ЕГЭ по русскому языку . "Морфемика и словообразование".
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ с. Тирлянский
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Методика проведения занятий по теме
«Морфемика и словообразование»
(3 часа).
Учитель русского языка и литературы
Шерстнева М.В.
с. Тирлянский 2012г.
Занятие первое.
Тема : Основа слова и окончание .
Одним из обязательных заданий на ЕГЭ по русскому языку является разбор слова по составу . Как показала практика , именно в этом виде разбора (казалось бы , простом ) ученики допускают особенно много ошибок . Позволю себе дать несколько советов , следование которым поможет избежать досадных ошибок в выделении значимых частей слова.
Начинать разбор слова необходимо с выделения окончания и основы.
Запомнить: все изменяемые части речи и формы слова имеют окончание . Оно может быть не выражено звуками ( нулевое окончание ).
Нулевое окончание имеют следующие формы :
1. | сущ.м.р.2-го скл.в Им.п. ж.р.3-го скл.в Им.п. Неодуш.- в В.п.ед.ч. Некоторые сущ. в Р.п. мн.ч. | колодец морковь яблок |
2. | Притяж.прилаг.в форме ед.ч. м.р. ,Им.п. | мамин |
3. | Краткие прил. и прич.в форме ед.ч. м.р. | умён обнаружен |
4. | Глаголы: - пр.в., усл.н. в ед.ч.,м.р. -пов.н. во 2-м лице ед.ч. | ушел сказал бы говори |
5. | Числит. «один» в форме ед.ч., м.р.,Им.п. Колич . числит. , обознач.целые числа , в Им.п. (кроме 2,3,4,90,100) | сорок |
6. | Местоимения: - личные ед.ч.,Им.п.; -притяж.ед.ч,м.р.,Им.п.; -указат.; -определит.; -относит. «каков» | я наш этот весь |
ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ ОКОНЧАНИЕ , НЕОБХОДИМО СРАВНИТЬ НЕСКОЛЬКО ФОРМ СЛОВА .
Например: людьми – люди – людей … , следовательно , окончание -ми
Наибольшие затруднения с точки зрения выделения окончания вызывают слова , оканчивающиеся на – ий , -ей .Это связано с тем , что начиная с первых классов школы ребят учат выделять окончания прямо на орфографической записи , а не в звучащей речи Чтобы не ошибиться в разборе подобных слов , нужно обязательно сравнить данную форму с формами других падежей ( а формы прилагательных – с формами друго рода) и проследить , сохраняется при склонении звук й или нет . Если сохраняется , значит , входит в неизменяемую часть слова – основу , если не сохраняется – значит , входит в изменяемую часть слова – окончание :
статей – статьйя, статьйи, статьйями , следовательно,окончание нулевое;
рабочий – рабочего – рабочая , следовательно , окончание –ий.
Слова типа СУДЬЯ или ЛИСИЙ могут показаться сложными даже для достаточно подготовленных ребят : в них дополнителтные проблемы создаёт беглый гласный . В притяжательных прилагательных он к тому же выступает в непривычном виде – записанный с помощью буквы И . Исторически притяжательные прилагательные образованы с помощью суффикса –ьй- , к которому присоединялись окончания -ь , -е , - а или –и. Получающаяся ФИНАЛЬ –ЬЙЬ традиционно орфографически записывалось как –ИИ (впоследствии перешедшее в ИЙ ). Иная картина получалась при образовании полных форм прилагательных . Например , СИНЬ с окончанием –Ь присоединяло к себе местоимение йь (=он), и получалась форма СИНИИ , где -ии ( т.е. изначально ьйь) было окончанием . Обычно старшеклассники с интересом выслушивают это историческое объяснение , которое позволяет им понять , почему в таких схожих словах , как рабочий и рыбачий , разные окончания .
Задание №1.
Выделить основу и окончание в словах :
Алюминий , сомнений , презжий , воробей , тополей , отрубей , скамей , герой , больной , разбей , рыбачий , лесничий , семей .
Задание №2.
С помощью знака укажите окончание в тех словах , где оно имеется :
Степей , судей , лисий , ранний , веселей , поместий , воскресений , аллей , змей .
От слов с нулевым и материально выраженным окончанием нужно отличать слова без окончаний .
