.ч,м.р.,Им.п.; -указат.; -определит.; -относит. «каков» | я наш этот весь |
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ , НЕОБХОДИМО СРАВНИТЬ НЕСКОЛЬКО ФОРМ СЛОВА .
Например: людьми – люди – людей … , следовательно , окончание -ми
Наибольшие затруднения с точки зрения выделения окончания вызывают слова , оканчивающиеся на – ий , -ей .Это связано с тем , что начиная с первых классов школы ребят учат выделять окончания прямо на орфографической записи , а не в звучащей речи Чтобы не ошибиться в разборе подобных слов , нужно обязательно сравнить данную форму с формами других падежей ( а формы прилагательных – с формами друго рода) и проследить , сохраняется при склонении звук й или нет . Если сохраняется , значит , входит в неизменяемую часть слова – основу , если не сохраняется – значит , входит в изменяемую часть слова – окончание :
статей – статьйя, статьйи, статьйями , следовательно,окончание нулевое;
рабочий – рабочего – рабочая , следовательно , окончание –ий.
Слова типа СУДЬЯ или ЛИСИЙ могут показаться сложными даже для достаточно подготовленных ребят : в них дополнителтные проблемы создаёт беглый гласный . В притяжательных прилагательных он к тому же выступает в непривычном виде – записанный с помощью буквы И . Исторически притяжательные прилагательные образованы с помощью суффикса –ьй- , к которому присоединялись окончания -ь , -е , - а или –и. Получающаяся ФИНАЛЬ –ЬЙЬ традиционно орфографически записывалось как –ИИ (впоследствии перешедшее в ИЙ ). Иная картина получалась при образовании полных форм прилагательных . Например , СИНЬ с окончанием –Ь присоединяло к себе местоимение йь (=он), и получалась форма СИНИИ , где -ии ( т.е. изначально ьйь) было окончанием . Обычно старшеклассники с интересом выслушивают это историческое объяснение , которое позволяет им понять , почему в таких схожих словах , как рабочий и рыбачий , разные окончания .
Задание №1.
Выделить основу и окончание в словах :
Алюминий , сомнений , презжий , воробей , тополей , отрубей , скамей , герой , больной , разбей , рыбачий , лесничий , семей .
Задание №2.
С помощью знака укажите окончание в тех словах , где оно имеется :
Степей , судей , лисий , ранний , веселей , поместий , воскресений , аллей , змей .
От слов с нулевым и материально выраженным окончанием нужно отличать слова без окончаний .
Не имеют окончаний все неизменяемые слова и формы :
1. служебные части речи ( предлоги , союзы , частицы )
2. междометия
3. наречия
4. несклоняемые существительные и прилагательные
5. формы простой сравнительной степени прилагательных
6. деепричастия
7. начальная форма глагола – инфинитив
8. местоимения «его» , «её» , «их» как притяжательные .
ПОМНИТЕ : становятся неизменяемыми , а следовательно , не имеют окончаний знаменательные части речи при переходе в служебные и междометия , а также существительные при переходе в наречия . Не выделяются окончания в предлогах «в течение» , «в продолжение» и т.п. Та часть слова , которая в существительных и прилагательных выделялась как окончание , в наречиях является суффиксом : любоваться лесом ( сущ.в Тв.п.)- идти лесом (нар.) , в открытую дверь – играть в открытую .
Задание №3.
Распределите слова в три группы : имеющие материально выраженные окончания , имеющие нулевые окончания , не имеющие окончаний :
Второпях , гений , поплотнее , услышав , вручную , с размаху , двое , вдвоём, возьмём , возьми , поморщился , подпрыгивать , четырьмя , нашего , молча , пятьюдесятью , смущен , такси , шорты , смеющихся , какой – то , понемногу , кенгуру , твой , этому , потому , подпишу .
2. После того как определили , есть или нет в слове окончание , необходимо выделить основу слова . По школьной программе основа – часть слова без окончания или всё неизменяемое слово . Однако по вузовской программе в основу слова не включаются формообразующие суффиксы , поскольку они , образуя форму слова , выражают грамматическое значение – значение формы , а в основе заключено лексическое значение слова . На вступительном экзамене принимают обычно оба варианта выделения основы , но знать и уметь выделять формообразующие суффиксы тем не менее необходимо , потому что это поможет , во-первых , выполнить задания , связанные с выделением формообразующих суффиксов и определением их значения на письменном экзамене по русскому языку .
Формообразующие суффиксы.