Не имеют окончаний все неизменяемые слова и формы :
1. служебные части речи ( предлоги , союзы , частицы )
2. междометия
3. наречия
4. несклоняемые существительные и прилагательные
5. формы простой сравнительной степени прилагательных
6. деепричастия
7. начальная форма глагола – инфинитив
8. местоимения «его» , «её» , «их» как притяжательные .
ПОМНИТЕ : становятся неизменяемыми , а следовательно , не имеют окончаний знаменательные части речи при переходе в служебные и междометия , а также существительные при переходе в наречия . Не выделяются окончания в предлогах «в течение» , «в продолжение» и т.п. Та часть слова , которая в существительных и прилагательных выделялась как окончание , в наречиях является суффиксом : любоваться лесом ( сущ.в Тв.п.)- идти лесом (нар.) , в открытую дверь – играть в открытую .
Задание №3.
Распределите слова в три группы : имеющие материально выраженные окончания , имеющие нулевые окончания , не имеющие окончаний :
Второпях , гений , поплотнее , услышав , вручную , с размаху , двое , вдвоём, возьмём , возьми , поморщился , подпрыгивать , четырьмя , нашего , молча , пятьюдесятью , смущен , такси , шорты , смеющихся , какой – то , понемногу , кенгуру , твой , этому , потому , подпишу .
2. После того как определили , есть или нет в слове окончание , необходимо выделить основу слова . По школьной программе основа – часть слова без окончания или всё неизменяемое слово . Однако по вузовской программе в основу слова не включаются формообразующие суффиксы , поскольку они , образуя форму слова , выражают грамматическое значение – значение формы , а в основе заключено лексическое значение слова . На вступительном экзамене принимают обычно оба варианта выделения основы , но знать и уметь выделять формообразующие суффиксы тем не менее необходимо , потому что это поможет , во-первых , выполнить задания , связанные с выделением формообразующих суффиксов и определением их значения на письменном экзамене по русскому языку .
Формообразующие суффиксы.
Форма инфинитива | - ть , - ти | смотреть , цвести |
Форма прошедшего времени и условное наклонение | - л | смотрел зацвёл бы |
Форма повелительного наклонения | - и | смотри |
Формы всех причастий и деепричастий | -ащ(ящ), -ущ(ющ), -ем(им), -ш,вш, -нн ,-я | читающий читаемый читая |
Формы сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных и наречий | -ее(ей),е, ше,ейш, айш | бодрее,ниже , сильнейший. |
Таким образом , варианты выделения основы могут быть следующими :
добрее / добрее , играла /играла , поющий / поющий .
Задание №4.
Выпишите слова , содержащие формообразующие суффиксы , определите их значение :
подождите , смеясь , сероватый , молоденький , разбитый , испекший , высочайший , высоченный , большущий , пишущий , уплатив , милостив , бледнее .
Понятия производной , непризводной , производящей основ.
Производящая основа | Основа слова ,от которого образуется новое слово . |
Производная основа | Основа образованного слова |
Непроизводная основа | Основа слова , которое ни от чего не образовано (т.е. основа равна корню) |
Например , в слове ДОМ основа непроизводная . Если мы хотим от этого слова образовать существительное суменьшительным значением при помощи суффикса - ик – ( дом + ик = домик ), тогда основа дом выступает как производящая , а основа домик – производная .
Задание №5.
Разделите данные ниже слова на производные и непроизводные :
стенка , пушка , мушка , стирка , лавка , столик , кролик , листок , восток , синий , лисий , синеватый , здоровый , столовый , перловый , дать , отдать , давать , умыть .
Задание №6.
Подчеркните производящую основу слов :
необходимость , переносчик , заявление , приходить , беззаботный , интересно , прекращение , охотничий , подорожник .
Занятие второе.
Тема : Выделение суффикса и приставки в слове .
Следующий этап разбора слова по составу – выделение суффикса .