Форма инфинитива | - ть , - ти | смотреть , цвести |
Форма прошедшего времени и условное наклонение | - л | смотрел зацвёл бы |
Форма повелительного наклонения | - и | смотри |
Формы всех причастий и деепричастий | -ащ(ящ), -ущ(ющ), -ем(им), -ш,вш, -нн ,-я | читающий читаемый читая |
Формы сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных и наречий | -ее(ей),е, ше,ейш, айш | бодрее,ниже , сильнейший. |
Таким образом , варианты выделения основы могут быть следующими :
добрее / добрее , играла /играла , поющий / поющий .
Задание №4.
Выпишите слова , содержащие формообразующие суффиксы , определите их значение :
подождите , смеясь , сероватый , молоденький , разбитый , испекший , высочайший , высоченный , большущий , пишущий , уплатив , милостив , бледнее .
Понятия производной , непризводной , производящей основ.
Производящая основа | Основа слова ,от которого образуется новое слово . |
Производная основа | Основа образованного слова |
Непроизводная основа | Основа слова , которое ни от чего не образовано (т.е. основа равна корню) |
Например , в слове ДОМ основа непроизводная . Если мы хотим от этого слова образовать существительное суменьшительным значением при помощи суффикса - ик – ( дом + ик = домик ), тогда основа дом выступает как производящая , а основа домик – производная .
Задание №5.
Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные :
стенка , пушка , мушка , стирка , лавка , столик , кролик , листок , восток , синий , лисий , синеватый , здоровый , столовый , перловый , дать , отдать , давать , умыть .
Задание №6.
Подчеркните производящую основу слов :
необходимость , переносчик , заявление , приходить , беззаботный , интересно , прекращение , охотничий , подорожник .
Занятие второе.
Тема : Выделение суффикса и приставки в слове .
Следующий этап разбора слова по составу – выделение суффикса .
Типичная ошибка выпускников – почти не задумываясь выделить корень, а то , что осталось , «поделить» на суффиксы . Приучите себя к последовательному разбору «справа налево» : первым выделяйте суффикс , ближайший к окончанию , затем – стоящий перед ним и только потом – корень. Обязательность этого алгоритма связана с тем , что в русском языке много слов , заканчивающихся одинаковым буквенным сочетанием , но имеющих разный морфемный состав , например : марочка – марка , вазочка – ваза , шуточка – шутить – шутка , листва – лист , жатва – жать .Кроме того , в русском языке есть протяженные производные суффиксы , образованные как бы слиянием простых , например , невежественный – невежество – невежда и умственный – ум , загадочный – загадка – загадать – и ленточный – лента .Из приведённых примеров видно , что для правильного выделения суффикса нужно подобрать слово , от которого предложенное вам для разбора , образовано . Та часть основы , которой «ваше» слово отличается от производящего , и будет суффиксом . ( Помните : производящее слово должно стоять в начальной форме , чтобы возможные формообразующие суффиксы не помешали разбору . ) Но дело осложняется тем , что в слове может быть и два , и три суффикса , а следовательно , процедура сопоставления с производящим должна повторяться до тех пор , полка не останется непроизводное слово , которое не с чем сопоставлять . Например , СКАМЕЕЧКА – СКАМЕЙКА – СКАМЬЯ – СКАМЕЕЧКА ( К// Ч , Е – БЕГЛАЯ ); ОДИНОЧЕСТВО – ОДИНОКИЙ – ОДИН – ОДИНОЧЕСТВО ; ХОХОТУНЬЙЯ – ХОХОТУН – ХОХОТАТЬ – ХОХОТ – ХОХОТУНЬЙЯ ; ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ – ПРИГОТОВИТЬ – ГОТОВИТЬ – ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ ( В//ВЛ ) .
При выделении суффиксов нужно помнить , что в русском языке есть нерегулярные и даже единичные суффиксы . Не нужно пугаться их «незнакомого облика» , твёрдо помните : то , чем производящее отличается от производного , есть самостоятельная морфема . Например : жизнь – жить ; битва – биться ; глухомань – глухой .
Пока не выработался устойчивый навык , обязательно следуйте следующему правилу :
1. выделите основу производящего слова ( без формообразующих суффиксов);
2.выделите основу производящего слова ;
3. подчеркните ту часть производящей , которая сохранилась в производной ;
4.выделите тот фрагмент , которым производная отличается от производящей ;
5.сделайте окончательный разбор слова , учитывая чередования .