Типичная ошибка выпускников – почти не задумываясь выделить корень, а то , что осталось , «поделить» на суффиксы . Приучите себя к последовательному разбору «справа налево» : первым выделяйте суффикс , ближайший к окончанию , затем – стоящий перед ним и только потом – корень. Обязательность этого алгоритма связана с тем , что в русском языке много слов , заканчивающихся одинаковым буквенным сочетанием , но имеющих разный морфемный состав , например : марочка – марка , вазочка – ваза , шуточка – шутить – шутка , листва – лист , жатва – жать .Кроме того , в русском языке есть протяженные производные суффиксы , образованные как бы слиянием простых , например , невежественный – невежество – невежда и умственный – ум , загадочный – загадка – загадать – и ленточный – лента .Из приведённых примеров видно , что для правильного выделения суффикса нужно подобрать слово , от которого предложенное вам для разбора , образовано . Та часть основы , которой «ваше» слово отличается от производящего , и будет суффиксом . ( Помните : производящее слово должно стоять в начальной форме , чтобы возможные формообразующие суффиксы не помешали разбору . ) Но дело осложняется тем , что в слове может быть и два , и три суффикса , а следовательно , процедура сопоставления с производящим должна повторяться до тех пор , полка не останется непроизводное слово , которое не с чем сопоставлять . Например , СКАМЕЕЧКА – СКАМЕЙКА – СКАМЬЯ – СКАМЕЕЧКА ( К// Ч , Е – БЕГЛАЯ ); ОДИНОЧЕСТВО – ОДИНОКИЙ – ОДИН – ОДИНОЧЕСТВО ; ХОХОТУНЬЙЯ – ХОХОТУН – ХОХОТАТЬ – ХОХОТ – ХОХОТУНЬЙЯ ; ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ – ПРИГОТОВИТЬ – ГОТОВИТЬ – ПРИГОТОВЛЕНИЙЕ ( В//ВЛ ) .
При выделении суффиксов нужно помнить , что в русском языке есть нерегулярные и даже единичные суффиксы . Не нужно пугаться их «незнакомого облика» , твёрдо помните : то , чем производящее отличается от производного , есть самостоятельная морфема . Например : жизнь – жить ; битва – биться ; глухомань – глухой .
Пока не выработался устойчивый навык , обязательно следуйте следующему правилу :
1. выделите основу производящего слова ( без формообразующих суффиксов);
2.выделите основу производящего слова ;
3. подчеркните ту часть производящей , которая сохранилась в производной ;
4.выделите тот фрагмент , которым производная отличается от производящей ;
5.сделайте окончательный разбор слова , учитывая чередования .
При разборе глагольных форм и некоторых отглагольных существительных нужно помнить , что глагол имеет две основы : основу инфинитива ( прошедшего времени ) и основу настоящего ( простого будущего) времени . Основа настоящего ( простого будущего ) времени определяется по форме 3 – го лица множественного числа и часто содержит суффикс – й - , который на письме обозначается буквами «е» , «ё» , «ю» , «я» , стоящими после гласной : чита/йу/т , рису/йу/т и т.д. От основы настоящего (простого будущего) времени образуются формы повелительного наклонения , причастия настоящего времени , деепричастия несовершенного вида . При разборе слова по составу в подобных случаях между гласными буквами нужно вписать знак «й» и обозначить его как отдельный суффикс , например : подготавливайющий, собирайя . В формах повелительного наклонения этот суффикс обозначен буквой «й» , поэтому вписывать ничего не нужно :
поиграй , отдайте .
Выделение приставок вызывает затруднения в том случае , если в слове содержится производная приставка , например :небескорыстный , обезжирить , недослышать . В подобных случаях , как и при выделении суффиксов , нужно подобрать производящее слово : небезызвестный – достаточно известный , недосаливать – мало солить , обесточить – лишить тока .
В приставках могут быть беглые гласные , которые входят в состав приставки , и как отдельные части слова не выделяются , например : надорванный ( ср. надрывать ) , разобрать ( ср.разбирать ) .
В слове может быть две приставки (понастроили , пренеприятный , попридержать ) и даже три ( понавыдумал ) .
Обычно для выделения пристави слово сравнивают с однокоренным бесприставочным . Однако иногда слово без приставки не употребляется , тогда нужно проследить , нет ли в языке слова с этим же корнем , но с другой приставкой , например : добавить – слова «бавить» нет , но есть «прибавить», «убавить», следовательно , в глаголе «добавить» и в однокоренных корень-бав- ; отвергнутый – ср. свергнуть , ввергать , следовательно , корень –верг-.
При разборе сложных слов нужно помнить , что соединительная гласная входит в состав основы и либо подчеркивается , либо заключается в скобки : одноклассник , скалолаз . Сложные слова могут образовываться на базе целых слов , а также основ , имеющих в своем составе приставки и суффиксы . Эти морфемы нужно выделять и в составе сложного слова : первопроходец , снегоочиститель .
Задание №7.
Разберите слова по составу :
зажигалка , непогрешимость , рисовальный , тактичность , страдальческий , наперебой , затронутый , прибавляя , оплачивал , ожидание , высказанный , раскидав .
Задание №8.
Выполнение тестовых заданий .
1. Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса , окончания и постфикса ?
1) перебежчик ;
2)оправдывается ;
3)перегрузился ;
4)удивительно .
2 -5 . Какое слово состоит из приставки , корня , одного суффикса и окончания ?
1) примиряющий ;
2)разобщение ;
3)сторожка ;
4)засекречивая .
3. 1)перегрузка ;
2)возмужавший ;
3)свинцовый ;
4)выпадая .
4. 1)разломав ;
2)пересказавший ;
3)привёзший ;
4)овражки .
5. 1)переплывая ;
2)принёсший ;
3)обещание ;
4)выпачканный .
6. Укажите корень в словах :
беседка , бестолочь , безделица , бездна , бесёнок , бескозырка .
Занятие третье.
Тема :Основные способы словообразования . Словообразовательный анализ .
Приставочный | Образование слов присоединением к производящему слову приставок . Могут образовываться разные части речи , при этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи .
| со + ученик = соученик пре+большой=пребольшой пере+бежать=перебежать от+ныне=отныне |
Суффиксальный | Образование слов присоединением суффиксов к производящей основе . | свет +-л=светлый светлый+-еньк=светленький светлый+-еть=светлеть |
Приставочно- суффиксальный | Образование слов присоединением к производящей основе одновременно приставки и суффикса . | не-+избежать+-н неизбежный под-+слепой+-оват= подслеповатый |
Постфиксальнй | Образование слов присоединением к производящему слову постфикса . С помощью постфикса –ся образуются глаголы . С поммощью постфиксов –то , -либо , -нибудь – неопределенные местоимения и местоимённые наречия . | учить+-ся=учиться кто + -то = кто-то когда+-либо=когда-либо |
Бессуффиксный | Образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов . Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия ) и от прилагательных (часто со значением признака ) , как правило , используется суффиксальный способ : изучать – изучение , белый – белизна . Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить-выход , зелёный –зелень, сухой – сушь ). Тем не менеетакие существительные считаются производными от соответствующих им глаголов и прилагательных ( а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола , а признака – для прилагательного . Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным , и бессуффиксным способом : Способ словообразования , который в школьной практике принято называть бессуффиксным , лингвистами обычно рассматривается как разновидность суффиксального способа , при котором используется нулевой суффикс:
| переписать-переписывание –перепись; синий-синева-синь. ср.: син(ий)+-ев=синева и син(ий)+-о=синь . |
Сложение | Образование слов соединением двух или более основ или слов. Слова , образованные данным способом , называют сложными . Разновидности сложения : 1.сложение слов : 2.сложение основ с помощью интерфиксов : 3.сложение сложносокращенных слов , в результате чего получается сложносокращенное слово , или аббревиатура . Аббревиатура имеет то же значение , что и исходное словосочетание . Этот способ в русском языке характерен только для существительных . Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов , сложение слогов или частей слов полного названия , сложение начальной части слова с целым словом . Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса :
| диван+кровать =диван-кровать нос+о+рога+носорог пыль+е+сосать=пылесос МАГУ , вуз . продмаг , спецкор главврач , стенгазета пятиэтажный . |
Переход в другую часть речи | Слово или отдельная форма слова определенной части речи начинает осмысляться как слово другой части речи . При этом фонетический облик слова остаётся прежним , но происходят изменения в грамматических свойствах слова , сопровождающие переход в другую часть речи . | больной ( прил. в форме мужского рода )- больной (существительное ); лёжа (деепричастие)- лёжа (наречие ). |
Приставочно - постфиксальный | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки и постфикса . | думать +в- + -ся = вдуматься |
Суффиксально – постфиксальный | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно суффикса и постфикса . | гордый + -и - + -ся = гордиться |
Приставочно – суффиксальный – постфиксальный. | Образование слов присоединением к производящему слову одновременно приставки , суффикса и постфикса . | стрелять+пере- + -ива- + -ся = перестреливаться . |
Задание №9.
Распределите данные ниже слова по трём группам по способу образования (приставочный , суффиксальный , приставочно – суффиксальный ):
безработный , бессимыслица , выключатель , высказать , высказывать , высказывание , напевать , написать , переводной , подставить , подставка , подстаканник , попросить , по – старому , соавтор , собеседование , содействовать , соотечественник , сопровождение .