При разборе глагольных форм и некоторых отглагольных существительных нужно помнить , что глагол имеет две основы : основу инфинитива ( прошедшего времени ) и основу настоящего ( простого будущего) времени . Основа настоящего ( простого будущего ) времени определяется по форме 3 – го лица множественного числа и часто содержит суффикс – й - , который на письме обозначается буквами «е» , «ё» , «ю» , «я» , стоящими после гласной : чита/йу/т , рису/йу/т и т.д. От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы повелительного наклонения , причастия настоящего времени , деепричастия несовершенного вида . При разборе слова по составу в подобных случаях между гласными буквами нужно вписать знак «й» и обозначить его как отдельный суффикс , например : подготавливайющий, собирайя . В формах повелительного наклонения этот суффикс обозначен буквой «й» , поэтому вписывать ничего не нужно :
поиграй , отдайте .
Выделение приставок вызывает затруднения в том случае , если в слове содержится производная приставка , например :небескорыстный , обезжирить , недослышать . В подобных случаях , как и при выделении суффиксов , нужно подобрать производящее слово : небезызвестный – достаточно известный , недосаливать – мало солить , обесточить – лишить тока .
В приставках могут быть беглые гласные , которые входят в состав приставки , и как отдельные части слова не выделяются , например : надорванный ( ср. надрывать ) , разобрать ( ср.разбирать ) .
В слове может быть две приставки (понастроили , пренеприятный , попридержать ) и даже три ( понавыдумал ) .
Обычно для выделения пристави слово сравнивают с однокоренным бесприставочным . Однако иногда слово без приставки не употребляется , тогда нужно проследить , нет ли в языке слова с этим же корнем , но с другой приставкой , например : добавить – слова «бавить» нет , но есть «прибавить», «убавить», следовательно , в глаголе «добавить» и в однокоренных корень-бав- ; отвергнутый – ср. свергнуть , ввергать , следовательно , корень –верг-.
При разборе сложных слов нужно помнить , что соединительная гласная входит в состав основы и либо подчеркивается , либо заключается в скобки : одноклассник , скалолаз . Сложные слова могут образовываться на базе целых слов , а также основ , имеющих в своем составе приставки и суффиксы . Эти морфемы нужно выделять и в составе сложного слова : первопроходец , снегоочиститель .
Задание №7.
Разберите слова по составу :
зажигалка , непогрешимость , рисовальный , тактичность , страдальческий , наперебой , затронутый , прибавляя , оплачивал , ожидание , высказанный , раскидав .
Задание №8.
Выполнение тестовых заданий .
1. Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса , окончания и постфикса ?
1) перебежчик ;
2)оправдывается ;
3)перегрузился ;
4)удивительно .
2 -5 . Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса и окончания ?
1) примиряющий ;
2)разобщение ;
3)сторожка ;
4)засекречивая .
3. 1)перегрузка ;
2)возмужавший ;
3)свинцовый ;
4)выпадая .
4. 1)разломав ;
2)пересказавший ;
3)привёзший ;
4)овражки .
5. 1)переплывая ;
2)принёсший ;
3)обещание ;
4)выпачканный .
6. Укажите корень в словах :
беседка , бестолочь , безделица , бездна , бесёнок , бескозырка .
Занятие третье.
Тема :Основные способы словообразования . Словообразовательный анализ .
Приставочный | Образование слов присоединением к производящему слову приставок . Могут образовываться разные части речи , при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи .
| со + ученик = соученик пре+большой=пребольшой пере+бежать=перебежать от+ныне=отныне |
Суффиксальный | Образование слов присоединением суффиксов к производящей основе . | свет +-л=светлый светлый+-еньк=светленький светлый+-еть=светлеть |
Приставочно- суффиксальный | Образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса . | не-+избежать+-н неизбежный под-+слепой+-оват= подслеповатый |
Постфиксальнй | Образование слов присоединением к производящему слову постфикса . С помощью постфикса –ся образуются глаголы . С поммощью постфиксов –то , -либо , -нибудь – неопределенные местоимения и местоимённые наречия . | учить+-ся=учиться кто + -то = кто-то когда+-либо=когда-либо |
Бессуффиксный | Образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов . Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия ) и от прилагательных (часто со значением признака ) , как правило , используется суффиксальный способ : изучать – изучение , белый – белизна . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить-выход , зелёный –зелень, сухой – сушь ). Тем не менеетакие существительные считаются производными от соответствующих им глаголов и прилагательных ( а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола , а признака – для прилагательного . Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным , и бессуффиксным способом : Способ словообразования , который в школьной практике принято называть бессуффиксным , лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа , при котором используется нулевой суффикс:
| переписать-переписывание –перепись; синий-синева-синь. ср.: син(ий)+-ев=синева и син(ий)+-о=синь . |
Сложение | Образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова , образованные данным способом , называют сложными . Разновидности сложения : 1.сложение слов : 2.сложение основ с помощью интерфиксов : 3.сложение сложносокращенных слов , в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение , что и исходное словосочетание . Этот способ в русском языке характерен только для существительных . Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов , сложение слогов или частей слов полного названия , сложение начальной части слова с целым словом . Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса :
| диван+кровать =диван-кровать нос+о+рога+носорог пыль+е+сосать=пылесос МАГУ , вуз . продмаг , спецкор главврач , стенгазета пятиэтажный . |
Переход в другую часть речи | Слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи . При этом фонетический облик слова остаётся прежним , но происходят изменения в грамматических свойствах слова , сопровождающие переход в другую часть речи . | больной ( прил. в форме мужского рода )- больной (существительное ); лёжа (деепричастие)- лёжа (наречие ). |
Приставочно - постфиксальный | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса . | думать +в- + -ся = вдуматься |
Суффиксально – постфиксальный | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса . | гордый + -и - + -ся = гордиться |
Приставочно – суффиксальный – постфиксальный. | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки , суффикса и постфикса . | стрелять+пере- + -ива- + -ся = перестреливаться . |
Задание №9.