Задание №10.
Укажите способ образования слов :
подсчитать , столярничать , подняться , жёлто – зелёный , какой – нибудь , предрассветный , незначительный , подружки , собеседник , водолаз , пятиугольник .
Задание №11.
Укажите способ образования следующих существительных :
бездорожье , военный , вывих , знание , мороженое , подгруппа , приговор , пришкольный , продмаг , суперобложка , теплоход , тишь , читатель , шашлычная , шестиклассница , школьный .
Задание №12.
Какое слово является производным в данных парах , первое или второе ? Какой способ образования производных слов здесь используется ?
Зелень – зеленый , вылет – вылетать , вход – входить , вынос – выносить .
Словообразовательный анализ позволяет узнать , от чего и с помощью чего образовано данное производное слово , другими словами , анализируемое производное слово делится на две части : производящую основу и словообразовательную морфему .
ПОРЯДОК СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА .
1.Поставить анализируемое слово в начальную форму .
2.Подобрать к анализируемому слову производящее слово ; объяснить значение производного слова через значение производящего ; обозначить производящую основу .
3.Указать словообразующую морфему .
4.Указать способ словообразования .
5.Указать процессы , сопровождающие словообразование , если они есть (прежде всего чередование гласных и согласных) .
Задание №13
Проведите словообразовательный анализ слов , содержащихся в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым .
Обеденный – обед
1.Н.Ф.- обеденный .
2.Производящее слово – обед .Обеденный – «относящийся к обеду».
3.Словообразующий суффикс - -енн- .
4.Способ образования – суффиксальный .
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ .
1.Словообразовательные омонимы .
Суффиксы , так же как и слова , могут быть омонимичными . Например , суффикс –к- может образовывать существительные со значением лица женского пола от названия лица мужского пола (москвич – москвичка), уменьшительные существительные (репа – репка ) , отглагольные существительные со значением действия ( стирать – стирка ) . Иногда омонимичные суффиксы добавляются к одной и той же производящей основе , и тогда получаются два слова – омонима . Поскольку возникновение таких омонимов связано со словообразованием , их называют словообразовательными омонимами .Например , дождевик (плащ)- дождевик (гриб).
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав (слово «норка»(зверь)- непроизводное , а слово «норка»(маленькая нора) образовано с помощью уменьшительного суффикса –к- от слова «нора» ) .
2. Наложение морфем .
Прилагательное РОЗОВАТЫЙ образовано от прлагательного РОЗОВЫЙ и обозначает слабую степень проявления этого признака . Значит , производящая основа розв- . Остающийся суффикс –ат- встречается в прилагательных , но он имеет значение обладания и образует прилагательные от существительных (усатый) . А значение слабой степени проявления признака имеет суффикс – оват -. По правилу должно бы получиться слово розововатый . Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков :-ов-ов. Они совместились друг с другом , и в результате получилось слово РОЗОВАТЫЙ. Это явление называется наложением морфем .Другие примеры :
Смоленск + - ск - = смоленский , колонн(а)+н=колонный ( по орфографическим правилам русского языка в слове не могут соседствовать три одинаковые согласные ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Морфемика"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"(Сказочная контрольная работа)...

Интегрированный урок по русскому языку "Морфемика и словообразование"
Интегрированный урок по русскому языку предназначен для проведения в 10 классе с ипользованием логико-смысловых моделей....
Русский язык : Морфемика и словообразование
Учебное пособие, в котором собран весь материал по этой теме....

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»
Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Презентация к уроку русского языка "Морфемика и словообразование" 6 класс
Объяснение любой темы по русскому языку в современой школе облегчается возможностью выведения наглядного материала на экране....
Готовимся к экзамену по русскому языку. Морфемика и словообразование (учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации)
Учебно-методические материалы для подготовки к итоговой аттестации учащихся по русскому языку (ГИА, ЕГЭ). Содержат теоретический материал по разделу "Морфемика. Словообразование", примерные ...

Контрольная работа по русскому языку "Морфемика. Словообразование" 6 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме "Морфемика. Словообразование" в 6 классе позволит проверить уровень сформированности навыков морфемного и словообразовательного анализа, а также ...
Комментарии
благодарность за интересный материал.
ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ по русскому языку. Морфемика и словообразование.
ЕГЭ по русскому языку. Морфемика и словообразование.