Распределите данные ниже слова по трём группам по способу образования (приставочный , суффиксальный , приставочно – суффиксальный ):
безработный , бессимыслица , выключатель , высказать , высказывать , высказывание , напевать , написать , переводной , подставить , подставка , подстаканник , попросить , по – старому , соавтор , собеседование , содействовать , соотечественник , сопровождение .
Задание №10.
Укажите способ образования слов :
подсчитать , столярничать , подняться , жёлто – зелёный , какой – нибудь , предрассветный , незначительный , подружки , собеседник , водолаз , пятиугольник .
Задание №11.
Укажите способ образования следующих существительных :
бездорожье , военный , вывих , знание , мороженое , подгруппа , приговор , пришкольный , продмаг , суперобложка , теплоход , тишь , читатель , шашлычная , шестиклассница , школьный .
Задание №12.
Какое слово является производным в данных парах , первое или второе ? Какой способ образования производных слов здесь используется ?
Зелень – зеленый , вылет – вылетать , вход – входить , вынос – выносить .
Словообразовательный анализ позволяет узнать , от чего и с помощью чего образовано данное производное слово , другими словами , анализируемое производное слово делится на две части : производящую основу и словообразовательную морфему .
ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА .
1.Поставить анализируемое слово в начальную форму .
2.Подобрать к анализируемому слову производящее слово ; объяснить значение производного слова через значение производящего ; обозначить производящую основу .
3.Указать словообразующую морфему .
4.Указать способ словообразования .
5.Указать процессы , сопровождающие словообразование , если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных) .
Задание №13
Проведите словообразовательный анализ слов , содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный – обед
1.Н.Ф.- обеденный .
2.Производящее слово – обед .Обеденный – «относящийся к обеду».
3.Словообразующий суффикс - -енн- .
4.Способ образования – суффиксальный .
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ .
1.Словообразовательные омонимы .
Суффиксы , так же как и слова , могут быть омонимичными . Например , суффикс –к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (москвич – москвичка), уменьшительные существительные (репа – репка ) , отглагольные существительные со значением действия ( стирать – стирка ) . Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе , и тогда получаются два слова – омонима . Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием , их называют словообразовательными омонимами .Например , дождевик (плащ)- дождевик (гриб).
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав (слово «норка»(зверь)- непроизводное , а слово «норка»(маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса –к- от слова «нора» ) .
2. Наложение морфем .
Прилагательное РОЗОВАТЫЙ образовано от прлагательного РОЗОВЫЙ и обозначает слабую степень проявления этого признака . Значит , производящая основа розв- . Остающийся суффикс –ат- встречается в прилагательных , но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс – оват -. По правилу должно бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков :-ов-ов. Они совместились друг с другом , и в результате получилось слово РОЗОВАТЫЙ. Это явление называется наложением морфем .Другие примеры :
Смоленск + - ск - = смоленский , колонн(а)+н=колонный ( по орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Морфемика"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"(Сказочная контрольная работа)...
5 класс..Русский язык. Морфемика. Проверочные работы..
Здесь материал по всему разделу: 8 проверочных работ, материал для развития логики и мышления, проверочная работа по всей теме,контрольный тест по всей теме....
Интегрированный урок по русскому языку "Морфемика и словообразование"
Интегрированный урок по русскому языку предназначен для проведения в 10 классе с ипользованием логико-смысловых моделей....
Русский язык : Морфемика и словообразование
Учебное пособие, в котором собран весь материал по этой теме....
Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...
Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс
Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....
Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)
Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...
Комментарии
благодарность за интересный материал.
ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ по русскому языку. Морфемика и словообразование.
ЕГЭ по русскому языку. Морфемика и словообразование.